1 октября Кромвель подошел к крепости Уэкс­форд, ближайшему к берегам Англии порту и древне­му центру пиратства.

Переговоры тянулись несколько дней. Комендант гарнизона вначале согласился сдать крепость, но на определенных условиях. Затем, получив подкрепление, начал изворачиваться, тянуть время. Неоцени­мую услугу англичанам оказал ирландский преда­тель, который показал им дорогу в крепость.

11 октября семь тысяч пехотинцев и две тысячи кавалеристов ворвались в Уэксфорд. Гарнизон за­щищался, но силы были слишком неравными.

«Наши войска,— писал Кромвель в своем доне­сении спикеру,— разбили их, а затем предали мечу всех, кто стоял на их пути. Две лодки, наполненные врагами до отказа, попытались уплыть, но потонули, тем самым погибло около трех сотен. Я полагаю, всего неприятель потерял при этом не менее двух тысяч человек; и полагаю, что не более двадцати из наших были убиты с начала и до конца операции».

Солдаты английской армии не щадили никого. Они грабили, поджигали дома, убивали даже жен­щин, стариков и детей. Беспощадно расправлялись с монахами и священниками, которые пытались их образумить.

Кромвель, видя, что город превращается в руины, не останавливал солдат, хотя собирался использо­вать Уэксфорд для зимовки.

Через два дня после битвы он писал Ленталлу:

«Да, право же, это очень прискорбно, мы желали добра этому городу, надеясь использовать его для ваших нужд и нужд вашей армии, а не разорять его так сильно, но Бог судил иначе. В нежданной милости провидения, в справедливом гневе своем он направил на него меч своей мести и сделал его добычей солдат, которые многих заставили кровью искупить жесто­кости, учиненные над бедными протестантами».

Встретить зиму в Уэксфорде Кромвелю не дове­лось, он двинулся дальше — сначала на запад, затем на юг. Некоторые крепости сразу же сдавались, дру­гие вели упорное сопротивление.

С особым упорством сопротивлялся портовый го­род Уотерфорд. 14 ноября Кромвель писал: «Едва ли один из сорока моих офицеров сейчас не болен, и столь многих достойных потеряли мы, что перепол­няются скорбью наши сердца».

Заболел и сам Кромвель, о чем сообщал в письме Ричарду Мэру, не забыв посетовать, что Дороти пишет ему очень редко. Эта болезнь давала о себе знать Кромвелю до самой его смерти. В результате завоеваний 1649—1652 гг. Ирландия была вконец опустошена. Из полутора миллионов на­селения в ней осталось немногим более половины. Не одна тысяча ирландцев была принудительно вы­везена в американские колонии Англии и превращена там в «белых рабов». Последовавшие массовые кон­фискации земель восставших передали в руки англий­ских собственников 2/3 ирландской территории. Этот большой земельный фонд был предназначен для удов­летворения претензий государственных кредиторов, главным образом денежных тузов Сити, а также для погашения задолженности армии.

Таким образом, в Англии 40 — начала 50-х годов, с одной стороны, произошло перерождение некогда революционной армии в армию колонизаторов, с дру­гой стороны, создавался новый слой дворян — ленд­лордов Ирландии, которые стали опорой реакции в самой Англии и стремились к скорейшему восста­новлению в ней традиционной системы дворянского господства.

2. - ВОЙНА С ШОТЛАНДИЕЙ

После войны в Ирландии Кромвеля на родине встречали как национального героя.

Известный английский поэт Эндрю Марвелл со­чинил в его честь оду:

Как добр он, как он справедлив,

И к высшей истине ревнив!

Не сам команду он дает:

Республика его ведет

Лишь тот способен управлять,

Кому дано себя смирять,— говорилось в ней.

Правительственная газета «Политический меркурий» писала, что успехи Кромвеля в Ирландии «в до­бавление к гирлянде его английских побед увенчали его во мнении всего мира как одного из мудрейших и совершеннейших вождей среди всех ныне живущих и прошлых поколений».

Рассказывают, что в эти дни кто-то восхищенно сказал Кромвелю: «Какая толпа собралась смотреть на триумф вашего превосходительства!» Кромвель, не потерявший на войне чувство юмора, ответил: «Ко­гда меня будут вешать, народу соберется еще боль­ше».

Но в Англии Кромвелю не удалось долго пробыть. Шотландские пресвитериане не могли примириться со смертью Карла I. Установление в Англии индепендентской республики оттолкнуло от нее не только шотландскую аристократию, но и вообще имущие классы Шотландии. Желая оградить себя от грозив­шей из Англии опасности, шотландские пуритане превратились в пламенных приверженцев той самой монархии Стюартов, которой сами же недавно нанес­ли первый удар.

5 февраля 1649 г. бежавший в Голландию принц Карл, сын казненного короля, был провозглашен в Эдинбурге королем — причем, не только Шотландии, но и Англии и Ирландии. Желание вернуть себе «оте­ческий престол» вынудило нового короля обещать сохранение в Шотландии пресвитерианской церкви и распространение пресвитерианства как государст­венной религии на Англию и Ирландию, подобно то­му как за год до этого он согласился на всевозможные уступки ирландским католикам.

10 июня Карл отплыл в Шотландию. Англии на­чала грозить опасность с севера. Мало того, война Английской республики с Шотландией теперь уже стала неизбежной.

Во главе шотландского похода было предложено стать генералу Фэрфаксу, но он неожиданно отка­зался, и главнокомандующим всех вооруженных сил Англии был назначен Кромвель.

22 июля 1650 г. английские войска подошли к шот­ландской границе. Но покорить Шотландию оказа­лось значительно труднее, чем это многим представ­лялось вначале.

2 сентября Кромвель писал:

«Достопочтенному сэру Артуру Гезльригу.

Срочно, срочно.

Дорогой сэр, мы в очень трудном положении. Не­приятель загородил нам путь к Копперспатскому пе­ревалу, через который мы сможем пробиться только чудом. Он обложил все окрестные холмы, так что мы не знаем, как нам выйти отсюда; это возможно лишь с превеликим трудом; а пребывание здесь ежедневно косит наших людей, которые болеют невообразимо. Я понимаю, что вы сейчас не можете помочь нам; но все же, что бы с нами ни случилось, соберите все силы, какие только удастся, и помогите, чем можете, с юга. Это такое дело, которое касается всех добрых людей. Если бы ваши войска смогли ударить из-за Копперспата, это было бы нам большой поддержкой. Все должны работать на дело добра. Духом мы не падаем (хвала Господу), несмотря на такое положе­ние. И право, мы всего больше надеемся на Господа, от которого уже получили так много милостей.

Право же, соберите все силы, какие только може­те. Пошлите на юг к друзьям, попросите помочь. Дай­те знать Генри Вэну, что я пишу. Я не хотел бы, чтобы это стало известно всем, ибо опасность только увели­чивается. Вы сами знаете, как лучше действовать. Дайте мне знать о себе.

Остаюсь слугой вашим.


Информация о работе «Кромвель против Ирландии и Шотландии»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 17671
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
93597
0
0

... отправились к Кромвелю и торжественно передали ему верховную власть, которою он своею волей наделил их ранее[77]. 4.2. Внутренняя политика в период Протектората   Оливер Кромвель принял титул «Лорда-протектора свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» 16 декабря 1653 года [78]. Впоследствии многие политические деятели, получившие власть в результате демократических революций, ...

Скачать
26060
1
0

... служили под его началом, когда он был еще про­стым капитаном: они не могли понять, в чем тут может заключаться преступление, если палату, состоящую не из лордов, не называть палатою лордов. Но Кромвель требовал безусловного повиновения. Республиканские и анабаптистские мнения затрагивали его власть в самом корне, он не хотел терпеть их, по крайней мере, в армии. «Я служил ему пятнадцать лет, - ...

Скачать
38530
0
0

... Но все же не великая вера в Бога, не крылатая фраза, а четкая отработанная система отбора, обучения и воспитания солдат - вот что оставило на страницах военной истории имя Оливера Кромвеля - великого полководца и военного реформатора. Когда он вернулся в Лондон, его встречали как героя. День третьего сентября становится национальным праздником Английской республики. Последние победы не только ...

Скачать
31026
1
0

... феврале 1643 звание полковника. В течение 1643 он проявлял все большую активность в восточной Англии, превратив ее в опорную базу парламента. Гражданская война раскрыла организаторские способности Оливера Кромвеля и его полководческий талант. Поначалу парламентская армия имела преимущество в пехотных атаках за счет использования длинного древкового оружия и партизанских методов. После битвы при ...

0 комментариев


Наверх