1.2 Первые политические шаги О. Кромвеля
В эти долгие годы мирного существования единственным событием, проливающем свет на скрывавшиеся в нем потенции общественного служения, было его участие в конфликте горожан Гентингдона с правящей партией в общинном совете. Щедро оплаченная ею новая городская хартия, полученная от Карла I, отменяла ежегодные выборы членов совета и тем самым расширяла возможности для проявления произвола олигархии и в то же время заглушала голоса протеста. Во главе возмущенных этими нововведениями горожан Гентингдона в 1630 г. оказался Оливер Кромвель, публично обрушившийся на поддерживаемый короной и местной знатью общинный совет. За свои «позорные и непристойные» речи он был вызван в Лондон и предстал перед лордом-хранителем печати. Только «признание» Кромвеля в том, что его выступление было «беспричинным» и «необоснованным», обеспечило ему прощение.
Однако в Гентингдон Кромвель вернулся местным героем, что привело к тому, что в 1628 г. он был избран членом парламента. Первая фиксированная речь Кромвеля в качестве члена парламента была посвящена защите пуританских воззрений его учителя Томаса Бирда, подвергшегося гонению со стороны прелатов англиканской церкви за обличение придворного паписта. Когда 2 марта 1629 г. король Карл I распорядился прервать заседания парламента, среди ослушников королевской воли был и Оливер Кромвель. Тем не менее, парламент был распущен, и Оливер Кромвель вынужден был вернуться к обыденным занятиям сквайра.
С 1630 по 1636 год наступил самый тяжелый период в жизни Кромвеля. Сознавая, что его поражение в столкновении с олигархией Гентингдона положило конец его публичному восхождению в этом графстве, он принимает нелегкое решение. В мае 1630 г. он продает все, чем владел в родном городе, и переезжает с семьей в Сен-Айве, в соседний Кембриджшир, где он оказался в явно приниженном положении: вместо прежнего статуса фригольдера ему здесь пришлось довольствоваться лишь положением арендатора чужой земли. Одновременно остро сказались и финансовые трудности. В это время Кромвель серьезно подумывал об эмиграции в североамериканскую колонию Новую Англию, являвшуюся прибежищем для многих истых пуритан, подвергавшихся гонениям на родине или просто не приемлевших господствовавших в стране распорядков. В дополнение ко всему он вторично оказался в конфликте с королевской волей; на этот раз - в результате принципиального отказа приобрести за плату рыцарское звание, повлекший за собой штраф в 10 ф. ст.
Наступила полоса тяжелого духовного кризиса Кромвеля. Наблюдавшие его в ту пору врачи ставили диагноз «крайняя меланхолия» и «ипохондрия». Сам же Кромвель это свое состояние позднее определит как «обращение», «духовное возрождение», т. е. кальвинистскими понятиями, в которых выражалось обретение человеком после долгих и мучительных, доходивших нередко до отчаяния сомнений уверенности в принадлежности к «избранным», «спасенным», «святым». Отныне Кромвель, как уже отмечалось, все свои действия будет объяснять «волей божьей», а их исход — «божественным провидением». Позднее сам Кромвель об этом религиозном опыте писал: «Будь благословенно имя Его за свет, проникший в столь темное сердце, как мое. Вы знаете, какой образ жизни я вел. О, я жил во тьме и любил тьму, я ненавидел свет. Я был главным грешником, главой грешников». Отныне Кромвель осознал себя «ратником божьим», т. е. свою принадлежность к оппозиции единовластию Карла I.
Английский исследователь Кристофер Хилл остроумно заметил, что время «духовного возрождения» Кромвеля удивительным образом совпало с одним сугубо земным событием в его жизни. В 1636 г. умер его дядя Томас Стюард, завещавший ему весьма значительное состояние. Кромвель переехал в Или, став сразу одним из наиболее видных сквайров в округе. Если в имущественном плане Кромвель принадлежал к слою средних провинциальных джентри, то мировоззренчески он олицетворял радикальное течение пуританизма в плане религиозном и приверженца оппозиции абсолютизму — в плане политическом. Мучительный духовный кризис остался позади. Переполнявшее его теперь ощущение «просветления», «возрождения к новой жизни» выражало лишь полностью созревшее в нем убеждение в том, что отныне «дело» парламента слилось для него с «делом божьим», которому противостоят «нечестивые» советники и слуги короля.
Вскоре ему представился очередной шанс выступить против королевской власти. Так, когда компания осушителей болот лишила жителей в прилегающей к его владениям округе общинных прав, которыми они пользовались искони, Кромвель затеял против нее судебную тяжбу. Когда же в дело вмешался король, взявшись лично содействовать завершению начатого осушения этих земель, Оливер снова оказался главным ослушником его воли. Конфликт этот так и не был разрешен вплоть до начала революции. Отметим только эту особенность Кромвеля - политика, способного во имя интересов своего сословия открыто встать на сторону тех, чьи социальные чаяния и действия в иной политической ситуации вряд ли завоевали бы его симпатии и были им поддержаны.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда король Карл I распорядился в 1640 г. созвать парламент, известный в истории под названием «короткий» (он заседал всего три недели), Кромвель оказался одним из двух членов палаты общин, представлявших в ней Кембридж. Это же повторилось осенью того же года в результате выборов в новый парламент, которому суждено было стать Долгим (он просуществовал вплоть до 1652 г.).
... Но все же не великая вера в Бога, не крылатая фраза, а четкая отработанная система отбора, обучения и воспитания солдат - вот что оставило на страницах военной истории имя Оливера Кромвеля - великого полководца и военного реформатора. Когда он вернулся в Лондон, его встречали как героя. День третьего сентября становится национальным праздником Английской республики. Последние победы не только ...
... отправились к Кромвелю и торжественно передали ему верховную власть, которою он своею волей наделил их ранее[77]. 4.2. Внутренняя политика в период Протектората Оливер Кромвель принял титул «Лорда-протектора свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» 16 декабря 1653 года [78]. Впоследствии многие политические деятели, получившие власть в результате демократических революций, ...
... служили под его началом, когда он был еще простым капитаном: они не могли понять, в чем тут может заключаться преступление, если палату, состоящую не из лордов, не называть палатою лордов. Но Кромвель требовал безусловного повиновения. Республиканские и анабаптистские мнения затрагивали его власть в самом корне, он не хотел терпеть их, по крайней мере, в армии. «Я служил ему пятнадцать лет, - ...
... новый слой дворян — лендлордов Ирландии, которые стали опорой реакции в самой Англии и стремились к скорейшему восстановлению в ней традиционной системы дворянского господства. 2. - ВОЙНА С ШОТЛАНДИЕЙ После войны в Ирландии Кромвеля на родине встречали как национального героя. Известный английский поэт Эндрю Марвелл сочинил в его честь оду: Как добр он, как он справедлив, И к высшей ...
0 комментариев