План

Введение. 3

1. Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584гг.)  4

2. Внешняя политика Ивана IV (Грозного) 9

3. Утверждение деспотического самодержавия и нарастание общественного кризиса в Московском государстве конца XVI-начала XVII вв

Заключение 15

Литература 16


Введение

В начале XVI в. перед Россией стояла задача становления и укрепления единого государства. Для этого требовалось покончить с пережитками феодальной децентрализации, завершить формирование единого общегосударственного аппарата, а также расширить территориальные пределы России.

Объединение русских земель в одно государство в конце XV в. – начале XVI в. еще не означало полной централизации, создания политического и экономического единства. Сохранились многие остатки феодальной раздробленности, институты прежних уделов, иммунитетов феодальной знати. Дворцово-вотчинная система управления и система кормления еще не были полностью ликвидированны. Но, тем не менее, централизованное Русское государство в основном сложилось. Его образование было прогрессивным явлением, способствовавшим дальнейшему экономическому развитию страны, укреплению международного положения русских земель, росту их престижа среди европейских и иных государств.

Социально-экономические и политические процессы в XVI в. определили изменение формы правления Русского государства. В середине XVI в. начинает складываться сословно- представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение царской властью для решения важнейших вопросов представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населения. Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности и т.д. При этом главной опорой царя продолжало оставаться дворянство.


Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584 гг.)

Первым русским царем стал Иван IV (1530-1584гг), принявший царский титул в 1547 году. Это была первая крупная реформа, которая должна была подчеркнуть не случайный, а божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором священной Римской империи, византийскими владыками прошлого.[1]

Взойдя на престол, Иван VI первоначально развивал формы сословно-представительской монархии, с учетом традиций удельной Руси. К тому времени сформировались основные категории российского общества: боярская аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство, посадское население. Важным государственным органом оставалась Боярская дума, которая состояла из думных чинов: думных бояр, окольничих (“окольничать” - править), думных дворян и думных дьяков, назначавшихся царем пожизненно.

В середине XVI в. вокруг царя образовалась группа приближенных к нему лиц получившая впоследствии название Избранной рады, которая, не являясь формально государственным учреждением, по содержанию деятельности была правительством в течение нескольких лет и от имени царя управляла государством. В ее состав входили царский постельничий Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, царский духовник протопоп Благовещенского собора Сильвестр, митрополит Макарий.

Церковная власть имела свой высший орган – Освященный собор. Для решения наиболее важных дел Боярская дума и Освященный собор иногда собирались вместе. Из практики этих совместных заседаний постепенно сложился более расширенный форум, получивший название Земского собора. В 1549 г. царь созвал первый в истории России Земский собор, названный “Собором примирения” (на нем Иван VI мирился с боярами и прощал им их “вины”), совещательный орган, в котором были как представители родовой аристократии, так и духовенство.[2] На нем было объявлено о подготовке реформ.

Земские соборы собирались не систематически, но в первой половине XVI в. довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской грамотой. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой. Они относились, как правило, к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство. Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом Собора и оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, “приговора”.

Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя, но реально он не мог не считаться с мнение дворянских и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки. Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время всемерно ее укрепляли.[3]

В 1550г. был принят новый общерусский свод законов – Судебник, еще более укрепивший царскую власть. Как и в первом Судебнике(1497г) (статья 57, которого, положила начало оформлению крепостного права), в нем были сохранены прежние сроки ухода от хозяина приуроченные к Юрьеву дню (неделя до и неделя после Юрьева дня- 26 ноября), но увеличена плата за «пожилое» - налог на право проживания на земле того или иного землевладельца.[4] Центральными органами управления в период сословно-представительной монархии являлись приказы – общегосударственные органы, ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны (Поместный, Разрядный, Пушечный, Житный и т.д.); территориальные (Казанский, Астраханский, Сибирский) и дворцовые, обслуживающие дворцовое хозяйство.[5] Продолжали действовать Посольский, Разрядный, Ямский приказы. Большое значение имел Поместный приказ, решавший вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведавший учетом поместного земельного фонда, раздачей земель дворянам, регистрацией вотчин и т.д. Поместный приказ рассматривал и судебные споры по земельным делам. Приказы создавались по мере надобности, иногда без точного определения их компетенции, порядка организации и деятельности. Это порождало волокиту, дублирование, бюрократизм. Характерной особенностью каждого приказа было сосредоточение в его ведении не только управления, но и судебных функций. Часто на приказы возлагались задачи по управлению отдельными местностями государства. Все это создавало путаницу в вопросах подведомственности и подсудности.

Образование Русского централизованного государства и создание сословно-представительной монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли не вызвать реформы местного самоуправления. [6]

При реформе местного самоуправления в 1540-1556 гг. была произведена замена кормлений (наместники и волостели) на выборные губные и земские органы.

Губная и земская избы представляли собой судебно-административные округа с выборной администрацией: земские старосты (излюбленные головы) и судьи (целовальники), выбиравшиеся тягловым (податным) населением городов и черносошным крестьянством.[7]

Губные избы – это округа с преобладающим помещичьим землевладением, созданные, прежде всего как карательные органы, которые ведали борьбой с разбойниками, убийцами, поджигателями, сыском беглых. Позднее на них были возложены и некоторые управленческие функции: сбор податей, перепись населения, осуществление контроля над питейными заведениями. Во главе губных изб стояли губные старосты, избираемые и назначаемые из детей боярских и дворян. Губные старосты объявляли административные распоряжения, ведали губной тюрьмой. При губной избе стоял дьяк, ведавший делопроизводством. Губная изба первоначально избиралась без указания срока, а впоследствии – на один год. Губные грамоты составлялись от имени Государя всея Руси, содержали прямое указание на это, утверждались соответствующими подписями и печатями.

Во второй половине XVII в. самостоятельность губных органов была ограничена. Разбойная изба (позднее приказ) в Москве имела определенные контрольные функции относительно губных органов, привлекала к ответственности самих губных старост и целовальников за взяточничество и другие злоупотребления. Губные грамоты были использованы при составлении Уставной книги Разбойного приказа. Губные грамоты и Уставная книга Разбойного приказа явились важными источниками Соборного уложения 1649 г.

Кроме губной реформы в середине XVI в. была проведена земская реформа, в результате которой были созданы органы земского самоуправления, выбиравшиеся из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства («лутчих» людей). Их компетенция распространялась только на посадских и крестьян. Бояре и дворяне были из компетенции земских органов изъяты. Земские уставные грамоты издавались Государем всея Руси и регламентировали функции местных органов и их компетенцию в финансовой, судебной и полицейской областях. Грамоты указывали, что избрание земских старост – не только право населения, но и обязанность. Земские избы состояли из «излюбленных голов» (позднее старост) и выборных «лутчих» людей.

Земские органы осуществляли суд по всем делам, в том числе по тем, которые были подсудны губным избам. На них также лежала обязанность раскладки податей и сбор так называемого оброка («волостелин откуп»), который устанавливался вместо податей, платившихся ранее кормленщикам («всякие наши доходы собирати и к нам на срок привозити»). Этот оброк шел в государственную казну, что способствовало укреплению положения центральной власти и государственного аппарата. Земские органы осуществляли контроль над промыслами, торговлей, исполняли полицейские функции. Территорией, на которой действовала земская изба, был, как правило, город с уездами, но могла быть и отдельная волость.

Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно представительных учреждений на местах, отвечая интересам дворянства, верхушки посада и зажиточного черносошного крестьянства, способствовали укреплению, централизации государства и усилению карательной политики правительственных кругов. Но они не были достаточно определенно и четко соединены с приказами, центральным управлением, строились на выборных началах.[8]

В XVI в. происходит реорганизация местного самоуправления: земские, губные избы стали подчиняться назначаемым из центра воеводам (1556), принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались в своей деятельности на специально созданный аппарат (воеводская изба), состоявший из дьяков, приставов и приказчиков. В XVII в. воеводское управление было усилено.[9]

Военная реформа.

В XVI в. вооруженные силы Руси также требовали реформирования. Наряду с ополчением старой феодальной знати стало формироваться дворянское поместное ополчение, состоявшее из служилых людей, получавших земли под условием службы. В 1557 г. было принято Уложение о службе, определившее обязанности дворян по военной службе. Дворяне служили, как правило, в коннице. Они являлись на службу «конны, оружны и людны», причем число приводимых людей должно было соответствовать размеру поместного оклада. Дворянские полки представляли собой надежную опору власти и являлись важным инструментом политического господства.[10]

Помимо дворянских ополчений было создано постоянное стрелецкое войско из людей «по прибору» по найму. Стрельцы поселялись в специальных слободках, жили семьями, получали жалование и, в свободное от службы, мирное время занимались промыслами, торговлей, огородничеством.

Большое влияние стали уделять пограничной службе. На воевод, посылаемых в окраинные местности, возлагались функции по организации охраны границ, создание крепостей, «засек», острожек. В их подчинении были специальные должностные лица и вооруженные части. В XVII в. были созданы драгунские полки из крестьян некоторых пограничных уездов. Использовалось для охраны границ и казачество южных и восточных районов России.[11]

Создание громоздкого чиновничье-бюрократического аппарата, реорганизация вооруженных сил требовали увеличения налогового бремени, следовательно, реформы системы финансов.

В середине XVI в. была проведена финансовая реформа, приведшая к сосредоточению всей денежной системы в руках государства. По пути установления единой финансовой системы шла государственная податная политика: были установлены единые критерии обложения, проведена опись земельных угодий, установились единые прямые и косвенные налоги.[12]

В 80-90-х годах XVI в. правительство провело повсеместное описание земель. Составленные писцовые книги определяли число окладных единиц (так называемых «сох»). В «соху» входило различное количество земли в зависимости от ее качества. Писцовые книги служили актами крепостной зависимости крестьян определенному помещику. В качестве прямых налогов взимались так называемые стрелецкий «корм», «кормленный откуп», «пищальное» (на приобретение оружия), «полоняничные» (на выкуп пленных), ямские деньги.[13]

Происходит юридическое оформление сословий, их обязанностей и привилегий. Правящий класс делится на феодальную аристократию – бояр и служилое сословие – дворян. Экономическая база бояр вотчинное землевладение, дворян – поместное. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и при условии службы. Помещики, получавшие земли на срок и в ограниченном размере, более интенсивно эксплуатировали проживающих на них крестьян, поэтому отход крестьян происходил чаще из поместий в вотчины. Между вотчинниками и помещиками шла постоянная борьба за рабочие руки. В середине XVI в. правительство сделало первую попытку юридически уравнять вотчину с поместьем. Был установлен единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий, независимо от их вида, хозяева обязывались выставлять одинаковое количество вооруженных и экипированных людей. Принцип служебности постепенно распространяется на оба феодальных сословия – боярство и дворянство. Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместий на вотчины, на наследование поместий. Объединение феодального сословия закрепляет его привилегии: монопольное право владеть землей, населенной крестьянами, освобождение от повинностей.[14]

Церковная реформа.

В XV-XVII вв. церковь являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состоялся Стоглавый (по числу 100 глав в Уложении) церковный собор. На Стоглавом соборе был поставлен вопрос о секуляризации, т.е. изъятии в государственную собственность церковных земель. Стоглавый Собор отклонил планы правительства, но ограничил церковные владения в городах. Было проведено частичное изъятие монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. Монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души» запретили.[15]

Стоглавый собор:

- унифицировал церковные обряды и установил общие правила (каноны) иконописи;

- утвердил общерусский список (пантеон) святых;

- подтвердил, что замещение церковных должностей должно осуществляться «не по мзде», а по реальным заслугам;

- принял решение передать все церковные земли под контроль царя, приобретать землю и получать ее в дар от верующих церковь могла теперь только с разрешения царя;

- призвал церковь к решительной борьбе с пороками среди служителей (пьянством, сквернословием, ересями) и установил церковный суд;

- обязал священников обучать детей мирян грамоте и создавать богадельни для больных и немощных.[16]

Русская культура XVI в. отразила основные события российской истории этого времени. На развитие культуры единого государства оказывали влияние: формирование единого Российского государства; освобождение страны от татаро-монгольского господства; завершение формирования русской народности. Создание единого государства, расширение аппарата управления им, расширение международных связей потребовали создания специальных школ для подготовки государственных служащих. Такие школы и училища создавались при монастырях и приходских церквах. Одним из важных событий культурной жизни стало начало книгопечатания в 1553г. В1564г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили «Апостол» - первую русскую датированную печатную книгу. В первой четверти XVI в. была сформулирована политическая теория Российского государства. В ее основе лежала концепция «Москва – третий Рим», подчеркивающая особую роль церкви в жизни Российского государства. Москва стала общерусским культурным центром. Основой духовного и культурного развития стало возрождение культурных и государственных традиций Древней Руси, утверждение православной веры. Впервые русская культура стала открытой для влияния обычаев и достижений других стран и народов, главным образом европейских. Все это создавало предпосылки для его последующего расцвета.[17]


Информация о работе «Первый русский царь - Иван Грозный»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 40590
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
47758
0
0

... к Анастасии, через две недели после ее смерти он объявил, что женится снова – на этот раз в поисках политического альянса на сестре польского короля Сигизмунда II Августа. Сигизмунд отказал ему, и Иван Грозный женился на Марии, дочери кабардинского князя Темрюка. Их единственный ребенок, мальчик, прожил всего пять недель, и после этого Иван уже не проявлял к своей жене никакого интереса. Когда ...

Скачать
60836
6
0

... о вступлении в подданство России в то время и Удмуртии. Марийцы, чуваши , мордва , башкиры , татары , удмурты стали подданными московского царя . [ТА1]  Россия становилась большим многонациональным государством. Иван Грозный решил ознаменовать победу над Казанью постройкой Покровского собора на Красной площади. За строительство собора взялись талантливые русские зодчие Барма и ...

Скачать
107205
0
0

... для того времени прочтение церковной и гражданской истории. Одним из самых значительных иконописных образов превращения Русского государства в Святую Русь стала икона «Благословенно воинство Небесного Царя», известная также под названием «Церковь воинствующая». В этой иконе символически представлен весь религиозно-мистический и всемирно-исторический смысл бытия России на Земле, тот великий ...

Скачать
37615
0
0

... затрагивали в своих трудах царствование Ивана Грозного и оставили множество разнообразных, причем подчас взаимоисключающих концепций его правления. Н.К.Михайловский в своей работе “ Иван Грозный в русской литературе” писал, что при чтении литературы, посвященной Грозному, “выходит такая длинная галерея его портретов, что прогулка по ней в конце концов утомляет. Утомление тем более понятное, что ...

0 комментариев


Наверх