1.2 Политика татар в отношении к ростовским князьям и местному боярству
Начиная с 60-70 гг. XIII в. ростовских князей ставят в совершенно исключительное положение, на них направляется усиленное внимание Золотой Орды. Прежде всего, начиная с 60-х гг. XIII в., в Волжскую Орду из Северо-восточной России проезжают почти исключительно князья ростовские, да и верный союзник Андрей Городецкий.
Ростовские князья и бояре не только должны были часто приезжать в Орду, но и подолгу там оставаться. Например, Федор Ростиславович несколько лет провел в ставке Менгу-Тимура.
В Орде ростовских князей приближали к ханскому двору. Некоторые из них могли удостаиваться высокой чести. В Житие Федора Ростиславовича говорится, что он (Федор Ростиславович) «всегда у царя предстоящее и чаши подаваше ему» . Поднесение чаши «царю» и принятие чаши царем «отъ руки» было знаком большой чести в придворном быту хана; позднее выработался даже особый ритуал ханского пития. По сообщению того же Жития, после женитьбы князя Федора на ханской дочери, царь «всегда противу себе седети повелеваше ему» (или «повеле ему садитися противу себе») . Это тоже было признаком высокой чести: у монголов распределение мест за столом (или за столами) подлежало особому распорядку и имело особенное значение.
Положение ростовских князей как служебников хана, в ревностной службе которых ханская ставка была весьма заинтересована, обусловливало тот радушный прием, то внимательное отношение, которое они встречали, и ту честь, которую им оказывали в Орде; но то же положение их как ханских служебников ставило в определенные границы близости ростовских князей к ханскому двору. Сами ростовские князья подчеркивали усердную службу своим татарам. Возможно даже, что между князьями шло соревнование в том, кто из них будет «выше честь принимать в Орде» .
На родину ростовские князья приезжали в значительной мере отатарившиеся. В след за ними в Ростовское княжество стала наезжать ордынская знать, может быть близкая к ним по служебным или родственным связям. Эти татарские вельможи оседали в пределах Ростовского княжества и даже получали, по-видимому, тем или иным путем от ростовского князя во владения земли.
Чем больше ростовские князья, «служебники» хана, сближались с Ордой, тем легче и успешнее они могли быть использованы у себя на родине татарами в интересах ордынского владычества и в конечном счете – для борьбы с непокорными. Так оно и было. Мало-помалу ростовским князьям все более и более приходилось входить в роль ревностных служебников хана, и уже в 70-х гг. XIII в. они вынуждены были выступить с официальным оправданием и политическим осмыслением своей деятельности; это оправдание прямо ставило в заслугу князьям их ревностную службу ханам и выдвигало мотив этой службы – защиту населения от татарских обид .
Политика Орды по отношению к Ростовскому княжеству была сопряжена с сознательным вмешательством монголов во внутренний политический распорядок северо-восточного края. Это вмешательство вело за собой существенные последствия. Во-первых, вмешательство во внутреннюю политическую жизнь северо-восточного края Волжская Орда создала себе в северных провинциях прочную базу на территории именно Ростовского княжества и приобрела себе послушных союзников и верных вассалов в лице ростовских князей. Во-вторых, было окончательно уничтожено значение Ростова как старого вечевого центра всей Ростово-Суздальской волости и задавлена вечевая жизнь в городах Ростовского княжества. В-третьих, наконец, из Ростовского края от ордынских властей и под страхом разорения от татарских ратей, приходивших с юго-востока, население разбегалось и сбивалось на западные окраины Северо-восточной Руси. Недаром Ростовская епископия не могла уже более удовлетворять в качестве церковно-административного центра, и около 1272 г. в Твери была образована самостоятельная кафедра, вторая во всем Ростово-Суздальском крае.
Эти новые явления русской жизни не замедлили оказать свое действие на ход ближайших событий конца XIII и начала XIV в.
2. Изменение в организации татарской эксплуатации русского Северо-востока в период двоевластия в Золотой Орде
В 80-90 гг.XIII в. в Северо-восточной Руси образовались две взаимно враждебные политические группы. В одном лагере в союзе представители Переяславля – князь тверской и князь московский, в другом – князья ростовские, к которым примыкал и их верный союзник Андрей Городецкий.
В эпоху двоевластия в Орде, в конце XIII в., произошли некоторые изменения в организации эксплуатации русского Северо-востока, отразившиеся на организации ордынского владычества в последующее время.
Уже в первой трети XIV. великий князь владимирский Михаил Тверской сам собирал дань. Об этом говорится в Рогожском летописи 1318 г. и в биографии (житие) Михаила Тверского. В княжение Дмитрия Александровича Переяслсвского «даньщиков» уже не впускали, и великий князь стал сам собирать ордынскую дань, причем отвозил ее не в Волжскую Орду, а к Ногаю. Когда великим князем владимирским (в начале XIV в., после смерти Ногая) стал Михаил Тверской, то он пошел как бы на соглашение с Волжской Ордой и стал платить Тохте дань, т.е. теперь дань шла в Волжскую Орду, но собирал ее сам великий князь Михаил, следуя примеру своего союзника и единомышленника – великого князя Дмитрия Александровича Переяславского.
Посылал ли Ногай баскаков во Владимирскую землю, в Тверское, Переяславское и Московское княжества, признававшие Ногая, неизвестно. В дальнейшем мы баскаков там не видим. В Ростовском княжестве, признававшем не Ногая, а Волжскую Орду, баскаки еще в начале XIV в. сидели. По крайней мере под 1305 г. Ростовский владычный свод сообщает о смерти баскака Кутлубуга .
Около 1299 г. (1298-1300 гг.) двоевластию в Орде был положен конец. Войско Ногая было разбито, и сам он погиб. Перед Тохтой (Тохтогу)встал вопрос об отношении к сильному союзу трех княжеств – Тверскому, Переяславскому и Московскому, которые (во всяком случае Тверское и Переяславское), занимали ранее недружелюбную позицию к Волжской Орде. С другой стороны, поскольку со смертью Ногая (около 1299 г.) над князьями вновь оставался только один «царь» - волжский, они в той или иной мере должны были теперь подчиниться власти Тохты.
Самый факт существования союза трех княжеств, державшихся довольно независимо по отношению к волжскому хану, мог уже вызывать в Орде некоторые опасения. Между тем решительных шагов, резких мероприятий Орда не предпринимала, т.к. из смуты она вышла в значительной мере ослабленной и пока только собиралась с силами.
Политика Орды в отношении к Северо-восточной Руси выразилась сначала в ряде дипломатических мероприятий. В 1297 г. во Владимире состоялся съезд князей под руководством ханского посла Неврюя. Он носил официальный характер и собрался с приездом посла Неврюя, который, очевидно, и возглавлял съезд. Через 4 года произошел другой съезд, в Дмитрове. А спустя три года, в 1304 г., состоялся новый съезд в Переяславле, опять-таки с чисто официальным значением.
Годы, связанные с деятельностью последних двух съездов, принесли с собой раскол среди союзных княжеств и новую картину взаимоотношений. На первом съезде перед нами две резко враждебные партии: на одной стороне – Андрей Городецкий и князья ростовские, на другой – тверской, московский князья и представители г. Переяславля (две группы, образовавшиеся в период двоевластия в Орде). Следующий съезд 1301 г. внес разлад между переяславским князем и тверским. Наконец, решение съезда 1304 г. имело ввиду отношение к Орде московского князя .
В 1303 г. умер бездетный Иван Дмитриевич Переяславский и г. Переяславль занял великий князь Андрей, посадивший своих «наместников». Когда, на следующий год умер великий князь Андрей, в Орду пошел Михаил Тверской, надеясь получить великое княжение и Переряславль. Вслед за ним в Орду поехал и московский князь. В Орде великокняжеский стол был отдан Михаилу, но в то же время прямых полномочий на Переяславль ему не дали. Такое решение привело к вражде между князьями тверскими и московскими., чего и добивалась Орда.
В 1317 г. Юрий пришел из Орды вместе с послом Кавгадыем (Ковгадыем) вместе с «множество татаръ и бесерменъ» . Кавгадыю были даны от хана широкие полномочия. Юрий и Кавгадый дошли до Костромы, их встретил Михаил со всеми суздальскими князьями. Начались переговоры, в результате которых Михаил уступил Юрию великое княжение.
Юрий в своей великокняжеской деятельности играет роль орудия ордынской политики, т.е. верного слуги хана, блюстителя ордынских интересов. К Юрию часто приезжали ханские послы. В 1321 г. в Кашин приехал ханский посол и «много тягости оучинили Кашину» . Вопрос уплаты ордынского «выхода», который поднял посол, вызвали выступление великого князя Юрия. Был ли это остаток выхода, недоимка или полностью очередной выход, неизвестно. Летопись рассказывает только, что, приняв серебро, Юрий не пошел против ханского посла, а взяв с собой серебро, поехал в Новгород. Юрия призвали в Орду, а на великое княжение поставили Дмитрия Михайловича. Но все равно Юрий остается верным ханским слугой, потому что, во-первых, как сообщает Новгородская I летопись, Юрий был вызван новгородцами в Новгород, а во-вторых, потому что намеревался отвезти собранные деньги в Орду.
Между тем на роль ханского слуги хан Узбек не без успеха выдвигал уже брата Юрия – Ивана Данииловича. В Орде Иван Даниилович прожил с 1320г. по 1322 г., когда его послали в карательную экспедицию вместе с послом Ахмылом по некоторым городам Низовской земли (очевидно, в Ростовском княжестве). Через шесть лет ему от «царя» было дано новое распоряжение - сопровождать большую карательную экспедицию на Тверь, в связи с тем, что там во время восстания в 1327 г. был убит ханский родственник Шевкал.
В конце концов, великое княжение было отдано Александру Суздальскому, причем часть великокняжеской территории была передана Ивану Данииловичу Московскому.
Установившееся (до 1299 г.) в Орде двоевластие непосредственно отразилось на политических взаимоотношениях на Руси. В соответствии с двумя военно-политическими центрами в Золотой Орде, в Северо-восточной Руси образовались две взаимно враждебных политических группы. Одна из них признавала «царем» Ногая, другая оставалась верными вассалами ханов Поволжья .
В эпоху двоевластия в Орде, в конце XIII в., произошли, по-видимому, некоторые изменения в системе эксплуатации русского Северо-востока, отразившиеся на организации ордынского владычества в последующее время: в эпоху двоевластия великий князь Владимирский начал сам собирать ордынскую дань и отвозить ее в Орду
Неизвестно, находились ли баскаки Ногая в княжествах, враждебно относившихся к Волжской Орде (Тверском, Переяславском, Московском). В дальнейшем баскаков там не обнаруживается. В Ростовском княжестве, признававшем Волжскую Орду, баскак сидел еще (судя по летописному известию 1305 г.) в начале XIV в. Еще при жизни Ногая (на исходе XIII в.) волжский хан делал как будто попытку (не без помощи сарайской епископии) примирить первую группу с ростовской группой князей (съезд 1297 г.). С окончанием смут (около 1299 г.) и гибелью Ногая в Волжской Орде возник в новом виде вопрос об отношении к Твери, Москве и Переяславлю. На первых порах, ограничиваясь дипломатическими мероприятиями, волжский хан, по-видимому, направляет свою политику к тому, чтобы расколоть союз Твери и Москвы, независимо настроенной по отношению к Волжской Орде. Далее он ведет наступление на Тверь.
Анализ событий 1317-1318 гг. (поход Кавгадыя на Тверь и убийство Михаила Тверского) показывает, что не московскому князю принадлежит инициатива наступления на Тверь. Поведение Орды в отношении Твери определялось тем, что Тверское княжество было самым сильным на Северо-востоке. Отсюда понятна задача ордынской политики: изолировать Тверь и сделать московского князя своим послушным орудием. Но и в отношении к Москве существовали опасения, соблюдалась осторожность: по смерти Юрия, например, великое княжение Владимирское передается Александру (Тверскому), а после восстания в Твери и бегства Александра (1327 г.) особенное внимание Орда обращает на князя Суздальского.
... и внутреннего характера, а столь тщательно охраняемое единство заложенной Чингисханом империи внезапно взорвалось, и она развалилась на куски. Однако ко времени приобретения полного политического суверенитета в Золотой Орде, естественно, уже существовала собственная внутригосударственная структура, причем в достаточной степени сложившаяся и развитая. Нет ничего удивительного в том, что она в ...
... своя. Евразийская держава возродилась, хотя и в ином обличье. Заключение Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Государство и право Золотой Орды" можно сделать ряд выводов: Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век в Великий Монгольский улус, созданный Чингисханом и повторивший ситуацию ...
... системы и почтовых сообщений. Можно долго перечислять многочисленные исторические названия в Москве (Китай-город, Арбат, Балчуг, Ордынка и др.) также восходящие к ордынским временам, когда Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу. Таким образом, сводить отношения России и Орды к последствиям пресловутого « ...
... с подглазурной росписью, кирпично-каменная архитектура приобрела мозаичную и майоликовую облицовку. 2. Социально-политические изменения на булгарской земле в золотоордынский период Если своего высшего развития Булгар достиг в составе Золотой Орды в первой половине XIV века, то ситуация изменилась с конца 50-х годов в связи с начавшейся борьбой за власть в Сарае. В 1361 году ордынский князь ...
0 комментариев