1 апреля 1849 г. было утверждено ".

С 1 января 1872 г. при поддержке гидрографического департамента обсерватория приступила к изданию литографированного метеорологического бюллетеня и составлению ежедневной синоптической карты Европы. В них использовались телеграфные метеорологические сводки 26 отечественных и двух зарубежных станций.

С октября 1874 г. обсерватория начала посылать штормовые предупреждения в порты Балтики. Служба погоды получила прочную базу, когда в 1876 г. во главе с М.А. Рыкачёвым было учреждено отделение морской метеорологии, телеграфных сообщений о погоде и штормовых предостережений. Впервые в штабе обсерватории появились должности физиков и адъюнктов. Служба погоды России опиралась на теоретические исследования Э.В. Майделя, И.Б. Шпиндлера, П.И. Броунова, М.А. Рыкачёва, Б.И. Срезневского и других ученых. В 1886 г. штормовые предупреждения были распространены на Черное и Азовское моря. Через несколько лет была организована служба предупреждения о метелях для железных дорог.

В 1888 г. в обсерваторию поступали материалы наблюдений с 386 метеорологических и 602 дождемерных станций, в то время как 20 лет назад метеорологическая сеть России состояла из 31 станции. В ежедневном метеорологическом бюллетене использовались данные 62 зарубежных и 108 отечественных станций.

Климатологические труды ГФО в основном были посвящены изучению отдельных метеорологических элементов. Г.И. Вильдом, М.А. Рыкачёвым, Э.В. Штелингом, А.М. Шенроком, П.И. Ваннари, С.И. Небольсиным были созданы монографии по температуре и влажности воздуха, атмосферному давлению, ветру, осадкам, облачности, испарению, солнечному сиянию, температуре почвы и т.д.

ГФО стала инициатором созыва Международного конгресса метеорологов. На конгрессе в Вене была создана Международная метеорологическая организация, впоследствии преобразованная во Всемирную метеорологическую организацию, которая систематически публикует сведения о необычайных засухах, бурях, наводнениях, ливнях и других метеорологических явлениях.

С 1879 по 1896 г. Г.И. Вильд возглавлял Международный метеорологический комитет. Избрание директора ГФО на пост президента ММК явилось международным признанием выдающегося вклада России в развитие метеорологических исследований, высокого авторитета русской метеорологии.

Г.И. Вильд был также президентом Комиссии по проведению Первого Международного полярного года.1 августа 1881 г. в Петербурге состоялось заседание этой комиссии, на котором была выработана "общая программа для всех полярных экспедиций". Совместно с Русским географическим обществом ГФО создала две полярные станции: основную - на острове Сагастыр и филиальную - в Малых Кармакулах. Обсерватория была выбрана международным центром, где хранились неопубликованные материалы наблюдений, собранные во время Первого Международного полярного года.

В 1895 г. на пост директора обсерватории Академия наук избрала академика М.А. Рыкачёва, который поставил вопрос о реорганизации метеорологических наблюдений и службы погоды в Сибири и на Дальнем Востоке; решением этого вопроса М.А. Рыкачёв занимался на протяжении всего периода пребывания на посту директора обсерватории.

Свое 50-летие обсерватория ознаменовала изданием "Климатологического атласа Российской империи". При его составлении были использованы все метеорологические наблюдения по 1895 г. включительно.

ГФО поддержала инициативу Русского географического общества об издании "Метеорологического вестника", где печатались бы ежемесячные обзоры экстремальных природных явлений, составляемые на основе метеорологических бюллетеней ГФО, газетных публикаций и сообщений с мест метеорологических корреспондентов, число которых колебалось от 100 до 200 человек.

В климатической программе, разработанной обсерваторией, особое внимание уделялось изучению необычайных природных явлений. Реализация этой программы началась в 1914 г., которым и заканчивается тысячелетняя летопись необычных природных явлений.

Переходя к характеристике природоведческой информации в исторических источниках XIX в., напомним, что в 1786 г. в России была создана система эстафетных сообщений о погоде, видах на урожай и ценах на жизненные припасы.

Особое распространение она получила, когда в начале 1802 г. были созданы министерства. Министерству внутренних дел, например, было поручено собирать сведения о погоде во всех губерниях России, состоянии посевов и обеспечении "народного продовольствия".

В Центральном Государственном историческом архиве сохранились отчеты губернаторов за 1802-1900 гг. и отчеты министра внутренних дел. В их составе имеется раздел о "народном продовольствии". Именно в нем давалась общая метеорологическая характеристика года, когда необычайные погодные явления губительно сказывались на урожае.

При этом надо подчеркнуть, что сведения о состоянии "народного продовольствия" весьма противоречивы и нередко искажают действительную картину народных бедствий, на что обращал внимание еще Н.Н. Варандинов, автор очень интересного, богатого природоведческими сведениями труда по истории МВД. Он писал о голодном 1840 г.:

"Хотя в официальных донесениях и показано, что урожай этого года в одних губерниях очень хороший, в других довольно хороший, в иных посредственный, скудный и очень скудный, однако из других также официальных сведений, несомненно, видно, что 1840 год был очень неурожайным, можно даже сказать столь неурожайный, каких давно не было в России".

По мнению Н.Н. Варандинова, обширность Российского государства и разнообразие климатических поясов являются основными причинами, по которым даже в самые благоприятные в климатическом отношении годы то в одной, то в другой местности имел место неурожай, который приводил к "недостатку продовольствия и даже голоду". Рассматривая деятельность МВД за первую четверть века по обеспечению населения продовольствием, автор отмечал, что за это время "повсеместных урожаев у нас никогда не бывало". Далее подчеркивалось, что "недостаток хлеба проявлялся беспрерывно, особенно в губерниях Архангельской, Литовских и Сибирских". К голодным годам отнесены 1802, 1803, 1805-1810, 1812-1815, 1817, 1820, 1821, 1822, 1823, 1824 и 1825-й.

Другие источники свидетельствуют, что в указанные годы голод был почти повсеместным. И картина голода была гораздо страшнее.

В том же труде отмечается, что из 23 лет только пять были "удовлетворительные для продовольствия": 1804, 1811, 1816, 1818 и 1819 гг. В остальные 18 лет МВД вынуждено было "предпринимать разные чрезвычайные меры", чтобы "отвратить голод или не допустить к нему жителей".

Поскольку эти "чрезвычайные меры" нередко ограничивались лишь обширной перепиской с местными властями и посылкой чиновников для выяснения положения на местах, то они не могли предотвратить голод. В истории МВД отмечается, что начальники губерний нередко выставляли "продовольственную часть в удовлетворительном состоянии, когда на самом деле в казенных магазинах не было запасов хлеба и царил голод".

Голодные годы первой четверти XIX в. были усугублены опустошениями и бедствиями Отечественной войны 1812 г.

В течение первой четверти XIX в. не было ни одного года, когда не был бы отмечен падеж скота. Ежегодные эпидемии иногда принимали ужасающие размеры и приводили к гибели многих сотен тысяч голов различного скота. Особенную опасность представляли чума и сибирская язва. "Предотвращение болезней животных... оставалось в первобытном положении".

В истории МВД содержатся интересные, порой весьма подробные характеристики необычайных явлений природы, дословно заимствованные из министерских отчетов. Тот факт, что эти материалы без оговорок привлекал К.С. Веселовский, свидетельствуют об их надежности. Действительно, достоверность природоведческой информации подтверждается многими другими источниками, и в первую очередь периодической печатью, как столичной, так и местной. В частности, богатая природоведческая информация содержится в газете "Северная почта", которая выходила с 1806 по 1819 г., в "Санкт-Петербургских ведомостях", "Московских ведомостях", "Записках Государственного Адмиралтейского департамента".

Необычайно богат природоведческой информацией "Журнал Министерства внутренних дел", который выходил ежемесячно с 1829 по 1861 г.

В конце каждого номера журнала имелся раздел "Смесь". В нем, как правило, весьма оперативно помещались обзоры "Состояние погоды в Империи". Например, в октябрьской книжке 1848 г. сообщались сведения о погоде в июле, августе и даже в первой половине сентября. Дальше шел раздел "Наводнения от дождя". Затем следовал раздел "Бури". Четвертый раздел был посвящен градобитиям с подробным описанием каждого градобития в различных уездах и губерниях всей России, в основном Европейской. Следует отметить, что с начала 40-х гг. журнал стал помещать очень интересные обзоры "Статистика градобитий". Журнал печатал подробные сведения о сильных пожарах, которые являлись косвенным свидетельством засух в давние времена.

В разделе "Смесь" помещались сведения о болезнях растений, о появлении саранчи, земляных червей, мышей и других вредителей.

В заключение каждой книги помещались сведения о продаже скота в Петербурге, о сложных ценах за фунт говядины, о ценах на главные жизненные потребности в империи по губерниям и областям.

Кроме того, публиковались сводные помесячные таблицы "Несчастия", включавшие и экстремальные природные явления, в том числе бури, градобития, землетрясения, появление вредных насекомых, падежи скота, повальные болезни.

Трудно переоценить значение статистики градобитий за 1843 - 1852 гг. Поводом к открытию этого раздела явилось беспрецедентное и, "быть может, единственное в своем роде градобитие 1843 г., разразившееся почти одновременно в 17 губерниях". Вероятно, этот раздел журнала редактировался К.С. Веселовским, который опубликовал в нем серию климатологических статей.

В "Журнале МВД" выступали со статьями известный русский историк М.П. Погодин и академик П.И. Кеппен. Известный географ К.И. Арсеньев редактировал основной раздел журнала - отдел статистики, где печатались сведения о градобитиях, бурях, ураганах и других необычайных природных явлениях.

Необходимо отметить, что именно в "Журнале МВД" были напечатаны некоторые географические и исторические труды декабристов. В 1836 г., например, в 5-й книжке было напечатано извлечение из писем Ф.Н. Глинки к П.И. Кеппену под заглавием "О древностях в Тверской Карелии", изданное затем отдельной брошюрой. При этом, публикуя письмо декабриста, П.И. Кеппен призывал читателей сообщать ему в Петербург наблюдения и заметки, относящиеся к древней русской географии и истории.

"Журнал МВД" содержит обширную информацию о необычайных явлениях, которую присылали не только официальные лица, но и ученые, жители сел и городов различных областей России.

В 1853 г. структура и направление "Журнала МВД" изменились. Был введен новый отдел: "Официальные распоряжения". Если раньше журнал являлся по сути географическим изданием, то теперь с каждым номером географических и метеорологических статей становится все меньше. Исчезают ежемесячные обзоры погоды России. Не публикуется больше ежегодная статистика градобитий.

После того как "Журнал МВД" был упразднен в 1861 г., сведения о необычайных природных явлениях стали печататься в газете "Северная почта", а затем в "Правительственном вестнике". Достоверность природоведческой информации этих изданий подтверждается как данными инструментальных наблюдений, так и свидетельствами очевидцев. Кроме того, большинство климатических экстремумов второй половины XIX в. вслед за К.С. Веселовским анализировалось известными геофизиками того времени. Кроме МВД сбором сведений о необычайных природных явлениях занималось Министерство финансов в лице сначала Нормальной обсерватории, а затем - ГФО. Исключительно большое внимание сбору сведений о необычайных природных явлениях уделяла Петербургская Академия наук.

Сведения о "природных происшествиях" поступали также в Министерство государственных имуществ, которое частично публиковало их в своем журнале, преобразованном затем в журнал "Сельское хозяйство и лесоводство". Данные о бурях, смерчах, ураганах собирало морское ведомство. Наиболее интересные данные печатались в "Записках Государственного Адмиралтейского департамента", "Записках Гидрографического департамента", "Морском сборнике", "Записках по гидрографии". В конце XIX - начале XX в. особенно большую работу по сбору сведений о необычайных природных явлениях вело Русское географическое общество, основанное в 1845 г. Оно имело большую сеть корреспондентов на местах и с 1891 по 1914 г. регулярно публиковало ежемесячную "Хронику погоды" в "Метеорологическом вестнике", тем самым возродив замечательную традицию "Журнала МВД".

"Метеорологический вестник" в отличие от "Журнала МВД" в ежемесячных обзорах погоды в основном использовал материалы метеорологической сети России, и в первую очередь метеорологические бюллетени ГФО, дополняя инструментальные данные сообщениями с мест своих корреспондентов и сообщениями газет о необычайных природных явлениях и видах на урожай.


Информация о работе «Русские летописи как важнейший источник сведений о необычайных явлениях природы»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 112340
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
140600
0
0

... варяго-русские поселенцы, эпос (разумеется, в изменившемся виде) сумел дожить до XX столетия. Эти выводы нельзя считать окончательными. Но уже на этом этапе былины раскрываются как независимый и ценнейший исторический источник, содержащий множество уникальных данных. Специфика этого источника практически исключает использование его для изучения конкретных фактов-событий истории русов, – никаких ...

Скачать
117118
0
0

... , в нем воплощаются не частные, скоропреходящие "веяния времени", но более типичные, ведущие художественные взгляды и вкусы общества. Эти качества архитектурного образа также определяют выдающееся значение архитектурного памятника как исторического источника: он доносит до нас в своем содержании не случайное, но типичное, не частное, но главное в художественных взглядах данной эпохи. Какими же ...

Скачать
54156
1
2

... с предыдущими, период. Одной из последних на сегодняшний день работ, посвященных истории эпидемий, является книга К.Г.Васильева и А.Е.Сегала, которая охватывает период с XI по XX вв. (Васильев, К.Г., Сегал, А.Е. История эпидемий в России. М., 1960). В ней в меньшей степени подробности, по сравнению с трудом В.А.Дёрбека, описано время с XI по XIV вв.; большее внимание было уделено более позднему ...

Скачать
213707
10
0

... ", VIII, 1951, стр. 333. 107. Там же, стр. 353. 108. Там же, стр. 348. 109. Там же. 110. "Полное собрание Законов Российских", I, 1830, № 597, стр. 960. В. В. Виноградов ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ДО XVIII В. (Виноградов В. В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978. - С. 254-287) 1 В IX в. в истории славянства уже ...

0 комментариев


Наверх