2. Реформаторская деятельность Рюриковичей, направленная на
усиление личной власти и укрепление государства.
Ключевский так писал: «Приблизительно к половине IX века внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, в силу которой охрана границ страны и ее внешней торговли стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства». Киевские князья, расширяя свои владения, устанавливали в подвластных территориях государственный порядок. Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Дань, которую собирал правитель, составляла в то же время и материал его торговых оборотов. Самым видным явлением во внешней политике князей до половины XI века были военные походы, вызванные стремлением поддержать торговые сношения. Торговые договоры заканчивались выработкой юридических норм, особенно международного права. Так в договоре Игоря прибавлено: «Входящие же Русь в град, да не творят пакости»[14, С. 136]. Но, засаривая степные дороги русской торговли, кочевники беспокоили границы Русской земли. Поэтому с течением времени забота князей оборонять Русь от степняков становится господствующим делом.
Довольно трудно сказать, какой порядок княжеского владения существовал на Руси в IX – X веках. Иногда власть переходила по старшинству (так, преемником Рюрика был не его малолетний сын, а родственник Олег). Если у князя подрастало несколько сыновей, каждый из них получал область в управление. Святослав, собираясь в поход на Дунай, раздал волости сыновьям. Это было уже новое явление в политической жизни – разделение территории на «сферы влияния» между сыновьями. Князь прекращает ходить в полюдье. Начинает формироваться прообраз государственного аппарата на местах, то есть элементы местного самоуправления. Между отцом и детьми действовало семейное право; между братьями не существовало никакого права, чем и можно объяснить усобицы между сыновьями Святослава и Владимира. Следовательно, единовластие до XI века было политической случайностью, а не политическим порядком.
В XI веке сложилась система управления в Киевской Руси (Приложение 4). Во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья. Прежних мужей племенных княжений именовали боярами. Они составляли верхушку дружинного слоя, старейшую дружину. Низшим слоем была младшая дружина. Те и другие являлись слугами великого князя, управляли страной, судом, собирали дань. В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. В городах князь опирался на бояр посадников, в армии – на воевод тысяцких. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. И чем больше распадались, исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем более возрастала роль великого князя.
В чьих интересах действовал князь? Конечно, прежде всего он выражал интересы верхушки общества – бояр, духовенства. Эти слои были близки к княжеской власти, были заинтересованы в ней для защиты своих привилегий и доходов. Но эти люди были одновременно динамичной частью общества. Его прогресс осуществлялся в основном их организаторскими усилиями и способностями.
В то же время княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону страны, поддерживала порядок внутри страны, защищала права собственности.
На Руси XI – XII вв. одновременно сохранялись остатки старого строя. В городах собиралось вече, куда мог прийти любой.
Государственная власть в XI – XII веках значительно отличалась от первых лет правления Олега и Игоря. Первым этапом подчинения было полюдье, а позднее упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило получение доходов и политической власти. Одним из путей обогащения древнерусской верхушки стало предоставление великими князьями в первую очередь местным князьям, а также боярам права на сбор дани с тех или иных земель. Эти земли давались как бы в кормление. Позднее в разряд таких «кормлений» перешли и города. А далее вассалы великого князя передавали часть этих «кормлений» уже своим вассалам. Так зарождалась система феодальной иерархии. Одной их главных черт феодализма как системы является наличие отношений между сеньором и вассалом на многих уровнях. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI – XII веках. Изменился порядок княжеской власти. Ярослав распределял части земли между сыновьями, согласуя их взаимное отношение по степени старшинства. Чем старше был князь, тем лучше и богаче волость ему доставалась. Князья не переставали выражать мысль, что весь род Ярослава должен владеть наследством отцов и дедов нераздельно – поочередно. Ярославичи были подвижными владельцами, которые передвигались из волости в волость по известной очереди. Все наличные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лествицу. Точно также вся Русская земля представляла лествицу областей по степени из значения и доходчивости. Порядок княжеского владения основывался на точном соответствии ступеней обеих этих лествиц, генеалогической и территориальной, лествицы лиц и лествицы областей. Потому, как скоро князь поднимался на одну ступень по лествице старшинства, должны были подняться на соответственную высоту и его наследные права. Порядок владения, построенный на таких основаниях, Ярославичи до конца XII века считали единственно правильным, они хотели править землей, как родовым своим достоинством.
Но первым поколениям Ярославичей представлялись ясным основания порядка. По мере того, как круг родичей расширялся, отношения родства усложнялись и запутывались, возникали споры, главным источником споров был вопрос о способе определения относительного старшинства князя, на котором основывалась очередь владения. Эту схему стало трудно прилагать к дальнейшим поколениям Ярославова рода, когда он распался на несколько параллельных ветвей (Приложение 3). Когда генеалогические отношения стали запутываться, князья все крепче держались территориального распорядка отцов, даже когда он не совпадал с генеалогическими отношениями. Благодаря тому, по мере распадения Ярославова рода на ветви, каждая из них все более замыкалась в одной из крупных первоначальных областей, которыми владели сыновья Ярослава. Эти области и стали считаться отчинами отдельных княжеских линий. Всеволод Черниговский, заняв в 1139 году Киев, хотел перевести одного Мономаховича в Курск, но тот ответил Всеволоду: «Лучше мне смерть на своей отчине и дедине, чем Курское княжение; отец мой в Курске не сидел, хочу умереть на своей отчине [14, С. 150]. Легко заметить, что территориальное значение отчины облегчало распорядок владений между князьями. Но очевидно также, что территориальное значение отчины разрушало коренное основание очередного порядка, нераздельность родового владения: под его действием Русская земля распадалась на несколько генеалогических территорий, которыми князья владели уже по отчинному наследству. Но порядок рождений не соответствует порядку смертей; поэтому, когда у князя отец умирал раньше деда, у внука не оставалось в передовой цепи отецкого места. Он становился князем-изгоем (сиротой), генеалогическим недорослем. Личные доблести, которыми отличались некоторые князья, создавали им большую популярность на Руси, при помощи которой эти князья сосредотачивали в своих руках области помимо родовой очереди. В XII столетии большая часть Русской земли является во владении одной княжеской линии – Мономаховичей. Наконец, еще одна сторонняя сила вмешивалась во взаимные счеты князей, и путало их очередь во владении. То были главные города областей. Среди постоянных княжеских споров у городов завязывались свои династические симпатии, привязывавшие их к некоторым князьям. Так, Мономаховичи пользовались популярностью в городах, принадлежавших черниговским Святославичам. Начиная с 1074 года, между Ярославичами разворачивается ожесточенная борьба за Киевский престол. Участившиеся усобицы серьезно ухудшили внутри и особенно внешнеполитическое положение русских земель. Это заставило князей заняться поисками политического компромисса. В 1097 году в городе Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотношений: «Каждо да держить отчину свою»[5, С. 40].
Ярославичи «уставили» Правду Ярослава всей «Русской земли» и дополнили ее рядом норм, в частности запретили кровную месть, заменив ее денежным штрафом.
Как писал Ключевский, Ярославичи в значительной мере оставались еще тем же, чем были их предки IX века. Они еще не успели вполне отрешиться от старого варяжского взгляда на себя, видели в себе не только правителей Русской земли, сколько наемных, кормовых охранителей страны. Корм их был политическим правом, оборона земли их политической обязанностью, служившей источником этого права. Распри князей и вмешательство волостных городов в их дела давали им все живее чувствовать всю непрочность политической почвы под своими ногами. Ближайшего преемника Ярослава, великого князя Изяслава два раза выгоняли из Киева. Изяслав говорил: «И теперь не будем тужить, брат! Будет нам причастье в Русской земле обоим, потеряем ее, - так оба же, и я сложу за тебя свою голову». Так мог говорить не самовластец Русской земли, а наемный служащий, не нынче - завтра ждущий себе неожиданной отставки. [15, С. 48]
Можно отметить большое историческое значение деятельности и власти Рюриковичей. Будучи первой общей властью среди многих разрозненных раньше миров, варяжские князья с их дружинниками были первыми представителями племенного единства. Передвигаясь с места на место по русской земле, соединяя племена и города, князья создавали почву для национального объединения и национального самосознания. Сплотив государство внешним образом, они создавали и возможность внутреннего сплочения. Как считали историки, происхождение родового порядка княжеского владения объясняется влиянием частного туземного быта на политический строй земли: пришлые варяжские князья усвоили господствовавшие среди восточных славян родовые понятия и отношения и по ним устроили свой порядок управления страной. В правление Владимира насущной проблемой была защита государства от кочевников и реформа внутреннего управления. Время Ярослава Мудрого – период политического, экономического и культурного расцвета Киевской Руси, четко выработаны правила правления государства. Внешнеполитическая и законодательная деятельность Владимира Мономаха диктовались вторжением половцев и сложностью социальной ситуации в Киеве. Восстание 1068 года было вызвано этими причинами. Поэтому в «Уставе» князь облегчил положение различного рода должников и позволил закупам уходить от своего господина. Сильный князь сумел сплотить остальных князей и соединить в одних руках управление государством. Однако даже он не смог приостановить объективного процесса распада государства. Об этом свидетельствует Любечский съезд, с одной стороны призвавший князей к объединению в борьбе против внешней опасности, но с другой стороны закрепивший ситуацию раздробленности на Руси («Каждый да держит отчину свою»). Теперь «отчина» переходила по наследству сыну. На смену «лествичной» системе восхождения князей на престолы стало династическое правление. Гарантом соблюдения новых норм отношений выступал не «старший», а все князья, обещавшие совместно выступать против нарушителя договора.
Свод законов «Русская правда» является основой для доказательства развития государственности и сохранения кровно - родственных отношений в регулировании споров.
Для характеристики социально – политического строя, юридического положения различных слоёв населения, господствующей идеологии Древней Руси можно использовать свод законов «Русская Правда». Уже в момент создания свода законов было ясно, что общество стремительно уходит вперед, нужен был новый правовой кодекс, который бы защищал быстро складывающуюся собственность сильных мира сего «на землю» и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. Такой новый свод начал создаваться при жизни Ярослава Владимировича, чтобы установить порядок и законность в русских землях в смутное время. В этом юридическом памятнике отразился факт складывания княжеского домениального землевладения – большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.
Холоп, ударивший свободного, мог быть убит на месте. «Аще ли убиет господарь челядина полного, несть ему душегубства (это на убийство), но вина есть ему от Бога»[22, С. 18].
Мы можем поближе представить княжескую администрацию, обратившись к тексту памятника, получить представление об иерархии в ней:
«11. О княжеском отроке. Если убьют княжеского отрока или повара, то (платить) 40 гривен.
... , в другом. Исключительное своеобразие средневековой общественной мысли, нетривиальность стиля, необычность средств выражения не позволяли отнести к общественно-политической мысли, как понимали ее в Х1Х-ХХ веках. Однако, игнорировать общественно-политическую мысль Древней Руси по причине только ее религиозной направленности теперь невозможно. Религия была настолько неразделима от общества и ...
... оказали упорное сопротивление татаро-монголам, что задержало продвижения Батыя, и лишь к осени 1237 г. он смог сосредоточить все основные силы для нашествия на Северо-Восточную Русь. Походы на Русь Русские земли в начале XIII века. XIII век был эпохой крупных изменений на политической карте Евразии. В 1204 г. Крестоносцы завоевали Константинополь, связывающий Восток и Запад; образовалась ...
... , за счет захвата общинных земель боярами и князьями (процесс обояривания), экспроприации свободного земледельческого населения и его последующего закрепощения. Несмотря на то что вотчины духовных и светских феодалов в XII—XIII вв. становились более сильными и независимыми, появились первые поместья. На военную службу чаще всего приглашали к себе людей князья, бояре и монастыри, т.е. крупные ...
... образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою ...
0 комментариев