27 сентября 1937 Бюро Алма-Атинского горкома исключен из партии, т.к. "разоблачен как контрреволюционер-националист и арестован органами НКВД".
Проходил по делу "о японской шпионской сети". 29 сентября 1937 года в "Казахстанской правде" было опубликовано письмо студентов Казахского института марксизма-ленинизма с заголовком "Японский шпион в роли историка". В нем они разоблачали профессора С.Д. Асфендиярова за его якобы националистические, пантюркистские взгляды, за то, что "фашистский наймит Асфендияров свою контрреволюционную пачкотню черпает из фашистских источников".
В 1934-1937 годы – заведующий историко-археографической комиссией Казахского филиала Академии наук СССР, заместитель председателя Казахского филиала Академии наук СССР, заведующий отделом истории Научно-исследовательского института национальной культуры при КазЦИК, профессор кафедры истории Казахского педагогического института.
Государственный и общественный деятель, организатор науки и педагог, С. Асфендияров в 1937 году был незаконно репрессирован. Не обошли сталинские репрессии и его жену Рабигу. Когда был репрессирован ее муж, Рабига попала в лагерь АЛЖИР для жен репрессированных. Народная молва утверждает, что это был самый образцовый по всем параметрам лагерь - каждая женщина делала все возможное для того, чтобы из-за нее не усугубилось положение мужа. Таких были тысячи женщин. Вместе со всеми прошла все ужасы лагеря и Рабига.
«После реабилитации Рабига Лапина так и не вернулась в Алма-Ату - репрессированным запрещалось жить в больших городах (удалось ли ей побывать в родном Петербурге, с которым связано так много дорогих сердцу воспоминаний?). В Алма-Ату в конце 50-х приезжала дочь Асфендиярова Адолят - государство обещало восстановить наследников в их имущественных правах. Но ничего в их разрушенном доме обнаружить не удалось. Пропала и богатая библиотека Санжара Асфендиярова, конфискованная со всем имуществом в 1937 году».
Учитывая значительный вклад С. Асфендиярова в государственную, научную и общественную деятельность и в развитие просвещения и здравоохранения в Республике Казахстан, Совет Министров Казахской ССР 11 января 1989 года принял Постановление о присвоении его имени Алматинскому государственному медицинскому институту.
Память о нем в Алматы увековечена названием улицы; на здании по улице Толе би, 29, где жил ученый, установлена мемориальная доска.
С 1993 года, каждый год, 31 мая в Казахстане проводится официальное мероприятие памяти репрессированных. Проведением данного мероприятие занимается общество «Адилет», в которое входят ученые-историки. Также, обществом «Адилет» были выпущены «Книги скорби» в которых были написаны имена всех незаконно расстрелянных.
В период с 1921 по 1954 годы общее количество осужденных в бывшем Советском Союзе составило 3 миллиона 777 тысяч, из них к высшей мере наказания приговорено 642 тысячи. В Казахстане за этот период репрессировано 103 тысячи человек и расстреляно свыше 25 тысяч. Именно в эти годы были расстреляны представители казахстанской элиты науки, культуры, политики: Турар Рыскулов, Алихан Бокейханов, Беимбет Майлин, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, Абдулла Розыбакиев, Магази Масанчи, Ильяс Жансугуров, Левон Мирзоян, Сакен Сейфуллин, Халел Досмуханбетов, Жаханш Досмуханбетов, Санжар Асфендияров. В справке акимата отмечено, что одним из первых законов, принятых в суверенном Казахстане, стал Закон РК от 14 апреля 1993 г. "О реабилитации жертв массовых политических репрессий".
17 ноября 2009 года в Алматы в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая состоялась конференция «Видный государственный и общественный деятель, первый ректор КазНПУ им. Абая», посвященная 120-летию Санжара Асфендиярова.
По словам правнучки С. Асфендиярова Алии Султановой, несмотря на то, что 120 лет - дата не круглая, очень приятно, что не забывают С. Асфендиярова и его заслуги перед страной. «Мой прадед скончался за 50 лет до моего рождения и я, естественно, не знаю его. Но у меня есть самое главное - гордость за него. В свои годы он оказался очень прогрессивным человеком и приложил все свои умения и знания на благо страны», - сказала она.
Организатор мероприятия - научно-исследовательский центр «Алаш» им. А. Байтурсынова. В конференции приняли участие руководители вузов, представители акимата Медеуского района города, ученые и общественные деятели Алматы.
Увековечение Имени
Заключение:
Знание русского, английского, французского и арабских языков дало ему возможность, пользуясь российскими и иностранными литературными первоисточниками, выполнить анализ обширного исторического материала и подготовить ряд научных работ. Он также занимался вопросами образования и научно-исследовательской работой в области истории.
В эти годы им были опубликованы обобщающие труды «История Казахстана с древнейших времен», «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», монография «Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане». Его перу принадлежат книги «Очерки истории казахов», «Шатер мира».
С. Асфендияров несомненно внес особый вклад в развитие Казахстана, в поднятии самосознания народа. Он навсегда останется одной из самых значительных фигур в истории своего государства.
Использованная литература:
1. Национальная энциклопедия Казахстана, том 1
2. Сулейменов Р.Б. О научной деятельности Санджара Джафаровича Асфендиарова // ВАН КазахССР. 1959 г.
3. «Казах», 1992 г.
... и кража чужой жены. Никаких специальных органов для исполнения приговора не было. Это право передавалось истцу. ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ XVI – В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКОВ 2.1. ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся ...
0 комментариев