1. Становление советской государственности
1.1 Октябрьский переворот
Октябрьский переворот стал возможен в результате взаимодействия трех основных факторов:
¾ стремительное нарастание стихии народного протеста в решении самых насущных жизненных проблем - земли, мира, хлеба.
¾ трансформация на родной стихии, крайне многоликой по проявлениям (от резолюций протеста до открытых вооруженных выступлений), в политическую форму, с требованием передачи власти в центре и на местах в руки Советов.
¾ усилия большевиков по максимальному расширению народного движения, переводу его в русло борьбы за изменение характера власти, укреплению своего лидерства в этом движении.
Можно, конечно, спорить по поводу роли и удельного веса каждого фактора. Но нельзя игнорировать саму совокупность как решающую предпосылку состоявшегося переворота, подменяя ее каким-то одним фактором.
Сущность этого этапа определялась и резким возрастанием роли каждого из обозначенных компонентов, и обострением противоречий между ними, и поисками большевиками новых социальных и организационных опор в обществе.
Руководство большевистской партии политически точно отреагировало на поднимающуюся волну революционного нетерпения, ожесточения, вооружив массы соответствующими политическими программами. Декреты второго Всероссийского Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов показали, что большевики вовремя учли негативный опыт Временного Правительства: свой приход к власти они сразу, без отсылки будущему Учредительному собранию, закрепили решением самых насущных задач революции.
Судьбу земельного вопроса Декретом о земле вручили в руки самого деревенского населения. Следом забурлила, широко разлилась, демонстрируя неимоверной силы преобразовательный и разрушительный потенциал, аграрно-крестьянская революция.
Такую же роль сыграл Декрет о мире. Многочисленная армия на фронте, солдаты и офицеры-тыловики, призывники в Декрете услышали свой голос, свои требования. Декретом намечалась программа выхода России из войны, пробуждения своим примером революционного движения во всех воюющих странах, сопутствующего решения «национального» вопроса для угнетенных народов.
Последующим Декретом о рабочем контроле и другими актами в ноябре-декабре 1917 г. активизировалась и рабочая, пролетарская социальная "малая" революция.
В ряду важнейших актов новой власти стояла «Декларация прав народов России», принятая через неделю после октябрьского переворота и ставшая программой-знаменем для самостоятельной национально-освободительной революции, опалившей своим горячим дыханием окраинные районы страны и приведшей к развалу российской империи (с выделением в качестве самостоятельных республик - Финляндии, Украины, Азербайджана, Грузии, Армении, Литвы, Латвии, Эстонии).
В факте так называемого "триумфального шествия" советской власти, приведшего весной 1918 г. к победе Советов на большей части территории страны, отразились гибкость Советов, их готовность осуществлять самые разносторонние задачи, приспособляемость к местным условиям.
Октябрьский переворот ускорил распад государственной власти в России, бездумно отбросив остатки дореволюционной центральной и местной власти (городские думы, судебную систему и пр.), разрушив зачатки демократических институтов. Советы, претендуя на всю полноту государственной власти, не были, однако, готовы к выполнению новых функций.
Выборы в Учредительное собрание (12 ноября 1917 г.) показали быстрый уклон в "левизну" масс. Буржуазные партии, растеряв доверие на предыдущих этапах революции, собрали всего 13% голосов избирателей. Не добились решающего успеха и большевики: они получили лишь четверть депутатских мест (учитывая временный эмоциональный эффект Октября, пропагандистское воздействие декретов о земле и о мире).
Абсолютное большинство избирателей высказалось за социалистов (427 мест из 715) и за их детище - Советы. Возникшая на зыбкой почве революционного настроения связка социалисты - Советы показывала, что проголосовавшие за эсеров, меньшевиков и другие партии социальные группы в построении Советов пойдут своим путем, предложат свою программу первоочередных мер, противопоставят свои Советы Советам большевистским.
В первой половине 1918 г. внутрисоветский конфликт, быстро назревая, прорвался столкновением разных ветвей Советов. Наиболее масштабно и бескомпромиссно столкновение произошло между городом и деревней - между пролетарскими и крестьянскими Советами. Сельские Советы укрепили свою роль зимой-весной 1918 г. в ходе конфискации частнособственнической земли, "черного передела" крестьянских наделов, организации на новых основах внутридеревенской жизни.
Они повели за собой крестьянство и на следующем этапе аграрно-крестъянской революции - на этапе разрушения государственных налоговых повинностей, государственных монополий, твердых цен, отстаивания под флагом свободной торговли права мелкого частного собственника на свободу.
В результате государственные заготовки продуктов питания резко упали, над армией и городским населением нависла угроза голода, нормы отпуска продуктов питания в столицах уменьшались до критических размеров. Отстаивая свое революционное право, занятая первоочередными задачами - величания посевов, расширения поголовья скота, увеличения страховых запасов, деревня поворачивалась к городу спиной. Тенденция натурализации сельского хозяйства становилась угрожающей с точки зрения интересов экономики страны в целом.
Весной 1918 г. Ленин вынужден был констатировать, что главным врагом революции стала мелкобуржуазная стихия частного собственника - крестьянина, ремесленника, кустаря, торговца. Используя наметившийся раскол между зажиточной и беднейшей частью крестьянства, Советское правительство ввело продовольственную диктатуру (апрель-май 1918 г.). Созданием комитетов бедноты (комбедов) и продовольственных отрядов (вооруженных солдат и рабочих) оно фактически предъявило ультиматум деревне, сельским Советам.
Созвав 5 января 1918 г. Учредительное собрание, Советское правительство на следующий день разогнало его, продемонстрировав преобладание политического расчета. В антибольшевистском лагере лозунг созыва Учредительного собрания стал призывом к свержению советской власти, возврату к дооктябрьскому режиму.
В таких специфических условиях формировались принципы взаимоотношений партийных и советских органов. Организующая роль большевиков, ярко проявившаяся при передаче власти Советам, после Октября закрепилась по всем линиям: в руководстве Совнаркомом, в деятельности ВЦИК, при проведении съездов Советов, в подборе кадров для всех уровней управления.
Советы все больше "приручались", заняв место "приводного ремня" от партии к массам.
К лету 1918 г. демонстрация антидемократичности советской власти и самоопределение ветвей местной власти привели общество к тотальному противостоянию по принципу "все против всех".
Локальные восстания и движения протеста подводили к черте всеобщего взрыва.
... приемника и неразбериха в престолонаследии не позволили до конца довершить начатые реформы, начался период дворцовых переворотов, итогом которого стало расшатывание системы государственного управления в России, усиление влияния аристократических группировок, всевластие губернаторов на местах, сепаратизм во вновь ставших автономными регионах, распространение фаворитизма. И только при Екатерине II ...
... оставался Маунтбеттен. Таким образом, получив показной статус доминиона, Индийский союз фактически оставался в полной зависимости от Англии. 2. Становление основ индийской государственности Позиции английского капитала в экономике Индии, зависимость национального производства от английского рынка – все это обусловило стремление индийской буржуазии сохранить Индию в рамках Британского ...
... . Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание – переломный момент в становлении Советского государства. По инициативе левых эсеров III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. ...
... для обретения веры в силу и жизнеспособность отечественных демократических традиций, в историческую подготовленность России к демократии. Глава II. Избирательная система Российской Федерации как зеркало российской государственности. §1. Избирательная система и избирательное право: теоретический аспект. Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими ...
0 комментариев