Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что без знания исторического опыта торговой политики и ее особенностей невозможно успешное продвижение современного бизнеса по пути к цивилизованному рынку.
В Российской истории XVII век закрепился как важнейший этап в развитии рыночных торговых связей, и как начало формирования всероссийского национального рынка. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля.
Образование всероссийского национального рынка было качественно новым явлением, которое подготовило условия для возникновения капиталистического производства.
В своей работе я рассматриваю вопросы, которые наиболее подробно показывают прорыв в образовании капиталистических отношений: расширение государственной территории и рост внутреннего рынка; новые явления в хозяйственной жизни; изменения в торговле; образование протекционизма в России.
1. Рост внутреннего рынка России
С конца XVI в. наблюдается резкое расширение территории России. К середине XVII в. Россия вышла к берегам Тихого океана, в её состав вошла Сибирь с территорией 8-10 млн. кв. км., Украина и часть Белоруссии. Численность населения составила к концу века 11-13 млн. человек. Россия счала крупнейшей международной державой, но по-прежнему не являлась «европейской» страной. По уровню своего развития она значительно отставала от ведущих стран Западной Европы.
Несмотря на отставание России от Голландии, Англии и других стран в её хозяйственной жизни произошли качественные изменения, что позволило исследователям считать XVII век «новым периодом в русской истории», начальной фазой формирования буржуазных отношений.
После окончания Смуты наметился поворот к Западу, заимствованию европейского опыта хозяйствования, механизмов обмена, элементов западной культуры и новой идеологии. Всё это стимулировало экономическую активность и эффективную деятельность людей, оживляло предпринимательскую жизнь, усложняло её формы. С другой стороны, Соборное уложение 1649 года, закрепостившее практически все сословия, сильный государственный контроль и высокий налоговый гнёт лишали предпринимателей необходимой свободы, инициативности, легальных возможностей накопления капитала.
Противоречивое влияние на предпринимательское движение этого периода оказало присоединение и освоение новых территорий. Колонизация южных и восточных районов создавала более широкие возможности для формирования ёмкого общерусского внутреннего рынка, развития собственного производства и торговли. Но российский хозяйственный механизм, созданный государством, не был готов к освоению такого громадного экономического пространства. Поэтому распространение товарно-денежных отношений шло не «вглубь», а «вширь» и сопровождалось распылением финансовых, трудовых и других ресурсов. В освоение присоединённых территорий устремлялись самые активные и предприимчивые слои населения, которые переносили накопленный опыт хозяйствования на новые русские владения, ослабляя и сдерживая, тем самым, развитие предпринимательства в центре страны [1, с. 70].
2. Развитие хозяйства
XVII век явился переломным в развитии хозяйства. В экономике появляются первые ростки капиталистических отношений. Но развитие страны осуществлялось неравномерно. Сельское хозяйство значительно отставало от промышленности и во многом определяло направленность развития страны, однако и в нём проявлялись товарные черты.
После окончания Смутного времени возобновился экспорт хлеба, льна, пеньки и других продуктов сельского хозяйства за границу. Широкое распространение получает домашняя крестьянская промышленность. По всей стране крестьяне производят холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, деревянную посуду и полотенца, лапти и мочало, дёготь и смолу, сани и рогожи, топлёное сало и щетину. Постепенно крестьянская промышленность превращается в мелкое товарное производство, ориентированное на рынок. Некоторые сёла становятся крупными ремесленно-торговыми центрами. Так, село Павлове Нижегородского уезда в 1620 году насчитывало 64 торговые ланки, 2 торговых амбара, 10 харчевень, 11 кузниц. Во второй половине XVII в. на территории Центральной России находилось не менее 400 сельских пунктов, жители которых занимались преимущественно торговлей и ремеслом.
Росли города, в 1654г. их насчитывалось свыше 250. Городское ремесло становится товарной отраслью. В XVII в. городах проживало 150 - 200 тыс. ремесленников. В Москве насчитывалось более 260 ремесленных специальностей.14 Усиливается промышленная специализация отдельных городов: железоделательное производство развивалось в Туле, Серпухове, Тихвине, Устюжне-Железопольской, на Урале, кожевенное дело в Ярославле, мыловарение в Костроме, текстильное производство во Владимире и Нижнем Новгороде. О растущем географическом (региональном) разделении груда наглядно свидетельствуют товары, упомянутые в таможенных книгах. Среди них встречаются карельский уклад (железо), вятские ложки, вяземские сани, калужская посуда, костромское мыло, ярославские зеркала, пенежская и мезенская «прядина» для неводов и т.п. На московском рынке можно было приобрести «пестрядь» (ткань) нижегородскую, сковороды и кувшины холмогорские, кади липовые казанские, сурик и белила кашинские, горшки коломенские и т.д.
Увеличивается число мануфактур, в конце XVII в. их насчитывалось до 30, но не все они оказались жизнеспособными. Самыми крупными были государственные Пушечный и Печатный дворы. К ним добавились новые промышленные предприятия,— Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Монетный, Хамовный, Бархатный дворы в Москве. На этих предприятиях использовался преимущественно вольнонаёмный труд и квалифицированные рабочие. Их продукция шла, в основном, на удовлетворение внутренних потребностей казны и государства в целом. Так, на Пушечном дворе в середине XVII в. работало свыше 100 человек и отливалось ежегодно до 200 пушек, на Монетном дворе было занято более 500 человек. Однако, таких внушительных предприятий было немного.
Участие частных лиц в организации крупных предприятий было незначительным и не всегда успешным. Сохранились лишь сведения о направлении капиталов в соляные промыслы купцом Н. Светешниковым из Ярославля, московскими гостями Строгановыми, Никитниковыми, Филатьевыми и другими, которые сочетали добычу соли с обширными торговыми операциями.
В конце 60 годов XVII. братьями Тумашовыми был построен первый частный железоделательный завод на Урале, но его деятельность не была продолжительной. Не имея крупных капиталов, кредита, свободной рабочей силы и гарантированного сбыта продукции их предприятие не сумело выстоять и разорилось.
Более удачными были вложения капиталов в промышленное производство иностранными предпринимателями, которые получали значительные льготы от государства. Выходцы из Западной Европы, используя передовую технологию и технические новшества, явились организаторами важнейших видов производств. Другие были ими усовершенствованы и значительно расширены. Особенно заметный вклад иностранцы внесли в развитие железоделательного и оружейного производств.
В 1632 г. голландцем А. Виниусом был основан металлургический завод в Туле. Позднее в это же районе было открыто несколько заводов его компаньонами А.. Акемой и П. Марселисом. Предприятия занимались выплавкой метала, производили артиллерийские орудия, ядра, гранаты, холодное и огнестрельное оружие.
В конце 70-х годов XVII в. гамбургский предприниматель А. Бутенант основал металлургический завод в Карелии, положивший начато развитию местного железоделательного производства.
Английская Московская компания построила канатные мануфактуры в Вологде, Холмогорах, Архангельске, продукция которых изготавливалась для английских судов, часть её вывозилась за рубеж.
Нидерландец Й. фон Сведен в 1666 г. получил разрешение на производство бумаги в Московском уезде, в последующем к нему добавились стеклодувное и суконное предприятия.
На иностранных мануфактурах использовался наёмный и крепостной труд, более совершенное оборудование и технология. Наиболее передовыми в технологическом отношении были Тульский железоделательный завод Виниуса, стекольный завод шведа Койета под Москвой, английский канатный двор в Архангельске [1, с. 70-72].
... светской культуры, развития науки и техники, наиболее дальновидные представители православного духовенства призывали к усилению нравственного начала в русском обществе. Передовые священнослужители ратовали за такое развитие России, которое вело бы к политической и экономической мощи при сохранении своеобразия духовной культуры. Русский народ представлялся ими хранителем подлинной христианской ...
... в страну. Иноземные купцы не имели права вести на русских рынках розничную торговлю. Товары свои они должны были оптом продавать русским купцам. Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и её основные внешнеполитические задачи: - возвращение территорий, потерянных в годы Смуты, а в перспективе -присоединение украинских и других земель, входивших в состав ...
... -нибудь сократить это отставание. Нужен был качественный прорыв, который попытался сделать Петр I. Весь XVIII век прошел под флагом перемен, начатых Петром. Можно по-разному оценивать его политику государственного меркантилизма, но итоги ее были очевидны даже современникам: - Россия стала крупнейшей империей мира; - фактически зародилась мануфактурная промышленность; - резко увеличился объем ...
... средства нередко использовали непроизводительно, проживали, не думая о завтрашнем дне. ТЕМА 48. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО II ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА. 1. Основные политические принципы николаевского царствования Вторая четверть XIX в. вошла в историю России как "николаевская эпоха" или даже "эпоха николаевской реакции". Важнейшим лозунгом Николая I, пробывшего на ...
0 комментариев