1. Последняя подготовка к штурму

Они стояли друг против друга, прекрасно осознавая, что реши­тельная схватка близка и неизбежна. К началу апреля в районе Ке­нигсберга и Земландского полуострова продолжала обороняться оперативная немецкая группа «Земланд», состоявшая из одинна­дцати дивизий, одной бригады и нескольких пехотных полков а также батальонов фольксштурма.

Непосредственно в кенигсбергский гарнизон входили пять пе­хотных дивизий, крепостные и охранные части, насчитывавшие свыше 130 тысяч солдат, до четырех тысяч орудий, более ста тан­ков и штурмовых орудий. Воздушную поддержку осуществляли 170 самолетов.

Но главную свою надежду гитлеровцы возлагали не на количе­ство солдат и пушек, а на те фортификационные сооружения, ко­торые создавались столетиями, неоднократно перестраивались и модернизировались. Оборона города состояла из трех линий, коль­цом опоясывавших Кенигсберг. Первая полоса опиралась на 15 крепостных фортов в 7-8 километрах от городской черты. Вторая оборонительная линия шла по окраине города. Третья, состоявшая из крепостных фортов, равелинов, железобетонных сооружений новой постройки и каменных зданий, оборудованных бойницами, занимала большую часть города и его центр. Улицы перегоражива­ли противотанковые рвы и надолбы, баррикады, траншеи. Почти все форты имели форму пятиугольника, окруженного рвом с во­дой, глубина рвов достигала семи метров. Железобетонные и зем­ляные покрытия капониров выдерживали удары трехсотмиллимет­ровых орудийных снарядов и тяжелых авиабомб. Крепостная ар­тиллерия была скрыта в казематах фортов и во время боя выдвига­лась на поверхность. Форты имели свои электростанции, установ­ленные в подземных этажах, большие запасы боеприпасов и про­довольствия, что позволяло им длительное время вести бой в усло­виях полного окружения. Гарнизоны фортов насчитывали от трех­сот до пятисот солдат и офицеров. Если учесть десятки тысяч про­тивотанковых и противопехотных мин, установленных на пути на­ступающих, то можно представить, сколь трудную задачу предстоя­ло решить войскам, штурмующим Кенигсберг.

Главная задача, стоявшая перед командованием 3-го Белорус­ского фронта, — взять город, до предела сократив число жертв. Как известно, наступающие всегда несут больше потерь. Смерть страш­на всегда. Но особенно горька она в самом конце войны, когда в солдатские сердца проникало ощущение близкой победы. Вот почему маршал Василевский исключительное внимание уделял разведке. Он понимал, что нельзя штурмовать незнакомый город с завязанными глазами, что не все солдаты и офицеры его армий обладали опытом уличных боев, когда окна чуть ли не каждого здания становятся огнедышащими амбразурами. Авиация непрерывно бомбила укрепления противника. Но над Кенигсбергом летали и самолеты, не бросавшие бомб. У них была иная задача, эти самолеты производили аэрофотосъемку города. Так создавалась подроб­ная карта, во всех деталях отражавшая очертания Кенигсберга, ко­торый под ударами авиации союзников во многом изменил свой облик. Особенно пострадал центр города осенью 1944 года от ков­ровых бомбежек англо-американской авиации. Так командиры ди­визий, полков и даже батальонов получили карты тех городских участков, где им предстояло вести бои.

Но это было не все. В штабе фронта на основе аэрофотосъемок умельцами был создан макет всего Кенигсберга с его улицами, за­коулками, крепостями, дотами, отдельными домами. День и ночь у этого игрушечного города совсем не детские игры вели командиры частей и соединений. Шел поиск оптимальных вариантов штурма. Атаковать вслепую означало обречь на гибель тысячи и тысячи сол­датских жизней. Максимальным сокращением потерь измеряется талант военачальника.

Для проведения операции штурма Кенигсберга были привлече­ны 43-я армия под командованием генерала А. П. Белобородова и 50-я армия под командованием генерала Ф. П. Озерова, которые наносили удар с севера. С юга на штурм города пошла 11-я гвар­дейская армия генерала К. Н. Галицкого. На 39-ю армию была воз­ложена задача не дать возможность придти на помощь гарнизону Кенигсберга немецким войскам, находящимся в районе городов Пиллау (Балтийск) и Фишхаузен (Приморск). Для воздействия на противника с воздуха выделялись три воздушные армии, в составе которых было около 2500 самолетов. Общее руководство действия­ми авиации осуществлял командующий Военно-Воздушными Си­лами СССР Главный маршал авиации А. А. Новиков.

И все же решающая роль при штурме города отводилась артил­лерии всех калибров, включая орудия сверхбольшой мощности, до этого не находившие из-за своей малоподвижности применения в театре военных действий. Артиллерия должна была деморализовать противника, подавить его сопротивление, разрушить его долговре­менные оборонительные сооружения. К началу штурма фронт имел пять тысяч орудий.

В течение месяца на позиции прибывала артиллерия резерва Верховного Главнокомандования. По специально проложенным путям были доставлены восемь батарей 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады. Для тяжелых орудий строились специальные бетонированные площадки. На направлениях главных ударов и участков прорыва создавалась чрезвычайная плотность артиллерийских стволов. Так, в зоне предстоящего наступления частей 43-й армии было сосредоточено на километре фронта 258 орудий и минометов. Большая роль отводилась гвар­дейским минометам — знаменитым «катюшам».

День и ночь шла тщательная подготовка к штурму города и кре­пости Кенигсберг. Формировались штурмовые группы силой от роты до батальона пехоты. Группе придавались саперный взвод, два-три орудия, два-три танка, огнеметы и минометы. Наши солда­ты с успехом использовали фаустпатроны, захваченные у врага в большом количестве. Артиллеристы должны были двигаться вместе с пехотинцами, расчищая им дорогу для наступления. Впоследст­вии штурм подтвердил всю эффективность таких небольших, но мобильных группировок.

А еще шла напряженная учеба. Учились все: бывалые солдаты, командиры взводов и рот, закаленные во многих сражениях гене­ралы. На одном из совещаний командующий фронтом маршал Ва­силевский сказал: «Накопленного опыта, как бы велик он ни был, сегодня недостаточно. Любой промах, любая ошибка командира — это неоправданная гибель солдат».

Час начала штурма приближался. Первоначально наступление было намечено на 5 апреля. Но густая облачность, дождливая погода и наплывающий со стороны моря туман заставили перенести штурм на сутки. 31 марта состоялось совещание военных советов всех армий, блокировавших Кенигсберг, где была оглашена директива командующего фронтом на штурм крепости. В ней определи­лись конкретные, четкие задачи, стоящие перед командующими армий, родов войск и другими военачальниками.

Первой в бой за четыре дня до штурма вступила артиллерия. 2 апреля загудели стволы тяжелых орудий. Стены крепостных фортов и дотов содрогнулись от взрывов крупнокалиберных снарядов. Били не вслепую, каждая батарея, каждое орудие имели свою, уже пристрелянную цель.

Большое внимание уделялось взаимодействию всех родов войск, своевременному обеспечению их боеприпасами, связью. Во всех подразделениях политработники проводили беседы с бойцами, рассказывали о городе, который им предстояло штурмовать, о зна­чении взятия этой цитадели. Именно в частях родился текст клят­вы гвардейцев, под которым десятки тысяч идущих на штурм сол­дат и офицеров поставили свои подписи. Они поклялись не щадить жизни в этой одной из последних схваток с фашизмом.

Начиная со 2 апреля трижды в сутки через громкоговорители с передовых позиций и по радио велись на немецком языке переда­чи, обращенные к войскам осажденного гарнизона. В них давались сводки о военных действиях на фронтах, сообщалось о решениях Ялтинской конференции глав государств союзников, зачитывалось письмо пятидесяти немецких генералов, выступающих против фа­шистского режима, призывающих прекратить бессмысленное со­противление. На город сбрасывались тысячи листовок, артиллеристы посылали начиненные листовками агитационные снаря­ды.

Крайне важную и опасную работу вел отряд немецких антифа­шистов, который возглавлял уполномоченный Национального ко­митета «Свободная Германия» оберлейтенант Герман Ренч. Его помощнику лейтенанту Петеру с товарищами удалось проникнуть в Кенигсберг и вывести оттуда почти полностью одну из рот 561-й гренадерской дивизии.

До самого начала штурма никто не знал ни минуты отдыха. Ус­тавшие до изнеможения саперы строили лестницы, штурмовые мостки и другие приспособления. Солдаты, включенные в состав танковых десантов, учились вспрыгивать на движущиеся машины и спешиваться на малом ходу, изучали с танковыми экипажами сиг­налы для взаимодействия в бою. Минеры знакомились с новыми образцами немецких мин, наполненных жидкой взрывчаткой. Все учились искусству штурма.

В окопах, в местах сосредоточения войск, готовящихся к штур­му, из рук в руки передавались листы с текстом клятвы гвардейцев. Тысячи, десятки тысяч подписей воинов были поставлены под клятвой верности Отчизне, своему народу. Солдаты дали слово не жалеть сил, а если нужно, то и жизни в этой одной из последних схваток с фашизмом. Они знали, что их ждет тяжелое испытание.

К вечеру 5 апреля подготовка к штурму была полностью завер­шена. Наутро предстоял решительный бой.


Информация о работе «Штурм Кенигсберга»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 55324
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
149089
6
2

... обитают более двух тысяч экземпляров животных 300 видов, из них 61 вид занесен в Международную Красную книгу (Литвин, 1999).   Глава 2. Геологическая характеристика региона Калининградская область располагается в пределах длительно развивавшейся Польско-Литовской синеклизы с глубоким погружением поверхности кристаллического фундамента и достаточно мощным осадочным чехлом, компенсирующим этот ...

Скачать
217838
15
5

... оставили в области примерно 5 млрд. рублей. Полученная оценка характеризует минимальный уровень туристских расходов. Во внимание не брались показатели приграничного шоп-туризма.   4 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ   ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТУРЫ Как необычны история и природа края, так насыщены и разнообразны экскурсионные программы. Поэтичные ...

Скачать
29205
0
0

... деле подлинник от модели мог отличить лишь Барановский. Воробьев умер, рассказав лишь то, что счел нужным. Умерли так же и многие другие вплотную подошедшие к разгадке тайны. «На мой взгляд, - заявляет Ф. И. Морозов, - подлинная Янтарная комната была отправлена в середине ноября 1941 года в США – на имя Арманда Хаммера, президента компании «Оксидентал Петролеум», «лучшего американского друга ...

Скачать
55208
0
0

... фронта. Но главная работа как представителя Ставки все-таки была сосредоточена на Острогожско-Россошанской, Воронежско-Касторненской и Харьковской наступательных операциях. В день взятия Харькова 16 февраля Василевский стал Маршалом Советского Союза. К сожалению, из-за просчетов фронтового командования Харьков пришлось оставить, что и привело к образованию Курской дуги. Василевский в это время в ...

0 комментариев


Наверх