Восстановление прорванного фронта (7-15 октября)
Прорвав оборону наших войск, немцы стремились выйти на основные коммуникации, ведущие к Москве, с хода проскочить Можайскую линию обороны и ударами с севера и юга окружить Москву и овладеть ей. При этом немцы стремились не допустить создания Красной Армией нового фронта обороны на ближних подступах к Москве. Войска Западного и Брянского фронтов, понеся огромные потери, отходили на восток, изматывая противника на промежуточных оборонительных рубежах, пытаясь выиграть время для подготовки и сосредоточения резервов. Танковые части Красной Армии играли в этих боях очень важную роль.
Боевые действия танковых частей Западного фронта на дальних подступах к Москве развернулись в основном вдоль коммуникаций на Ржевско-Калининском, Гжатско-Можайском, Юхнов-Малоярославецком и Тульском направлениях.
На Ржевско-Калининском направлении наступала: 3-я танковая группа и 9-я полевая армия вермахта. 3-я танковая группа имела задачу нанести удар через Ржев на Калинин, захватить его и в дальнейшем охватывающим ударом с северо-запада овладеть Москвой. 9-я армия должна была действовать против правого фланга Западного фронта, обеспечивая тем самым левый фланг всей группы армий «Центр».
В начале октября немцы потеснили правофланговые части Западного фронта за Волгу. 10-12 октября развернулись ожесточенные бои в районе Зубцов, Ржев, Старица, в результате чего войска 29-й армии были отброшены за Волгу. Из-за потери управления войсками 30-й армии направление на Калинин восточнее Зубцова и Старицы, оказалось не прикрытым.
Для ликвидации прорыва противника на Калининском направлении директивой Ставки Верховного Главнокомандования из состава Северо-Западного фронта была сформирована оперативная группа в составе двух стрелковых и двух кавалерийских дивизий, 8-й танковой бригады и 46-го мотоциклетного полка. Командиром группы назначили начальника штаба Северо-Западного фронта генерала Ватутина. Для более успешной борьбы с прорвавшимся на Калининском направлении противником командование Западного фронта объединило войска 22, 29 и 30-й армий в оперативную группу под командованием заместителя командующего фронтом генерала Конева.
Войска 30-й армии отводились в район Калинина, оборона которого возлагалась на командующего 30-й армии генерала Лелюшенко. Для усиления группы Конева из резерва Ставки были переданы 5, 133, 256-я стрелковые дивизии и 21-я отдельная танковая бригада.
Однако времени для организации обороны Калинина уже почти не было, а части 30 армии, резервные дивизии и 21-я танковая бригада предназначенные для защиты города были еще в пути. 14 октября немцы, упредив наши части, заняли южную часть Калинина. Попытка противника распространиться к северу и юго-востоку от Калинина была ликвидирована подошедшими частями 5, 256 и 133-й стрелковых дивизий, а так же 8-й танковой бригадой и 46-м мотоциклетным полком группы генерала Ватутина.
Боевые действия 8-й танковой бригады ограничились неудачной попыткой атаковать танки противника в городе
и освободить Калинин. После этого бригада совместно с 133-й стрелковой дивизией перешла к обороне на северной окраине города.
На центральном направлении передовые немецкие части, используя кратчайшие пути — автостраду Минск-Москва и Варшавское шоссе — пытались с хода прорваться к Москве. К 13.30 7 октября 1941 года до 40 немецких танков с пехотой перерезали автостраду Москва — Минск у Охотино, в результате чего штаб 16-й армии оказался отрезанным от своих войск. Одновременно по шоссе Юхнов — Гжатск двигалась 14-я моторизованная дивизия немцев, которая к 9.50 8 октября передовыми частями вышла к Старой Слободке в 5 км южнее автострады.
Чтобы остановить противника и обеспечить занятие Можайского рубежа обороны отходящими войсками Западного фронта в район Можайска и Малоярославца из резерва Ставки ВГК спешно перебросили пять танковых бригад — 9, 17, 18,19 и 20-ю — и две стрелковые дивизии.
18-я танковая бригада, закончившая свое формирование во Владимире 5 октября 1941 года, уже 7 октября, в чрезвычайно тяжелых условиях начала разгрузку на четырех станциях. Батальон тяжелых и средних танков выгрузился в Можайске, а затем совершил ночной марш своим ходом и сосредоточился на станции Уваровка. Остальные части бригады сгрузились на станциях Колочь, Дровнино и Уваровка. К 23.00, когда части бригады разгрузили из эшелонов только 40% своего состава, она получила боевую задачу от заместителя командующего войсками Западного фронта генерал-лейтенанта Маландина:
«1. Ударом накоротке разгромить продвигающиеся на восток мелкие группы противника из района Гжатск.
2. В дальнейшем выйти в район Тума-ково и поступить в распоряжение Командарма-16 генерал-лейтенанта Рокоссовского, тем самым облегчить выход из окружения частей 16 и 20-й армий».
Командир бригады решил: батальону легких танков по Можайскому шоссе выйти в район Гжатска и во взаимодействии с 509-м артполком ударом с севера на Волосово уничтожить противника в районе Труфаны. Батальон средних и тяжелых танков с мотострелковым батальоном двигаясь по автостраде Москва — Минск нанести удар на Волосово с фронта. В дальнейшем планировалось войти в связь с 365-м стрелковым и 766-м артиллерийским полками, занимавшими оборону на южной и западной окраинах Гжатска (в действительности, этих полков в указанном районе не оказалось).
Батальон легких танков двигаясь на Гжатск был подчинен генерал-майором Щербаковым себе (Щербаков командовал группой обороны района Гжатска. — Прим. автора), и поставленной задачи не выполнил. Он действовал в отрыве от бригады до 13 октября.
В 12.00 9 октября разведка 18-го танкового полка бригады столкнулась с немецкой разведкой на южной окраине деревни Мальцеве. Командир бригады принял решение ударом танкового и мотострелкового батальонов отбросить противника на запад, овладеть районом Труфаны, Волосово, Сноски. Примерно в 14.00 части бригады вступили в бой с немцами, и, ударом с флангов отбросили их на рубеж Петрищево, Фелисово, Орехово, уничтожив при этом 2 противотанковых пушки, минометную батарею и до роты пехоты. В своем донесении начальник политотдела бригады старший батальонный комиссар Б. Захаров писал:
«9.10.1941 г. 18-я танковая бригада в составе танкового полка и мотострелкового батальона вступила во встречный бой с частями противника, усиленными танками и мотопехотой, состоящей из эсесовцев (здесь наступала дивизии СС «Дас Райх». — Прим автора). В этом бою танкисты и мотопехота бригады совместно с артиллеристами 509-го артполка
уничтожили до 400 вражеских солдат и офицеров, 10 танков, 4 противотанковых орудия, 2 минометных батареи и несколько бронемашин.
Гусеницы наших танков, когда они вернулись из боя, были буквально забиты клочьями амуниции, остатками физически уничтоженных фашистских выродков...»
При дальнейшем движении вперед в 15.30 наши танки были встречены организованным противотанковым огнем, и дальше продвинуться не смогли, заняв оборону на рубеже Веселово, Старая Слободка. В этот же день немецкая пехота с танками пыталась обойти позиции бригады с флангов, но благодаря хорошо поставленной разведке это удалось своевременно обнаружить. Контратакой танков и мотострелков противник дважды в течение 9 октября отбрасывался назад, и к вечеру отошел на исходные позиции. В ходе боя немцы потеряли 2 танка, бронемашину и до 100 человек убитыми и ранеными.
С утра 10 октября атаки против 18-й бригады возобновились. На этот раз противник свои главные усилия направил с севера, через Велесово, Лушки в обход правого фланга позиций мотострелкового батальона. До 15.00 бригада отбила три немецких атаки, но к этому времени разведка установила, что против левого фланга сосредоточено до двух батальонов немецкой пехоты, обозначив таким образом угрозу обхода с юга и юго-востока. Одновременно противник возобновил атаки с фронта и против левого фланга. В результате, образовался разрыв в 6-8 км с соседом справа (группа генерал-майора Щербакова), а с соседом слева связи вообще не имелось. По согласованию с представителем штаба Западного фронта полковником Чирковым, командир бригады решил отвести свои части на новый рубеж. Что и было сделано к 19.00 10 октября.
В течение двух дней боев 18-я танковая бригада уничтожила до 400 человек, 10 танков, 2 бронемашины, 4 противотанковых пушки. 2 минометных батареи и несколько пулеметов. Свои потери составили 60 человек убитыми и ранеными, 7 танков и 3 противотанковых пушки.
11 октября в 11.30, после артиллерийской подготовки противник атаковал позиции бригады с фронта и с севера (действовало до двух батальонов пехоты при поддержке 20 танков). Но неоднократные попытки лобовым ударом рассечь фронт наших частей или обойти их с севера к 15.30 были отбиты мотострелковым батальоном при поддержке танков 18-го танкового полка. Однако к этому времени немецкие части глубоким охватом перерезали автостраду Минск—Москва в районе Ивники и атаковали позиции 18-й танковой бригады с тыла. Одновременно противник усилил нажим с фронта и флангов, в результате чего бригада оказалась в огневом мешке. Бой длился до 21.00, после чего командир бригады отдал приказ на отход. К полуночи подразделения бригады отдельными группами вырвались из окружения и совместно с частями 2-й стрелковой бригады заняли оборону на рубеже станция Дровнино, Подосинки, Старьково, Васильевское. В ходе боя было убито и ранено до 600 человек, 20 танков, 10 орудий, 14 автомашин и 2 минометных батареи. Свои потери составили до 200 человек убитыми и ранеными, 9 танков сгоревшими, 6 82-мм и 3 50-мм минометов, 3 противотанковых орудия, 2 37-мм зенитных автомата и 12 автомашин.
12 октября немцы начали наступление при поддержке до 40 танков, и к 13.00 отбросили сначала левый фланг мотострелкового батальона 18-й танковой бригады в районе станции Дровнино, а затем и в районе деревни Старьково неустойчивые части 2-й стрелковой бригады.
18-я танковая бригада, имея уже сильно потрепанный мотострелковый батальон и 6 боеспособных танков, с трудом сдерживала наступление противника у Старьково. Но силы были неравными -немцы, пользуясь открытыми флангами (2-я стрелковая бригада с данного рубежа отошла в беспорядке) стал обходить фронт обороны, вынудив части 18-й бри
гады к отходу. Пользуясь отходом 2-й стрелковой бригады немецкие танки вышли на автостраду Минск — Москва в районе расположения тылов бригады. В ходе боя наши части понесли большие потери: здесь было убито и ранено более 100 человек, уничтожено 18 автомашин разного назначения и 3 танка.
В документах штаба 18-й танковой бригады об этих боях говорилось следующее:
«Бригада начала формироваться 5 октября 1941 года в городе Владимире Ивановской области. Личный состав — в основном из 48 и 34-й танковых дивизий. Мат-часть — новая, за исключением батальона легких танков (получены после ремонта). Формирование закончено к 4 октября. На фронт прибыли 7-8 октября, действовала в районе Уварове — Можайск.
В бой вступила 9 октября, имея в составе танкового полка: Т-34 — 29, БТ-7 — 3, БТ-5 - 24, БТ-2 - 5, Т-26 - 1, БА - 7. В боях 9-10 октября бригадой уничтожено 10 танков, 2 ПТО, до 400 солдат противника. Свои потери составили 10 танков подбитыми и сожженными и 2 ПТО на тягачах.
11 октября ударами по флангам противник перерезал автостраду в районе Ивники и ударом с востока закончил окружение бригады. Бой длился с 11.00 до 20.00, со стороны противника действовало до 40 танков. В результате боя было уничтожено 20 танков и 10 ПТО противника, Наши потери 7 Т-34, 3 БТ-7 и 4 ПТО на тягачах. В ходе боя погибли заместитель командира бригады, командир и комиссар танкового полка, командир батальона средних танков. К утру 12 октября мелкими группами части бригады вышли из боя и заняли оборону на рубеже Старьково, Кундасово. В строю имелось 5 Т-34, 1 БТ и 1 Т-26».
19-я танковая бригада, выгрузившись 9-10 октября на станциях Уваровка и Ко-лочь, 11 октября получила приказ «действовать на Гжатск с задачей овладеть городом». В тот же день бригада начала наступление по Можайскому шоссе, действуя без поддержки пехоты и артиллерии.
На следующий день противник перешел в контратаку, и бригада отошла в район Крюково. Потери за два дня боев составили: безвозвратно 21 Т-34, 11 Т-40, 1 ПТО на тягаче (ЗИС-30), 1 БА-10, подбито и эвакуировано 5 Т-34 и 11 Т-40.
В результате, своими активными действиями 18 и 19-я танковые бригады, несмотря на большие потери, не позволили подвижным частям противника развить наступление вдоль шоссе на Можайск. После этого бригады подчинили начальнику Можайского боевого участка полковнику (впоследствии Маршалу бронетанковых войск) СИ. Богданову.
20-я танковая бригада с 11 по 13 октября обороняла рубеж на реке Протва в районе Вереи, обеспечивая развертывание на этом рубеже 33-й армии. 14 октября бригаду перебросили в район Можайска для совместных действий с 18 и 19-й танковыми бригадами по обеспечению развертывания 5-й армии. В шифровке Военного совета Западного фронта начальнику Можайского боевого участка предписывалось:
«20-ю танковую бригаду выдвинуть в район перекрестка дорог на Михайлов-ское с автострадой для укрепления на-
правления автострады. 18-ю танковую бригаду привести в порядок и использовать на Можайском укрепленном районе вдоль автострады и Можайского шоссе для укрепления переднего края укрепленного рубежа. Часть танков закопать в землю и использовать как противотанковую оборону... 19-й танковой бригаде выйти в район севернее Аксаково где... установить связь с частями занимающими укрепленный район и обеспечить их устойчивость в случае наступления противника».
В течение 14-15 октября танковые бригады вели ожесточенные сдерживающие бои с противником на историческом Бородинском поле. С подходом 32-й стрелковой дивизии танковые бригады по приказанию начальника Можайского боевого участка были выведены из боя и заняли оборону на западной окраине Можайска.
Выписки из «Отчета о боевых действиях 20-й танковой бригады»:
«Бригада формировалась во Владимире с 1 по 8 октября 1941 года, и к 7 октября танковый полк бригады имел 29
Т-34, прибывших с СТЗ вместе с экипажами. Остальная матчасть — 20 Т-26, 12 Т-40 и 8 57-мм ПТО на тягачах для мотострелкового батальона бригады — была получена по пути следования на фронт. Танки Т-26 прибывшие с рембазы, заводились с трудом, с буксировки,а 14 штук не заводились совершенно. Экипажи Т-26 были подготовлены слабо.
11 октября бригада вошла в состав Можайского У Р. 12 октября 7 Т-34 с мотострелковым батальоном действовали по приказанию командира УР на удалении 50 км от бригады в районе Вереи. Эта рота потеряла 3 танка сгоревшими, 1 подбит (эвакуирован), один вернулся в бригаду и 2 переданы командиру Верейской группы. Кроме того, подбиты и оставлены на территории противника 2 тягача Т-20 с 57-мм ПТО...
15 октября бригада действовала тремя группами — Т-34 и 3 Т-40, 11 Т-34 и 5 Т-34 — в направлении Бородино, Куко-ревка, Нижняя Ельня. Потери: первая группа — 1 Т-40 (сгорел), вторая — 9 Т-34 подбиты огнем ПТО (эвакуированы), третья — 1 Т-34 попал в ров, расстрелян,
1 Т-34 подбит, оставлен на территории противника, остальные отошли. Итого: потеряно 12 танков, из них 9 эвакуировано и 3 остались на поле боя».
17-я танковая бригада разгрузилась на станции Малоярославец 6 октября 1941 года, где получила задачу Ставки ВГК:
«1. Войти в подчинение командира 5-й твардейской стрелковой дивизии и совместными действиями овладеть Юхнов.
... свидетельствует как раз об обратном. 6.3 О «главной мысли» В. Суворова Настало, однако, время перейти от рассмотрения очень важных, но частных вопросов к «главной идее» версии В. Суворова о причинах поражений Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны. В чем она заключается? C одной стороны, имеются многочисленные данные об очень напряженный подготовке Советского Союза к войне в ...
... – Нинься. 11 июля - немецкие танковые войска безуспешно атаковали англо-американские войска, высадившиеся на Сицилии. 12 июля - встречное танковое сражение под Прохоровкой — крупнейшее во второй мировой войне. Американский воздушный десант в районе Джелы на Сицилии. 12–13 июля — ночной бой у острова Коломбангара (Соломоновы острова) между американскими и японскими крейсерами и эсминцами; ...
... классах по темам: «Россия в Первой мировой войне», «Первая мировая война и ее последствия». Данная тема остается актуальной, потому что австро-венгерское направление являлось наиболее важным в ходе первой мировой войны на Восточном фронте. Победоносные кампании 1914 г. (Галицийская, Рава-Русская, Карпатская, Луцкая и др.) коренным образом изменили расстановку сил на фронтах Первой мировой войны ...
... . По литературе и химии у него хорошие оценки; по русскому языку, математике, физике, истории, географии, Конституции СССР, английскому языку, рисованию и черчению - отличные. Аттестат подтверждает, что Рем Викторович Хохлов в июле 1943 г. при школе № 610 города Москвы экстерном сдал экзамены за полный курс средней школы. 1943 год - это был победный год в истории Великой Отечественной войны ...
0 комментариев