3. Проблема сознания в истории философии
Для любого человека сознание выступает некой повседневной данностью и в этом смысле чем-то самоочевидным. Вместе с тем на сущностном уровне оно представляет собой одну из глубочайших мировых загадок, постижением которой были заняты мыслители всех времен и народов. По сути, ни одна философская система не может обойти проблему сознания, имеющую относительно самостоятельное значение и тесно связанную с другими философскими проблемами. Важность ее определяется также необходимостью ответа на насущные потребности науки и практики. Человеческое бытие включает в себя различные феномены сферы сознания — передача знаний, целеполагание, сновидения, эмоции, воображение и т.д. Очевидные трудности частнонаучных исследований сознания определяют остроту философских споров по различным аспектам данной проблемы. Основоположник позитивизма французский философ О. Конт высказал в этой связи небезынтересное (хотя, как впоследствии выяснилось, и небесспорное) замечание о том, что человеческий разум испытывает особые трудности в исследовании самого себя, поскольку невозможно быть одновременно и наблюдателем и наблюдаемым.
Особенности подхода того или иного философского направления к проблеме сознания определяются главным образом решением основного вопроса философии и, стало быть, ориентацией в оппозиции "материя — сознание". Немаловажную роль играют также представления о предмете и структуре философии и ее взаимоотношениях с другими формами общественного сознания (наукой, религией, искусством). Все это задает категориальный аппарат, стратегию и приемы анализа сознания.
Инициатива в постановке проблемы сознания принадлежит идеализму. Идеалисты и представители религиозного мировоззрения, отстаивающие мысль о первичности сознания, обратили внимание на его качественное отличие от других явлений, его роль в деятельности человека, на труднообъяснимые познавательные и психические феномены. Однако при таком подходе снимается проблема происхождения сознания, а многие его свойства оказываются оторванными от реального субстрата и потому мистифицированными.
В отличие от идеализма материализм исходит из первичности материи — сознание производно от материи и к тому же принадлежит к высшей форме ее организации. Такая позиция ближе представителям науки и практики, но аргументировано доказать ее справедливость нелегко.
Наряду с двумя главными философскими направлениями следует учитывать идейные течения, компромиссно объединяющие различные философские идеи. Одно из них — гилозоизм (греч. hyle — вещество, zoe — жизнь), отрицающий границу между живым и неживым и доходящий до признания всеобщей одушевленности универсума (панпсихизм). Таких воззрений придерживались первые греческие натурфилософы, некоторые философы эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно) и Нового времени (Б. Спиноза, Ж.Б. Робине). Гилозоизм создавал важный противовес механицизму с его представлением, с одной стороны, о косной "мертвой" материи, а с другой — о внешней "силе" как источнике движения. Однако, что касается художественного мышления, то здесь настроения в духе гилозоизма встречаются довольно часто. Характерным примером является известное стихотворение Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
В отличие от материалистического и идеалистического монизма дуализм (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Р. Авенариус) допускал существование двух субстанций — материальной и духовной. При этом особо важно было понять принципы взаимоотношения между ними, но как раз они и оставались невыясненными: в учениях представителей дуализма обе субстанции то действуют параллельно и независимо, то теснейшим образом обусловливают друг друга. Подчеркивая роль взаимодействия материального и духовного, что имеет фундаментальное значение, например, для характеристики общественного бытия, дуализм, по сути, снимал вопрос о происхождении сознания.
4. В чем своеобразие предназначения философии
Философия - одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания. Возникнув в трех мировых культурах (древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской), она насчитывает около 25 столетий своей истории. Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. и назван К. Ясперсом осевым временем. В это время происходит переосознание человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Такое осознание отложилось в форме размышлений и трактатов, обозначенных емким древнегреческим словом «философия» и древнеиндийским «даршана».
Имеются значительные трудности при определении понятия философии, ее предмета и проблематики. Это связано прежде всего с тем, что диапазон употребления слова «философия» довольно широк - от любви к мудрости до максимально рационализированного мировоззрения эпохи. Однако при всех расхождениях ее понимания различными мыслителями, философия всегда оставалась философией, т.е. отличалась по форме и содержанию от иных компонентов духовной культуры. Следует, видимо, говорить о многоликости и многомерности этого понятия, что обусловлено многогранностью сущности самой философии. Раскрытие этой сущности и синтез множества определений философии представляется делом будущего. В наше время речь может идти о ведущих тенденциях развития мировой философии, даваемых в их рамках определениях, среди которых наиболее значимыми считаются понимание философии как мудрости, как науки, как искусства, как рефлексии, как мировоззрения, как вида жизнедеятельности
Особое место истории философии в системе философского знания обусловлено, в первую очередь, спецификой философии как самоустремленной рефлексии, отражающей развивающееся бытие сущего и с необходимостью требующей постоянного возвращения к истокам, к традиции, к процессам собственного формирования и становления. Как отмечал Г.В.Ф. Гегель, впервые выразивший с полной определенностью идею «истории философии как философии», философское мышление оказывается осуществленным, «когда оно в заключении постигает свое собственное понятие, т.е. оглядывается назад только на свое же знание», и ни одна философская система не исчезает бесследно, а продолжает существовать в снятом виде в более поздних концепциях, вбирающих в себя все ценные и значительные завоевания развивающейся творческой мысли.
Сущность философского знания выступает «не в почерпнутых из истории определениях философии, а в разговоре с тем, что было передано нам традицией как Бытие сущего», и, следовательно, в истории философии как рефлексии диалогического разума находит воплощение адекватная логика философского мышления. В этом смысле история философии, как указывал В.С. Библер, должна считаться не одной из многих философских дисциплин, а философией в собственном смысле, истинной философией без ее редукции к другим формам духовной деятельности, без сведения мысли к экономической причинности, к историческим условиям, к дедуктивным основаниям, к космической или божественной первопричине, к мифологическим архетипам, к телесным, языковым, экзистенциальным, сексуальным предпосылкам.
Таим образом, философия – знание особого рода. Она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира. Философия не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самостоятельное, предельное. Она есть философствование, мышление в предельных вбирающих понятиях, вопрошание, которое в каждом вопросе, а не только в конечном итоге спрашивает о целом, постоянно захватывая при этом и самого вопрошающего – человека.
Список литературы:
1. Волчек Е.З. Философия: учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. — Мн.: ООО «Современная школа», 2005. - 544 с.
2. История философии: Учебник/ Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич./ Под. ред.Ч.С. Кирвеля.-Мн.: Новое знание, 2001-792с.
3. Калмыков В. Н. Основы философии: Учеб. пособие/ В. Н. Калмыков. – Мн.: Выш. шк., 2003. - 541 с.
4. Канке В.А. Философия. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 352 с.
5. Новейший философский словарь. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. – 1280 с.
... -теоретическими концепциями философии) дает возможность понять ассерторические (утвердительные) высказывания (их предикативные формы). В новейшей (американской) аналитической "философии сознания" (philosophy of mind), занимающейся изучением механизма фиксации процессов сознания в естественном языке, заметен отход от теории психофизического параллелизма в сторону теории тождества духовного и ...
... гуманитарные науки никогда не смогут уподобиться естественным. Дело здесь не столько в сложности предмета, сколько в отношении к нему. Таким образом, метод понимания можно в первом приближении определить как метод познания Другого, наделенного способностями, подобными способностям исследователя; это метод познания другого человека с целью воссоздания особенностей его внутренней, интеллектуальной ...
... именно вопрос о сознании как о понятии, исследование его значения, его концептуальных связей, является приоритетным. И, как минимум, в той мере, в какой философия сознания сформировалась под влиянием аналитической философии, ее деятели именно так понимают свою первостепенную задачу. 2. Психофизический дуализм и скептические следствия Первичные наши интуиции, относящиеся к определению сознания ...
... : хотелось "удовлетворять накопленную жажду знаний и держаться как можно дальше от тем войны, национальной катастрофы". Самой большой удаленностью от политики в общественном мнении обладала как раз англоязычная философия сознания. Попперовское отношение к ней типично: "В ответ на вопрос: "Ваше отношении к аналитической философии" Поппер снял очки, долго их протирал, потом одел и произнес: "Так же ...
0 комментариев