Челябинская государственная медицинская академия
Кафедра организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время
Зав. кафедрой – заслуженный работник высшей школы
РФ, доцент Скударь Е.Л.
Дисциплина: Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны
«Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия»
Подготовлена: д.м.н.,
член-корр. Академии военных наук
А.Е. Локтевым 2008 г.
Вопросы
1. Возможный характер будущей войны
2. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Краткая характеристика очага ядерного поражения
3. Химическое оружие, классификация и краткая характеристика отравляющих веществ (ОВ)
4. Бактериологическое (биологическое) оружие, краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов
5. Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения
6. Структура санитарных потерь по виду, степени тяжести, локализации, характеру поражения. Методика определения возможной величины и структуры санитарных потерь в зависимости от очагов оружия массового поражения, обычных средств нападения и высокоточного оружия, в очагах комбинированного поражения
Литература
1. Руководство по медицинской службе Гражданской обороне/ Под ред. А.И.Бурназяна - М.: Медицина, 1983, 496 с.
2. Гражданская оборона: Учеб. пособие / Под ред. В.Н.Завьялова – М.: Медицина, 1989. – 272 с.: ил.
3. Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от.12.02.1998г. № 28 – ФЗ (принят ГД 26.12.97г., Одобрен Советом Федерации 28.01.98 г.В редакции ФЗ от 09.10.2002г.№ 123 - ФЗ, от 19.06.2004 г. № 51- ФЗ.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник В.Ю.Микрюков - Изд. 2 – е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г. – 557 с.: ил.
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд./ Под ред. Михайлова Л.А. - СПб: Питер, 2008 г - 461с.- ил.
6. Иванюков М.И., Алексеев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 г. – 240 с.
7. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф.учеб. заведений/ Э.А.Арустамов, И.В.Косолапова, И.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов - 6-е изд. стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007г.- 176 с.
8. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие /А.Т.Смирнов, М.А.Шахраманьян, Н.А.Крючек и др.-М.: Дрофа, 2005г-224с., 8 л. цв. вкл.
1. Возможный характер будущей войны
Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что начало XXI века будет характеризоваться проявлением во внутригосударственных и международных отношениях двух главных тенденций.
Первая — выражается в отходе от военно-силовой политики к развитию отношений доверия и сотрудничества в военно-политической области, в стремлении именно на этой основе упрочить национально-государственную и международную безопасность.
Вторая — противоположная тенденция, заключающаяся в расширении причин и поводов для использования военно-силовой политики. Кризисный характер экономического развития большой группы государств мира, реальный рост социального разрыва между экономически развитыми государствами и странами с отсталой экономикой, провоцируют политические режимы некоторых государств к попыткам решения экономических и политических внутренних и межгосударственных проблем вооруженным путем. Кроме того, амбиции отдельных крупнейших экономически развитых государств в стремлении к региональной гегемонии также подталкивают их к проведению военно-силовой политики.
К характерным особенностям современных войн сегодня можно отнести:
· применение различных форм и методов боевых действий, в том числе и нетрадиционных;
· сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;
· широкое использование криминальных (и регулярных) формирований;
· скоротечность военных действий (30-60 суток);
· избирательность поражения объектов;
· повышение роли дальних дистанционных боев с применением высокоточных радиоуправляемых средств;
· нанесение точечных ударов по ключевым объектам (чаще критическим элементам объекта экономики);
· сочетание мощного политико-дипломатического, информационно-психологического и экономического воздействия.
Источниками потенциальной региональной военной опасности России и других стран СНГ являются государства, граничащие с территорией бывшего СССР на юге, которые способны в отдельности создать достаточно мощные группировки войск против северных соседей. Кроме того, источником региональной военной опасности служат усиливающиеся территориальные и конфессиональные противоречия на северо-западе и востоке России. В то же время региональные военные опасности различного характера сглажены до определенной степени двусторонними соглашениями (экономическими, пограничными, военными, культурными и т. д.) и практически не переросли в военную угрозу для России, хотя и обладают большим взрывным потенциалом.
Локальная военная опасность в настоящее время имеет более подвижный характер, более выраженные и конкретные симптомы противоречий и менее короткий процесс по времени перехода к непосредственной военной угрозе или к вооруженному конфликту. Локальная военная опасность России практически существует по всему периметру границ России с государствами дальнего зарубежья. Питательной средой для нее служат существующие чисто военные и территориальные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в вооруженные конфликты.
Как показывает анализ исторического развития общества, разрешение комплекса противоречий между государствами или группами государств в большинстве случаев происходит с применением оружия. За пять с половиной тысяч лет на Земле произошло около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов. Это значит, что на каждый минувший век не приход/тоя даже одной мирной недели на планете.
Краткий анализ тенденции развития военно-политических отношений между государствами и источников военной опасности показывает, что при неблагоприятном развитии возможно резкое обострение существующих противоречий между Россией и государствами ближнего и дальнего зарубежья. Это может привести к возникновению вооруженных конфликтов (войн), различных по своим целям, задачам и масштабам.
Исходя из военных угроз, опасностей и мер по обеспечению безопасности России, расстановки военных и политических сил в мире и сопредельных с Россией государствах, а также возможных геополитических целей агрессора, военные конфликты начала XXI века могут развиваться по схеме, показанной на Рис.1, и будут характеризоваться, как:
Рис 1. Вариант развития военного конфликта (по данным ГШ ВС РФ).
· приграничные войны, где агрессором будут преследоваться цели прорыв государственной границы для пропуска контрабандистов, террористов или потоков беженцев; реализация территориальных претензий к России; поддержка сепаратистских движений на сопредельной территории; провоцирование вступления в конфликт НАТО на стороне агрессора; получение доступа к ресурсам экономической зоны России;
· локальные войны, которые могут быть развязаны с целями: реализации территориальных претензий к РФ; поддержки вооруженных сепаратистских движений на территории России с задачей отторжения от нее отдельных регионов, а также вытеснения российских миротворческих контингентов и российских военных баз в других государствах;
· региональные войны — это войны более крупного масштаба, которые будут проводиться с целями: разгрома основных военных сил РФ на театре военных действий(ТВД), захвата значительной части территории, ослабления военно-политического руководства государства и содействия территориальному распаду РФ, ослабления международных позиций России, окончательного размывания и распада СНГ и системы межгосударственных отношений;
- крупномасштабная (мировая) война, где агрессор — государство, коалиция государств или их блок, будет преследовать цели военного и экономического разгрома РФ и ее союзников, расчленения и ликвидации России как государства — субъекта международных отношений.
Стратегический характер современных войн определяется возможностями участвующих в них государств, военно-политическими целями и поставленными стратегическими задачами по их достижению. Наиболее характерными их чертами будут: скрытность подготовки и внезапность развязывания агрессии; массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах; применение ранее не известных форм и способов ведения боевых действий; ведение вооруженной борьбы во всех сферах - на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения; активная борьба за завоевание стратегической инициативы и превосходства в управлении; огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры государства и группировок войск на всю глубину их построения; маневренные действия войск при широком использовании аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения; постоянная угроза расширения масштабов конфликта. Все это выдвигает новые требования к структуре военной организации государства, в том числе и к системе медицинского обеспечения населения в военное время.
Характерным для современных войн является тот факт, что даже при участии в них крупных воинских контингентов на больших территориях война, как правило, не объявляется, военное положение в государствах, вовлеченных в конфликт, не вводится, полномасштабные мобилизационные мероприятия не проводятся. Иначе говоря, отсутствует четкий правовой рубеж между мирным и военным положением в стране, в которой по сути дела идет война.
Становится очевидной необходимость поддержания структур медицинской службы Гражданской обороны в высокой боевой и мобилизационной готовности. Даже в приграничном вооруженном конфликте, локальной войне не обойтись без проведения мероприятий ГО с частичной мобилизацией, особенно в регионах, где такая агрессия совершена, да и в других регионах с целью восполнения потерь личного состава, техники, материальных средств и т.д.
Таким образом очевидно, что вероятные войны против России будут осуществляться только с применением современных обычных средств поражения. В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.
В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.
Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.
Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе федеральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.
Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266, предусматривающее создание Федеральной медицинской службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинской службе гражданской обороны (приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. № 242), определившее понятие, задачи и организацию Федеральной медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.
... по медицинской защите населения в военное время. В этих условиях актуальными становятся задачи по разработке и внедрению средств и способов защиты от оружия с нетрадиционными поражающими факторами. МЕДИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЧАГОВ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения. Его применение может привести в ...
... средства стерильные предназначен для наложения повязок. Рассчитан на 100 раненых и обожженных. ДБ-2 — десантный - шины предназначен для транспортной иммобилизации раненых. Рассчитан на 40 иммобилизаций. 3. Оснащение этапов медицинской эвакуации и медицинских формирований МО, привлекающихся для ликвидации медицинских последствий катастроф Этапом медицинской эвакуации называются силы ...
... наиболее часто встречающихся отравлений н эффективных способов оказания медицинской помощи просто необходимо. Все это обусловливает важную роль такой науки как токсикология. Принципы применения химического оружия. Понятие о химических очагах Наиболее вероятно, что ХО может быть использовано для решения самостоятельных тактических и стратегических задач, а также в качестве дополнения к ...
... бригад осуществляют дежурство на дому в нерабочее время, а в праздничные и выходные дни - по графику, утвержденному руководителем учреждения-формирователя по согласованию с центром медицины катастроф. В режиме чрезвычайной ситуации общее руководство деятельностью бригад возлагается на руководителя центра медицины катастроф. Сроки выезда (вылета) в район ЧС определяют исходя из местных условий. ...
0 комментариев