2.3. Приспособительное поведение животных и практически-преобразовательная деятельность челове­ка

Человека от животного отличает материальное производство как творчество, в котором воплощены его физические и духовные способности. Оно характеризует осмысленную работу. Производство — не только изго­товление орудий с помощью орудий, но и создание раз­личного рода объектов, которые используются непосред­ственно для потребления: жилищ, одежды, утвари, укра­шений. Существенно меняются старые и возникают но­вые виды деятельности. Эта деятельность немыслима вне общества, ни один отдельно взятый человек не мо­жет ею заниматься. Постепенно складывается перво­бытный коллектив с уравнительным распределением. Добытая пища —собственность общины. Появляются нормы, правила поведения, обязывающие делиться до­бытым. Утверждение общей собственности на пищу тре­бовало ликвидации системы доминирования, имеющей место у животных в сфере распределения, а тем самым и доминирования вообще. Обеспечить сплоченность объединения должна была теперь новая сила—возни­кающая мораль (прамораль), имевшая своей основой формирующиеся отношения собственности. Появляются коммуналистические отношения. Их становление сопро­вождается появлением первых захоронений, преднаме­ренных погребений. Возникают представления о душе. Забота о мертвых не могла появиться без заботы о жи­вых. Мертвых боялись. Этим объяснялись могильные ямы, засыпание трупов землей и т. п. Интересна раскоп­ка в местечке Шанидар (Ирак, 60 — 44 тыс. лет), где найдены останки взрослого мужчины-калеки в возрасте 40 — 60 лет. По-видимому, можно предположить, что к тому времени начали складываться сугубо человеческие отношения, проявляющиеся в заботе о слабых. Опыты на обезьянах показывают, что они весьма агрессивно относятся к калекам, не подпускают их к пище, совер­шенно не заботятся о них, забивают.

Регулирование брачных отношений становится необ­ходимостью в процессе воспроизводства людей. Утверж­дение коммуналистических отношений означало установление контроля над пищевым инстинктом. Но кроме него важным индивидуалистическим инстинктом был половой. В стаде предлюдей отношения полов регули­ровались системой доминирования. Доминирующие самцы имели доступ к самкам. С переходом к праобществу возник новый механизм регулирования, появи­лись запреты—табу, например, запрет половых отно­шений внутри рода. Нарушителей карали смертной казнью. По-видимому, запреты были связаны с тем, что конфликты на почве удовлетворения полового ин­стинкта приводили к открытым столкновениям, расстра­ивали хозяйственную жизнь праобщин, мешали ее спло­ченности. Вначале возник запрет половых отношений накануне и во время охоты.

От эндогамии (половые связи внутри рода) прими­тивная община переходит к агамии (исключения близ­кородственных брачных контактов)- и экзогамии (меж­родовые связи). Что послужило поводом к установле­нию агамии и эндогамии, неясно. Возможно, как было отмечено, стремление избежать внутриродовых кон­фликтов. Возможно, по гипотезе, выдвинутой современ­ными генетиками, мощные мутации под воздействием радиации в зонах обитания ирапредков. Дело в том, что эндогамная группа с относительно ограниченным тенофондом наиболее восприимчива к мутагенным фак­торам, ведущим к самым пагубным последствиям.

Внутристадийный мир мог быть достигнут лишь в процессе осознания рода в качестве некоторого единого образования. Важную роль здесь сыграло такое явле­ние, как тотемизм. Тотем мыслился как мифический прародитель группы. Чаще всего это было какое-то животное. Внутри общины мифический тотемный пра­родитель стал олицетворением ничейности самок. По­степенно упорядочивались брачные отношения между родами, приобретая строгую социальную регламента­цию. Род — это уже не биологическая, а «протосоциальная» реальность. Только люди знают и классифицируют родственные связи.

2.4. Человеческое сообщество, его отличительные признаки.

Нравственно-социальные запреты касаются всех членов общины — а слабых, и сильных. Они принципи­ально несводимы к инстинкту самосохранения и имеют характер обязательств, нарушение которых влечет за собой наказание. Наряду с запретом на кровосмеситель­ство возникает абсолютный запрет на убийство сопле­менника, а также требование поддержания жизни (прокормления) любого соплеменника, независимо от его физической приспособленности к жизни. С осознанием «права на жизнь» в ходе антропосоциогенеза совершил­ся необратимый переход к человеческому нравственному существованию. Причисление себя к роду, признание себя родовым (общественным) существом вело и к осо­знанию себя, своего Я.

Таким образом, человеческое сообщество в отличие от животного характеризуется рядом признаков:

1) уме­ние изготовлять орудия труда с помощью других орудий и использовать их в целях производства;

2) наличие по­требностей, чувственного восприятия, умственных навы­ков, развивающихся исторически;

3) формирование на­выков, осуществляемых только в обществе;

4) жизнедея­тельность носит не биологически запрограммированный характер, а сознательно-волевой, социально обусловлен­ный;

5) каждый отдельный индивид рода homo sapiens должен пройти этап «социализации» для утверждения своего права принадлежать к общности и т. п.

Тем не менее, человек — существо не только социаль­ное, но и биологическое, природное, ему присущи все биологические закономерности, однако они носят «оче­ловеченный» характер. Это предполагает выявление кон­кретно-исторических детерминант его сознания и дея­тельности, различных исторических форм бытия чело­века.

Бытие человека предстает в нескольких разномасштабных формах: в единичной форме личности, в осо­бенных формах типов человека (половых, возрастных, исторических, этнических, социальных), наконец в общей родовой форме человечества. Биологическое и социаль­ное в человеке реализуется через культуру. Человек творит культуру, но и сам творим ею, ибо в фило- и онтогенезе связь с социумом осуществляется посредством культуры — этого «механизма» социального наследова­ния, дополняющего у человека наследование биологиче­ское. Эта истинно диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его са­мой сложной системой из всех существующих в мире.

Человек — системное целое, т. е. такое, в котором взаимодействие и взаимовлияние природы, общества и культуры рождает новые качества. Поэтому мы сталки­ваемся с огромным «разбросом» индивидуальностей даже в одних и тех же социальных условиях. Отсюда — проблема уникальности человеческого существования и конкретного человеческого бытия, признание высокой ценности его неповторимости и незаменимости. Сегодня решительно должна быть преодолена парадигма нич­тожности бытия отдельного человека, ясности и просто­ты его жизни и сознания. Всякая научно обоснованная программа развития общества должна базироваться на реалистической модели человека, учитывающей, что со­знательное, разумное в нем не исключает самопротиво­речивости человеческих поступков, непредсказуемости, иррациональности его действий.


Заключение

Итак, многолетние находки и исследования ученых убедительно показывают, что человек вовсе не Божье создание, а вышел и развился из животного мира Земли, биологически тесно с ним связан, является продуктом его эволюции. В ходе этого процесса, длившегося многие миллионы лет, одни формы наших предков сменялись другими, более высокоорганизованными. Некоторые из них вымирали, другие продолжали развиваться в главном направлении — по пути к современному человеку. Научная концепция происхождения человека нанесла сокрушительный удар по религиозным мифам о происхождении человека.

Впервые научную теорию биологического происхождения человека разработал Ч. Дарвин. Она подорвала господство религиозных, метафизических представлений в науке о человеке. Однако вопрос о качественном своеобразии процесса эволюции человека смогли решить лишь К. Маркс и Ф. Энгельс, указавшие, что из животного мира человека выделил труд.

«Труд - источник всякого богатства, утверждают политэкономы.- Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.»[5]

Много сотен тысячелетий тому назад, в еще не поддающийся точному определению промежуток времени того периода в развитии Земли, который геологи называют третичным, предположительно к концу этого периода, жила где-то в жарком поясе — по всей вероятности, на обширном материке, ныне погруженном на дно Индийского океана, - необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях.

Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к чело веку.

...Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению".

Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий — органов чувств...

Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно в общем и целом могучей поступью шло вперед, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны — более определенное направление благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент — общество.

Эволюция человека — чрезвычайно сложный, длительный процесс развития от животного к человеку разумному. На этом пути постепенно теряли свое значение факторы биологические и на смену им приходили факторы социальные.

В действительности зоологический индивидуализм обуздала не идея Бога, обуздало его и первобытное стадо и первобытная коммуна.


Список использованной литературы:

1.  Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., изд-во Академии наук СССР. 1989 г.

2.  Ковалев Н. Е., Шевчук Л.Д., Щуренко О.Е. Биология для подготовительных отделений медицинских институтов, М.: Наука, 1998 г.

3.  Корсаков П.В. Обзор эволюционных теорий происхождения человека., М., Постккриптум, 1999.

4.  Концепции современного естествознания. Учебник. М.: Владос. 1999 г.

5.  Хорошеева Е.В. Концепции современного естествознания. М. 1999 г.

6.  Экология. Учебник. Е.А. Криксунов., Москва, 1995 г.


[1] Корсаков П.В. Обзор эволюционных теорий происхождения человека., М., Посткриптум, 1999., стр.76.

[2] Корсаков П.В. Обзор эволюционных теорий происхождения человека., М., Посткриптум, 1999., стр.78.

[3] Корсаков П.В. Обзор эволюционных теорий происхождения человека., М., Посткриптум, 1999., стр. 87.

[4] Корсаков П.В. Обзор эволюционных теорий происхождения человека., М., Посткриптум, 1999., стр.97.

[5] Корсаков П.В. Обзор эволюционных теорий происхождения человека., М., Посткриптум, 1999.,стр.


Информация о работе «Гипотеза возникновения человечества»
Раздел: Биология
Количество знаков с пробелами: 44644
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
40886
0
0

... ) – наиболее убедительный аргумент в пользу представлений о ведущем значении в процессе биогенеза наследственного аппарата и, следовательно, в пользу генетической гипотезы происхождения жизни. 3. Как появилась жизнь на Земле   Современная концепция возникновения жизни на Земле является результатом широкого синтеза естественных наук, многих теорий и гипотез, выдвинутых исследователями разных ...

Скачать
38545
0
0

... миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, необходимо обратиться к генезу (происхождению) человеческого рода, к ранним этапам его эволюции. §2. Возникновения человечества и роль труда в этом процессе Человек разумный сформировался около 50 тысяч лет назад, хотя предыстория человека уходит на глубину до 1,5 - 2 миллионов лет, когда на ...

Скачать
82724
0
0

... содержание отдельных металлов одинаково у бактерий, губок, растений, животных и в океанской воде. Однако вернемся к началу XX в. Все большее число ученых склонно признать, что проблема возникновения жизни не может быть решена наукой. Основания для такого мнения налицо: тысячелетнее господство религиозных мифов о сотворении мира и наивные представления о самозарождении заменяются умозрительными ...

Скачать
58658
0
1

... формированию горной вершины из гладких гранитных блоков. Легко представить себе, в какие дебри завели бы такие поиски! Аналогичная ситуация сложилась с попытками объяснить естественное возникновение жизни на Земле. Исследователи натолкнулись на неоспоримые факты, противоречащие гипотезе А.И. Опарина, но хорошо объяснимые идеей панспермии. И только идеей панспермии. Как же реагировать на это? ...

0 комментариев


Наверх