2. Сравнительно низкий уровень профессиональной квалификации кадров, большая текучесть рабочих и ИТР на лесозаготовительных предприятиях.
1.5 Изменения в количественном и качественном составе работающих в лесном комплексе республики в 60-е годы
Главной особенностью рассматриваемого периода явилось завершение к 1965 г. процесса полного перехода на работу с постоянными кадрами рабочих в лесной промышленности. И решить эту задачу удалось, несмотря на имевшиеся трудности.
Одной из форм комплектования кадров по-прежнему оставался оргнабор. Объясняется это, во-первых, тем, что основные районы лесозаготовок перемещались в многолесные районы севера европейской части страны (Коми АССР, Архангельскую область) и Сибирь, в связи с чем увеличивался объем лесозаготовок в них и росла потребность в рабочих кадрах; во-вторых, трудности в жилищно-бытовом устройстве и некоторые другие причины вызывали значительную текучесть рабочей силы в лесозаготовительной промышленности, доходившую до 35-37 % в год, что приводило к необходимости пополнения кадров за счет других республик и областей.
Как оказалось, оргнабор не гарантировал создания постоянных рабочих кадров. Многие из прибывших по истечении срока договора, а иногда и раньше уезжали на места прежнего проживания. В большинстве случаев это происходило по вине местных руководителей, когда прибывшим рабочим не создавали необходимых жилищно-бытовых условий, не проводили своевременную работу по перезаключению трудовых договоров, не обучали рабочих новым профессиям, не занимались повышением их квалификации. Все это обусловливало большую текучесть рабочей силы, тогда как на оргнабор затрачивались огромные средства: только за 1962-1966 гг. в лесной промышленности на прием рабочих по оргнабору было затрачено свыше 6 млн. руб. Эти факторы привели к тому, что численность рабочих, принятых в порядке оргнабора, стала сокращаться (1959 г. – 49,4 % от общего числа принятых рабочих; 1965 г. – 29,4; 1970 г. 18,4 %).
Наиболее массовый характер в пополнении рабочего класса приобретает набор рабочих в индивидуальном порядке самими предприятиями. Под воздействием технического прогресса, роста механизации и автоматизации производства, повышения производительности труда появляется все больше возможности проводить внутриотраслевое и межотраслевое перераспределение имеющихся в республике трудовых ресурсов и в связи с этим расширить масштабы свободного найма рабочих. Эта форма пополнения рабочих кадров лучше, чем оргнабор, содействовала созданию постоянных кадров и наращиваю численности квалифицированных рабочих.
В лесной промышленности в 60-е годы именно индивидуальный набор самими предприятиями начинает играть большую роль, чем прежде (1959 г. – 45,8% от общего числа принятых рабочих, а в 1965 г. – 61,4 %).
Особенно быстро росла численность работающих в деревообрабатывающей промышленности (46,6% за годы семилетки), т. к. за эти годы в строй действующих вошли такие крупные предприятия, как Княжпогостский деревообрабатывающий комбинат, мебельные фабрики в Печоре, Сыктывкаре и Воркуте, домостроительный и фанерный цехи на Сыктывкарском ЛДК, нуждавшиеся в новых кадрах.
Уровень образования, профессиональные знания работников имели большое значение в условиях совершенствования технической базы отрасли. Общий уровень образования рабочих лесной промышленности хоть и возрос по сравнению с предшествующим периодом, но был недостаточен. К примеру, численность рабочих с семилетним и средним образованием в 1962 г. достигала лишь 30%, что безусловно сказывалось на уровне их квалификации.
1.6 Подготовка рабочих кадров и инженерно-технических кадров
Самой массовой формой подготовки рабочих являлось индивидуальное и бригадное обучение непосредственно на производстве, а также учебно-курсовая система, действовавшая с отрывом от производства, училища профессионально-технического образования, школы передового опыта, народные университеты технического прогресса. Так, только через систему профессионально-технического образования для лесной промышленности за 1961-1970 гг. было подготовлено 7,4 тыс. молодых рабочих.
Особое внимание в 60-е годы уделяли обучению рабочих смежным профессиям, т. к. появилась необходимость подготовки рабочих широкого профиля, способных обеспечить взаимозаменяемость в работе. За годы семилетки в лесной промышленности дополнительными профессиями овладело более 13,5 тыс. человек.
Большую помощь в комплектовании новых производств лесной отрасли Коми АССР квалифицированными кадрами оказали Карелия, Архангельская и Вологодская области, откуда прибыли на предприятия Сыктывкарского лесокомплекса сотни рабочих и служащих. На родственных предприятиях Котласа, Сегежи, Соликамска, Кондопоги, Красноярска и Братска повысили квалификацию в предпусковом 1968 г. более 350 рабочих Сыктывкарского ЛПК. Десятки инженерно-технических работников прошли стажировку на предприятиях Карелии, Архангельской и Вологодской областей, на различных курсах при Министерстве целлюлозно-бумажной промышленности, в вузах Ленинграда, Архангельска, Киева.
Особое место в подготовке инженерно-технических кадров для лесного комплекса республики принадлежало Сыктывкарскому филиалу Ленинградской лесотехнической академии (ЛТА), история которого начиналась в 1952 г. с организации учебно-консультационого пункта Всесоюзного заочного лесотехнического института в г. Сыктывкаре, где приступили к занятиям всего 50 студентов. Быстрое развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности, строительство Сыктывкарского ЛПК остро поставили вопрос о расширении подготовки инженеров лесного дела. И в сентябре 1959 г. учебно-консультационный пункт был реорганизован в филиал Всесоюзного заочного лесотехнического института, студенты которого обучались на пяти факультетах: лесомеханическом, лесохозяйственном, лесоинженерном, инженерно-экономическом, механической технологии древесины. В 1960/61 учебном году в филиале обучалось уже 640 студентов, 220 человек было принято на первый курс, 176 из которых работали по специальности. С октября 1964 г. Всесоюзный заочный лесотехнический институт был объединен с Ленинградской лесотехнической академией, и соответственно, Сыктывкарский филиал его стал филиалом этой академии. Всего за 1960-1970 гг. около 3 тыс. человек закончили три курса в филиале, а затем лесотехническую академию и другие вузы страны.
Свой вклад в подготовку специалистов высшей квалификации вносил Ухтинский индустриальный институт, где в 1968 г. на факультете лесоинженерного дела обучалось 370 студентов.
Но Сыктывкарский филиал ЛТА, Ухтинский индустриальный, Архангельский и Московский лесотехнический институты, Ухтинский, Ветлужский, Петрозаводский лесотехнические техникумы только на 30-40% обеспечивали потребности лесной промышленности республики в кадрах специалистов. Поэтому на инженерно-технических должностях в леспромхозах и сплав конторах работало много практиков. Так, в 1968 г. на предприятиях объединения «Комилеспром» 67% инженерно-технических должностей были заняты работниками, не имевшими специального образования. Еще ниже был качественный состав работников среднего и низового звена. Из 172 начальников лесопунктов лишь 55 человек являлись специалистами из 158 техноруков лесопунктов 86 имели высшее и среднее техническое образование, а из 1314 мастеров участков 1081 являлись практиками.
Велика была текучесть кадров инженерно-технических работников. За 1965-1967гг. на предприятиях «Комилеспрома» прибыло 880 специалистов, а выбыло почти 600 инженеров и техников. По мнению тогдашнего начальника производственного объединения «Комилеспром» П. Хамыженкова, одна из причин высокой текучести инженеров и специалистов средней квалификации – в низкой заработной плате ИТР лесной промышленности в 60-е годы (в 2,5 раза ниже, чем в угольной, и на 25-80% ниже, чем во всех других отраслях). Ни в одной отрасли промышленности республики не было такого ненормального соотношения между зарплатой ИТР и рабочих (в 1967 г. по сравнению с 1960 г. заработная плата рабочих в лесной промышленности возросла почти на 35%, а зарплата ИТР – на 14,8% и была всего на 7% выше, чем у рабочих). И, как следствие, трактористами, шоферами в леспромхозах республики в 1968 г. работали 80 техников.
Низкий уровень квалификации рабочих в лесной отрасли, большая текучесть кадров в значительной степени были вызваны неудовлетворительными жилищно-бытовыми условиями, недотаточным уровнем школьного, медицинского и культурно-массового обслуживания лесозаготовителей и членов их семей. Конечно, строились в лесопунктах школы, детсады и ясли, магазины, столовые, бани (ежегодно на эти цели расходовалось 17% общего объема капвложений в отрасль), но это явно не отвечало требованиям. Ведь более половины жилого фонда поселков состояло из щитовых домов, а 10% - подлежало списанию как пришедшее в ветхое состояние.
К концу 60-х годов из 212 общеобразовательных школ только 112 имели типовые здания, а 19 находились в аварийном состоянии. Не обеспечивал потребностей лесозаготовителей и уровень медицинского обслуживания, т. к. на 221 поселок имелось 40 больниц и 168 фельдшерско-акушерских пунктов, в 33 поселка с населением 4350 человек не имелось вообще медицинских учреждений.
И в результате, несмотря на все принимаемые меры по сокращению текучести кадров, в 1967 г., например, на предприятиях объединения «Комилеспром», как утверждал в отчете зам. начальника объединения В. Карасев, каждые два с половиной года полностью обновлялся состав рабочих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период с 1960-1970 гг. связан с началом крупных структурных преобразований в лесопромышленной отрасли хозяйства республики. В эти годы развернулось строительство Сыктывкарского ЛПК, реконструированы Сыктывкарский механический и Жешартский фанерный заводы, построены и сданы в эксплуатацию цехи смол и древесностружечных плит в пос. Жешарт, выполнен большой объем работ по очередной реконструкции Сыктывкарского лесопильно-деревообрабатывающего и Княжпогостского домостроительного комбинатов, началось строительство завода древесноволокнистых плит в пос. Железнодорожный, одновременно шел процесс перебазировки лесозаготовок в бассейне рек Печоры и Мезени, чему в значительной мере способствовало строительство железных дорог (Микунть – Кослан, Ухта – Троицко-Печорск). В конце 60-х годов в республике создана новая отрасль – целлюлозно-бумажная, благодаря которой произошли первые важные изменения в отраслевой структуре лесного комплекса. Удельный вес валовой продукции целлюлозно-бумажной, гидролизной и лесохимических отраслей в 1970 г. составил 16,3 %.
Библиографический список
1. Заборцева, Л.П. Лесной комплекс Республики Коми: история и современность [Текст] / Л.П. Заборцева, В.И. Чупров; Сыкт. лесн. ин-т. – Сыктывкар, 2005. – 128 с.
... программ, возможно в союзе с частным бизнесом, которые бы и повышали привлекательность территории, и должным образом управляли бы потоком туристов. 3.2 Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития региона От туризма на ОПТ есть как выгоды, так и издержки. Эти процессы часто находятся в сложном взаимодействии. При проектировании и развитии ОПТ, ответственные за эту ...
... гг. появилась в печати серия исторических исследований известного татарского писателя и общественного деятеля Г.Ю. Кулахметова (1881—1918) под общим названием "Страницы истории", посвященных всеобщей истории с древнейших времен. Известны его популярные статьи в периодической печати, в которых разъяснялась суть конституционного строя ряда западных стран, анализировались конституции Великобритании, ...
... Республики Коми определили его этнодемографическую и социально-профессиональную структуру. Русские гораздо сильнее интегрированы в собственный этнос, имеют более сильное чувство этнической солидарности, чем коми. Для русского народа характерна национально-диалогической направленность в межэтнических отношениях (этносоциальная открытость). Несмотря на положительный климат межэтнических отношений в
... парк «Югыд ва», заказники (ландшафтные, лесные, флористические, луговые, болотные, водные, ихтиологические, орнитологические, геологические) и памятники природы. За счет средств экологического фонда издана карта «Охраняемые природные территории Республики Коми» (М 1: 1 200 000) о распределении объектов системы ООПТ по административным районам. В пояснительной записке к карте охарактеризованы ...
0 комментариев