2.2 Обществом с дополнительной ответственностью как организационно-правовая форма предпринимательства основанного на долевой собственности
Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, чьи размеры определяются учредительными документами данного общества. Участники общества с дополнительной ответственностью (ОДО) солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставный капитал общества, определяемом учредительными документами данного общества.
При банкротстве одного из участников ОДО его ответственность по обязательствам данного общества распределяется между остальными участниками общества пропорционально их вкладам в уставный капитал ОДО, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества с дополнительной ответственностью. Во всем остальном общество с дополнительной ответственностью ничем не отличается от общества с ограниченной ответственностью. Фирменное наименование такого общества должно говорить о том, что это, действительно, «общество с дополнительной ответственностью».
Учреждение наряду с обществами с ограниченной ответственностью обществ с дополнительной ответственностью преследует единственную цель – усилить ответственность участников предпринимательской фирмы по ее обязательствам и, тем самым, обеспечить контрагентам и клиентам такой фирмы большие гарантии добросовестной деятельности субъекта предпринимательского бизнеса.
Вместе с тем нельзя не признать, что установленный Гражданским кодексом России вариант усиления ответственности участников общества предусматривает, с одной стороны, резкое повышение роли субсидиарного исполнения ответственности участников ОДО по сравнению с участниками ООО. Действительно, законом предусмотрено, что каждый из участников общества с дополнительной ответственностью при необходимости отвечают по обязательствам предпринимательской фирмы своим собственным имуществом. А между тем задолженность общества перед кредиторами может исчисляться суммами, в сотни раз превышающими величину уставного капитала общества.
Упоминание о солидарности в данном случае не может служить основанием для преодоления принципа ограниченной ответственности – солидарность участников ОДО отличается от солидарности полных товарищей.* Первые в случае необходимости солидарно увеличивают размеры своей ответственности по обязательствам общества не меняя при этом относительных параметров (доли) данной ответственности, вторые солидарно «складываются» для возмещения убытков полного товарищества и надлежащего исполнения полным товариществом своих обязательств перед третьими лицами.
С другой стороны, однако, участники ОДО, действительно, оказываются ближе к полным товарищам, чем участники ООО, в случае возникновения необходимости перераспределения ответственности по обязательствам общества из-за банкротства одного из участников ОДО.
Организационно-правовая форма общества с дополнительной ответственностью не получила пока сколько-нибудь серьезного распространения в России, поэтому сказать что-либо больше о том, насколько удачно форма ОДО улучшает форму ООО невозможно из-за отсутствия широкой практики сравнительного применения обеих форм предпринимательского бизнеса. Пока общество с дополнительной ответственностью является не более чем экзотической разновидностью семейства предпринимательских фирм, базирующихся на долевой собственности на средства производства.
2.3 Товарищество на вере как организационно-правовая форма предпринимательства основанного на долевой собственности
Товариществом на вере (или коммандитным товариществом) признается, согласно Гражданскому кодексу России, товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью данного товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
В рассматриваемой организационно-правовой форме предпринимательства участники предпринимательской фирмы делятся на две категории. Первая категория участников товарищества на вере – полные товарищи. Полными товарищами товарищества на вере могут быть предприниматели без образования юридического лица и коммерческие организации. Вторая категория участников товарищества на вере – участники-вкладчики, также определяемые в Гражданском кодексе России как коммандитисты. Вкладчиками (коммандитистами) в товариществе на вере могут быть любые физические и юридические лица.
Полными товарищами товарищества на вере называются участники данного товарищества, осуществляющие от имени товарищества предпринимательскую деятельность и солидарно отвечающие по обязательствам этого товарищества своим собственным имуществом, другими словами, несущие субсидиарную ответственность. Вкладчиками (коммандитистами) товарищества на вере называются участники данного товарищества, осуществляющие вклады в складочный капитал товарищества, что удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику его товариществом. Вкладчик (коммандитист) товарищества на вере несет ограниченную ответственность по обязательствам данного товарищества, причем данная ответственность не имеет субсидиарного характера, она ограничена лишь суммами вкладов, которые коммандитисты внесли в складочный капитал товарищества.
Права и ответственность полных товарищей товарищества на вере ничем не отличается от соответствующих прав и ответственности полных товарищей полного товарищества. Так же, как участники полного товарищества, полные товарищи товарищества на вере сбрасываются ради создания складочного капитала, приняв на себя обязательство внести не менее 50% своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его государственной регистрации. В своей деятельности полные товарищи обходятся без устава товарищества на вере, зато заключает между собой учредительный договор, в котором описывают условия
- о размере и составе складочного капитала товарищества на вере;
- о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале товарищества на вере;
- о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов в складочный капитал, а также об их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
- о совокупном размере вкладов в складочный капитал товарищества на вере, вносимых вкладчиками (коммандитистами).
Доли в складочном капитале (если не предусмотрено иное). Полные товарищи осуществляют управление деятельностью своего товарищества, прибегая к тем же приемам (совместное ведение дел товарищества, ведение дел товарищества по поручению, соблюдение принципов добросовестности и разумности в процессе самостоятельного ведения дел от имени товарищества), что и участники полного товарищества. И так же, как участники полного товарищества, полные товарищи товарищества на вере не могут участвовать в других товариществах – ни в полных товариществах, ни в товариществах на вере. Полные товарищи в товариществе на вере не могут быть одновременно членами полного товарищества.
Полные товарищи товарищества на вере обладают теми же правами, что и участники полного товарищества. Их прибыли (убытки) распределяются между ними пропорционально размеру.
Именно их присутствие в предпринимательской фирме определяет основное отличие товарищества на вере от полного товарищества. Статус вкладчиков (коммандитистов) в товариществе на вере обладает следующими особенностями:
- вкладчики (коммандитисты) не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность от имени товарищества на вере;
- они не вправе выступать в качестве сторон при подписании учредительного договора товарищества на вере;
- они имеют право претендовать на участие в прибылях товарищества на вере на условиях, содержащихся в учредительном договоре данного товарищества;
- их ответственность по обязательствам товарищества на вере ограничена размерами фактически внесенных ими вкладов в складочный капитал данного товарищества;
- они вправе по окончании любого финансового года товарищества на вере выйти из данного товарищества и получить свой вклад в порядке, определяемом учредительным договором товарищества;
- они могут передать свою долю в складочном капитале товарищества на вере или ее часть другому вкладчику или третьему лицу; передача вкладчиком (коммандитистом) всей доли иному лицу прекращает его участие в товариществе;
- они вправе знакомиться с годовыми отчетами и бухгалтерскими балансами товарищества на вере;
- они не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере; они могут выступать от имени товарищества на вере лишь по доверенности;
- они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества на вере;
- имена вкладчиков (коммандитистов) не могут упоминаться в фирменном наименования товарищества на вере.
Статус вкладчиков (коммандитистов) в товариществе на вере имеет двойственный характер. С одной стороны, вкладчики (коммандитисты) имеют обязательственные права в отношении имущества товарищества на вере и могут реализовать эти права разными способами – путем внесения вкладов в складочный капитал своего товарищества (этим они как не раз не отличаются от полных товарищей), путем свободного выбытия из состава участников товарищества, либо продажи части своей доли в складочном капитале товарищества, наконец, путем участия в прибылях товарищества на вере. Доля участия вкладчиков (коммандитистов) в прибыли товарищества на вере должна соответствовать доле его участия в складочном капитале данного товарищества.
С другой стороны, вкладчики (коммандитисты) почти не имеют личных прав. Они не только не вправе участвовать в управлении делами товарищества на вере, в том числе оспаривать действия (вполне возможно – недобросовестные и неразумные) полных товарищей, но даже использовать имя своего товарищества в собственной предпринимательской деятельности, а также участвовать своим персональным именем в фирменном наименовании товарищества.
Последнее, правда, вполне поправимо. Дело в том, что, согласно закону, фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество». Например, название может звучать так: «Товарищество на вере «Яковлев и Полянкин», либо «Коммандитное товарищество «Яковлев и Ко». В том случае, если вышеупомянутые господа Полянкин и Яковлев окажутся вкладчиками (коммандитистами) в товариществе на вере, использование их собственных имен автоматически приведет к их превращению в полных товарищей.*
Сложнее обстоит дело с обеспечением равноправия полных товарищей и вкладчиков (коммандитистов) в других элементах деятельности товарищества на вере. Правильнее было бы сказать, что такое равноправие обеспечить в принципе невозможно. И это объясняется принципиально разной ролью обеих названных категорий участников товарищества на вере.
Для определения товарищества со смешанным участием полных участников и участников-вкладчиков законодатели выбрали столь причудливые названия – товарищество на вере и коммандитное товарищество. В законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности», действовавшем в России с 1991 по 1995 годы, для обозначения указанной организационно-правовой формы предпринимательства использовался термин «смешанное товарищество».
Вероятно, наименование «товарищество на вере» призвано обратить внимание предпринимателей на исконно русские корни рассматриваемой формы предпринимательского бизнеса, а «коммандитное товарищество» - на международное распространение данной формы. В любом случае особенности смешанного участия полных товарищей и вкладчиков-коммандитистов в товариществе на вере обусловлено различиями в мотивах такого участия.
Любое товарищество на вере создается его учредителями, которыми выступают полные товарищи, исходя из того, что организационно-правовая форма всякого товарищества призвана обслуживать некоторую совокупность подходов предпринимателей к организации и осуществлению собственного бизнеса. Главным в этих подходах является использование имени товарищества, являющегося совместным достоянием всех полных товарищей, для ведения собственных дел.
В дальнейшем полные товарищи вправе пригласить «в дело» вкладчиков (коммандитистов), с помощью которых они могли бы привлечь в складочный капитал товарищества дополнительные финансовые ресурсы, порой весьма внушительные, и в этом случае организационно-правовая форма предпринимательства определяется как товарищество на вере. Полные товарищества могут обойтись и без вкладчиков – и тогда организационно-правовая форма предпринимательства будет определена как полное товарищество.
Таким образом, полные товарищи изначально выступают активной стороной смешанного участия в товариществе на вере. Вкладчики (коммандитисты) изначально выступают зависимой (пассивной) стороной смешанного участия в таком товариществе. Их могут позвать «в дело», а могут и не позвать. Поэтому вкладчики (коммандитисты) обязаны действовать по тем правилам, которые были составлены не ими, а для них – полными товарищами, закрепившими эти правила в учредительном договоре товарищества на вере.
... циации по поддержке малого бизнеса, а также создание региональных фондов поддержки венчурной инновационной деятельности[36].[5, С. 64]. 2.2 Современное состояние венчурного рынка России: проблемы и пути решения По различным оценкам, сегодня в России насчитывается 30—50 действующих венчурных фондов с суммарным объемом капитала от 1,5 до 3 млрд. долл. Большая часть этих средств приходится на ...
0 комментариев