2. Проблема легализации эвтаназии в Российской Федерации

В России любая эвтаназия запрещена. В отечественной научной литературе были высказаны предложения о легализации добровольной пассивной эвтаназии. В определённом смысле это было прорывом в обсуждении проблемы, на которое долгое время было наложено табу.

До тех пор, пока эвтаназия в нашем государстве категорически запрещена, на мой взгляд, необходимо хотя бы изменить уголовно-правовую оценку обсуждаемых действий. И не только в отношении медиков. Так, лишение жизни из сострадания не может быть по степени опасности уравнено с умышленным убийством. В действующем уголовном кодексе РФ убийство предусмотрено сразу несколькими статьями, начиная со 105, однако ни в одной из них нет указания на совершение такого действия с согласия потерпевшего.

Прямого упоминания об эвтаназии в УК РФ нет, однако оно имеется в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, где в ст. 45 изложено определение отношения законодателя к этой проблеме: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несёт уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».[5]

Более распространённой законодательной нормой является право больного на отказ от медицинской помощи. Эта норма позволяет во многих странах мира практически безнаказанно прекращать реанимационную помощь по просьбе больного.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривают отказ пациента от медицинского вмешательства (ст. 33). В таких случаях больному или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия, о чём оформляется специальная запись в медицинской документации, подписываемая врачом, больным или его законным представителем.

Сторонники легализации эвтаназии в РФ подчеркивают ее добровольный характер, выраженный в письменной просьбе пациента об эвтаназии либо в прижизненном завещании. Однако в состоянии болезни лицо менее всего способно к принятию волевых, сознательных решений. Как правило, воля человека подавлена зависимостью от родственников, доверенных лиц, врача. В состоянии болезни возможны так называемые пороки воли: заблуждение, принудительное волеизъявление под влиянием насилия, угроз, уговоров, шантажа и т.д. Не исключено, что рекомендации близких родственников пациента по составлению «прижизненного завещания» могут иметь лишь вид милосердия к страждущему ближнему, а в действительности преследовать цель Право на жизнь имеет каждый - от рождения до самой смерти. Однако, наличие у человека права на жизнь не означает, что у него есть и юридическое право на смерть. Более того, история свидетельствует о том, что желание человека уйти из жизни, как правило, встречало осуждение со стороны общественного мнения, церкви и даже государства. Можно сказать, что на таких же позициях остается и действующее российское законодательство.

Так, целью статьи 20 Конституции РФ, провозглашающей право на жизнь является запрет произвольного, преступного лишения жизни любого человека, вне зависимости от свойств, качеств и индивидуальных характеристик личности.[6]

В силу отсутствия в отечественном законодательстве правовых предпосылок, пресекающих преступные злоупотребления в рассматриваемой сфере, существует опасность того, что эвтаназия может затронуть интересы и здоровых людей, которых достаточно легко (с помощью медицинских средств и с нечистой совестью людей) превратить в безнадежно больных.

Кроме того, необходимо учитывать и то, что в медицине нет понятия неизлечимого заболевания. С точки зрения врачей практически любое заболевание (за исключением генетических) поддается медицинскому лечению. Поэтому понятие «неизлечимость» - достаточно условно и в большой степени зависит от средств и индивидуальных возможностей, имеющихся в данный момент в распоряжении врача и больного. Кроме того, учитывая неединичные случаи исцеления тяжелобольных, результат часто зависит от индивидуальных особенностей организма больного и стадии заболевания.[7]

3. Легализация эвтаназии в зарубежных странах

Проблема эвтаназии и добровольного ухода из жизни неизлечимо больного человека широко обсуждается на Западе с конца 50-х годов прошлого столетия. Условия ее осуществления достаточно подробно разработаны и апробированы в ряде стран, где эвтаназия разрешена законом.

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1993 году здесь был издан специальный список из 12 обязательных пунктов, который и был положен в основу закона об эвтаназии. Нидерланды стали первой в мире страной, законодательно закрепившей за смертельно больными пациентами право на активную эвтаназию. Согласно закону, смертельная процедура может быть применена к больным не моложе 12 лет и осуществлена только по требованию пациента, если будет доказано, что его страдания невыносимы, болезнь неизлечима, и врачи ничем не могут помочь. При этом обязательно требуется повторное согласие самого пациента.

В настоящее время отмечается рост случаев эвтаназии в Бельгии. В 2005 году было зарегистрировано 400 случаев «убийств из милосердия». Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. По закону эвтаназии может подвергнуться человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью около 60 евро входит одноразовый шприц с ядом и другие, необходимые для инъекции средства.

В американском штате Орегон разрешено так называемое «самоубийство с помощью другого лица». О нем говорят, когда врач прописывает больному смертельные таблетки ( в то же время там не позволено давать пациентам наркотики). В двух других регионах США, согласно решениям Апелляционных Судов Второго Округа (Нью-Йорк) и Девятого Округа (Калифорния, Орегон), лишающим силы установленные законом запреты, врач может выписывать пациенту, но не давать сам вызывающие смерть препараты

В Калифорнии после долгих лет обсуждения и голосования на референдумах в 1977 году был принят Закон «О праве человека на смерть», по которому неизлечимо больные люди могут оформить документ с изъявлением желания отключить реанимационную аппаратуру. Однако до сих пор этим Законом официально никому не удалось воспользоваться, поскольку одно из условий эвтаназии – заключение психиатра о вменяемости пациента (Американская ассоциация психиатров, в свою очередь, запрещает своим членам участие в подобных процедурах).

Попытки узаконить эвтаназию предпринимались и в Австралии. В августе 2002 года сторонники эвтаназии раздавали бесплатные специальные «наборы для самоубийства». В набор под названием «Уход по-австралийски», придуманный одним из организаторов кампании в поддержку эвтаназии врачом Ф. Ницке, входят полиэтиленовый пакет с резинкой для плотного прилегания к шее и снотворная таблетка. Смерть наступает не в результате удушения, а от нехватки кислорода. Чтобы избежать проблем с властями, наборы, изготовленные в количестве 150 экземпляров, распространялись без инструкции по применению.

В Колумбии эвтаназия практикуется сравнительно давно. В 1997 году Конституционный суд постановил, что врач, выполнивший желание безнадежно больного пациента о добровольной смерти, не несет за это ответственности перед судом.

В 2004 году пассивная эвтаназия была разрешена в Израиле и Франции (согласно опросу, во Франции 85% населения выступают за легализацию).

В Швейцарии, где эвтаназия в принципе запрещена, на самом деле человек, который, не имея собственной выгоды, помог другому уйти из жизни, не может быть осужден. По оценкам экспертов, ежегодно в Швейцарии таким образом прощаются с жизнью около 100 человек.

Несмотря на отсутствие закона, эвтаназия уже действует в Великобритании. В 2004 году в СМИ были опубликованы первые факты смерти, которой поспособствовали врачи. Для этого был создан необходимый прецедент, позволяющий всем желающим добиться своего. Высший Суд Королевства удовлетворил требование 43-летней женщины об отключении аппаратов искусственного дыхания, поддерживающих ее жизнь на протяжении года.[8]

Итак, наблюдается определенное смягчение отношения к добровольной смерти больного в законодательстве и (или) юридической практике. Это наблюдается прежде в категоричной позиции Ватикана: в 2002 году Папа Римский Иоанн Павел II заявил, что использование медицинского оборудования для спасения жизни больного в некоторых случаях может быть «бесполезным и неуважительным по отношению к пациенту».

На основании изложенного отмечу, что говорить о единодушии мирового сообщества не приходится. Эксперты комитета по правам человека Организации Объединенных Наций высказывают опасение, что закон об эвтаназии может привести к тому, что узаконенное использование станет обычным делом, не вызывающим каких-либо эмоций. Сомнения специалистов вызывает и этический аспект эвтаназии детей. А также возможность оказания давления на пациентов с целью обойти ограничения, оговоренные законом. Кроме того, эксперты опасаются, что легализация эвтаназии в отдельно взятой стране может послужить поводом к появлению особого вида туризма для людей, желающих свести счеты с жизнью. Такие опасения возникли после того, как в Италии был задержан человек, подозреваемый в попытках помочь неизлечимо больным поехать в Голландию, чтобы там подвергнуться эвтаназии.


Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема эвтаназии не нова. Она существует столько же веков, сколько живут и умирают люди на земле. Правда, общество не склонно обсуждать её широко, имеет место нечто вроде молчаливого согласия считать её компетенцией медиков. Общество отдаёт решение вопроса в конкретных ситуациях в ведение врачей; при этом предполагается, что одобряемые им этические нормы медицинской профессии однозначно диктуют линию их поведения. Я считаю, вполне обоснованно, что в настоящее время недопустимость эвтаназии считается в нашей стране общепринятой нормой медицинской практики. Хотя и здесь есть исключение. Надо сказать, что, к сожалению, быт и нравы, царящие во многих наших больницах, очень часто являются причиной, толкающей пациента и его родственников на эвтаназию в самом определённом смысле этого слова. Научно-технический прогресс в медицине постоянно сталкивает людей с новыми, неожиданными и непростыми проблемами. Расширяя возможности человека, этот прогресс одновременно увеличивает и многообразие ситуаций, в которых человеку надлежит сделать выбор. В немалой степени это связано с тем, что новейшие медицинские приборы и препараты позволяют бороться за жизнь больного в таких ситуациях, в которых совсем недавно это было немыслимо. С другой стороны, в настоящее время существуют специальные медико-социальные учреждения – хосписы, предназначенные для безнадёжно больных людей, где наряду с врачами за ними ухаживают психологи, пытающиеся облегчить страдания своих пациентов. У нас в России – всего около 20, первое было открыто в 1990 г. в Санкт-Петербурге. Увы, сказать, что российские хосписы являются образцом благополучия, нельзя. На них в нашей стране выделяется так же мало средств, как и на все остальные медицинские учреждения. Однако поскольку хосписы являются в некотором роде альтернативой эвтаназии, а последняя нашим законодательством отвергается, необходимо подчеркнуть, что требуется самое детальное обсуждение в обществе и научных кругах самой проблемы законодательной регламентации деятельности хосписов. Необходимо детализированное законодательство в этой сфере, которое бы защищало больного, формировало его уверенность в том, что последние часы жизни он проведёт достойно. Если же эвтаназия будет законом разрешена, необходимо, чтобы им предусматривалось добровольное, осознанное требование больного, выраженное в письменной форме, а также обязанность привлечения к решению вопроса об эвтаназии не заинтересованного в исходе компетентного лица, подтверждающего правомерность принятого решения.

Вопрос об эвтаназии нельзя считать закрытым ни с точки зрения права, ни с этической и социальной точки зрения. Однако, несмотря на тяжесть объективных обстоятельств, общество, прежде всего в лице научного, медицинского и правового сообщества, должно найти подобающие формы практики и убедительные аргументы, которые помогут более глубокому пониманию эвтаназии в сознании людей. И начинать необходимо именно с правового прояснения этой сложной и важной проблемы.


Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты.

1. Декларация об эвтаназии 1987 г.

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ, 2009. № 4. Ст.445.

3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. C. 13[1]

4. Этический кодекс российского врача. М., 1984. С. 11.

Специальная литература.

5. Дмитриев Ю. Конституционное право человека и гражданина на осуществление эвтаназии в России // Право и жизнь. – 2000. – №24.

6. Зильбер А. П. Трактат об эвтаназии. Петрозаводск, 1998. С - 189

7. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма; Под ред. В. А. Кувакина, 2002. С - 342.

8. Капинус, О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление / О.С. Капинус. - М.: «Буквовед», 2006.С – 213

9. Иванюшкин В. Я., Дубова Е. А. Правовые и этические аспекты эвтаназии // Вести. АМН СССР. 1984. № 6.

10. Миллард Д. У. Проблема эвтаназии // Соц. и клин. психиатрия. 1996. № 4.

11. Гусейнов А. А. Этическая мысль. Науч.-публицист. чтения // Дж. Рейчелс. Активная и пассивная эвтаназия. М., 1990


[1] Декларация об эвтаназии 1987 г.

[2] Этический кодекс российского врача. М., 1984. С. 11.

[3] Миллард Д. У. Проблема эвтаназии // Соц. и клин. психиатрия. 1996. № 4.

[4] Уранова В. Н. Врачебные ассоциации: Сб. офиц. док. М., 1995.С - 34

[5] Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. C. 1318.

[6] Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ, 2009. № 4.

[7] Капинус, О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление / О.С. Капинус. - М.: «Буквовед», 2006.С - 213

[8] Дмитриев Ю. Конституционное право человека и гражданина на осуществление эвтаназии в России // Право и жизнь. – 2000. – №24.


Информация о работе «Проблема эвтаназии в контексте прав человека»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 21190
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
67011
0
0

... правовой природы эвтаназия, в отличие от самоубийства, не подпадает под механизм правовой реализации права на жизнь, являясь убийством. Уголовно-правовая квалификация эвтаназии неразрывно связана с проблемами медицинско-правового свойства, в первую очередь, - с определением момента возникновения и утраты права на жизнь. Критерии установления момента наступления смерти неоднократно менялись, что ...

Скачать
80910
0
0

... . Вот как говорит об этом в «Литературной газете» автор, отмечающий свою личную заинтересованность в положительном решении проблемы эвтаназии. По его мнению, в данном случае речь идет «об одном из важных прав – о праве тяжелобольного человека на легкую (без мучений), достойную и быструю смерть тогда, когда сам человек сочтет ее своевременной».[18] Можно ли выдвинуть серьезные возражения против ...

Скачать
48384
0
0

... праве ему помочь, так как только в праве больного определить своё субъективное право на жизнь. На этом примере видно, что такое исключение как эвтаназия может поколебать устойчивость даже института личных прав человека. Роль государства здесь выражается в возможном закреплении права на эвтаназию. Право человека на осуществление эвтаназии выступает своего рода гарантом ст. 21 Конституции РФ, ведь ...

Скачать
28138
0
0

... последние вновь активизировались. С конца 80-х гг. эвтаназия с определенными ограничениями, касающимися прежде всего ее активной формы, легализована в ряде стран (например, Нидерланды, США). Проблема эвтаназии (в ее теоретических и практических аспектах) возникла внутри западной культуры, а в самой западной культуре— главным образом в зоне влияния протестантизма. Научная и общественная дискуссии ...

0 комментариев


Наверх