1.4 Российский опыт использования пластиковых карт.
Как только мы вступаем на российскую почву, возрастает вероятность неточности информации. Это является, с одной стороны, следствием многолетней закрытости нашего общества и недостоверности рекламы. С другой стороны, объяснение кроется в молодости нашего карточного бизнеса, в том, что специалистов катастрофически не хватает, и любой успешный опыт в этой области считается коммерческой тайной, используемой как орудие конкурентной борьбы. Тем не менее я постараюсь опираться на твердо установленные факты.
Строго говоря, карты международных систем появились в СССР еще в 1969 году. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. Иными словами, в Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 году было подписано первое соглашение такого рода с компанией Diners Club. В 1974 году на нашем рынке появилась «American Express », в 1975 году — «Viza» (тогда еще «Бэнк Америкард») и Eurocard, в 1976 — японская «Джей-Си-Би». С советской стороны все эти соглашения подписывались ВАО «Интурист», которое и организовывало расчеты по пластиковым карточкам в валютных магазинах «Березка» и гостиницах.
И до сегодняшнего дня значительная часть коммерческой сети по приему карточек международных платежных систем (кроме «American Express ») обслуживается Компанией объединенных кредитных карточек (КОКК), для которой чаще используется английская аббревиатура UCS (United Card Service). Это, прямой наследник «Интуриста», а затем «Интуркредиткардт». Поскольку по правилам международных платежных систем эквайрингом должны заниматься банки («Интуркредиткард» в СССР был специальным исключением), такой «лакомый кусок» карточного бизнеса, как коммерческая сеть UCS, была и остается объектом серьезных интересов крупных банков. В 1992—1994 годах за контроль над компанией «воевали» Кредобанк, у ко торого был контрольный пакет акций, и Мост-банк — второй по величине акционер. В 1996 году в связи с трудностями Кредо банка его пакет акций был выкуплен ОНЭКСИМбанком, что вновь вызвало негативный резонанс в российских банковских кругах, причастных к карточному бизнесу, поскольку до этого момента Онэксимбанк не занимался карточками а на контрольный пакет или хотя бы часть акций UCS было немало претендентов из числа «банков-ветеранов». Тем не менее не без участия между народных платежных систем проблема была сглажена, так как их интерес заключался прежде всего в стабильности работы коммерческой сети, а ее дележ между эквайрерами явно этому не способствовал.
Первым советским эмитентом международных карточек был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 году «золотые» карточки «Eurocard». Однако до сих пор точно неизвестно, сколько их было выпущено и кому именно они были выданы. Ясно только, что их было очень ограниченное количество и предназначались они для узкого круга лиц. С коммерческой точки зрения это можно считать не более, чем относительно удачным экспериментом в области карточного бизнеса.
Поэтому правильней считать, что первым российским коммерческим банком, выпустившим собственную карточку «Viza» стал Кредобанк. Это произошло осенью 1991 года. Но, несмотря на то, что Кредобанк также вступил в ассоциацию «Eurocard/ Master Card», эмитировать эти карточки наряду с «Визой» он так и не начал, объясняя это запретом со стороны ассоциации «Eurocard/Master Card» (впоследствии «Еврсшей*). В октябре 1992 года объявил об эмиссии карточек обеих систем Мост-банк. За ним последовал Мосбизнесбанк, выпустивший «Визу». После этого в дело вступил Элбимбанк, начавший выпускать золотые карточки «Eurocard/Master Card».
В этот период со стороны ведущих международных банковских ассоциаций проводилась неофициальная политика по сдерживанию новых российских банков от вступления. Тем не менее в 1993 году эта «блокада» была прорвана Инкомбанком.
Параллельно шло и расширение сети обслуживания между народных карточек, в основном с точки зрения расширения пунктов выдачи наличной валюты, поскольку только этот вид услуг тогда был разрешен российским коммерческим банкам.
С 1993 года серьезно изменила свою тактику в России компания «Europay»: она активизировала прием российских банков в члены ассоциации, для работы с ними был открыт офис в Москве. На фоне сдержанного отношения «Визы» к приему новых членов это позволило «Europay» довольно быстро довести число российских банков до нескольких десятков. Была создана Ассоциация российских членов «Europay», которая помогает эффективнее решать некоторые общие для банков вопросы.
«Viza» в настоящее время также уделяет значительное внимание российскому региону: создается соответствующая российская ассоциация, решаются вопросы внутри регионального клиринга и определения российского расчетного банка для системы.
Заметным событием на карточном рынке стало создание компании «Diners Club — Россия», российским учредителем, а впоследствии и расчетным банком которой стал банк «Империал». В настоящее время ими ведется активная компания по привлечению в систему российских банков в качестве эмитентов, и, возможно, уже в скором времени карточки «Diners Club» займут свою нишу на российском рынке.
В погоне за международными карточками и в условиях препятствий со стороны соответствующих ассоциаций некоторые банки пошли по пути подписания агентских соглашений с зарубежными финансовыми институтами, то есть начали предлагать своим клиентам карточки, эмитируемые иностранными банками. До сих пор остаются сомнения в правомерности такой деятельности прежде всего с точки зрения внутренних правил самих «Визы» и «Europay». Тем не менее эта практика продолжается и поныне.
За несколько лет, прошедших со дня появления первой международной карточки, эмитированной российским банком, рынок разительно изменился: количество выпущенных карточек приближается к миллиону, российские банки ведут самостоятельный эквайринг, в самое ближайшее время начнет работать внутри российский клиринг. Россия стала полноправным регионом в международных карточных платежных системах.
Наряду с рынком международных карточек фактически на пустом месте появился рынок российских карточек. Сегодня уже созданы и действуют чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на пластиковых карточках. Первой была основана СТБ Карт на базе банка «Столичный», откуда и происходит названием В первые несколько лет своего существования компания проводила довольно активную политику по привлечению к участию в системе других банков. Однако сейчас очевидно, что в 1996 году эта стратегия довольно сильно поменялась: отсутствует реклама карточек СТБ, зато гораздо больше слышно об эмитируемых банком «СБС-Агро» международных карточках «Viza Elektron» и «Cirrus/Maestro». При этом известно, что процессинговой компанией для «СБС-Агро» в международных системах является та же самая «СТБ-Карт». Складывается впечатление, что основная ставка сейчас делается именно на развитие международных карточек.
В апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком была учреждена система «Юнион Кард», соучредителями которой при перерегистрации стали еще некоторые российские банкиры. «Юнион кард» изначально создавалась и продолжает развиваться как межбанковская организация, при этом АОЗТ «Юнион Кард» выполняет одновременно функции процессинговой компании, разработчика программного обеспечения, поставщика оборудования и системного интегратора. Она увеличила число банков-участников до нескольких сотен, а сеть региональных процес-синговых центров расширилась до нескольких десятков дочерних компаний. В последнее время компания также делает шаги по расширению числа московских банков-эквайреров за счет продажи им части своей торгово-сервисной сети. Руководство компании проводит четкую политику на усиление независимости компании от крупных банков и развитие за счет собственных средств «Юнион Кард». Также предпринимаются попытки расширить сеть приема своих карточек за пределы России, а с другой стороны — сертифицироваться в качестве процессинговой компании для некоторых банков в международных платежных системах. Системе «Юнион Кард» удалось без тяжелых финансовых последствий пережить банковские кризисы, но в результате руководство компании предпринимает шаги по снижению рисков и укреплению стабильности системы.
Особого внимания заслуживает система «Золотая корона». Во-первых, это единственная крупная платежная система, центр которой находится не в Москве. Возможно поэтому она довольно популярна в регионах, особенно за Уралом. Во-вторых, эта система, являясь межбанковской, использует нетрадиционную для банков чиповую технологию. В-третьих, она пережила до вольно тяжелый кризис, связанный с трудностями Сибирского торгового банка, который являлся расчетным банком системы. Какое-то время «Золотая корона» фактически не существовала как система, поскольку межрегиональные расчеты были заморожены, и у банков-участников была лишь единая технологическая платформа. Сейчас, судя по возобновившейся рекламе, системе удалось возродиться, и в ней также предприняты меры по снижению финансовых рисков для банков-членов.
К сожалению, понимание важности контроля финансовых рисков для платежных карточных систем в России пришло слишком поздно. Недооценивалась прежде всего зависимость от надежности банков-членов системы. Финансовая надежность расчетного банка системы является просто решающим фактором. Игнорирование этого привело к исчезновению с рынка таких карточек, как «Универсал» Тверьуниверсалбанка, карточек Мытищинского коммерческого банка и банка «Оптимум». Эмиссия этих карт достигала нескольких десятков тысяч, что для России начала 90-х годов было весьма впечатляющим. Особый интерес представляли системы Тверьуниверсалбанка и банка «Оптимум», поскольку являлись оригинальными отечественными разработками чиповой технологии.
Особое место среди пластиковых карточек занимают так называемые «потребительские карточки», обычно выпускаемые не финансовыми учреждениями, а коммерческими компаниями для оплаты товаров и услуг в торговой сети данной компании. В России развивается и этот сектор рынка пластиковых платежных средств, хотя выделить крупную и успешно действующую сейчас систему потребительских карточек трудно.
В связи с этим следует отметить два важных момента. Строго говоря, потребительские карточки не являются универсальными (банковскими) карточками. Основными их отличиями, весьма важными для держателей карточек, является невозможность получения наличных денег и ограниченность их применения коммерческой сетью компании-эмитента. В этом смысле универсальные карточки, выпускаемые банками в рамках межбанковских платежных систем, имеют перед ними очевидные преимущества.
С другой стороны, в странах с развитой системой финансовых услуг потребительские карточки занимают значительную долю рынка, часто превосходя по общему количеству универсальные банковские карточки. Карточки «Олби» и «Орткард», выпускавшиеся в России, были примерами относительно популярных, но, к сожалению, очень краткосрочных программ такого рода.
Компания «Олби» работала на российском рынке довольно успешно. Руководители карточной программы хорошо понимали российский рынок, в частности, потребности потенциальных клиентов. В 1992 году крупные государственные, полугосударственные и коммерческие организации были готовы выплачивать своим сотрудникам премии и зарплаты в валюте, но не имели право делать это наличными деньгами. Компания «Олби-дипломат» предлагала таким предприятиям договора, в соответствии с которыми валюта в значительных объемах переводилась на карточки «Олби» «для приобретения сотрудниками товаров народного потребления».
Однако клиенты и по психологическим, и по экономическим причинам предпочитали иметь наличные, которые по карточкам «Олби» получить было невозможно, либо слишком трудно и долго. Именно поэтому часть клиентов с большей охотой пользовалась банковскими карточками. Но компания точно уловила новую потребность рынка — размещение денег под высокие проценты — и использовала свое преимущество перед банками по более высоким процентам (до 20—25% годовых). Фактически «Олби» занималась привлечением валютных депозитов физических лиц, хотя с клиентом оформлялся договор о пользовании карточкой.
Несмотря на успешную маркетинговую политику, а, возможно, даже благодаря ей, «Олби» не проявляла интереса к сотрудничеству с другими банками даже после того, как ее карточка стала карточкой банка «Национальный кредит», что в какой-то степени предрешило ее судьбу. Хотя определяющим опять был уже упомянутый фактор надежности расчетного банка.
В настоящее время активную работу по развитию собственного карточного бизнеса начал (с 1994г.) или, точнее сказать, возобновил крупнейший банк России – Сбербанк РФ. Учитывая лидирующие позиции этого банка в обслуживании физических лиц, государственные гарантии надежности (порядка 51% акций у государства) и настойчивое стремление руководства банка к внедрению новейших достижений техники, можно сказать, что именно это финансовый институт постепенно станет основным центром развития карточного бизнеса в России. Сбербанк в короткие сроки прошел основные этапы развития карточных программ, на осуществление которых первым компаниям-эмитентам в США потребовались десятилетия. Пилотные проекты осуществлялись территориальными банками Сбербанка самостоятельно и без жесткой централизации со стороны головного офиса. В различных территориальных банках были опробованы практически все виды пластиковых карт, существующие в настоящее время – магнитные, memory-карты, микропроцессорные карты. Однако такой широкий разброс не позволял использовать главное преимущество Сбербанка – отлаженную единую систему клиринговых безналичных расчетов. Малые тиражи карточек и слишком широкий спектр необходимого для их обслуживания оборудования послужили причиной высокой стоимости и малой рентабельности пилотных проектов. В связи с этим, решением Наблюдательного Совета Сбербанка России была утверждена концепция развития карточного бизнеса для всех территориальных учреждений. Единой платформой банка была избрана платформа U.E.P.S., разработанная и запатентованная французской компанией “NET1 International”.
Подробная характеристика и анализ карточной работы Сбербанка Российской Федерации приводится во второй и третьей главе настоящей работы на примере одного из территориальных банков.
II. Операции Сбербанка с пластиковыми картами.
... кредитных карточек составили около 1 миллиарда долларов, потери России по разным оценкам экспертов – 5-4 млн. долл. Сдерживающими факторами при выходе банков на рынок пластиковых карт по организации их эмиссии и обращения выступают отсутствие кредитных историй и автоматизированных скоринговых систем для определения кредитного рейтинга потенциального заемщика; существующее положение по ...
... держателем счета. Дополнительные карты могут оформляться при использовании любого вида карт, предлагаемых Банком для физических лиц. Для организаций особенно интересна возможность использования пластиковых карт в качестве "зарплатных". При заключении договора с Банком сотрудники организации получают пластиковые карты, на которые начисляется зарплата (перевод зарплаты на карты сотрудников ...
... многообразен и бесконечен. Сейчас российские банки предлагают пластиковые карты многих зарубежных и отечественных платежных систем. И каждая из них по своему привлекательна. В качестве основных достоинств пластиковых карт можно выделить: 1. Оперативное получение средств с использованием широких возможностей платежных систем. Карточка – это средство доступа к вашему банковскому счету, ...
... банк при эмиссии карт - по процессингу, маркетингу, расходы навыплату заработной платы сотрудникам. [19, с. 56] ГЛАВА3.СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ 3.1. Сегодняшнее состояние российского рынка пластиковых карт К началу 2000 года в обращении у российских граждан находилось около 2,5 млн. пластиковых карт международных платежных систем. ...
0 комментариев