5.2 ФРАНЧАЙЗИНГ В ЦЫФРАХ И СУММАХ
Покупка франшизы для управления супермаркетом - удовольствие дорогое. Как правило, необходимые инвестиции составляют никак не менее 300 тысяч долларов. В то же время франшиза на дискаунтер или «магазин у дома» куда более доступна.
Если кто и заставляет франчайзи выкладываться по максимуму, так это федеральные ритейлеры. Их бизнес-модель построена на том, что каждый магазин должен приносить прибыль, а не фиктивно числиться в списке. Новосибирская книготорговая компания «Топ-книга» отказывается от торговой точки, если та не выходит на уровень рентабельности в течение полугода, а книжный бизнес отнюдь не самый доходный.
Свою марку федеральные торговые сети продают дороже, чем другие категории франчайзеров. Стоимость франшизы торговой сети «Пятерочка» составляет около $1 млн. на регион, роялти — 2% от оборота. Партнеры данной розничной торговой сети получают готовую бизнес-модель, которая уже апробирована в различных регионах и полностью готова к использованию, с максимальной эффективностью и прибылью. Но для регионального бизнеса это очень солидная сумма, что резко сужает круг потенциальных партнеров. В результате продвижение этой сети сильно замедлилось. Например, ни в Нижнем Новгороде, ни в Ростове-на-Дону она так и не смогла найти франчайзи. В итоге сеть вынуждена строиться сама.
В отличие от лидера продуктового ритейла, «Эльдорадо» долгое время не брала вступительный взнос. Зато отыгрывалась на роялти. По данным на 2003 год, их размер составлял 25% от разницы между закупочной и отпускной ценой или 5% с оборота в закупочных ценах (информацию об условиях приобретения франшизы на настоящий момент компания не раскрывает).[11]
Ритейлеры с федеральной рекламой и эксклюзивными условиями от поставщиков обладают явным преимуществом перед своими локальными коллегами. К примеру, по данным компании «Эльдорадо», узнаваемость ее брэнда в большинстве российских регионов превышает 80%. Получить франшизу федеральной сети выгодно хотя бы потому, что рано или поздно она все равно придет в провинциальный город, и тогда лучше оказаться с ней по одну сторону баррикад. Этими преимуществами не могут похвастать региональные сети — соответственно, им реже удается завлечь к себе франчайзи. В сентябре 2005 года омская сеть «Технопарк» тоже пыталась собрать независимые магазины под свою вывеску.
«Мы вообще не предполагали брать плату. Требовалось лишь участие в затратах на маркетинг на уровне 1% от оборота. Условие очень комфортное, если считать, что расходы на сопровождение брэнда составляют приблизительно 3%",- отмечает Виктор Корб, бывший директор Омского медиацентра, управляющей компании сети «Технопарк». Тем не менее, магазины не согласились даже на столь щадящие условия. Франчайзер с шестью-семью магазинами и локальным брэндом — малопривлекательная партия.[12]
Используя свои наблюдения, я заметила, что цена на франшизу никогда не является неизменной константой. Нет сомнения, что любое соглашение является предметом торга. В случае с мастер-франшизами суммы сделок обычно хранятся в тайне. Так, комментируя недавний контракт с тюменским партнером, руководство «Мосмарт» категорически отказывается называть какие-либо суммы. Все это дает право независимым экспертам розничного рынка предполагать, что молодые сети вполне могут передавать свою франшизу по относительно низким ценам или вообще бесплатно, ограничившись взиманием роялти. С помощью франчайзинга в регионах можно «раскачивать» не очень известную торговую марку, чтобы затем продать ее транснациональной компании.
Скажи мне, сколько у тебя франчайзи...
> «Пятерочка»: 710 магазинов, в том числе 310 собственных - в Москве и С-Петербурге и 400 франчайзинговых - в России, Казахстане и Украине.
Кстати, число франчайзинговых объектов в дальнейшем будет сокращаться: дело в том, что эта крупнейшая российская розничная сеть объявила о своем намерении в течение 10 лет потратить 600 миллионов долларов на выкуп бизнеса своих франчайзи в регионах,
> «Копейка»: 131 собственный магазин и 13 франчайзинговых объектов работают в Москве, Московской, Тверской, Тульской, Калужской, Рязанской, Воронежской и Ярославской областях.
> «АБК»: 29 магазинов в Москве, из них 3 работают по франчайзингу. В планах - запуск в течение 2006 года еще 10 магазинов: в Москве и Московской области (первый уже открыт в Балашихе).
> «Патэрсон»: 70 универсамов в различных регионах России и один - в Киеве. Первый, и пока единственный, франчайзинговый объект компания открыла в Балашихе в сентябре прошлого года. Совсем недавно «Патэрсон» также продал мастер-франшизу в Оренбург.
5.3 ТРИ ПУТИ
Итак, у потенциального франчайзи есть три возможности встать под знамена сетевого брэнда. Федеральные сети обладают наиболее раскрученными марками и выгодными условиями от производителей, но участие в их команде стоит хороших денег. Кроме того, у франчайзеров-ритейлеров самые жесткие условия для своих франчайзи. Их цель — максимизация выручки.
Дистрибуторы подходят к франчайзи мягче, часто не берут вступительного взноса за право торговать под своей вывеской, и размер роялти здесь невысок. Цель дистрибуторов — сам факт вхождения в розницу, пусть с разношерстной и непрозрачной командой партнеров, получение инструментов давления на вендора и обретение гарантированного канала сбыта. Правда, и партнеров ищут в первую очередь среди проверенных дилеров. К тому же названия большинства таких проектов появились на рынке недавно и не столь узнаваемы потребителями, как брэнды крупных ритейлеров.
Те же, кто решит вступить в альянс с производителями, сразу получают узнаваемую марку и эксклюзивные условия на поставки товара при относительно вольной жизни. Минус в том, что производители требуют, чтобы на полках присутствовала только их марка. Цель владельца брэнда — эффект присутствия, решение маркетинговых задач. Монобрэндовому же магазину нелегко конкурировать с мультибрэндовыми торговыми точками.
В этих условиях вполне логичный ход — содержать сеть магазинов, часть которых является франчайзи и производителей, и дистрибуторов, и ритейлеров. Поэтому не стоит удивляться, если «битва за Бреды» продолжится и в других российских населенных пунктах. Ведь победителем из нее выходят все участники.
... в договорі комерційної концесії можуть бути комерційні організації та фізичні особи, зареєстровані як індивідуальні підприємці. Стаття 1179. Форма і реєстрація договору франчайзингу 1. Договір франчайзингу має бути укладений у письмовій формі. Недодержання письмової форми договору має наслідком його недійсність. Такий договір вважається нікчемним. 2. Договір франчайзингу реєструється ...
... количество торговых и сервисных точек на данной территории в определенный срок. Развивается также корпоративный франчайзинг (современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров) и конверсионный франчайзинг (способ расширения франшизной сети, при котором ...
... продає франчайзі. Іншою назвою для подібної системи служить франчайзінговий пакет, що зазвичай включає посібники по веденню робіт і інші важливі матеріали, що належать франчайзеру. Будь-який вид бізнесу можна перетворити у франшизу. Міжнародна Асоціація Франчайзингу виділяє 70 галузей господарства, у яких можна використовувати методи франчайзингу. Повне їх перерахування не має сенсу, але можна ...
... , поэтому потребность в финансовых ресурсах здесь выше, что препятствует развитию франчайзинга. Российским франчайзи целесообразно использовать региональный фрнчайзинг и субфранчайзинг. Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Тем не менее, к сожалению можно ...
0 комментариев