1.2 Анализ боевых возможностей и способов применения некоторых типов ПРР при подавлении системы ПВО
Значительную роль в реализации задач по огневому поражению наземных и корабельных РЛС противника зарубежные специалисты отводят ПРР. Основные характеристики поражающих элементов ВТО с пассивными радиолокационными системами наведения некоторых иностранных государств и Российской Федерации приведены в таблице 3.
Основным их преимуществом в сравнении с другими средствами воздействия является то, что они вызывают не временное прекращение работы РЛС, как в случае применения РЭС подавления, а приводят к их уничтожению или значительному повреждению. Это обусловило появление противорадиолокационных управляемых ракет типа AGM-45A «Шрайк» с пассивным самонаведением на луч РЛС. ПРР принята на вооружение авиации ВВС и ВМС США в 1964 году и имеет 12 модификаций. Всего было поставлено более 24 тыс. таких ракет. Только во Вьетнаме было использовано более 5 тыс. ракет «Шрайк». Эти ПРР активно использовались израильской авиацией на Ближнем Востоке, в период англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских островов и для подавления ливийских ЗРК. Дальность пуска ПРР «Шрайк» зависит от высоты полета носителя и находится в пределах 7–85 км. Высота, с которой в основном осуществлялись пуски ракет «Шрайк», составляла 2,5–3,5 км. Нижняя граница зоны пуска для дозвукового носителя составляет 200 м, для сверхзвукового – 500 м. Средняя скорость полета ПРР составляет 400–600 м/с. При скорости самолета – носителя 450 м/с скорость полета ПРР достигает до 1000 м/с. Траектория полета и используемый метод наведения зависят от расстояния между точкой пуска и объектом удара, высоты точки пуска и характера движения объекта удара. При пусках ПРР с больших расстояний наведение производится по траектории, близкой к баллистической. Угол пикирования на цель может составлять от 10 до 60 град, а располагаемые перегрузки – с 3 до 10 – кратных величин.
Значительная мощность излучения, ограниченные возможности по использованию спектра электромагнитного излучения в РЛС, слабая стойкость к воздействию поражающих факторов боеприпасов, а также отсутствие специальных мер защиты от самонаводящегося оружия обусловили довольно высокую эффективность ПРР «Шрайк» на начальном этапе боевого применения.
На ракете устанавливались взаимозаменяемые боевые части трех типов, имеющие одинаковые габариты и вес 66 кг. При подрыве осколочно-фугасных боевых частей образуется около 20 тыс. осколков, обеспечивающих угол разлета около 40 градусов, с радиусом поражения примерно 15–20 м. Сигнальная боевая часть может снаряжаться белым фосфором. В момент его срабатывания образуется белое облако, которое является своеобразным ориентиром для осуществления бомбометания другими самолетами.
Для подавления ЗРдн с помощью ПРР «Шрайк» по каждому ЗРК пускались 2–4 ракеты под прикрытием ответно-импульсных активных шумовых помех. Самолеты – постановщики помех в момент пуска ракет находились на дальности, исключающей воздействие помех на канал разведки и пассивную радиолокационную головку самонаведения.
Опыт боевого применения этих ракет в локальных войнах показал их относительно низкую эффективность. Так, вероятность срыва боевой работы ЗРК при нанесении по ним ударов за 1965–1972 гг. составило: бомбами – 0,5, ракетами «Шрайк» – 0,19. В результате серьезных недостатков и относительно низкой эффективности боевого применения ПРР «Шрайк» была снята с производства.
С 1966 года началась разработка более эффективной ПРР AGM-78 «St. ARM», которая была принята на вооружение в 1968 году и является ПРР второго поколения. Расширение частотного диапазона работы ГСН в ракете модификации AGM-78B и установка устройства запоминания координат РЛС-цели прекратившей излучение в ракете модификации AGM-78D способствовали повышению возможности ракеты в борьбе против РЛС противника. Ракета оснащена мощной осколочно-фугасной боевой частью массой 150 кг, подрыв которой производится контактным или неконтактным радиовзрывателем и наибольший эффект достигается при подрыве на высоте 15–20 м над целью. При этом радиус разлета ее осколков кубической формы с ребром длиной 10 мм, составляет около 600 м. Данная боевая часть обеспечивает поражение техники на расстоянии до 150 м, а живой силы – до 500 м. При наземном взрыве образуется воронка диаметром около 5 м. В промежуточном отсеке ракеты устанавливается сигнальный заряд, после подрыва которого образуется дымовое облако являющееся ориентиром для осуществления бомбометания другими самолетами. Всего в авиационные части США было поставлено около 3 тыс. ракет, основными носителями которых являются самолеты F-4E, A-6A, F-105F. Данная ПРР применялась США в боевых действиях в Юго-Восточной Азии и израильтянами против сирийских ЗРК в долине Бекаа в Ливане. В связи с относительно малой скоростью, отсутствием ГСН с достаточно широким диапазоном частот, а также сложностью конструкции и дороговизной ракета «St. ARM» со второй половины 1976 года снята с производства.
Для пополнения арсенала ПРР в США в начале 70-х годов разработана тактическая высокоскоростная ракета AGM-88A HARM и самолетное оборудование для ее применения. Ракета относится к ПРР второго поколения и предназначена для поражения РЛС работающих в режимах импульсного и непрерывного излучения, оснащена пассивной РГСН, масса которой 20 кг, работающей в широком диапазоне частот и имеющее запоминающее устройство координат РЛС-цели в случае прекращения излучения.
В памяти вычислительного устройства ракеты хранятся эталоны сигналов РЛС противника, что позволяет быстро идентифицировать цель, вести селекцию радиолокационных сигналов, иметь меньшее время реакции. В ракете располагается бесплатформенная инерциальная система наведения, обеспечивающая достаточную точность наведения ракеты, даже в случае прекращения работы РЛС-цели. Среднеквадратичный промах ПРР при наведении на РЛС, излучающую без паузы составляет 6–8 м.
ПРР HARM выполнена по аэродинамической схеме «поворотное крыло», максимальные нормальные перегрузки могут составлять до 15 единиц при наведении по методу пропорциональной навигации. Твердотопливный, бездымный реактивный двигатель с двухступенчатой тягой обеспечивает скорость полета ракеты до 3–4 М. Она оснащена осколочно-фугасной боевой частью относительно небольшой массы и неконтактным лазерным взрывателем, с помощью которого определяется высота подлета ракеты и с учетом конкретного типа подавляемой РЛС обеспечивается оптимальный разлет осколков кубической формы размером около 5 мм из вольфрамового сплава. Момент подрыва выбирается из условий максимального накрытия цели осколками. ПРР HARM предназначена для вооружения самолетов ВВС и ВМС США А-6Е, ЕА-6В, А-7Е, F-4G, F-16B, F-16C, F-18, F-14, F-15, F/A-18. Программа закончена в 1993 году. Всего в арсенале 32 тыс. штук, является самой представительной и основной ПРР в авиации США на следующее десятилетие. Данная ПРР использовалась в боевых действиях для подавления ливийских ЗРК и Иракской ПВО. Так при подавлении ливийских ЗРК с самолетов F/A-18 было осуществлено более 30 пусков ракет с удаления около 96 км.
Предусмотрены три режима применения ПРР HARM.
Режим самозащиты. Он реализуется только для ракеты в модификации AGM-88A с помощью самолетной системы оповещения о радиолокационном облучении, анализирующей и классифицирующей все получаемые радиолокационные сигналы по степени угрозы, выбирая наиболее важные РЛС-цели. Параметры сигналов РЛС одновременно передаются летчику и на ракету. О готовности к пуску летчик получает сигнал с борта ракеты, а после пуска может развернуться и выполнять другую задачу.
Режим действия по незапланированным, внезапно обнаруженным целям. Он реализуется с использованием системы радиотехнической разведки самолета, которая обнаруживает сигналы РЛС, классифицирует их и определяет степень угрозы. Данные обнаружения РЛС-цели, в том числе и прекративших излучение, выдаются на индикатор в кабине летчика, являющийся частью системы управления ПРР. Цель выбирает летчик, после чего осуществляется пуск. Для боевого применения в первых двух режимах разработана ракета модификации AGM-88B.
Режим действия по предварительно выбранным целям в заданном районе. Он реализуется путем ввода в бортовую систему радиотехничекой разведки ракеты предварительных данных подавляемых РЛС и ставится задача ее поиска и уничтожения. Ракета запускается в район РЛС-цели и в ходе полета производит автономный поиск и обнаружение всех излучающих РЛС, а также захват РЛС-цели с заранее заданными характеристиками. Если сигналы такой РЛС-цели не обнаруживаются, то захватывается наиболее важная цель и производится наведение на нее в этом режиме ракет модификации AGM-88C. Пуск осуществляется с дальности 70–75 км.
Варианты боевого применения ПРР HARM приведены на рисунке 3.
ПРР ARMAT создана на базе устаревшей французской ПРР «Мартель» и принята на вооружение 1984 году для подавления неподвижных и карабельных РЛС ПВО. Дальность пуска составляет от 70 до 120 км. Пассивная РГСН обеспечивает наведение ракеты на РЛС, работающей в режиме «мерцание» и использующей другие методы защиты от средств РЭБ. Угол пикирования ракеты на РЛС более 80 град, что позволяет исключить прием переотраженных зондирующих сигналов от поверхности земли.
ПРР AGM -122A SADARM предназначена для поражения работающих РЛС войсковых ЗРК противника с дальности до 8 км. Принята на вооружение в 1987 году. В качестве ностителей новой ПРР могут использоваться вертолеты АV-8B и AH-1J. Стартовая масса ракеты 91 кг, максимальная скорость полета до 1,3М. ПРР оснащена боевой частью массой 10,2 кг осколочного типа. Точность стрельбы менее 6 м.
В 1991 году на вооружение ВВС стран НАТО была принята ПРР ALARM совместного производства США и Великобритании, для оснащения самолетов «Торнадо», «Си Харриер», «Хок» и вертолета «Линкс». Ракета оснащена твердотельной широкодиапазонной противорадиолокационной ГСН с аппаратурой программного управления, в которую вводятся характеристики РЛС противника и имеет собственный радиолокационный обнаружитель цели. Очередность поражения целей зависит от выполняемой задачи и типов средств ПВО, ее можно менять перед взлетом самолета-носителя. Наиболее важным узлом в ракете считается блок управления выполнением боевой задачи, позволяющий выбирать траекторию полета.
Ракета ALARM функционирует в двух основных режимах: непосредственный пуск по цели и захват цели на траектории при спуске с раскрытым парашютом. Пуск ракеты в первом режиме осуществляется непосредственно в направлении РЛС-цели, находящейся в зоне прямой видимости, с предварительным ее захватом РГСН или без захвата.
Вариант боевого применения ПРР АLARM при пуске непосредственно в направлении РЛС-цели приведен на рисунке 4.
Пуск ракеты в втором режиме производится в условиях отсутствия прямой видимости РЛС-цели при нахождении самолета-носителя на малой высоте. После пуска ракета в соответствие с программой набирает заданную высоту, обеспечивающую увеличение дальности обнаружения РЛС-целей. После набора высоты двигатель отключается и раскрывается парашют, с помощью которого ракета может планировать около двух минут до повторного включения РЛС-цели. В процессе медленного снижения РГСН ракеты осуществляет поиск работающих РЛС противника. При захвате цели РГСН парашют отстреливается и ПРР, запустив двигатель, наводится на цель. Если цель прекращает излучение, то ПРР удерживается на курсе с помощью блока наведения бортовой инерциальной системы навигации.
Вариант боевого применения ПРР ALARM при ее пуске в случае нахождения самолета – носителя на малой высоте приведен на рисунке 5.
На конечном участке траектория ПРР АLARM является практически вертикальной, что уменьшает ошибки наведения из-за переотражений сигналов РЛС-цели от местных предметов. Ракета оснащена осколочной боевой частью, подрываемой на определенной высоте над РЛС-целью. Подрыв боевой части производится с помощью неконтактного лазерного взрывателя.
ПРР – БЛА AGM-136A «ТЭСИТ РЕЙНБОУ» предназначена для поражения работающих РЛС противника с дальности более 90 км. С 1990 года проходит полигонные испытания. Стартовая масса ракеты 480 кг. ПРР оснащена боевой частью массой 45 осколочно-фугасного типа. Точность стрельбы менее 10 м. После пуска ракета выполняет полет по маршруту и осуществляет поиск цели самостоятельно в ходе патрулирования над территорией противника в соответствии с заданной программой. В качестве носителя новой ПРР могут использоваться в основном стратегические бомбардровщики В-1В, В-2А, В-52. Например, специально оборудованный стратегический бомбардировщик В-52 может нести до 30 ПРР на трех пусковых установках барабанного типа. Вариант боевого применения ПРР – БЛА «ТЭСИТ РЕЙНБОУ» по РЛС-цели приведен на рисунке 6.
ДПЛА типа BGM-34B, C, «Локаст», «Пейв – Тайгер» относятся к классу «ударные» – носители ПРР типов «Шрайк» и «Мейверик». Они могут поражать РЛС не только с помощью этих ПРР, но и путем самонаведения на нее. В этом случае ДПЛА применяются по заранее намечанному району предполагаемой дислокации РЛС. Для этого в систему наведения ДПЛА вводятся однозначно характеризующие РЛС данные и программа полета, обеспечивающая его вывод в район барражирования. Максимальная дальность полета может достигать 1200–1300 км. В намечанном районе ДПЛА барражирует на высоте 2 -4 км, осуществляя разведку работы РЭС. При обнаружении РЛС с заданными характеристиками и захвата ее на автосопровождение ДПЛА выводится в исходное положение, обеспечивающее пикирование на РЛС под углами 60–90 град. При этом производится сброс воздушного винта и несущих плоскостей. По утверждению иностранных специалистов, малоразмерные ДПЛА практически невозможно увидеть визуально и обнаружить с помощью РЛС из-за малых ЭОП на высоте свыше 900 м, трудно увидеть и услышать на дальности более 1600 м, обладают низкой вероятностью поражения вследствие малой уязвимости площади и способности совершать полет по криволинейным траекториям с перегрузкой в 2–3 ед.
Наличие большого числа малоразмерных, скоростных и маловысотных, относительно недорогих беспилотных целей по-новому высвечивает задачи выбора приоритетных целей для целераспределения и их поражения средствами войсковой ПВО. Невозможность уничтожения всех воздушных целей потребует в условиях жесткого лимита времени распознавания и установления очередности поражения самых важных из них.
Своевременное и достоверное радиолокационное распознавание типа поражающего элемента высокоточного оружия – одна из важнейших проблем и основа разумных действий расчета радиолокационного вооружения ЗРК по правильному принятию решения на использование пассивных и активных способов его защиты.
Основными составляющими этой проблемы являются низкая информативность традиционных методов получения информации о цели и высокая стоимость технической реализации РЛС, позволяющих получать одновременно большое количество признаков радиолокационного распознавания цели. Таким образом, решение задачи радиолокационного распознавания является более сложным, чем решение других задач радиолокационного наблюдения, поскольку предполагает применение высокоинформативных радиолокационных сигналов, их статистический анализ и использование априорной информации о распознаваемых классах цели.
Выходом из данного положения является учет всех условий, влияющих на эффективность системы распознавания, правильный выбор и точное описание признаков, оптимизация систем распознавания с учетом потребителей информации и адаптация систем распознавания к условиям ее работы.
0 комментариев