Содержание

Введение

1.Преступления против человечности

2. Расовая гигиена

3. Эксперименты нацистов над людьми

Заключение

Список литературы


Введение

Основные ценности медицины — лечение больных, облегчение их участи и сострадание — имеют древние корни, в течение тысячелетий они были востребованы неоднократно и в самых разных ситуациях. Большинство врачей усвоили эти ценности и руководствуются ими в своей клинической практике. Однако данные принципы, отражающие этические приоритеты медицины в большинстве западных сообществ, нередко могут искажаться и ниспровергаться. Именно это произошло в начале ХХ века после появления евгеники — учения, основанного на ошибочном и упрощенном научном подходе, что неблагоприятно сказалось на жизни десятков тысяч людей в США. Самые вопиющие искажения медицинской этики имели место в нацистской Германии в 30—40-х годах, когда государственная политика привела к радикальному отходу немецкой биомедицины от традиционных ценностей. В последние десятилетия все чаще высказывается идея о том, что медицинская этика весьма динамична, поэтому необходимо постоянно уделять пристальное внимание самым разным ее аспектам. Такое обострение интереса к данной проблеме обусловлено не только сообщениями о проведении порочных с точки зрения этики научных исследований, но и поразительным неравенством доступности и качества медицинской помощи в различных социально-экономических группах населения. Надо прилагать все усилия, чтобы общество осознало основополагающую роль медицинской этики в различных областях биомедицины.

Основные ценности медицины, базирующиеся на сострадании и лечении больных независимо от существующего политического режима, подверглись грубому и достаточно глубокому разрушающему воздействию в 30—40-х годах, когда германские врачи усвоили идеи и приоритеты нацистского государства. Происходившее в те времена до сих пор ставит под вопрос обоснованность суждений о социальных и гуманитарных основах медицины.

Медицинская этика — взаимосвязанный набор воззрений на роль врача и больного, а также на сам процесс лечения. Роль врача заключается в оказании помощи; первичным здесь считается "принцип благодеяния" — так его стали называть специалисты в области медицинской этики. В своей работе врачи руководствуются постулатом "primum non nocere", изложенным еще в трудах Гиппократа, или блестящим афоризмом XV века "иногда излечивать; часто облегчать; всегда утешать". С древних времен врач считался человеком, выполняющим высоко моральное дело. Например, надпись на храме Асклепия в Акрополе гласит: "Об обязанностях врача ... он, как Бог, должен быть одинаковым спасителем рабов, бедняков, богатых людей и наследников престола и быть для всех братом, вот какую помощь он должен оказывать".


1. Преступления против человечности

К этому виду преступлений отнесены: "убийства, истребления, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет". Одержимые идеями завоевания мирового господства, утверждения превосходства нордической германской расы и создания нового мирового порядка в мире, нацисты развернули и пытались осуществить программу покорения, порабощения и уничтожения "неполноценных" народов. Претворение этой программы в жизнь явилось тягчайшим преступлением против человечности. Уничтожение основ нравственности, разжигание ненависти между народами, ограбление и эксплуатация населения завоеванных стран, уничтожение культурных ценностей побежденных народов, разрушение городов и деревень, не оправданных военной необходимостью, германизация временно оккупированных территорий, массовое заключение и уничтожение людей в многочисленных концентрационных лагерях - все эти преступления были направлены на ликвидацию нормальных отношений между народами, отдельными людьми, на попрание моральных норм и человеческого достоинства.

Уничтожение психически больных людей играло ключевую роль в развитии машины уничтожения как до прихода к власти нацистов, так и во время нацистского владычества. Оно ясно показывает связи между немецкой наукой, немецкой бюрократией, немецкой медициной и национал-социалистическими мясниками.


2. Расовая гигиена

Еще в XIX веке немецкие ученые разработали концепцию так называемой "расовой гигиены", которая основывалась на теориях Чарльза Дарвина, английского философа Герберта Спенсера и немецкого зоолога Эрнста Геккеля. Термин "расовая гигиена" был изобретен немецким ученым Альфредом Плётцем, который использовал это понятие в своей утопической теории, согласно которой строгие правила воспроизводства должны были привести к улучшению качества германской расы. Его концепция расовой гигиены означала необходимость различения между представителями "витальной (жизненной) расы" и "низшими элементами" и соответствующего отбора. Первых следовало искусственно поддерживать, тогда как воспроизводство вторых нужно было предотвращать. Одна из его идей состояла в том, что слабых детей и детей-инвалидов следует убивать сразу после рождения с помощью инъекции морфина.

В начале XX века теория расовой гигиены становится более радикальной и одновременно широко распространяется в Германии как в университетской среде, так и вне ее. Во время Первой мировой войны пропагандисты расовой гигиены проводили агитационную кампанию за повышение уровня рождаемости в Германии как средства производства большего числа солдат. В то же время они призывали к подавлению репродуктивной способности низших элементов немецкого общества. Тогда же и без того уязвимая группа людей с психическими отклонениями, которых с 1880 года содержали в специальных лечебницах, пережила настоящую катастрофу. Более 100 000 из них (почти 50%) умерло из-за недоедания и инфекций за период с 1914 по 1918 год.

К 1920 году расовая гигиена стала всеми почитаемой научной теорией. В 1920 году сформирована правительственная комиссия по расовой гигиене, задачей которой было давать советы по поводу абортов и стерилизации для людей с отклонениями. В 1923 году в Мюнхенском университете создается кафедра расовой гигиены. В 1927 году в Берлине основан специальный Институт антропологии, генетики человека и евгеники имени кайзера Вильгельма для поиска научных обоснований идей, подобных идее расовой гигиены. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле – врач, во время своей работы в концлагере Освенцим прозванный "ангелом смерти".

Новый импульс попыткам разрушить этические барьеры на пути к широкомасштабному применению теории расовой гигиены был придан публикацией в 1920 году книги "Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни". Авторы, профессор Карл Биндинг и профессор Альфред Хохе из Фрайбургского университета, утверждали, что "идиоты не имеют права на существование, их убийство – это праведный и полезный акт". Хохе, физиолог, доказывал, что некоторые люди – это балласт, создающий неприятности для других и экономические издержки. Биндинг, юрист, дополнял эту картину практическими предложениями: государство должно учредить специальные комиссии по эвтаназии (безболезненному убийству) людей, недостойных жизни.

Однако политическая ситуация в Веймарской республике пока еще не допускала столь радикальных решений. Законопроект 1924 года о насильственной стерилизации эпилептиков, психически больных, слепых, глухих и немых не имел шансов на успех.

В 1932 году Национальный совет Германии по здравоохранению предложил другой, похожий закон о стерилизации. Годом позже национал-социалистическое правительство одобрило законопроект, после чего около 400 000 людей было стерилизовано в соответствии с этим законом.

В нацистскую эпоху теории расовой гигиены стали государственной доктриной и широко применялись на практике. Помимо стерилизации, которая была главным образом уготована инвалидам, способным работать, была создана другая программа – для тех, кто не мог продуктивно трудиться и был поэтому не нужен. Частью немецкого министерства внутренних дел стала Государственная комиссия по научной регистрации наследственных заболеваний и подобных симптомов. Ее возглавил Филипп Боулер, руководитель канцелярии Гитлера. Программа Комиссии была названа "Акция по эвтаназии" и начала приводиться в исполнение с конца 1938 года.

"Акция по эвтаназии" началась с дела ребенка-инвалида по имени Кнауер. По наущению Комиссии родители ребенка написали официальное письмо Гитлеру с просьбой разрешить убийство их сына. Гитлер приказал своему личному врачу Карлу Брандту изучить дело. Брандт разрешил эвтаназию Кнауера; Гитлер одобрил это решение и дал санкцию Брандту и Филиппу Боулеру принимать решения по подобным делам. Хотя теперь у нее были все права, Комиссии все еще предстояло разыскать таких детей (в большинстве случаев они жили со своими родителям). Боулер издал секретное распоряжение всем медицинским заведениям, врачам и медицинским сестрам, так или иначе связанным с акушерством. Согласно этому распоряжению, они должны были зарегистрироваться и начать сообщать обо всех детях, которых можно было заподозрить в наличии психических дефектов, любых форм физических отклонений или параличей. Бюрократы из Комиссии отбирали детей, подлежащих уничтожению, и переводили их в специальные отделения 30 специально выбранных больниц, где детей умерщвляли с помощью инъекций люминала или, в некоторых случаях, просто морили голодом. Таким путем было убито не менее 5000 детей.

В 1939 году было принято политическое решение о распространении программы на взрослых пациентов психиатрических больниц. Гитлер отказался принимать на сей счет закон и вместо этого дал Брандту и Боулеру письменное разрешение обрекать неизлечимо больных на легкую смерть. Поскольку все последующие мероприятия по эвтаназии основывались на этом разрешении и поскольку законопроект, который должен был регулировать эти мероприятия, был отвергнут в 1940 году, работа Брандта и Боулера на деле была незаконной. Немецкое министерство юстиции, однако, не реагировало, так что сопротивление беззаконию ограничивалось решениями отдельных судей по отдельным делам.

Тем не менее, Брандт, Боулер и его Комиссия решили засекретить все мероприятия. Были основаны три независимых организации: одна занималась регистрацией будущих жертв, другая – их перевозкой, а третья ведала финансовыми делами. Координировал операцию центральный бюрократический орган, состоявший примерно из 100 человек, 60 из которых были врачами. Контора располагалась в особняке под номером 4 по улице Тиргартен в Берлине. По этому адресу всю акцию по эвтаназии взрослых пациентов психиатрических больниц стали называть "акцией Т 4".

По всем больницам под видом сбора правительственной статистики были разосланы анкеты. На основании заполненных анкет 42 врача штаб-квартиры "Т 4" решали, кого умертвить, а кого оставить в живых. Пациентам-евреям уделялось особое внимание, так как было заранее решено, что ни один из них не должен выжить. Отобранные пациенты перевозились транспортной организацией "Т 4" в так называемые клиники эвтаназии.

Эти клиники были оборудованы газовыми камерами, которые выглядели как душевые, и крематориями, где сжигали мертвые тела, – почти такая же система использовалась впоследствии в лагерях смерти в Польше. После смерти особый отдел клиники эвтаназии направлял сочувственное письмо семье жертвы, указывая вымышленную причину смерти.

21 августа 1941 года, после того как 70 273 человека погибли в газовых камерах "Т 4", Гитлер приказал Брандту прекратить массовое уничтожение людей в рамках этой программы. Тому было много причин, и одна из них состояла в том, что представители лютеранской и католической церкви все активнее выражали свой протест. Наиболее известным из этих церковных деятелей стал епископ мюнстерский фон Гален. Однако "мероприятия по эвтаназии" в отношении детей-инвалидов продолжалась. Более того, многие нацистские врачи и медсестры продолжали применять так называемую "дикую" эвтаназию, то есть убивать людей на основании своих собственных решений. В 1943 году Брандт предложил новую программу освобождения психиатрических больниц от пациентов с целью превращения этих больниц в госпитали для жертв войны. Большое число солдат и жертв воздушных налетов, получивших физические увечья и психические травмы, было отправлено в газовые камеры клиник эвтаназии.

Инфраструктура "Т 4" сохранялась в течение всей войны, но перед ней регулярно ставились новые задачи. Центральная организация в Берлине продолжала регистрацию возможных жертв, тогда как отделы по транспортировке и уничтожению были переведены в систему концентрационных лагерей. Такие функционеры "Т 4", как Франц Штангль и Кристиан Вирт, стали начальниками Треблинки и Белжеца – двух лагерей смерти, сделавшихся образцом для остальных. После того, как шеф СС Гиммлер обратился к Боулеру с просьбой помочь избавиться от больных и нетрудоспособных в различных концлагерях, около 2500 так называемых асоциальных элементов было переведено в клиники эвтаназии. Эти люди прекрасно подходили под определения безумцев и бесполезных. С течением времени врачи "Т 4", занимавшиеся отбором жертв, все менее строго трактовали исходные определения, и в газовых камерах клиник эвтаназии стали исчезать представители всех наций, даже больные "остарбайтеры".

История "Т 4" примечательна тем, что лишний раз демонстрирует преступления национал-социалистической системы, нарушавшей даже свои собственные законы. С другой стороны, она показывает, что идеи нацистов пугающе близки к нашей повседневной реальности. Многие люди соглашаются с мыслью, что жизнь психически больных людей или инвалидов – это не настоящая жизнь, что она имеет меньшую ценность. Идея эвтаназии становится все более популярной в Западной Европе, особенно в Голландии. Несколько лет назад одна голландская медсестра была признана виновной в убийстве более чем 90 психически больных людей. Дискуссии по вопросу жизни и смерти продолжаются, особенно среди профессионалов в системе здравоохранения.

То, что 45% врачей в нацистской Германии были членами НСДАП – более высокий процент, чем среди представителей любой другой профессии, – это печальный факт. За исключением нескольких отдельных случаев, врачи не сопротивлялись "мероприятиям по эвтаназии", несмотря на клятву Гиппократа. Из всех психиатров только два профессора – Бонхёффер в Берлине и Эвальд в Гёттингене – отказались от какого бы то ни было участия в "мероприятиях по эвтаназии". Единственным значимым проявлением сопротивления был протест со стороны религиозных деятелей, о котором я уже говорил выше. Помимо создания в обществе обстановки нетерпимости к "мероприятиям по эвтаназии", эти протесты также привели к аресту нескольких пасторов и священников, открыто выступавших против таких убийств во время церковных служб. Немецкая секретная полиция – гестапо – делала все возможное для подавления любых возражений против "мероприятий по эвтаназии". Даже тех, кто просто жил поблизости от клиник эвтаназии и отваживался говорить о них, отправляли в концентрационные лагеря.

Остается лишь высказать предостережение. Предостережение ученым, чиновникам, врачам, политикам и всем тем, кто чувствует себя ответственным за происходящее вокруг, о том, что нельзя пренебрегать этикой и забывать о тех разрушительных силах, которые прячутся в обществе, как в ящике Пандоры.

Эксперименты, проводившиеся в концентрационных лагерях на людях, которые не желали этого и не давали своего согласия, — наиболее показательный пример извращения медицинской этики.


Информация о работе «Преступления против человечности»
Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 25936
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
119137
0
0

... преступлений. В связи с этим, будем надеяться, что принцип о неотвратимости наказания, провозглашенный в Уголовном кодексе станет действительно работающим.В каких бы чинах и званиях ни оказались виновные в этих преступлениях, наказание должно следовать неотвратимо! Подводя итог проведенному анализу преступлений против мира, включенных в новый самостоятельный раздел УК РФ необходимо отметить сле

Скачать
45095
0
0

... государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах. Конечно, разграничение названных групп преступлений не носит абсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью мы ...

Скачать
105254
0
0

... , если такими действиями не причинен тяжкий вред здоровью (ст. 111) или вред здоровью средней тяжести (ст. 112). §2. Регламентация совершения преступления против личности путем жестокого обращения с потерпевшим в УК РФ. Характеристика отдельных сосотавов.   Новеллой в законодательстве является и то, что общественно опасные последствия в рассматриваемом составе заключаются в причинении не только ...

Скачать
23110
0
0

... договорными постановлениями или в соответствии с договорными постановлениями, перечисленными в Приложении, которые с учетом вменяемого лицам поведения представляют исключительно серьезное преступление международного характера» (ст. 20). Таким образом, ссылка идет не на конвенции, а на их конкретные постановления. В Приложении числятся постановления о незаконном обороте наркотиков, о пытках, об ...

0 комментариев


Наверх