2.1 Быт и занятия

 

Появление в древнерусской литературе жанра таких политических слов и молений свидетельствует о том, что она вступила в новый период своего развития, определяемый серьезными видоизменениями в области общественной мысли. Произошли значительные сдвиги и в мироощущении древнерусского писателя. Рациональная самоуверенность автора имела своей основой такие новые черты феодального самосознания, которые связывались с появляющимися перспективами политической роли незнатного «служилого» человека на историческом этапе возрождающейся древнерусской государственности. По мнению некоторых ученых, именно «Моление» Заточника стало литературным предвестием дворянской публицистики Московского государства.

Следует обратить внимание на то, что Даниил использует многие бытовые термины, но не в порядке повествования о жизни простого человека, а для построения сравнений, метафор, отдельных образов:

…кому Новый Город, а у меня в доме углы завалились, так как не расцвело счастье мое…[14]

Для старого деревянного строения важный термин, так как «на углы» ставились как терема, так и деревянные храмы. Даниил непосредственно с этим знаком.

Также нет сомнения, что автор располагает знаниями и о некоторых техниках, используемых в ремесле. В XII в. древнерусские ремесленники освоили сложную технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи и др. важные в быту предметы. Кроме этого из металла делали оружие. В «Молении» довольно часто встречаются названия металлов:

Злато плавится огнем…железо переплавишь…не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами…[15]

Это говорит о том, что металлообработка в то время уже была довольно известна и широко применяема.

Также Заточник дает точное описание паволоки:

Паволока, расшитая разноцветными шелками, красоту свою показывает…[16]

Это очень дорогая ткань, доступная не каждому дворянину, что уж говорить о простом человеке.

Вообще одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. У крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей – бархатной, у простолюдина кожух шился из овчины, а у князя – из соболя или другого дорогого меха.

Жилище бедных и богатых также имели серьезные различия. Типичное жилище в Древней Руси – полуземлянка или бревенчатый сруб, пол земляной или дощатый. Печь топилась по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и большего сохранения тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали. Наиболее точно о бытовом различии обычных жителей и зажиточных, в данном случае о князе, рассказывает Даниил Заточник:

Когда услаждаешься многими явствами, меня вспомни, хлеб сухой жующего; или когда пьешь сладкое питье, вспомни меня, теплую воду пьющего в укрытом от ветра месте; когда же лежишь на мягкой постели под собольими одеялами, меня вспомни, под одним платком лежащего, и от стужи оцепеневшего, и каплями дождевыми, как стрелами, до самого сердца пронзаемого…[17]

 

2.2 Низшие слои

 

Даниил – как мы выяснили ранее, не принадлежит к определенному сословию, но все же является зависимым человеком, представителем низших слоев. И это социальное положение его соответствует и его литературной позиции. Как утверждает Гудзий Н.К., «говоря о сиротах и худых, богатыми потопляемых, Даниил мог иметь здесь в виду именно холопов и обездоленных людей, эксплуатируемых богатыми и прибегающих под защиту князя. Это как бы оправдывало и его обращение к княжескому заступничеству»[18]. Это был своего рода социальный протест против всемогущих богачей:

Вот почему взываю к тебе, одержим нищетою: помилуй меня, потомок великого царя Владимира, да не восплачусь, рыдая, как Адам о рае; пусти тучу на землю убожества моего. Ибо, господине, богатый муж везде ведом – и на чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим ходит. Богатый заговорит – все замолчат и после вознесут речь его до облак; а бедный заговорит – все на него закричат. Чьи одежды богаты, тех и речь чтима[19].

Правда, не нужно думать, что холоп в Древней Руси был настолько бесправен, что у него не было никакой возможности для какого-либо карьерного роста. Холоп вполне мог приобретать движимое и недвижимое имущество, передавать его по наследству, он был «субъектом публичных прав и публично-правовых действий»[20]. Часто холопам поручались в заведование отдельные отрасли хозяйства: это были ключники и тиуны сельские, ратайные, огнищные, конюшие и пр. Такие перспективы, открывавшиеся для холопа, и послужили, видимо, Даниилу импульсом к написанию данного прошения, которое он адресует князю Ярославу Всеволодовичу.

Для возвышения по социальной лестнице необходимо естественно не только желание, но и какие-либо умения и знания, а точнее развитый интеллект. Это, по мнению Даниила, самое главное в жизни:

Ибо мудрого мужа посылай – и мало ему объясняй, а глупого посылай – и сам вслед не ленись пойти. Очи мудрых желают блага, а глупого – пира в доме. Лучше слушать спор умных, нежели совета глупых. Наставь премудрого и он еще мудрее станет.

Вообще в этом произведении, как ни в каком другом памятнике древнерусской литературы, очень сильно проявилось личностное начало автора. Ведь Заточник редко упоминает в «Молении» людей, близких ему по социальному положению, а если говорит о них, то только с целью еще большего воздействия на читателя. Ирония над собой и похвалы князю, шутовство и попрошайничество обличают оскорбленное человеческое достоинство Даниила, для которого наивысшее значение имела сила интеллекта, мало кем ценимая в этом обществе в это непростое для Руси время. Как говорит Гудзий Н.К: «Ни в одном произведении предшествующего периода русской литературы личное начало не заявляется так энергично и настойчиво и та принципиально, как в «Молении»[21].

2.3 «Недостойные» слои общества.

 

В этом произведении впервые в древнерусской литературе сатирическому обличению подвергаются почти все социальные слои общества: бояре, монахи, скупой князь, даже женщины подверглись критике Даниила. Гневно обличает автор боярскую жадность и заносчивость:

Боярин щедрый – как колодезь с пресной водой при дороге: прохожих поит; а боярин скупо – как колодезь соленый…богатый разодетый да глупый – что шелковая подушка, соломой набитая…[22]

«Моление» в то же время является сатирой на людей и на порядки, которые отягчают жизнь человека жизнь человека и порождают социальную и моральную неправду. К такому слою, по мнению Даниила, принадлежит монашество, которое, прикрываясь своим саном, творят распутство:

…лучше в бедности окончить свою жизнь, чем приняв монашество, солгать Богу…; многие, уйдя от мирской жизни и став иноками, вновь возвращаются в мирское житие, как псы на свою блевотину…; где свадьбы и пиры, тут и монахи и монахини со своим беззаконием: приняв на себя ангельский образ, имеют блудный нрав…; пребывая в святительском сане, ведут себя безрассудно…[23]

Также автор издевается над дураками и глупцами:

Ибо глупых ни сеют, ни жнут, ни в житницу не собирают, но сами себя родят. Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно золота, ни серебра, а глупому – мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли пожрет синица орла, коли поплывет камень по воде и коли начнет свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится…[24]

Даниил создает очень живой и гротескный образ «злой жены», причем уверенно полагая, что хорошая жена ему непременно не достанется:

Что же такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская…, людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения…ибо злая жена ни ученья не слушает, ни священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех осуждает…нет на земле ничего лютее женской злобы…[25]

Заточник не скупится на резкие выпады против женских пороков. Следует отметить, что слова о «злых женах» встречаются в древнерусской книжности уже с XI в. Они входят в состав Изборника 1073 г., Златоструя, Пролога и других многочисленных сборников. Среди текстов, которыми книжники пополняли свои сочинения «о злых женах», заметны «мирские притчи». Это небольшие сюжетные повествования: о муже, плачущем о злой жене и др.


Заключение

 

На рубеже XII-XIII вв. было создано потрясающее произведение, которое разожгло страстные споры как вокруг личности автора, так и вообще относительно всего текста (кому адресовано, когда написано и т.д.)

Данное произведение отличается выразительным рифмованным языком и поэтичными художественными образами. В афоризмах заключена житейская мудрость, переплетенная с различными бытовыми сюжетами.

«Моление» - это письмо-прошение переяславскому князю, сыну Всеволода, Ярославу. Даниил указывает князю на все несовершенства политического управления в стране, советуя князю взять все в свои руки, а не полагаться на бояр-глупцов. Такое укрепление власти будет способствовать объединению страны и, следовательно, такое государство с сильной княжеской властью даст лучший отпор внешним угрозам в лице кочевников, посягающих на территорию Руси.

«Моление» пронизано сатирой и критикой различных слоев общества. Заточник хочет избавиться от бедности. Но он не собирается богатеть путем женитьбы на богатой невесте, непременно полагая, что она окажется одной из «злых жен». Не хочет автор и идти в монастырь, утверждая, что лучше в нищете умереть, чем, приняв святительский сан, лгать Богу.

Даниил Заточник в красках рассказывает о нелегкой жизни бедных людей, среди которых есть и образованные, умные люди, которые, по милости княжеской могли бы принести немало пользы государству.


Библиография

 

1. Моление Даниила Заточника. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980.

2. Большая Российская энциклопедия/под ред. Ю.С.Осипова. М., 2007

3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М,1966

4. История Владимирского края/под ред. Д.И.Копылова., Владимир, 2001

5. История России./ под ред. И.Н. Данилевского, О.В. Волобуева. М., 2007

6. История Отечества/Справочник. Л.А.Кацва. М.2010

7. Лихачев Д.С. Великое наследие/ http://ppf.asf.ru/drl/great7.html

8. Энциклопедия литературных героев/ под ред. Е.Б. Рогачевской, М., 1998


[1] Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М,1966, С.181.

[2] Там же. С. 185.

[3] Там же. С. 188.

[4] Лихачев Д.С. Великое наследие/ http://ppf.asf.ru/drl/great7.html

[5] Там же.

[6] Карпенко В. «Моление» Даниила Заточника/Энциклопедия для детей АВАНТА+ Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века// под ред. Л.Поликовской. М.2004.С.226.

[7] Белинский В.Г. Русская народная поэзия/ полн.собр.соч. Т.5. М., 1954. С.351.

[8] Моление Даниила Заточника. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980.

[9]Там же

[10] Моление Даниила Заточника. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980.

[11] Моление Даниила Заточника. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Моление Даниила Заточника. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Моление Даниила Заточника. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980.

[18] Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М,1966, С.186

[19] Моление Даниила Заточника. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980.

[20] Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М,1966, С.186

[21] Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М,1966, С.187-188.

[22] Моление Даниила Заточника. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980.

[23] Там же

[24] Там же.

[25] Моление Даниила Заточника. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980.


Информация о работе «Отражение социально-политической истории Древней Руси в "Молении Даниила Заточника"»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 27514
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
78421
0
0

... , в другом. Исключительное своеобразие средневековой общественной мысли, нетривиальность стиля, необычность средств выражения не позволяли отнести к общественно-политической мысли, как понимали ее в Х1Х-ХХ веках. Однако, игнорировать общественно-политическую мысль Древней Руси по причине только ее религиозной направленности теперь невозможно. Религия была настолько неразделима от общества и ...

Скачать
46955
0
0

... не только звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В" - 2, "Р" - 100. И только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные". [3] С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Первые известные нам школы на Руси были созданы князем Владимиром для обучения детей ...

Скачать
30134
0
0

... », апокриф «Сказание отца нашего Агапия», «Сказание об Индийском царстве», «Христианская топография» Козьмы Индикоплова и пр. Важным источником изучения отражения социальной практики в общественном сознании Древней Руси являются нормативные акты светского и церковного происхождения. К первым относится Русская Правда. Важность этого законодательного свода заключается в том огромном влиянии, ...

Скачать
66895
0
0

... образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою ...

0 комментариев


Наверх