1.4 Религиозная политика римских императоров в период принципата

В период принципата происходят значительные изменения в религиозной политике Римской империи – происходит становление культа императора. Еще ранее многие правители Римской империи связывали себя с божествами, которые им особо покровительствуют: Сулла – с Фортуной и Афродитой, Цезарь – с Венерой, считавшейся родоначальницей рода Юлиев, Антоний – с Дионисом, Октавиан – с Аполлоном.22 Правители всегда старались иметь идеологическое воздействие на плебс. С начала своего правления Август старался проповедовать и среди знати правила добродетели: мужество, справедливость и снисходительность. В Риме Август учредил особый культ божества мирного времени, которое стало называться Pax Augusta – Августов Мир, и повелел построить на Марсовом поле роскошный беломраморный Алтарь Мира, украшенный изящными скульптурными рельефами.

Пропагандировалось начало «золотого века», наступившего благодаря Августу. Усиливалось обожествление Августа, а после его смерти все императоры именовали себя Августами. Поддерживалось убеждение, что император это наместник бога на земле и в его четь воздвигали храмы и отправляли императорский культ. Указание на культ императора можно увидеть в работах многих историков. И если в правление Августа это было не так явно, то далее это только усиливалось. Например, Светоний пишет: «Храмов в свою честь он не дозволял возводить в провинциях кроме как с двойным посвящением – ему и богине Роме (богине города Рима). А в самом Риме он от этой почести отказался наотрез. Даже серебряные статуи, которые были отлиты в его честь, он все перелил на монеты и на эти средства посвятил два золотых треножника Аполлону Палантинскому». (Светоний. Август. 52). В переписке Плиния с Траяном мы видим, что жители провинции принимали на себя торжественные обеты за благополучие императора. (Плиний - Траяну. ХLIV. 35). Культ императора стал обязательным, и его нарушение строго каралось. Неверие в вечность и божественность императора и «вечного города» Рима стали трактоваться как государственная измена.

В Римской империи периода принципата появляются первые упоминания о христианах. Например, Тацит: «…Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого происходить это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме». (Тацит. Анналы. XV, 44) Упоминание о борьбе с христианами можно найти и в переписке Плиния с императором Траяном, который спрашивал у императора о мерах которые ему следует предпринять по отношению к христианам. (Плиний Траяну. ХСII.)

Религиозная политика императоров нашла свое отражение на монетах Империи и зависимых государств. На монетах изображались сами императоры или члены их семьи в виде различных божеств, встречаются изображения небесных светил – солнца, луны, звезд, созвездий. На монетах Римской империи часто встречаются мифологические сцены и герои: Ромул и Рем, Нума, Гораций и Куриаций и другие. На монетах изображались религиозные сцены с участием императора: император предстает в жреческой одежде или военном костюме у алтаря или храма в сценах жертвоприношений. Например, император Траян в 107 года выпускает серию монет с изображением всех божеств и обожествленных понятий, что должно было связать его правление с «римским мифом».25


1.5 Выводы

В Римской империи периода принципата сложилась интересная система управления, сочетавшая в себе органы управления республики и единоличного правителя, по своей сути императора. Противоречивость этой системы давала большие возможности для возникновения тирании. Вся политика императоров была направлена на пропаганду своей единоличной власти, «поддерживаемой» всем народом. Как мы видим из источников приход к власти того или иного правителя часто зависел от отношения к нему армии, что приводило правителя в некоторую зависимость от нее. Принцепсы были вынуждены устраивать различные зрелища и раздачу денег, чтобы поддерживать хорошие отношения с армией и народом. Чтобы упрочить свое положение правители старались идеологически воздействовать на население римской империи, объявляя свою власть – властью наместника бога на земле. В период принципата постепенно формируется система императорской власти, когда все решения зависят от одного человека в государстве – императора.

В целом период принципата это время расцвета Римской империи. Время, когда были завоеваны огромные территории, построены великолепные памятники архитектуры. Но так как в Римскую империю входили народы, находящиеся на разных ступенях развития это приводило к социальной нестабильности и постоянной необходимости иметь сильную армию для усмирения мятежных провинций.


Глава 2. Сравнительная характеристика правления императоров различны династий в период принципата и отношение к ним различных слоев населения

2.1Сравнительная характеристика правления императоров из династии Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антонинов

 

Все императоры периода принципата, начиная с Августа, стремились остаться в памяти потомков. Некоторые остались в памяти как справедливые правители, другие как тираны и сумасшедшие.

Династия Юлиев-Клавдиев: Октавиан Август, Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон. Август основатель династии Юлиев-Клавдиев для многих римлян стал образцом правителя, но его приемники оказались не такими талантливыми. У Светония есть упоминание о словах Августа о своем приемнике Тиберии: «В народе говорили, будто однажды после тайной беседы с Тиберием, когда тот ушел, спальники услышали слова Августа: «Бедный римский народ, в какие он попадет медленные челюсти!» Небезызвестно и то, что Август открыто и не таясь осуждал жестокий нрав Тиберия, что не раз при его приближении он обрывал слишком веселый или легкомысленный разговор, что даже усыновить его он согласился только в тщеславной надежде, что при таком преемнике народ скорее пожалеет о нем» (Светоний. Тиберий. 21).

Гай Калигула в своем сумасшествии превратил принципат в откровенную монархию, лишив его всякой внешней оболочки республиканского строя. Он требовал, чтобы ему поклонялись как богу, и постоянно повторял слова из одной трагедии: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!»26 О его приемнике Клавдии Тацит написал так: «Это был принцепс, у которого не было других мыслей и другой неприязни, кроме подсказанных и внушенных со стороны» (Тацит. Анналы. XII, 3). Нерон был самым расточительным из принципов, жизнь его была наполнена разгулом, развратом и жестокостью: «…Нерон заявил однажды: «Будем действовать так, чтобы ни у кого ничего не осталось!» (Светоний. Нерон. 32) После свержения и смерти Нерона династия Юлиев-Клавдиев прекратила свое существование.

На смену Юлиям-Клавдиям пришла династия Флавиев: Веспасиан, Тит, Домициан. Пришедший к власти, после хаоса гражданской войны, Веспасиан сумел восстановить величие Рима, навел порядок в провинциях. Тацит (История. I, 50) считал, что Веспасиан – единственный император, которого власть изменила в лучшую, а не в худшую сторону: «он обладал величайшей терпимостью и прислушивался ко всякому правдивому слову».27 Его сын Тит достойно продолжил дело своего отца и стал справедливым и добрым правителем, его правление длилось всего два года, а его смерть огорчила весь народ. Династию продолжил младший сын Веспасиана Домициан. Его правление превратилось в широчайший и жесточайший террор, и его смерть была встречена ликованием в сенате, только воины, которым он раздавал большие деньги, хотели отомстить за него. (Светоний. Домициан. 23) Династия Флавиев прекратила свое существование. По мнению историка Е.В. Федоровой эпилогом к этому периоду императорского Рима могут служить слова Марциала:

Флавиев род, как тебя обесчестил твой третий наследник!

Из-за него не бывать лучше б и первым двоим.

Правление династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий, Коммод – часто называют «золотым веком» империи. Особенностью этой династии было то, что все правители усыновлялись своими предшественниками с одобрения армии и сената, то есть они были выборными правителями (кроме Коммода, унаследовавшего власть от своего отца Марка Аврелия). В Панегирике Плиния Младшего написано: «…Вот новый и неслыханный путь к принципату. Тебя сделала императором не твоя собственная страсть, не собственный твой страх, но польза других, испытываемое другими опасение… ты принял на себя управление в тот момент, когда другой стал сожалеть о том, что он его имел». (Плиний Младший. Панегирик. 7). Эта новая форма избрания правителя, позволила примирить императора и сенат. Тацит считает, что Нерве удалось соединить до толе не совместимые вещи – принципат и свободу. Годы правления Нервы и Траяна он называет годами «редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» (Тацит. История. I, 1).

Очень противоречивым человеком римские историки описывают Адриана: «Он бывал серьезным и веселым, приветливым и грозным, необузданным и осмотрительным, скупым и щедрым, откровенным и лицемерным, жестоким и милостивым; всегда во всех проявлениях своей натуры он был переменчивым». (АЖА. Адриан. XIV).29 Его приемник Антонин Пий сохранил о себе очень хорошую славу, особенно в провинциях, так как он был очень благородным и нетщеславным правителем: «…Он был от природы очень милосердным и во время своего правления не совершил ни одного жестокого поступка». (АЖА. Антонин Пий. II).30 Марк Аврелий вошел в историю как император-философ. О Марке Аврелии античные историки отзываются так: «Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: «Государства процветал бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами». (АЖА. Марка Антонина XXVII). Коммод, последний представитель династии Антонинов, в своих действиях был похож на Тиберия, Калигулу, Домициана и был убит в результате заговора. Славная династия Антонинов пришла к бесславному концу.31

Как итог этой главы можно сказать, что все приемники Августа не смогли стать хорошими правителями и пускай в различных династиях встречаются тираны-деспоты, но в династии Юлиев-Клавдиев все, за исключение Августа, не обладали даром управления. Короткое время правления династии Флавиев можно охарактеризовать, как в целом время благополучия. Очень яркий пример талантливых правителей можно видеть в династии Антонинов, которым удалось примириться с сенатом, что принесло немало пользы римскому государству.


Информация о работе «Политика римских императоров в период принципата»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 43035
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
660285
0
0

... центра государственной жизни из Рима в Константинополь, где особенно сказывалось восточное и эллинистическое влияние, способствовало ориентализации не только системы государственного управления, но и самого Римского права и, прежде всего гражданского. В связи с реорганизацией государственного строя радикально менялась и социальная структура общества. Исчезло всадническое сословие, а сенаторское ...

Скачать
24315
0
0

... » Начало имперской эпохи было блестящим, особенно по сравнению с предшествующим неспокойным, смутным временем внутренних конфликтов. Во многом это было связало с личностью Октавиана Августа, который по праву считается одним из самых ярких политических деятелей Рима. Август получил всю полноту власти: он распоряжался казной, вёл переговоры с другими государствами, решал вопросы войны и мира, ...

Скачать
71579
0
0

... должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями. 2. Правление Династии Юлиев—Клавдиев. Династия Юлиев—Клавдиев. «Римская империя существовала пять столетий — с 27 г. до н. э. до 476 г. н. э. (476 год, когда был ввергнут последний западноримский император, является традиционной датой ...

Скачать
29368
0
0

... Тиберия на остров Капри и, наконец, к массовому террору после казни Сеяна.[xvii] Вынужденная краткость нашего историографического обзора привела к тому, что западная историография принципата Тиберия представлена, пожалуй, несколько односторонне. Разумеется, не все английские, американские и немецкие работы проникнуты духом критицизма и традиции «реабилитации».[xviii] Равным образом, стремление ...

0 комментариев


Наверх