1 Политическая карьера Бисмарка

Когда речь идет о Бисмарке, без обращения к фамильным «истокам» не обойтись. Этот человек, вошедший в историю как «олицетворение класса прусских землевладельцев-юнкеров»[14,с.8], был на самом деле всеми своими корнями тесновато связан с почвой, питавшей его класс.

Имеет значение упомянуть, прежде всего, о происхождении Бисмарка. Итак, Отто фон Бисмарк родился 1 апреля 1815 года в замке Шенхаузен в маркграфстве Бранденбургском, между Стендалем и Ратеновом, в нескольких километрах от правого берега Эльбы. Он был четвертым по счету ребенком и вторым сыном ротмистра в отставке помещика Фердинанда фон Бисмарка и его жены Вильгельмины, урожденной Менкен.

Семья отца принадлежала к старинному дворянству, которое населяло Бранденбург еще "до Гогенцоллернов", причем входила в число трех наиболее самоуверенных семейств (Шуленбурги, Альвенслебены и Бисмарки), которых еще "солдатский король" Фридрих Вильгельм I в своем "Политическом завещании" назвал "скверными, непокорными людьми". Мать происходила из среды буржуазной интеллигенции, ее отец был видным советником кабинета при королях Фридрихе Вильгельме II и Фридрихе Вильгельме III.

Детство Отто фон Бисмарк провел в родовом поместье Книпхоф под Наугардом, в Померании.

Школьное образование, включавшее частную школу Пламана (1822-1827 гг.), гимназию Фридриха Вильгельма и гимназию Цум Грауэн Клостер в Берлине, Отто завершил в возрасте 17 лет в 1832 году, сдав экзамен на аттестат зрелости. Непосредственно вслед за этим он номинально приступил к изучению права в Геттингенском университете, однако три семестра провел скорее не на лекциях, а на "мероприятиях" союза избранных Corps Hannovera "Ганноверские тела", участвуя в самых фантастических проделках и посещая пивные. Некоторой притягательностью для нерадивого студента обладали лишь лекции Геерена, профессора истории и государственного права. Показателем растущего ощущения собственной силы может служить откровение Бисмарка-студента из письма другу юности, написанного в 1834 году: "Я стану или величайшим негодяем, или величайшим преобразователем Пруссии". [12,с.12]

Однако в 1835 году, в возрасте двадцати лет он выдержал первый государственный экзамен на звание юриста и стал референтом окружного управления в Ахене. Но эта служба длилась недолго, и Бисмарк вынес из этого опыта стойкое отвращение к бюрократическим занятиям. Скоро Бисмарк оставил должность и отправился в имение, где стал управлять отцовским поместьем и на этом поприще достигнул значимых фуроров. Об этом периоде жизни Бисмарк пишет так:

«Я рассчитывал жить и умереть в деревне, преуспев на поприще сельского хозяйства и, может быть, отличившись на войне, если б она разразилась»[1,т.1,с.10].

Главные черты его грядущего вида – и, прежде всего «презрение к человечьим иллюзиям, большая воля, неразборчивость в средствах для заслуги поставленной цели и, в конце концов, физическая выносливость» – сложились уже тогда[3,с.22].

Но деревенская жизнь начинала томить Бисмарка. Настоящий переворот произошел под влиянием исторических событий. Первые три с небольшим десятка лет его жизни были, по существу, только прологом к тому моменту, когда

«на смену сельскому владельцу должен был прийти политик, а на замену личному лицу – личность историческая»[14,с.20].

Этот момент наступил в конце 40-х годов. Бисмарка сделала политиком революция 1848г. Если до этого рубежа его можно было считать человеком с неопределившейся жизненной позицией, работающим быстрее под влиянием наследственных традиций и настроений, чем осмысленными убеждениями, то в революционные месяцы родился новый Бисмарк. Этот Бисмарк не просто придерживался определенных взглядов – «он доводил их до логического конца и высказывал их с таковым бесстрашием и откровенностью, которые шокировали его единомышленников, но зато предвещали появление деятеля большого масштаба, вольного от парализующих волю колебаний и нерешительности».

Уже в период революции 1848 г. у Бисмарка в полной мере обнаружились те черты, которые в следующем оказались столь характерными для его деятельности: уверенность в собственных силах, ненависть к демократическим движениям, презрение к «парламентской болтовне», умение достаточно точно оценить силы противника. Уже в ту пору основным аргументом для него была сила: в ней он видел «альфу и омегу всякого политического и дипломатического успеха»[3,с.24]. Несколько позже он заявлял: «Германский вопрос не может быть разрешен в парламентах, а лишь дипломатией и на поле битвы»[1,т.1,с.58].

В мае 1851 г. Бисмарк получил назначение на пост поначалу советника, а потом посланника Пруссии при Союзном сейме во Франкфурте-на-Майне. Он оказался подходящим кандидатом на этот пост и находился на нем до 1959г. В течение восьми лет пребывания во Франкфурте (1851-1859 гг.) в качестве посланника Пруссии при Союзном сейме, он имел возможность самым кропотливым образом изучить «все ходы и выходы вплоть до мельчайших лазеек»[1,т.1,с.58], все сложные дипломатические хитросплетения, возникающие из противоречивых интересов отдельных германских стран. Он мог обучаться у собственных собственных конкурентов в Союзном сейме: австрийская дипломатия, прошедшая школу Меттерниха, имела большой опыт хитроумных интриг. Кратковременное пребывание Бисмарка в Вене, в данной, по словам прусского короля, «высшей школе дипломатического искусства», также имело в этом смысле большое значение.

В 1859-1862 - Бисмарк посол Пруссии в России, в 1862 - посол Пруссии во Франции.

20 сентября 1862 года Бисмарк уже был в Берлине. Здесь его ждало ответственейшее назначение: он стал министром-президентом, главой прусского правительства. В жизни его начался новый этап. Одновременно началась новая эпоха в истории Пруссии и всей Германии.[14,с.106]

Назначение Бисмарка на самый высокий правительственный пост в Пруссии состоялось в обстановке острейшего политического кризиса, было этим кризисом обусловлено и только в связи с ним может быть понято. Конституционный конфликт начавшийся с 1860 года, к осени 1862 года приобрел черты революционной ситуации. Истоки ее уходят к 1848г. В основе проблемной ситуации лежали неразрешенные социально-политические и национальные задачи, над которыми билась революция 1848-1849гг. Это и понятно: развитие капитализма в немецких землях сопровождалось резким увеличением числа фабрик и акционерных обществ, ростом промышленной продукции, вовлечением в сферу индустрии новых сотен тысяч людей.

Следует упомянуть, что король и кронпринц еще накануне были единодушно против Бисмарка как главы правительства. Но ситуация менялась с каждым днем. Касательно программы действий, она у Бисмарка сложилась уже давно. Кроме того, вероятно он был тогда единственным человеком в окружении короля, знавшим, чего он хочет и что будет делать.

Между королем и Бисмарком состоялось два разговора - 22 и 23 сентября. В ходе разговора король поставил перед Бисмарком два вопроса. Первый гласил: согласен ли Бисмарк в случае его назначения министром выступать за реорганизацию армии? «Да», - ответил Бисмарк. На второй вопрос - готов ли он пойти на это даже вопреки решению большинства палаты депутатов - последовал тот же ответ. «В таком случае, - сказал король, - мой долг попытаться вместе с вами продолжать борьбу, не отрекаясь от престола.[14,с.114-115]

Ничего не скажешь, Бисмарк - великолепный дипломат. В короле все восставало против назначения Бисмарка. И если бы они не договорились, король, быть может, испытал бы облегчение. Но Бисмарк бил без промаха. Он вдохнул в короля надежду, что не всё потеряно, ловко сыграл на старопрусских традициях и чувствах, и конечно ни словом не обмолвился о своих внешнеполитических замыслах, с которыми король еще не был готов согласиться.

23 сентября палата депутатов приняла окончательное решение исключить из проекта бюджета все ассигнования на реорганизацию армии. Бисмарк ринулся в бой. Выступив на заседании бюджетной комиссии 30 сентября, он оспорил право палаты депутатов утверждать бюджет. Именно здесь , в бюджетной комиссии, произнес он свои знаменитые слова:

«…не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы времени…, а железом и кровью».[14,с.117]

Эти слова во многом предопределили политику Бисмарка в последующие годы. «Политика железа и крови», «железный канцлер» – все эти утвердившиеся в политической и исторической литературе и навсегда соединившиеся с образом Бисмарка понятия ведут свое начало от собственных слов только что назначенного министра.

24 сентября 1862г. было опубликовано сообщение о назначении Бисмарка государственным министром и исполняющим обязанности министра-президента Пруссии. Прошло две недели, и 8 октября Бисмарк был официально назначен министром-президентом и министром иностранных дел.[14,с.116]

Итак, в данной главе мы проследили начальный этап, становление политической карьеры Бисмарка. Нами были указаны основные вехи его политической биографии. Несомненно, продвижению по карьерной лестнице Бисмарка способствовал его талант дипломата, четкое осознание своей программы действий.

Что же касается личного положения Бисмарка к концу 1963г., оно не было прочным и непоколебимым. Он подвергался нападкам со всех сторон, был крайне непопулярен. И левые, и правые с нетерпением ожидали, когда же он наконец лишится поддержки короля. Эта в тот момент еще не очень надежная поддержка казалась единственной его опорой. Но в политической жизни германских государств, в парламентских дебатах и дипломатических актах Пруссии конца 1863 – начала 1864 года большое место стали занимать судьбы Шлезвига и Гольштейна. Приближались события, которые позволили Бисмарку вплотную заняться решением германского вопроса.


Информация о работе «Политическая биография Отто фон Бисмарка в аспекте образования Германской империи»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 51135
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1

Похожие работы

Скачать
70187
0
1

... новые условия и возможности для развертывания социально-политической борьбы, для подъема немецкого рабочего движения. Также, по моему мнению, не следует преуменьшать роль Отто фон Бисмарка в процессе образования Германской империи. Конечно, существовали объективные политические и экономические предпосылки к объединению германских государств, но без активного влияния субъективного фактора, каковым ...

Скачать
181582
0
0

... всего 505млн. марок. С 1894 по 1914г. длина железных дорог в африканских колониях Германии увеличила с 14 до 4176км (59; с. 22). Вывод § 2: Второй период колониальной политики Германской империи относится к 1888-1914 гг. и связан с Вильгельмом II. Во время его правления Германия проводит агрессивную колониальную политику в интересах финансовых и промышленных магнатов, которые требовали новых ...

Скачать
71026
0
0

... нации над монархическими феодальными интересами. Немецкая буржуазия нуждалась в единых рынках сбыта, ей мешали феодальные границы и существование феодальных порядков на большей части территории Германии. Середина XIX века известна в историографии как «весна народов» - период, когда во многих европейских странах пробудились мощные движения за основание национальных государств. В 1830 году ...

Скачать
51234
0
0

... ноты, где провозглашались принципы мирного сосуществования государств в Европе. За этим явственно читалось одно – великие страны полны решимости не допустить повторного поражения Франции.   3. «Военная тревога» 1875 года Наткнувшись в начале 1874 года на столь жесткую отповедь, Бисмарк несколько отступился от своих планов. Тем более этот год был для него характерен осложнениями во внутренней ...

0 комментариев


Наверх