1.4 Научные подходы к определению жизни
Со второй половины ХХ века стали отчётливо проявляться двумя основными подходами к определению жизни – субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовки сущности жизни обращают внимание на тот субстрат (белок и молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого, которые рассматривают жизнь с точки зрения её основных свойств (обмен веществ).
Современное естествознание существенно обогатило представление о природе материального носителя, которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров – белков, нуклеиновых кислот и другие. Современно наукой обосновано положение о многообразии форм жизни и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности. При этом выделяются следующие уровни организации живого: организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный.
Поэтому на протяжении многих веков менялись взгляды на проблему возникновения жизни. Один из главных вопросов, дискутируемых сегодня – вопрос о сущности жизни: является ли она просто чрезвычайно упорядоченным состоянием атомов и молекул, из которых состоит «живое существо», или существуют пока не открытые элементарные частицы жизни, переводящие обычные физические вещества в живое состояние.
2. Определение смерти
Враг всего живого – смерть. Страх смерти знаком каждому человеку. В религиозных учениях этот страх обычно «нейтрализуется» верой в бессмертие души. Говорят, что американский философ Д.У. Джеймс даже обещал после своей смерти найти способ духовного общения с друзьями. Но он так и не выполнил своего обещания.
В настоящее время наука веры в бессмертие души возродилась в новых формах. Однако при всей такой утешительности таких воззрений после недолгих размышлений с грустью сознаёшь, что если дух отделился от своего обжитого родного тела, то это и будет смерть человека как существа телесно-духовного. Без тела сознание человека будет беспомощным, бездеятельным.
Смерть – осознанная необходимость. Полнейшая человеческая несвобода. Высшая мера наказания, к которому приговорила человечество равнодушная природа.
Но есть и другая, прямо противоположная точка зрения: смерть – благо! «Признаем чистосердечно, что бессмертие обещал людям Бог и религия: ни природа, ни человеческий разум не говорят нам об этом… Смерть – не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий». Таково мнение М. Монтеня. [5, с.123]
С научных объективных позиций – отрешённых от наших личных переживаний и страхов – смерть представляется регулятором и организатором жизни. Все организмы, как известно, в благородной среде размножаются в геометрической прогрессии. Этот мощный «напор жизни» очень быстро превратил бы земную атмосферу в сгусток организмов. К счастью, одни поколения освобождают арену жизни для других.
С позиции естествознания, смерть живого организма – разложение на мельчайшие составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из одних природных тел в другие. Смерть – это очевидный факт, в доказательствах не нуждающийся. А послесмертное существование – домысел, вымысел, догадка, ничем не подтверждённая и принимаемая на веру.
Оригинальный русский мыслитель Н.Ф. Фёдоров установил, что дальнейшая и высшая цель человечества – победа над смертью, воскрешение всех обитавших на Земле. Иными словами, Фёдоров попытался приговорить смерть к смерти [1, с.56].
Одряхление и смерть есть необходимое следствие органического развития; они вытекают из самого понятия развития. Оказывается, даже скоротечность умирания можно считать явлением благодатным. «Смерть замечательна своею быстротою, - утверждает Страхов, - она быстро изводит организм от состояния деятельности и силы к простому гниению». Как медленно растёт и развивается человек! И как быстро, по большой части, он исчезает! Причина этой скорости заключается именно в высокой организации человека, в самом превосходстве его развития. С этой точки зрения смерть есть великое благо. Жизнь человека организована именно потому, что он способен дожить до чего-нибудь… Смерть же не даёт человеку пережить себя.
ДА, пока человек жив, ему дарован весь этот мир; человеку дано распоряжаться своей жизнью, выбирать те или иные поступки, надеется на что-то, рассчитывать на счастье. Смерть – полнейшая определённость, отсутствие выбора, когда ничего не дозволено. Правда, в религиозных учениях смерть нередко толкуется как освобождение.
Короче говоря, если смерть – благо, творимое ради высшего совершенства, то жизнь можно считать сущей бедой, от которой надо бы поскорее избавиться.
Человек принадлежит к долгожителям, но щука и ворон превосходят человека по продолжительности индивидуальной жизни. К тому же современные люди имеют возможность максимально отдалять свою смерть с помощью медицины.
В судьбе любого живого существа наименее определена дата рождения, наиболее определена дата смерти.
... ». Однако этот рост не имеет тех качественных и количественных характеристик, которые присущи росту живого. Между свойствами, характеризующими живое, существует диалектическое единство, проявляющееся во времени и пространстве на протяжении всего органического мира, на всех уровнях организации живого. Уровни организации живого В организации живого в основном различают молекулярный, клеточный, ...
... леса на почве, не содержащей грибов-микоризообразователей, в неё вносят в небольших количествах лесную землю, например при посеве желудей - землю из старой дубравы ( Контримавичус, 1982). 5. Биологическая сущность микоризы Всходы многих видов лесных деревьев, выращенные в стерильном питательном растворе, а затем перенесенные в луговую почву, будут плохо расти и даже погибать от недостатка ...
... требуют пересмотра в этом указанном мной направлении. Это имеет важные социальные последствия, но еще более последствия религиозные и моральные. Такой тип философии совершенно ошибочно было бы смешивать с философией прагматизма или с философией жизни. Персоналистическая революция, которой по-настоящему еще не было в мире, означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, ...
... . Вот как говорит об этом в «Литературной газете» автор, отмечающий свою личную заинтересованность в положительном решении проблемы эвтаназии. По его мнению, в данном случае речь идет «об одном из важных прав – о праве тяжелобольного человека на легкую (без мучений), достойную и быструю смерть тогда, когда сам человек сочтет ее своевременной».[18] Можно ли выдвинуть серьезные возражения против ...
0 комментариев