1.2 Глава 1. Международное положение и внешняя политика России в
конце XVII в. Азовские походы Петра 1 1695-1696 гг.
К концу XVII в. Русское государство располагалось на огромных территориях Евроазиатского континента, занимая большую часть Восточно-Европейской равнины, Сибирь и часть Дальнего Востока, до верхнего течения реки Амура и берегов Охотского моря.
На западе граница с Польшей шла по Днепру, при этом на правом его берегу лишь Киев с небольшим округом входил в состав России. От Смоленска русско-польская граница шла далее на север до шведских владений в Прибалтике.
На северо-западе России граничила со Швецией, которой тогда принадлежали земли нынешних Эстонии и Латвии, а также устье реки Невы, часть Карелии и Финляндия[1, стр. 34].
На севере берега России омывались морями Северного Ледовитого океана.
Отсутствие прямых экономических и политических связей с Западной Европой сдерживало рост производительных сил России, замедляло процесс первоначального накопления, являлось одной из причин ее экономической, политической и военно-технической отсталости, что в конечном итоге могло поставить под угрозу ее национальную независимость[1, стр. 46].
В первой главе речь идет о переговорах Петра 1 на международной арене, об особенностях внешней политики того времени, об Азовских походах Петра 1, о подписании договоров с Данией, Швецией, о внешнеполитическом повороте России 1699, завершившемся созданием Северного союза, изменении позиции Москвы в отношении Турции.
1.3 Глава 2. Северная война 1700-1721 гг.
Данная глава разбита на три части: в первой затрагивается период 1700-1708 гг., во второй – 1709-1715 гг., в третей – 1715-1721 гг.
Правительство Петра проявляло достаточную гибкость и осмотрительность по отношению к западноевропейскому конфликту. Провозгласив официальный нейтралитет, русская дипломатия вместе с тем старалась поддерживать как экономические, так и политические связи с обеими воюющими сторонами. Тем самым Россия оставляла за собой широкое поле внешнеполитического маневрирования, цель которого состояла в достижении благоприятной международной обстановки для успешного завершения войны.
Внешняя политика России за первую половину Северной войны проделала длинный, сложный и противоречивый путь. Расчеты союзников разгромить Швецию за один-два года оказались несостоятельными. Поражение под Нарвой не только показало неготовность вооруженных сил России к борьбе со шведской армией, но к предопределило стратегическую линию русской дипломатии не допустить в ближайшие несколько лет шведского вторжения в пределы страны[1, стр. 82].
1.4 Глава 3. Россия и европейская международная политика после
Ништадтского мира 1721-1725 гг.
После Ништадтского мира экономические и военно-политические интересы России на Балтике, Каспийском, Черном морях и восточноевропейском регионе определили основные линии внешнеполитического курса русского правительства. При всем их разнообразии и пространственной изолированности эти проблемы были взаимосвязаны, ибо разрешались они в рамках единой европейской системы государства. Стремительно ворвавшись на авансцену континентальной политики, Россия стала деятельной участницей европейского сообщества.
Важное место в деятельности русской дипломатии послеништадтского времени занимал вопрос о юридическом оформлении российского великодержавия, сущность которого сводилась к официальному признанию ведущими государствами Европы и Азии императорского титула Петра Алексеевича [1, стр. 107].
Ключевое место в новой балтийской политике России, естественно, занимал вопрос о русско-шведских отношениях, от состояния которых зависело и решение всех других проблем. В Петербурге понимали, что даже ослабленная в ходе Северной войны Швеция в силу своего географического положения является страной, участие которой в войне против России не только парализует всю русскую балтийскую торговлю, но и может стать плацдармом для вторжения в пределы русского севера и русской Прибалтики[1, стр. 126].
1.5 Глава 4. Восточная политика Петра 1. Каспийские походы 1722-
1723 гг.
Военно-политические задачи, сформулированные в начале 20-х годов по отношению к Каспийскому региону, были решены в ходе кампании 1722—1723 гг., а их итоги закреплены в международно-правовом отношении. Утверждение России на западном и южном побережье Каспийского моря сорвало планы османских захватчиков прорваться к Каспию и во многом содействовало сохранению независимости Персидского государства. Продвижение южной границы на юг до Кавказских гор упрочило позиции России между Черным и Каспийским морями, что затруднило Крымскому ханству направлять мусульманские народы Кабарды, Дагестана и Кубани против России.
Намного сложнее оказалось выполнить задачи экономического порядка. Боевые действия в Каспийском регионе, а также продолжавшаяся феодальная война в Персии не только нанесли серьезный удар по планам Петра переключить всю шелковую торговлю Персии с Леванта на Волжско-Каспийский путь, но и привели к резкому сокращению товарооборота в русско-персидской торговле[1, стр. 152].
1.6 Заключение
В заключении автор делает обобщение по написанному произведению, включая самые значимые моменты, заключение занимает около четырех страниц и является лаконичным, четко определяющим все необходимые выводы и раскрывающим суть всего произведения.
1.7 Список литературы
Список литературы включает в себя более 50 источников, связанных с тематикой внешней политик России времен Петра 1, среди авторов данных источников следует отметить Молчанова Н.Н., Бескровного Л.Г., Маркову Н.П., Павленко Н.И., Некрасова Г.А.
Заключение
Изученная в ходе исследования работа В.С. Бобылева «Внешняя политика России эпохи Петра 1» ставит своей задачей дать общую картину внешней политики России петровского времени. Автор счел целесообразным уделить в книге более значительное внимание дипломатическим и политическим связям России по сравнению с военными событиями, рассматривая их на широком фоне международных отношений того времени.
При подготовке книги автор опирался на труды классиков марксизма-ленинизма, на достижения отечественной и советской исторической науки. Как правило, использована монографическая литература, а также исследовательские статьи и материалы документальных публикаций.
События и явления, о которых идет речь в книге, автор старался передать языком документов той эпохи в минимально модернизированной редакции или с приведением в скобках параллельных оборотов и пояснений. На мой взгляд, такой подход к использованию источников придает исследованию историческую достоверность и аргументированность его основным положениям и выводам.
Я считаю, что постоянное обращение к истории внешней политики России эпохи Петра I, помимо познавательного интереса, определяется и необходимостью дальнейшего теоретического изучения данной темы. Это позволяет более четко осветить процесс формирования внешнеполитической доктрины Петра I, вскрыть причины превращения России в великую европейскую державу и определить ее место и роль в международной политике.
Список использованных источников информации
1. Бобылев В.С. Внешняя политика России эпохи Петра I. – М.,1990.
2. Баггер Х. Реформы Петра Великого. – М.,2005
3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра I. – М.2006
4. Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. – М., 1999
... важных аспекта: объективное отставание России от стран Европы и личность Петра Первого, сумевшего взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений. 1.2 Изменение внешней политики России при Петре Первом России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией ...
... и южное побережье Каспийского моря с городами Баку, Ленкорань и Решт. В 1724 г. в Константинополе удалось заключить русско-турецкий договор, по которому признавались территориальные приобретения России на Каспии, но она, в свою очередь, соглашалась с завоеваниями Турции в Закавказье. Благодаря этой войне России удалось предотвратить прорыв турок к Каспийскому морю и сохранить независимость Персии. ...
... России, а с другой, укрепляло самодержавие, требовало огромных затрат и жертв со стороны народов России, усиливало экстенсивный характер развития русской цивилизации. При этом во внешней политике России причудливо сочеталось стремление обеспечить безопасность своих границ с потребностью в завоеваниях. Страна разрывалась “между навязчивой идеей незащищенности и миссионерским рвением”. 2. Русско- ...
... , вела войны. Она стремилась регламентировать общественную и даже личную жизнь подданных, вплоть до покроя их одежды и формы причёсок. Развитие абсолютизма в России в веке сопровождалось экономическими изменениями в стране. В первой половине XVIII века в России при помощи политики, проводимой российскими монархами, была создана крупная промышленность, возросла внутренняя и внешняя торговля. Всё ...
0 комментариев