Империализм и национализм как принципы внешней политики

44748
знаков
0
таблиц
0
изображений

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ КАТЕГОРИЙ И ЯВЛЕНИЙ

1.1 ИМПЕРИАЛИЗМ

1.2 НАЦИОНАЛИЗМ

ГЛАВА II. ПЕРЕХОД ОТ ИМПЕРИИ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ

2.1 ИСТОКИ

2.2 СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

Такие понятия, как империя и становление нации кажутся нам архаичными. Однако если разобрать их в деталях, то окажется, что период становления, функционирования и распада империй, а за этим как следствие провозглашение независимости и права нации на самоопределение прошел всего лишь за один век и еще не закончился– с конца XIX до настоящего времени. Однако можно ли считать этот процесс законченным? Что это- предмет истории или современной международной политики? Затруднение в ответе на эти вопросы показывает особую актуальность темы данной работы.

С 1990-ых годов национализм вновь стал главной темой новостей. Распад СССР побудил националистов бывших республик заявить о своей независимости. Пытаясь провести государственные границы, соответствующие этническим, армяне и азербайджанцы начали войну в Нагорном Карабах. Чеченские повстанцы выступили против России.

Не только бывшие республики СССР проявили активность в этот период. Распад СССР обозначил становление совершенно нового этапа в международных отношениях, основанных теперь не на идеологии, и стал своего рода катализатором для националистических движений разных стран: в Югославии сербские, хорватские и боснийские соседи стали убивать друг друга, Квебек отделился от Канады, Ирак вторгся в Кувейт. Многие события последнего времени основываются именно на националистических притязаниях. В свете этих событий необходимо детальное исследование.

С империализмом дело обстоит сложнее. В послевоенный период распад колониальной системы резко ускорился. Первоначально он охватил Азию и Северную Африку. Здесь к концу 50-х годов образовалось 14 независимых государств. С 1960 года центром освободительного движения стала Африка, к середине 80-х годов здесь обрели независимость 50 стран. В 1990 году получила независимость Намибия, в 1997 году под юрисдикцию Китая вернулся Гонконг. Колониальные империи ушли в прошлое. Однако встает вопрос- исчезла ли политика империализма или только приняла другую, скрытую форму?

Ни одна страна сегодня официально не имеет колоний, однако никто не отрицает, что ведущие мировые державы, такие как Великобритания, США, Япония имеют значительное влияние на некоторые более слабые государства или регионы. Самым ярким примером является внешнеполитический курс США, направленный на установление контроля и распространение своей идеологии во всем мире. Начиная с войны с Испанией и провозглашением “Доктрины Монро“ и заканчивая продвижением НАТО на Восток, в связи с падением биполярной системы, мы можем наблюдать развитие и изменение империализма США.

Таким образом вопрос о империалистической и националистической внешней политике современных государств является очень актуальным в политических дискуссиях наших дней.

Предметом исследования данной работы является специфика внешней политики империалистических и национальных государств. Объектом – процессы их возникновения и функционирования и следствия их политики.

Целью данной работы является выявление сути явления империализма и национализма и их взаимосвязи. Для достижения этой цели решается ряд задач:

·  Определение понятий империализма и национализма

·  Рассмотрение процесса перехода от империалистической мировой системы к становлению национального принципа установления границ

·  Рассмотрение роли периферийных и ведущих государств, а также их взаимосвязи в международных и локальных отношениях рассматриваемого периода.

Интерес к исследованию данной проблемы не утихает уже на протяжении двух столетий. Первый кто детально подошел к этому вопросу еще в 60-ые годы XIX века, на пике британского имперского могущества, - лорд Актон[1]. По его словам теория “Национальной независимости” является пагубной и в то же время на тот период (колониального раздела мира) она представлялась наиболее притягательной и многообещающей. По его мнению, самыми совершенными являются государства, состоящие из разных национальностей, но не угнетающие их. В таком случае “низшие племена” учатся у более развитых, а угасающие народы испытывают прилив новой крови. В межвоенный период появляется много литературы на тему национализма, к примеру Ганс Кон и Карлтон Хейес[2], но часто они строились на бинарной оппозиции “хорошего” (западно/демократического) и “плохого” (восточного/авторитарного/фашистского).

Следует отметить, что вопросы о национализме и империализме настолько трудны и широки, что чаще всего авторы исследуют два этих явления по отдельности, при этом ни в коем случае не отрицая их взаимосвязь. Так в одном из самых известных трудов Эрнеста Геллнега “Нации и национализм”, он высказывает теорию о явлении национализма, как о неизбежном этапе становлении индустриального общества. Он пишет, что период перехода к индустриальному обществу- это “период бурного переустройства, когда либо политические границы, либо культурные, либо и те и другие должны меняться, чтобы удовлетворять новому национальному требованию ”.[3]

Эрик Хобсбаум рассматривает в своей работе “Век империи 1875-1914” период становления и развития колониальной системы в мире, когда практически вся территория земли была поделена на колонии и сферы влияния горсткой капиталистических государств. Именно в этот период появляется термин “империализм”.

Позже проблема империализма получила широкое распространение в литературе. Одной из известнейших является работа В.И. Ленина “Империализм, как высшая стадия капитализма”. Именно эта работа придала явлению империализма негативную окраску, которая позже прочно закрепилась за ним.

В отличие от большинства авторов И.Г. Яковенко в своей работе “от империи к национальному государству” прослеживает переход мировой системы к становлению национальных границ. В оппозицию национальным интересам, направленным на достижение общих целей граждан государства, сформированного по национальному признаку и внутренне единого, он ставит интерес Империи, который по его словам, зиждется на общей “Идее, часто опирающейся на религию“. [4]

В данной работе сделана попытка обобщить весь имеющийся материал, рассмотреть изменение содержаний понятий империализм и национализм с течением времени.

В первой главе данной работы делается попытка определить сами рассматриваемые понятия, их истоки и особенности. Рассматривая период расцвета империализма, делается попытка определить его причины. Детально описываются последствия взаимного влияния метрополий и зависимых стран. В этой главе описываются причины и этапы возникновения национального самосознания, а также проблемы, встречающиеся у него на пути.

Во второй главе описывается конкретный исторический период перехода от колониальной системы к миру, разделенному по национальному признаку. А также делается попытка объяснить современную ситуацию, выявить последствия империалистической политики великих держав. Там же рассматривается такое явление, как неоколониализм.


ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ КАТЕГОРИЙ И ЯВЛЕНИЙ 1.1  ИМПЕРИАЛИЗМ

Определения империи в большинстве справочников разочаровывают. Их характеризуют как большие либо полиэтнические государственные образования.

Историки выделяют два типа империй: ранние (древние) и колониальные (классические) империи, век которых, несмотря на насыщенность и важность этого периода, довольно короток – с 1875 до 80-ых годов XX века[5].

Ранние империи как правило, являются полиэтничными и весьма устойчивыми государствами, формируют мощную бюрократическую традиции опираются на традиционные структуры. Однако со становлением мировых религий империя — это прежде всего Идея. Идея воплощается в ценностях Веры. Но идеология империи и ее метафизика "грезят" о всемирном владычестве. Так были устроены Византия, Халифат, Оттоманская и Российская империи, СССР.[6] То есть Империи, построенные на Идее, потенциально безграничны. Отсюда агрессивная внешняя политика. Цель средневековой империи - достижение Идеи, а не интересы своих подданных (о гражданах и речи быть не может). Идеальная цель — Всемирная империя. На данном типе империи сформировалась международная система, давшая начало межэтническим коммуникациям.

Однако внешнюю политику таких государств нельзя назвать политикой империализма. Термин империализм появился впервые в 1890-ых годах[7] и использовался политиками и журналистами в спорах о колониальных завоеваниях. Именно тогда оно приобрело экономический смысл, трактовавший империализм, как стадию развития капитализма. Поэтому ссылки и сравнения на древни формулировки данного термина являются беспочвенными. Древняя империя и империализм- это совершенно разные явления. Это слово впервые вошло в политический словарь в Британии в 1870-ые годы и в конце этого десятилетия еще считалось неологизмом. Мнение, высказанное в ходе напряженной идеологической борьбы по поводу “империализма” его сторонниками, что это всего лишь докапиталистический пережиток, является ошибочным. Интересным обстоятельством является то, что, начиная с работы Ленина, где давался критический анализ империализма, это слово все больше приобретает негативную окраску. Империализм, в противоположность демократии, которую любят упоминать даже ее противники, обычно обозначает что-то неприятное, то, что делают другие.

Суть ленинского анализа состоит в том, что империализм является фазой развития капитализма, которая привела к разделу мира капиталистическими странами на их официальные колонии, либо на не официальные сферы влияния, что в конечном итоге привело к первой мировой войне. Критики империализма отвергают экономическую основу этого явления и использовали психологические, культурные и идеологические объяснения экспансии развитых стран. Однако при этом избегалась область внутренней политики, которую подчеркивали марксисты. Суть ее заключалась в преимуществах, получаемых правящими кругами метрополий от проведения империалистической политики. Кроме того аргументы, использовавшиеся в этих спорах, хоть и были сильными, но противоречили друг другу.

Итак, большая часть мира за пределами Европы и Америки в период 1880-1914 годов была официально поделена на территории, находящиеся под управлением небольшой группы развитых капиталистических стран: Великобритании (самой крупной и сильной империи того времени), Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Бельгии, США и Японии. В какой то степени под это определение попадали Испания и Португалия, образовавшие свои империи еще до промышленной революции.

Два крупных региона были поделены практически полностью: это были Африка и Тихий океан. Вся территория Африки, кроме Эфиопии, небольшой западноафриканской республики Либерии и части Марокко, была поделена между Британией, Францией, Германией, Бельгией, Португалией и Испанией. Азия оставалась номинально независимой, хотя и там чувствовалось имперское могущество: создавались неофициальные сферы влияния. Так Британия расширяла свои владения путем аннексии Бирмы и присоединения ее к своей индийской империи, укрепляла влияние в Тибете и Персии; Голландия укрепляла контроль над окраинами Индонезии; Япония захватила Корею и Тайвань(в 1895 году). Лишь один важный регион оставался пока вне процесса раздела- Южная и Северная Америка. Ни одна великая держава не имела там своих владений, кроме Британии, не считая осколков бывших колониальных империй в районе Карибского моря. Ни одна держава не хотела вступать в конфликт с США, все больше уделяя внимание “Доктрине Монро”[8] ( Доктрина Монро”, она не раз использовалась правительством США против дальнейшей колонизации и политического проникновения европейских держав в Южное полушарие. Согласно Доктрине только США имеют право вмешиваться в дела любой страны этого района, считая их стратегически важными точками во внешней политике Штатов. Так как мощь США росла, европейским державам все больше приходилось прислушиваться к “Доктрине Монро”).

Этот период был обозначен новой эрой национальной экспансии, где элементы политики и экономики стали неразделимыми. К примеру, политику на Среднем Востоке невозможно объяснить только экономическими факторами, но ее анализ невозможен и без учета того, что связанно с нефтью.

Общей тенденцией второй половины XIX века являлось создание единой глобальной экономики, проникавшей даже на периферию, расширение сети коммуникаций, потоков товаров, денег и других факторов производства. Глобализация не было новым явлением, но она заметно ускорилась в середине века. Так экспорт стран Европы в 1848-1875гг. вырос больше чем в 4 раза, а затем удвоился к 1915году. Мировая сеть железных дорог выросла с 200 000 км (в 1870-е годы) до более чем1 млн. километров- перед первой мировой войной.[9] Такой рост транспортной сети создавал благоприятные условия для развития промышленности на окраинах мира. В Канаде, Южной Африке, Алжире, Новой Зеландии, в Австралии обосновались переселенцы из Европы, которые оттесняли коренное население, изменяли экономический, культурный и политический облик этих стран. Техническое развитие метрополий все больше зависело от поставок сырья из колоний. Изобретение двигателя внутреннего сгорания сделало нефть продуктом первой необходимости. Хотя основные поставки нефти пока что шли из США и Европы, Средний Восток уже становился предметом дипломатических интриг. Каучук был исключительно тропическим продуктом, поставляемым из Конго и Амазонии. Жесткая эксплуатация коренного населения впервые начала вызывать протесты против политики империалистов.

Помимо потребностей в техническом развитии, все больше возрастало потребление пищевых продуктов из ”экзотических стран”: сахар, чай, кофе, какао и продукты их переработки. Развитие транспорта сделало возможным поставку субтропических фруктов, на которых держалась экономика “банановых республик”.

Однако такое развитие не изменяло общий вид промышленных стран, хотя они и создавали новые отрасли промышленности, связанные с определенными районами земного шара. Зато оно кардинально изменяло облик зависимых стран, превратившихся в колониальные или полуколониальные образования, полностью зависевшие по производства одного-двух продуктов. В рассматриваемый период они становились все более уязвимыми, поскольку их благосостояние все сильнее зависело от цен на кофе (который к 1914 году уже обеспечивал 58% стоимости всего экспорта Бразилии и 53% экспорта Колумбии)[10], на каучук и на олово, на какао, мясо и другие, поставляемые только колониальными странами продукты. Но эта уязвимость не имела большого значения вплоть до мирового экономического кризиса 1929, когда цены на профилирующие для этих стран продукты сильно упали. Однако до 1914 года это не волновало страны-производители, так как условия торговли были как никогда благоприятными.

Однако тот факт, что такая торговля и узкая специализация колониальных стран резко увеличивали экономическое значение этих стран для мировой экономики, не объясняет, почему страны-метрополии стремились поделить весь мир на свои колонии и сферы влияния. Самое простое объяснение, распространенное среди критиков империализма, это стремление капиталистических стран к более выгодным вложениям, чем у себя на родине. Однако важно заметить одно обстоятельство: большая часть капиталовложений шла не в колонии, а в развивающиеся страны с белым населением, вскоре превратившиеся в практически независимые доминионы (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка).

Более убедительным выглядит объяснение колониальной экспансии, связанное с поисками новых рынков сбыта. Кризисы “перепроизводство”, не раз сокрушающие экономику капиталистических стран, требовали решительных мер. Развитые страны надеялись решить эту проблему путем массированного экспорта, и тот факт, что это не всегда получалось, еще не отвергает эту теорию.

Глядя на события этого периода, трудно отделить экономические мотивы стран от политических. Например стратегическая важность колоний для Британии, размещенные в самых важных местах с целью контроля за различными районами суши и моря, была крайне высока. Прибрежные колонии становились пунктами для пополнения запасов угля на проходящих судах (так Гибралтар и Мальта с давнего времени были военными базами, а Бермуды и Аден превратились в промежуточные пункты для пополнения запасов угля). Кроме того колонии имели важное символическое значение, повышающее международный статус государств.

Обладание колониями имело для державы большое социальное значение и использовалось для успокоения массы недовольных внутри государства, что связанно с подъемом рабочих и демократических движений в мире. Идея превосходства над миром темнокожих сразу стала популярной и принесла много пользы политикам- сторонникам империализма. На всемирных выставках державы прославляли себя за успехи в промышленности, науке, технике. А теперь славу государств преумножали еще и колонии. Может быть это и была всего лишь самореклама, но она благоприятно действовала на население.

Период империализма обозначен также социальными и культурными изменениями. Не только метрополии оказывали воздействие на колонии, но и наоборот, зависимые страны, в свою очередь, влияли на метрополии. Житель развитых стран стали смотреть на неевропейцев и на их государства, как на второстепенные, слабые и недоразвитые создания. Их считали подходящим объектом для завоевания или перевоспитания в духе “цивилизованных” стран. В колонии ехали миссионеры, торговцы продавали местным жителям “огненную воду”. В свою очередь империализм вызвал на Западе интерес к восточным формам духовной жизни. Уплотнением глобальных коммуникаций способствовало взаимопроникновению западных и экзотических культур. Писатели посвящали себя посредничеству между этими двумя мирами[11].

Однако с течением времени и проникновением идей независимости в колониальные страны, власть империи казалась все менее прочной. Империалисты понимали, что такая политика не имеет других перспектив, кроме саморазрушения.


Информация о работе «Империализм и национализм как принципы внешней политики»
Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 44748
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
109049
0
3

... , с другой – поддерживают, нередко в агрессивной форме (например, скинхеды). Националистические проблемы в конце 20 – начале 21 века в России приобрели небывалую остроту и актуальность. В чем же заключаются причины распространения националистической идеологии в конце 20 века в стране, которая боролась с национализмом, а именно, с самым жестким его проявлением – фашизмом. В первую очередь стоит ...

Скачать
41837
0
0

... , культурная однородность, грамотность и анонимность составляют ключевые черты национализма. Всего этого было бы невозможно достичь без активного воздействия государства. Поэтому национализм в его трактовке неразрывно связан с модерном. Национализм не мог бы появиться, как это следует из концепции Геллнера, в доиндустриальных обществах. Тем не менее, как утверждает автор, история свидетельствует о ...

Скачать
34886
0
0

... сущности. По этой причине националисты подчеркивают внутренние, недоступные для объективной проверки свойства нации. К такому — коллективистскому этническому - типу Гринфелд относит немецкий и русский национализм [3]. 2. Сравнительная характеристика националистических организаций России У всех националистических группировок России есть некоторые черты, присущие им всем или почти всем. Так, ...

Скачать
60898
0
0

... "Свободные офицеры" во главе с Гамалем Абдель Насером. Решающим событием стала национализация Суэцкого канала и последующий подъем национально освободительного движения арабских стран, что не могло не отразиться на изменении внешней политики США на Ближнем востоке. Завершающей датой проводимого исследования послужил новый виток событий на Ближнем Востоке: арабо- израильская война 1967 года. ...

0 комментариев


Наверх