5. Распад СФРЮ (1989-1991)
В конце 1989 г. под воздействием событий в Восточной Европе и все более явственных кризисных явлений в самой стране, справиться с которыми традиционными средствами не удавалось, югославские власти решились провести выборы на многопартийной основе. В тех условиях противиться таким выборам было уже явным анахронизмом. Кроме того, они надеялись, что, дав возможность различным силам открыто выразить свои цели, задачи и намерения, смогут ослабить остроту политического противостояния. Сначала в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться различные политические партии, которым после сорока лет единоличного правления СКЮ предстояло взять на себя часть ответственности за дальнейшую судьбу федерации. В подавляющем большинстве эти организации возникали на национальной основе, некоторые вели свою родословную от довоенных партий.
Так, в Сербии возникли Демократическая партия и Сербская радикальная партия, в Хорватии - Хорватская партия права и Хорватская крестьянская партия, в Македонии - Всемакедонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ). Занялись своей реорганизацией и республиканские коммунистические партии. В Словении и Хорватии компартии фактически перешли на социал-демократические позиции и стали называться Союз коммунистов Словении - Партия демократического обновления и Союз коммунистов Хорватии - Партия демократических перемен. Решение о трансформации в социал-демократическую партию принял и Союз коммунистов Боснии и Герцеговины. В Сербии после объединения республиканского Союза коммунистов с Социалистическим союзом трудового народа (организация, выросшая из послевоенного Народного фронта) была образована Социалистическая партия. А в Черногории еще два года в прежнем виде продолжал существовать республиканский Союз коммунистов.
В течение весны – осени 1990 г. в СФРЮ прошли первые многопартийные выборы. За исключением Сербии и Черногории, победу на них всюду одержали оппозиционные партии.
В конце 1990 г. на заседании Президиума СФРЮ было решено провести в начале 1991 г. переговоры представителей всех республик об изменении федеративного устройства страны. Параллельно с переговорами происходили двусторонние встречи республиканских делегаций. Но все эти шаги не дали результата, не удалось согласовать две концепции. Одну – сохранения и обновления федерации – выдвигали Сербия и Черногория. Другую концепцию – преобразования СФРЮ в конфедерацию – отстаивали Словения и Хорватия. Промежуточную позицию занимали Босния и Герцеговина, а также Македония. Впрочем, идея конфедеративного устройства (уже фактически существовавшего в стране) использовалась ее сторонниками главным образом лишь для того, чтобы замаскировать истинную цель – отделение от Югославии.
В апреле 1991 г. Словения оповестила, что в соответствии с результатами проведенного в республике плебисцита она намерена "стать самостоятельным, суверенным и независимым государством". Власти Хорватии также заявили, что в случае, если не удастся подписать договор о союзе суверенных государств, они предпримут шаги для выхода из Югославии.
В своей борьбе за сохранение единого государства Сербия (не считая маленькой Черногории) практически оставалась в одиночестве. Действия ее руководства объяснялись тем, что, если другие народы Югославии при распаде федерации по существовавшим административным границам образовывали свои национальные государства, то сербы оказывались разделенным народом. Около трети всех сербов проживало за пределами своей республики, преимущественно в Боснии и Герцеговине, а также в Хорватии. Сербия соглашалась на образование хорватами и словенцами собственных национальных государств лишь при условии признания за сербским народом аналогичного права и включения в ее состав всех территорий с преобладанием сербского населения. То есть, речь шла об отказе Белграда признать республиканские границы в качестве будущих государственных границ.
Таким образом, цели Сербии, с одной стороны, и Словакии с Хорватией, с другой, были противоположными. Никто из них не собирался идти на компромисс, в политике и средствах массовой информации республик безраздельно господствовали националистические настроения.
Будущее Югославии зависело прежде всего от состояния отношений, которые складывались между Сербией, Хорватией и находящейся между ними Боснией и Герцеговиной. Именно по оси Белград - Сараево - Загреб и возникло основное противостояние после поражения коммунистов на первых альтернативных выборах и прихода к власти в республиках сепаратистки настроенных лидеров.
Распад Югославии начался в июне 1991 г., когда парламенты Словении и Хорватии провозгласили независимость и приняли решения о выходе из состава единого государства. Окончательно же Социалистическая Федеративная Республика Югославия прекратила существовать спустя полгода, в январе 1992 г., когда независимость Словении и Хорватии признали страны Европейского сообщества. В начале апреля 1992 г. международное признание получила Босния и Герцеговина. Раздел территории без предварительных договоренностей таил в себе серьезную угрозу войны. Это понимали все – и желающие покинуть федерацию югославские республики, и мировое сообщество, не готовое противодействовать начавшемуся процессу распада СФРЮ.
Распад федеративного государства, межэтническое противостояние и войны в бывшей Югославии вошли в историю под именем югославского кризиса. В его развитии выделяются два самостоятельных процесса. С одной стороны, это попытки Югославской народной армии (ЮНА), в которой большинство составляли сербы, силой остановить распад единого государства. При отсутствии у вновь возникающих государств собственных вооруженных сил их функцию взяли на себя быстро создававшиеся из гражданского населения военизированные формирования. Подобные формирования создавало и сербское население в Хорватии, а затем в Боснии и Герцеговине. Начавшееся противоборство вылилось в вооруженные столкновения в Словении (июль 1991 г.) и две межэтнические войны - хорватскую (1991-1995) и боснийскую (1992-1995). К тому же конфликту следует отнести натовскую агрессию против Союзной Республики Югославия в связи с событиями в Косово в 1999 г. И, наконец, в 2001 г. в результате усиления албанского сепаратизма в вооруженный конфликт на несколько месяцев погрузилась и Македония.
Второй процесс, протекавший на территории бывшей СФРЮ – интернационализация югославского кризиса, т.е. вмешательство в него извне. Поспешное, с нарушением норм международного права признание западными странами новых государств (первой это сделала Германия), явное покровительство одним участникам конфликта в ущерб другим и т.п. во многом и спровоцировали десятилетие войн на постюгославском пространстве. Такие действия были частью общего процесса расширения НАТО на Восток, в свою очередь тесно связанного с еще более общим процессом ― формированием новой модели международной безопасности после краха биполярной модели мира. Именно силовое вмешательство Запада в югославский кризис принципиально отличает его от всех других конфликтов на постсоциалистическом пространстве в Европе.
Наконец, у югославского кризиса есть еще один аспект – рост албанской экспансии. В настоящий момент албанцы, без сомнения, самый активный, быстро растущий численно и стремящийся к консолидации в границах единого государства балканский этнос. Учитывая то, что, кроме собственно Албании, албанцы проживают в Сербии, Черногории, Македонии и Греции, это чревато новыми потрясениями. Порох в балканском погребе еще не выгорел до конца. За экспансией албанцев просматриваются и более общие негативные для судеб мира процессы, она хорошо вписывается в так называемую "южную дугу нестабильности", которая как раз через Балканы вторгается в Европу.
Словения и Хорватия уже преодолели проявления югославского кризиса и вступили в фазу стабильности. Но этого нельзя с уверенностью сказать про Боснию и Герцеговину, Сербию, Черногорию, Македонию. В этих государствах еще возможны его рецидивы. Мир здесь во многом покоится на иностранном военном присутствии, прежде всего это относится к Боснии и Герцеговине и Косово.
... , поддерживала югославянские идеи, выступала с антиавстрийскими лозунгами и была связана с боснийской подпольной организацией «Молодая Босния». 3. Культура Словении, Боснии и Герцеговины в ХIХ - начале ХХ в. босния герцоговина словения монархия В число задач национальной интеграции, политической самостоятельности и модернизации социально-экономической системы как непременное условие входила ...
... данной курсовой работы является освещение процесса становления независимости Черногорского государства. Для достижения общей цели автором поставлены следующие задачи: определить место и роль Черногории в международных отношениях и политике европейских держав на Балканах накануне первой мировой войны; Структура курсовой работы обуславливается целями и задачами исследования. Состоит из введения, ...
... русского государства на берега Черного и Балтийского морей, борьбе с Османской империей, укрепления армии и бюрократического аппарата. В XVII веке авторитет России в славянском мире неуклонно укреплялся, расширялись ее связи со всеми без исключения славянскими народами. Однако характер этих контактов четко различался в зависимости от конфессиональной ориентации различных частей славянского мира. ...
... особенно в финансово-экономической сфере. Все ключевые министерства — финансов, торговли, путей сообщения, военное - были венгерскими, и основные направления развития Хорватии полностью зависели от венгерского правительства. Хорвато-венгерское соглашение не решило задач национального объединения и государственной самостоятельности Хорватии. И все же из всех южнославянских территорий Австро-Венгрии ...
0 комментариев