Управление образования Администрации Центрального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Экономический лицей
Реферат по теме:
«Нэпманы Сибири в 1920-е гг.»
Новосибирск-2007
Введение
нэпман ценность дореволюционный предприниматель
Актуальность темы. Исследование социальной структуры советского общества привлекает в последние годы все большее внимание историков, социологов и политологов. Это связано с тем, что история социальной структуры советского общества изучена значительно слабее, нежели экономическая и политическая история СССР. Одной из наименее изученных групп советского общества являются частные предприниматели 1920-х гг. – нэпманы. Эта социальная группа существовала достаточно короткий период, но оставила яркий след в истории, экономики и даже культурной жизни страны. В связи с усилением внимания к региональным аспектам истории России, исследование сибирских частных предпринимателей периода нэпа представляет значительный интерес.
Обзор литературы. Тема нэпманов в советские годы изучалась эпизодически, ученые в основном исследовали социальную структуру и особенности предпринимательской деятельности, методы работы нэпманов, их взаимоотношения с государством. В частности, в работе В.А. Архипова и Л.Ф. Морозова «Борьба против капиталистических элементов в промышленности и торговле. 1920-е – начало 1930-х гг.» обстоятельно изучены государственная политика по отношению к частному капиталу, правовое положение частных предпринимателей, отраслевая структура, масштабы и динамика развития частной промышленности и торговли. Лишь в 1990-е гг. начинается новый этап в изучении группы нэпманов. Ряд российских и сибирских исследователей обратились к темам, ранее не рассматривавшихся в литературе. Так, Е.В. Демчик в работе «Частный капитал в городах Сибири в 1920-е годы: от возрождения к ликвидации» исследует взаимоотношения нэпманов с государством, формы их самоорганизации, динамику частного капитала Сибири. Монография содержит много информации об отраслевой структуре частного капитала и методах предпринимательской деятельности. На ее основании автор приходит к заключению, что частное предпринимательство играло значительную роль в экономической жизни региона. Частный капитал оказывал положительное влияние на возрождение и развитие хозяйства и был гораздо эффективнее государственного и кооперативного. С.В. Шейхетов – новосибирский исследователь в цикле публикаций о нэпманах изучил численный и социальный состав группы нэпманов, условия предпринимательской деятельности в Сибири, впервые обратил внимание на проблему самосознания, систему ценностей предпринимателей 1920-х гг. В целом, в научной литературе доминируют исследования по экономической истории нэпманов, нам бы хотелось, в первую очередь обратить внимание на интереснейшие страницы, связанные с формированием ценностей у предпринимателей 1920-х гг.
Цель работы – проанализировать процессы формирования и развития социальной группы нэпманов в Сибири в 1920-е гг.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить численный и социальный состав нэпманов в Сибири в 1920-е гг. на основе литературы и статистических справочников.
2. Исследовать систему ценностей предпринимателей 1920-х гг. в Сибири на основе литературы, архивных данных, газет и журналов 1920-х гг.
В качестве источников реферата нами использовались как опубликованные, так и неопубликованные. Среди опубликованных:
- статистические справочники (Сибирский край, Статистика Сибири, Финансы и народное хозяйство Сибирского края), находящихся в НГОНБ;
- периодические издания (газеты «Советская Сибирь» и «Экономическая жизнь Сибири» за 1921 – 1930 гг.), находящихся в ГАНО и некоторые журналы «Вестник финансов» и «Жизнь Сибири».
Из неопубликованных источников использовались архивные дела из четырех фондов Государственного архива Новосибирской области (ГАНО) – фонд Запсибкрайсовнархоза; Сибирского краевого управления фонд Наркомвнуторга РСФСР; фонд Новосибирской областной конторы Госбанка СССР, фонд Сибирского областного промышленного бюро ВСНХ.
Глава 1. Численность и социальный состав нэпманов в Сибири
1.1 Численность нэпманов в Сибири
Для того, чтобы определить численность нэпманов необходимо сначала очертить границы этой социальной группы. Сделать это непросто, потому что даже в 20-е годы не существовало единого мнения по вопросу, кто же все-таки входит в состав данной группы. Так, статистические органы 20-х годов относили к нэпманам всех граждан, владевших частными предприятиями: промышленными или торговыми. Ключевым словом при определении нэпмана было слово "хозяин", а основной отличительной чертой частного предпринимателя – владение собственностью. Существуют различные толкования понятия «собственность на средства производства». Так вот согласно этой трактовке, нэпманом являлся даже мелкий торговец, вся собственность которого состояла из лотка для торговли в разнос. В соответствии с данными всеобщих переписей населения в Сибири было 84322 нэпмана в 1923 году и 119682 в 1926 году.[1] Очевидно, что такой подход к определению социальной группы нэпманов был продиктован идеологией и не соответствовал реальности.
В социальной группе нэпманов статистики того времени обычно выделяли пять слоев: хозяева с наемными рабочими; хозяева с помогающими членами семьи; хозяева-одиночки; помогающие члены семьи и рантьеры. Это деление было достаточно условным и не отражало реальную структуру социальной группы нэпманов. Дело в том, что наличие или отсутствие наемной рабочей силы оказывало лишь косвенное влияние на размеры и характер предприятия. Часто случалось, что хозяева-одиночки работали с большим размахом и имели большие обороты, нежели предприниматели, эксплуатировавшие наемный труд.
Несмотря на порочность данного подхода к определению численности и структуры социальной группы нэпманов, он прочно укоренился в отечественной историографии. Даже современные исследователи частного предпринимательства в основном придерживаются этого же метода, правда, с некоторыми оговорками. По мнению барнаульского историка Е. Демчик, к нэпманам можно отнести только "хозяев с наемными рабочими", "рантьеров" и частично, "хозяев с помогающими членами семьи". Тогда получается, что численность сибирских нэпманов была существенно меньше: около 18 тыс. человек в 1923 году и примерно 22 тыс. человек в 1926 году.[2]
Московская исследовательница В. Жиромская считала, что нэпманами являлись только хозяева с наемными рабочими. По ее подсчетам, численность данной социальной группы в Сибири равнялась 2556 человек в 1923 году и 3437 – в 1926 году. [3]
Обе исследовательницы выделяли следующие слои внутри социальной группы нэпманов: фабриканты и заводчики; хозяева ремесленных заведений; подрядчики строительных работ; извозопромышленники; хозяева заведений трактирного промысла; хозяева торговых заведений; хозяева учебных заведений, издатели; хозяева увеселительных заведений и театров; сельские хозяева.
Профессиональная принадлежность является более адекватным критерием, нежели количество наемных рабочих. Между предпринимателями, занимавшимися одним делом, действительно было много общего. Однако и профессиональное деление нэпманов не отражает, на наш взгляд, реальной структуры данной социальной группы. Так как советский частник мог одновременно быть и организатором промышленного производства, и оптовым торговцем, и владельцем ресторана или доходного дома. Кроме того, нэпманы постоянно меняли свои занятия. Следовательно, более или менее устойчивых слоев на основе профессионального деления сформироваться не могло.
С иных позиций к определению численности и структуры нэпманов подходили государственные органы. Основой для определения границ этой группы стало налоговое законодательство. Согласно закону о подоходном налоге от 12.11.1923 все налогоплательщики страны, проживающие в городах, были разделены на три категории: А, Б и В. В категорию В попали: владельцы, совладельцы, арендаторы, пайщики и вкладчики торговых и промышленных предприятий; лица, занимающиеся комиссионными, маклерскими, экспедиторскими, кредитными и биржевыми операциями; владельцы строений; лица, получающие доход от денежных капиталов, процентных и дивидендных бумаг; а также, все прочие граждане, получающие доходы от владения имуществом или предпринимательской деятельности.[4] Последнее замечание позволяло трактовать закон расширительно. Поэтому, на практике в категорию В попадали не только владельцы частных предприятий, но и многие служащие.
Люди, записанные в категорию В, платили более высокие налоги и коммунальные платежи, они лишались права проживания в муниципальных домах, права на социальное обеспечение, права на бесплатное образование и т.д.
Внутри категории В была выделена группа лиц, получавшая высокий доход. Высокими считались доходы от 300 до 500 рублей в зависимости от налогового пояса. Сибирские города Иркутск, Красноярск, Новониколаевск, Омск и Томск входили во второй пояс. Здесь в группу лиц с высоким доходом входили налогоплательщики из категории В, получавшие свыше 450 рублей в год. В Барнауле и Бийске для отнесения к данной группе достаточно было получать 400 рублей в год.[5] Государственная политика по отношению к этим людям была еще более сурова, их лишали гражданских прав.
24.09.1926 вышел новый закон, согласно которому в категории В оставались только предприниматели, получающие высокий доход. При этом нижний предел доходов, считающихся высокими, был поднят до 700 рублей в год.[6]
Итак, закон включал в социальную группу нэпманов лиц, занимавшихся определенными видами профессиональной деятельности и владевшими определенным имуществом. Закон четко определял право и обязанности данной социальной группы.
Следовательно, социальную группу нэпманов можно определить, как солидарную совокупность лиц, связанных между собой тройной связью: профессиональной, имущественной и объемно-правовой.
Любая социальная группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" и периферию с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым атрибутируется данная группа, по которым она отделяется от других групп. Закон совершенно четко разграничивал "ядро" и периферию социальной группы нэпманов. Критерием для такого разграничения служил совокупный годовой доход.
Определение границ социальной группы нэпманов, принятое в законодательстве, по нашему мнению, гораздо более соответствует действительности. Государственные органы прагматично подходили к вопросам социальной политики. Они руководствовались реальным положением вещей. Поэтому, при изучении нэпманов, целесообразно воспользоваться именно этим определением.
Численность периферии нэпманов невозможно определить даже приблизительно. Источники позволяют утверждать, что она была чрезвычайно велика. Помимо людей, входивших до 1926 года в категорию В, в нее входили кустари, ремесленники, мелкие торговцы, лица свободных профессий, а также многие представители рабочего класса, крестьянства и бюрократии, так или иначе связанные с предпринимательской деятельностью.
По-видимому, численность периферии оставалась стабильной на протяжении всех 20-х годов и даже позднее. Мелкие предприниматели существовали на всем протяжении советского периода нашей истории.
В отличие от периферии, численность ядра социальной группы нэпманов можно определить довольно точно. Для этого воспользуемся той же методикой, что и налоговые органы.
Таблица 1 - Численность ядра социальной группы нэпманов [7]
1 полуг. 1923-24 г. | 1 полуг. 1924-25 г. | 2 полуг. 1924-25 г. | 1 полуг. 1925-26 г. | 2 полуг 1925-26 г | 1 полуг. 1926-27 г. |
10570* | 13969 | 7926 | 8739 | 10691 | 9827 |
* Число нэпманов за этот год дано приблизительно
Удельный вес нэпманов в составе городского населения Сибири никогда не превышал 7% и на протяжении 20-х годов сокращался. Между тем, влияние, которое частные предприниматели оказывали не только на горожан, но на общество в целом, было огромным. Нэпманы постоянно втягивали в орбиту предпринимательской деятельности членов других социальных групп.
Численность нэпманов зависела главным образом от государственной политики. Снятие запрета с предпринимательской деятельности в 1921 году привело к росту этой социальной группы. Стабильное увеличение численности нэпманов продолжалось до второй половины 1924 года. В связи с тем, что в 1924 году началась первая кампания по вытеснению частного капитала из экономики, число предпринимателей снизилось. В 1925 году государственная политика вновь изменилась. Наступление на частников временно прекратилось. Вновь начался рост социальной группы нэпманов, однако она так и не достигла прежних размеров.
Таблица 2 - Численность нэпманов в различных губерниях Сибири в 1923 г.
Губернии | По губгороду | По уездам | По губернии | |||
Чел. | Проц. | Чел. | Проц. | Чел. | Проц. | |
Омская | 2075 | 25 | 1977 | 20,5 | 4052 | 22,5 |
Алтайская | 1276 | 15,5 | 1680 | 17 | 2956 | 16,5 |
Н.-николаевск. | 907 | 11 | 1198 | 12 | 2105 | 12 |
Томская | 1544 | 19 | 1078 | 11 | 622 | 14,5 |
Енисейская | 809 | 10 | 2565 | 26,5 | 3374 | 19 |
Иркутская | 1635 | 19,5 | 1145 | 13 | 2780 | 15,5 |
По Сибири | 8246 | 100 | 9643 | 100 | 17889 | 100 |
Нэпманы проживали на территории Сибирского края очень неравномерно. Больше всего нэпманов было в Омской губернии. На втором месте находилась Енисейская губерния. Затем шли Алтайская, Иркутская, Томская и на последнем месте, Новониколаевская губернии.
Самым "нэпманским" городом являлся опять же таки Омск. А вот второе место занимал Иркутск. Административный центр Енисейской губернии город Красноярск стоял на последнем месте среди губернских городов Сибири по числу нэпманов. А Енисейская губерния занимала второе место благодаря своим уездным городам. Третьим по количеству нэпманов был Томск.
Число нэпманов в составе населения того или иного города можно определить лишь с достаточной степенью условности. Нэпманы были подвижной группой населения, часто меняли место жительство. Крупные предприниматели имели дома в нескольких городах и постоянно переезжали.
Ядро социальной группы нэпманов не было однородным по своему составу. Рассмотрим же, как классифицирует такой авторитетный источник, как ОГПУ, состав нэпманов. ОГПУ выделяет в составе нэпманов две группы: "верхушку" и "низы". Они отличались друг от друга по составу, происхождению, образованию, образу жизни, взглядам и т. д. Между "верхушкой" и "низами" существовала сильная неприязнь. [9]
Неизвестный автор "Советской Сибири" выделял не две, а три группы. Он писал в 1924 году: «Наши буржуа разделяются на три класса: нэпман – акула, нэпман – середнячек и нэпман – "хипесник". Нэпман – акула – разновидность, сравнительно слабее, чем другие, встречающаяся в Сибири. И если бы не гостеприимное крылышко наших торгов, то о ней не было бы и речи.
Нэпман – "хипесник" интересует скорее агентов уголовного розыска, нежели сибирскую экономику.
Зато нэпман – середнячок довольно-таки сильно укрепился на позициях сибирского торгового капитала. Он раскинул свои лавочки по всем деревням и сёлам необъятной Сибири.
В нашей отечественной буржуазии заметна классовая борьба. ...Нэпман – середнячок не особенно долюбливает губфинотделы (ох уж эти налоги), но с неизмеримо большей ненавистью относится он к "нэповским аристократам", урывающим у него львиную долю доходов. Поэтому, нэпман – середнячок не прочь помочь власти поприжать нэпмана – акулу». [10].
Такое трехчленное деление соответствует реальной структуре данной социальной группы. По свидетельству современников "нэпманы-акулы", "нэпманы-середняки" и "нэпманы-хипесники" существенно отличались друг от друга. Поэтому, их необходимо описывать по отдельности.
Слой "нэпманов-акул" действительно был очень мал. По данным налоговых органов количество нэпманов с годовым доходом свыше 10 тыс. руб. в 1926 году составляло по Сибири всего 758 человек.[11] Крупные предприниматели проживали, как правило, в губернских центрах.
К сожалению, источники не позволяют проследить динамику изменения численности этого слоя. Однако можно предположить, что количество "нэпманов-акул" постепенно сокращалось. Просто "нэпманы-акулы" уходили с легального рынка по мере того, как возрастал нажим на частный капитал со стороны государства.
Несоизмеримо большим по численности являлся слой нэпманов-середняков. К этому слою относились предприниматели с годовым доходом от 2000 до 10000 рублей. Таковых в Сибири с 1926 году насчитывалось 6183.[12] Представители этого слоя проживали не только в административных центрах, но и в уездных и заштатных городах. Количество "нэпманов-середняков" постепенно сокращалась. Медленнее, чем крупные предприниматели, нэпманы-середняки тоже уходили с легального рынка.
"Нэпманы-акулы" и "нэпманы-середняки" пополняли третий слой – "нэпманов-хипесников". Предпринимателей, связанных с уголовным миром, много было в крупных городах. Они также концентрировались вдоль советско-монгольской и советско-китайской границы, где процветала контрабандная торговля. Немало "нэпманов-хипесников" проживало на золотых приисках.
Численность этого слоя определить не представляется возможным. Однако все источники единодушны в том, что количество предпринимателей, работающих на черном рынке, постоянно росло. Рост этого слоя стимулировала государственная политика. Чем сильнее сужалась сфера легальной предпринимательской деятельности, тем шире становился черный рынок.
Динамика численности нэпманов является важной, но не единственной характеристикой. Поэтому описание данной социальной группы должно быть дополнено анализом происхождения и состава частных предпринимателей.
... , просвещения и здравоохранения. Эти группы служащих объединяли представителей собственно интеллигенции, главной задачей которых состоит в обучении и воспитании подрастающего поколения. В советской деревне накануне коллективизации учитель был основным, а подчас и единственным представителем интеллигенции в крестьянской деревне. Крайне бедна была деревня медицинскими кадрами. Крестьянин обращался ...
... и одного из основателей «Союза социальной политики» (1871) – организации германских учёных-экономистов, сотрудничающих с правительством в деле « укрепления новой Германии» посредством социальных реформ «сверху». Новая историческая школа (Г. Шмеллер, Л. Брентано, А.Вагнер, К. Бюхер, А Шеффле). В 70-х гг. ХIХ в. более молодое поколение немецких ученых во главе с Густавом Шмоллером (1838-1917 ...
... , Сталин и его окружение смотрели на вещи иначе. В 1933 г. Мендель Хатаевич, еще один из сталинских ставленников в Украине, возглавлявший кампанию хлебозаготовок, гордо заявлял: "Между нашей властью и крестьянством идет беспощадная борьба. Это борьба не на жизнь, а на смерть. Этот год стал испытанием нашей силы и их выдержки. Понадобился голод, чтобы показать им, кто здесь хозяин. Он обошелся в ...
... , М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров. Журналы. «Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский). «Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин). Появилась литературная критика. Жесткая цензура. 1826 г. – цензурный Устав («чугунный»). Архитектура. ...
0 комментариев