2.1 Смоленская епархия в 12-16 веках

12 - начало 13 веков- это время подлинного расцвета духовной культуры в Смоленских землях. Именно в эти годы Смоленским княжеством правили Ростислав Мстиславич (1125-1159), его сыновья Роман Ростиславич (1159-1180) и Давид Ростиславич (1180-1197). Ростислав Мстиславич не задолго до отъезда на великокняжеский престол в Киев передал в полное ведение епархии Соборный холм. Это возвышающееся над городом место, увенчанное величественным Мономаховым собором, становится центром политической и духовной жизни земли Смоленской. В кафедральном соборе хранился архив княжества. Здесь же находилось главная смоленская святыня- икона Одигитрии. Перед ней смоляне молились в годы войн и лихолетий, перед ней заключали договоры и давали клятвы.

Очень много для развития и укрепления православия в наших землях сделал внук Владимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич, которого современники называли «Набожным». Этот князь был не обычно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. По представлении он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державности. А таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомков.

Заботился он о горожанах и крестьянах своей области, о духовном монашеском чине, уделял много внимания церковной жизни Смоленской земли. В 1145 году князь возвел на Смядыни- мести убийства страстотерпца Глеба Владимировича- каменный Борисоглебский храм, приурочивая его о освящение к 30-летию перенесения его дедом мощей святых братьев- мучеников в Вышгород. Князь Ростислав является основателем самостоятельной династии смоленских князей Ростиславичей. Желая усилить свой удел и подчеркнуть его независимость, Ростислав Мстиславич учредил в 1136 году в Смоленске архиерейскую кафедру (до этого Смоленска земля подчинялась церковном отношении епископу Переяславльскому). Первым Смоленским епископом стал Грек Мануил, приехавший из Византии на Русь для обучения русских людей церковному пению.

Князь Ростислав издал особую Уставную грамоту Смоленской епископии. В Уставной грамоте определялись льготы и судебные полномочия архиерея, а так же источники содержания епархии. В последствии сам Ростислав и его приемники расширяли и дополняли этот документ. В грамоте князя особо отмечается, что в епископские суды не должен вмешиваться некто из представителей светской власти. Уставная грамота завершается призывом Ростиславом Мстиславича к своим потомкам и приемникам- не изменять основных положений грамоты, не пытаться упразднить Смоленскую епархию или соединить её вновь с Переяславльской. В настоящее время грамоты смоленских князей, данные епархии, являются важным источником по истории Смоленщины в средние века.

Свой рассказ о князе Ростиславе летописец завершает такой характеристикой «этот князь ростом был средним, лицом широкий и борода круглая, широкая. Прилежал о Церкви святой и, когда оканчивал пение, чин святительский почитал и многую милостыню священникам, вдовицам и сиротам давал».

В 16 столетии при составлении «Степенной книги» в неё был внесен на основании летописных статей и рассказ «о великом Князе Ростиславе» в этом повествовании много говорится о любви князя к Церкви и церковным людям, о длительных душеполезных беседах с игуменом Поликарпом, наставлявшем Ростислава- Михаила «любить правду и все по правде творить, и весь богом порученный люд праведно судить и мирного завета никогда не нарушать, и землю русскую, что досталась ему по отцовскому завещанию, всею силою от врагов защищать и охранять её благочестиво». Заветы эти были осуществлены благоверным князем, что и стало причиной почитания людьми и Церковью Великого князя Ростислава, во святом крещении Михаила, прозванного Набожным.

Роман Ростиславович остался в народной памяти богобоязненным и благочестивым человеком. Когда Роман Ростиславович скончался, выяснилось, что его не на что похоронить. Свои сбережения князь тратил на милостыню церкви и нищим. Он не жалел средств на строительство храмов создание приходских школ. Школа была организована и при дворцовой церкви князя. Она полностью содержалась на личные средства князя Романа. В школе обучались дети боярства и духовенства. Князь лично приглашал для этой школы греческих и латинских учителей, так как не хотел иметь в своем княжестве не образованных священнослужителей. Латинский язык в то время был международным языком общения в Западной Европе. Благодарные Смоляне сами собрали деньги на достойное погребение своего правителя.

Новый смоленский князь, брат Романа Ростиславича, Давид (1180-1197гг.) так же не мало сделал для развития духовной культуры средневеково Смоленска. В конце 12-в начале 13 веков в наших землях разворачивается не бывалая по размаху каменное храмовое строительство связанное с формированием самостоятельно архитектурной школы и собственной оригинальной традиции украшения церквей.

Храм- это дом Божий, дом молитвы. Первым христиански храмом была та самая сионская горница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями. Храм- во истину ковчег спасения для верующих людей. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Первые храмы, которое пришли из Византии, имели в плане форму креста- символ спасения, круга- символ вечности. Среди храмов существует большое архитектурное разнообразие. В середине 12 века в Смоленске складывается архитектурный ансамбль на Соборном холме, состоящий из собора Пресвятой Богородице, епископской дворцовой церкви и нескольких жилых, служебных и хозяйственных построек. В 40-45 метрах к югу от собора была построена дворцовая церковь князя Ростислава.

В 1145 году князь Ростислав заложил каменный собор в Борисоглебском монастыре, который находился на Смядыни вблизи место убийства святого Глеба. Это был величественный одноглавый шестистолпный храм. В 1191 году князь Давид пристроил к собору с трех сторон широкую галерею- усыпальницу, и храм получил ярусную композицию. Собор стал еще более представительным.

При князе Ростиславе в 50-е годы построены еще две церкви в не стен города: с восточной стороны в перекопном переулке и на правом берегу Днепра церковь Петра и Павла, которая сохранилась до наших дней.

В 1140 –х годах на правом берегу Днепра возникает княжеский двор с церковью Петра и Павла. Его основатель- благоверный князь Ростислав Мстиславич Набожный. Храм был построен на малонаселенном месте правого пустынного низменного берега Днепра, называемом «Тетеревник», там, где была загородная княжеская резиденция, жила его дружина, охотники и слуги. Вблизи восточной части храма до 60-х годов 20 века протекала речка Городня, или Городянка.

Несколько позже, в 1160-70-х годах уже в центральном районе города при князе Романе Ростиславиче был построен новый княжеский двор с церковью Иоанна Богослова. Она стоит на левом берегу Днепра, почти на против Петропавловской церкви и первоначально была очень похожа на нее, только стройнее.

Первые русские храмы в Смоленске построены южнорусскими мастерами из Киева или Чернигова. До наших дней в Смоленске сохранился только один башнеобразный храм. Это церковь Михаила Архангела, которую называют также Свирской.

Мастерство смоленских зодчих было известно далеко за пределами Смоленской земли. Их приглашали строить храмы в Киев, Рязань, Псков, Великий Новгород. Возможно, были каменные храмы и в других городах Смоленщины, в Рославле, в частности, найдена плинфа.

Строительство в Смоленске оборвалось после эпидемии 1230- 1232г г., а потом начались усобицы, вражеские нападения, таяла экономическая мощь города.

Значительным явлением в древнерусском искусстве 12-13вв. является смоленская монументальная живопись. До нашего времени сохранились лишь небольшие фрагменты живописи по свежей, сырой штукатурке, украшавших стены храмов средневекового Смоленска.

В Смоленске сложилась своя иконописная школа.

Монастырь Ризоположения, где был игуменом Преподобный Авраамий, стал центром культуры древнего Смоленска. В него принимали «после великого испытания по книгам»- уникальное явление. Здесь была крупная библиотека, возможно велась летопись, здесь работал ученик Преподобного Авраамия Ефрем, автор «Жития» своего учителя. Известно, что Авраамий Смоленский написал 2 иконы на сложные сюжеты, А, став игуменом, он богато украсил храм иконами. Возможно, в его монастыре была иконописная мастерская.

Мы расскажем о двух иконах- иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии и Чудотворной иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии в Надвартной церкви. Первые из этих икон как утверждают историки, считалось одним из древнейших изображений Богоматери. К сожалении эта икона утеряна. К открытию собора вновь в 1943 году иконы на месте уже не было. Её место нахождение до сих пор не известно. Бесценная для верующих, она могла показаться кому-то источником наживы. Однако среди пожилых верующих, которые видели войну еще помнят её, живет убеждение в тот, что икона была спрятана и таким образом спасена от поругания. Вторая икона первоначально была установлена в церкви над Днепровскими воротами крепостной стены. Сейчас эта икона, свидетельница Бородинской нашей славы, находится в Успенском Смоленском кафедральном соборе и почитается как главная его святыня.

Во время эпидемии 1230-1232 годах умер Смоленский князь Мстислав Давыдович. Середина 13 века стала для Смоленщины, как для всей русской земли, временем тяжких испытаний. В 1238 году, уходи из-под Торшка, войска Батыя разорили восточные смоленские земли. После захвата Киева 1240 году к Смоленску отправился один из отрядов монголо-татар.

Святой Меркурий- мужественный «воин от юности своей», доблестный защитник славного города от языческого нашествия, мученик, упокоенный Господом во Царстве небесном- и вместе с тем один из наиболее загадочных своим происхождением, житием и кончиной святых мужей в Смоленской истории.

Возможно, что родом он был из Риги. Сколько времени и какому князю служил в Смоленске воин Меркурий, мы не знаем. Можно лишь предположить, что подвиг он совершил в достаточно молодом, хотя и не юном возрасте, о чем свидетельствуют различные описания святого в «Подлинниках».

Время, когда в Смоленске проживал воин Меркурий, было тяжким для Русской земли. По пределам ее прокатилась страшной волной нашествие Батыева воинства: «По городам и весям было великое пленение от злых этих варваров, злая беда, церквей святых уничтожение и запустение злое, так что в них дикие звери расплодились, и не стало людей, и монастыри святые были разграблены безжалостно, городам же и весям было запустение великое, священникам же и всем сановитым людям тяжкие вериги возлагали на шее и злые раны на хребтах, и насильственную смерть, а святых иноков и инокинь посекали без жалости, и всему православному люду возлагали на шее ярмо языческое. Тогда и сама земля восплакала, как чадолюбивая мать, увидев ту беду на странах в христианских пределах, ибо наполнили тогда злые варвары землю Русскую огнем и дымом своим злобожным и греховным законом: ибо не только это творили они, но и грудных детей отрывали от грудей материнских и разбивали оземь, а иных прокалывали оружием и оскверняли девичество юных дев и замужних жен, разлучая с мужьями и святых Христовых невест- инокинь оскверняли блудом. Многие из православных тогда сами себя убивали и смерть принимали, чтобы не быть оскверненными язычниками. И было тогда пленение великое православным, и были безжалостны к ним бесчеловечные ратники, связывали их за волосы и гнали, словно скотину…….»

И вот, после завоевания Киева, войска монголо-татар приблизились к Смоленску. В это время все жители молились вместе Богородичной церкви, чтобы Владычица избавила верный ей град от нашествия. Тогда же некоему пономарю, было ведение от чудотворной иконы Божьей Матери, посредством которого этому блаженному мужу было сказано: «Человече Божий! Скоро иди к тому Кресту, где молится угодник мои Меркурий и говори ему: Призывает тебя Божия Матерь!». Богородица назвала пономарю точное место, где следовало искать Её угодника. Действительно, на указанном дворище пономарь увидел Меркурия в полном вооружении, ибо «было ему уже явлено свыше о посланной победе еще перед приходом пономаря». Узнав от посланника, что пробило время его подвига, Меркурий вместе с ним возвратился в Богородичный храм или по другому списку жития- в Печерский монастырь.

Ночью Меркурий подошел к стану врага и убил Исполина, других же привел в великое смятение. После чего татары «не могли и не осмеливались даже в мыслях приблизится к городу». В том как погиб Меркурий есть две версии. Одна из них гласит, что, когда он заснул, пришел сын предводителя татарского войска и отрубил уме голову. Но произошло чудо, Меркурий восстал на поле боя, взял в руки свою голову и пришел в Смоленск к городским воротам. Смоляне были изумлены такому явлению. Похоронили Меркурия с большими почестями.

В честь подвига Меркурия смоляне когда-то поставили каменный столб у Молоховских ворот, который был утрачен еще в 18 веке. Не могло подобное положение вещей не отразится и на церкви. Епархия беднеет. Сокращается количество приходов. Уменьшается численность духовенства. В этот период фактически прекращается каменное храмовое строительство в Смоленских земля. Но даже в этих тяжелых условиях Смоленщина сохранила свой высокий духовный потенциал. Свидетельством этого стало явление новых святых подвижников Русской Церкви- выходцев из нашей земли. Здесь следует упомянуть благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, просветителя земель Золотой Орды. Судьба князя Смоленского и Ярославского Феодора была подобна жизненному пути предка его, Великого князя Ростислава Мстиславича Набожного: как и этот Великий князь, благоверный Феодор претерпевал изгнание и озлобление, воинские и личные невзгоды, переносимые им смирено, без отчаяния.

Другим великим святым Смолянином стал преподобный Симон. Он был одним из старейших смоленских архимандритов, когда услышал о подвигах преподобного Сергея Радонежского и об основной им обители. Преподобный Симон стал одним из ближайших соратников и помощников преподобного Сергия.

Симон был сопричастен явлению Сергию благодати Святой Троицы, удостоен лицезрения чуда, описанного автором жития Радонежского святого.

Сам Симон не был канонизирован; на сколько известно, не было составлено агеографичекое повествование и служба ему. Житие и делание этого блаженного мужа к сожалению прикровенны.

14 век не оставил нам ни одного монументального сооружения о непрерывающихся традициях православной культуры которые имели своими корнями блестящую культуру Смоленска 12-начало 13 веков, говорят только немногочисленные уцелевшие памятники письменности. В первой половине 14 века написано в Смоленске Евангелие, названое по месту находки Аршанским и хранящиеся в Киеве.

Широко было известно среди русских книжников литературное произведение, созданное в Смоленске,- «Хождения архимандрита Агрифения в Святую землю».

Другой смолянин Игнатий, в 1389 году сопровождал митрополита Пимена в далекое путешествие и оставил «записи о хождении в Царь Град».

Жемчужиной русского книжного искусства называет замечательный памятник смоленской письменности, выполненный в 1395 году это Псалтырь Онежского Крестного монастыря.

В конце 14-начале 15 веков Смоленск переходит под власть Литвы. В Великом княжестве Литовском большинство населения было православным, но правящая элита во главе с великокняжеской семьей склонялась к католичеству. Поэтому положение Православной церкви в Литовском государстве было не простым. В 1395 году литовские войска в первый раз взяли Смоленск. При въезде в город великого князя Витовта перед ним несли католический крест и исполняли гимны на латыни. Сам Витовт терпимо относился к православию.

В 1400-1459 годах Русская Православная Церковь окончательно разделяется на две митрополии- Московскую и Киевскую. Епархии, входящие в состав великого княжества Литовского, в том числе и Смоленское, подчиняются теперь не Московскому митрополиту, а Киевскому.

В 15 веке литовские правители периодически предпринимали попытки подчинения Православной церкви Папе Римскому и Ватикану. Однако благодаря стойкости в Вере простого народа и активному противодействию православной Иерархии, все подобные попытки заканчивались неудачей.

Свидетельством сложности взаимоотношений между Православной церковью и властями Литвы служат трагическая судьба епископа смоленского Герасима. В 1433 году он был избран митрополитом Киевским, но продолжал проживать в Смоленске. В 1435 году по приказу великого князя Свидригайло, заподозрившего преосвященного в тайных связях со своими врагами, он был арестован, вывезен в Витебск и там сожжен.

Рубеж 15-16 веков был временем очень суровым испытаний для православного населения Литовского княжества. В этот период предпринимаются особо активные попытки ввести католичество в Смоленских землях. В 1500 году епископ Виленский даже выпросил у папы римского особую грамоту, разрешавшему католическому духовенству казнить смертью еретиков и язычников. Бывали случаи, когда католические ксендзы насильственно крестили детей из православных семей в свою веру. Все это вызывало активное сопротивление со стороны православной церкви и местного населения. Во многом подобная политика Ватикана и великокняжеской власти в Литве способствовала усилению тяги смолян к переходу под власть Великого князя Московского.

Церковь оставалась хранительницей лучших традиций культуры нашего края. Об этом свидетельствует «Летопись Авраамки», огромный летописный сборник, составленный при дворе Смоленских епископов монахом Авраамкой. Как можно заключить из текста этой летописи, её автор был обстоятельно знаком со Священным Писанием и трудами таких богословов как святой Аванасий, Кирилл Философ и другие. Это позволяет говорить о сохранении в Смоленске и в Литовский период духовной школы.


Информация о работе «Православие на Смоленьщине»
Раздел: Религия и мифология
Количество знаков с пробелами: 50813
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх