2.1 Развитие речи в раннем детстве

Освоение слова как сигнала

Исследования физиологов и психологов (А.Г. Иванов-Смоленский, В.К. Фадеева, И.Б. Познанская, Н.X. Швачкин, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.И. Красногорский, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Ф.И. Фрадкина, 3.И. Барбашова) показывают, что выделение младенцем слова как специального сигнала — довольно длительный процесс. [27]

Сначала слово, произнесенное взрослым в какой-то знакомой ребенку, привычной ситуации, например в ситуации кормления, слито со всеми входящими в эту ситуацию компонентами. Лишь постепенно, после 6 месяцев, слово начинает высвобождаться от действия различных сопутствующих компонентов привычной для ребенка ситуации. Прежде всего, падает значение стато-кинестезического компонента, т. е. позы, с которой у него связан прием пищи. Затем отпадает значение зрительного компонента (внешний вид обстановки, вид человека, который кормит и произносит сигнальное слово). Дольше всего сохраняется значение звукового сигнала и интонации, с которой взрослые произносят слово.

Ребенок довольно длительное время безразличен к смысловому значению слова. К концу первого года жизни он реагирует на знакомое слово уже независимо от наличия остальных компонентов ситуации.

М.М. Кольцова показала, что слово становится сигналом тем скорее, чем больше разнообразных связей установлено между данным словом и обозначаемым им предметом. При этом наиболее быстро у детей (от 10 месяцев до года) устанавливается связь слова с тактильно-кинестезическим раздражителем (9—13 сочетаний и 3—5 для выработки дифференцировки). Медленнее образуются связи на звуковой раздражитель (13—19 повторений и 8—10 — для различения сигналов) и еще медленнее — на сочетание слова со зрительным раздражителем (16—23 повторений сочетании и 10—14 — для получения дифференцированной реакции). [18]

Развитие понимания речи

Ситуативность в восприятии понимаемой речи сохраняется у ребенка до конца года. Так, девяти-, десятимесячный ребенок реагирует чаще всего на интонацию речи взрослого, на выражение его лица независимо от содержания тех слов, которые взрослый произносит. Это либо действие ребенка в ответ на сигнал: «Дай ручку», «Сделай ладушки»,— либо указательный жест, который ребенок обычно воспроизводит подражательно вслед за соответствующими движениями старшего или в ответ на вопрос: «Где папа?», «Покажи носик», «Где зайчик?»

Подобными играми-упражнениями взрослый вырабатывает у ребенка однотипную реакцию на словесный сигнал.

Однако еще нельзя сказать, что на этом этапе развития ребенок понимает речь. Он правильно реагирует на слово лишь в знакомой ему ситуации общения со взрослыми. Чем более вариативны отдельные условия это ситуации, тем скорее вычленяется для младенца слово как постоянный и неизменный ее компонент. Оно приобретает сигнальное значение, но это все еще сигнал первой сигнальной системы. О том, насколько трудной задачей для годовалых детей является переход к обобщениям, говорит то, что, например, девятимесячный ребенок правильно реагирует на вопрос «где папа?», но не понимает указания «иди к папе». К концу первого года жизни число таких узкопонимаемых слов и предложений обычно не превышает 12—18.

Резкие изменения в процессе развития речи происходят на втором и особенно на третьем годах жизни ребенка. Они являются следствием того, что в этот период существенно изменяется образ жизни ребенка — он начинает ходить. Став более самостоятельным в действиях, ребенок знакомится с новыми предметами, ощупывает их, пробует, манипулирует ими. Он вступает в новые формы общения с окружающими людьми. Общение становится все более разнообразным Взрослые дают ребенку, начавшему ходить, разные поручения. Более широкое общение ребенка сначала с близкими ему людьми, а затем и с чужими взрослыми способствует быстрому превращению слова в обобщающий сигнал.

Роль опыта отчетливо проявляется в том, что одни слова для ребенка на определенном этапе его развития являются сигналами первой сигнальной системы, т. е. фактически именами вещей, в то время как обозначение других уже имеет все признаки сигнала обобщающего.

Исследования (Н.Г. Салмина, К.Л. Якубовская) показали, что обобщающее значение слова формируется на любом содержании, предложенном ребенку. Это может быть обозначение цвета (красный нескольких оттенков, в который окрашены разные предметы: ведрышки, кубики, колечки, цилиндры), обозначение формы предмета, его величины, положения в пространстве. Упражнение в обобщении однородных по названному качеству предметов (хотя и отличающихся друг от друга) быстро совершенствует обобщающую функцию слова. Поэтому количество упражнений, необходимых для формирования обобщенного восприятия предмета по сигнальному признаку, выделенному словом («красный», «большой», «конус»), регулярно снижается. В формировании обобщения значительную роль играют и действия самого ребенка с предметом. Становясь старше, ребенок научается обобщать предметы по разным признакам.[18]

Исследования физиологов показали, что речевые нервные связи образуются быстрее первосигнальных и оказываются очень стойкими и подвижными.

Благодаря обобщающей природе слова образовавшиеся связи обеспечивают реакцию не только на знакомый сигнал, но и на такие раздражители (на основе переноса), которых ранее в опыте ребенка не было. Эта особенность речевых связей влияет на всю приспособительную деятельность ребенка, обеспечивая ему быструю и успешную ориентировку в окружающих условиях. Услышав запрещающий сигнал «нельзя», ребенок уже на втором году жизни реагирует на него торможением своих движений даже в совершенно новой для него ситуации, если, конечно, такая реакция была выработана раньше.

Существенным достижением в развитии понимания речи в конце преддошкольного периода является овладение слушанием. Уже в младенческом возрасте ребенок сосредоточивается на голосе матери. Он его слышит. Сосредоточенность поддерживается, когда он одновременно следит за движениями ее губ, лица. После 6 месяцев он научается слушать короткие предложения, вопросы и отвечать на них соответствующими действиями. После года он слушает коротенькие стишки-прибаутки, песенки. Однако в этом периоде детства внимание ребенка привлекает не содержание речи взрослого, не то, о чем он говорит, а звучание его голоса. Лишь на втором году ребенок может понимать содержание самой речи. Он с удовольствием слушает короткую сказку про собачку или козлика и требует ее повторения. При этом малыш сразу замечает, если в знакомом ему тексте что-либо пропущено.

Возникая у малышей как средство общения, контакта со взрослыми, слушание у дошкольника становится могучим средством познания окружающего в его настоящем, прошлом и будущем. В процессе слушания совершенствуются различные психические процессы и качества ребенка: умение сосредоточиваться, воспринимать речь, запоминать, переживать.

Развитие разговорной речи

Активная, или разговорная, речь не развивается параллельно и синхронно с развитием понимаемой речи. Для овладения разговорной речью необходимо образование специальных слухоречедвигательных ассоциаций.

Эти ассоциации возникают впервые в конце первого полугодия жизни младенца, когда он начинает воспроизводить некоторые звуки речи. Когда четырех-, пятимесячный ребенок бодрствует, когда удовлетворены его органические потребности, он беспорядочно двигает руками, шевелит пальцами, поворачивает голову и произносит отдельные звуки: а-а-а, у-у-у, э-э-э. Несколько позже младенец произносит некоторые звукосочетания типа: в-э-э-э, б-э-э-э, кых...бр. Такая игра звуками, или гуление, является непроизвольной бессознательной пробой своих сил. Она основана на самоподражании и па подражании слышимым звукам речи.

У семи-, десятимесячных детей звукопроизношепие становится более точным. В нем ясно различимы отдельные слоги часто слышимых слов. Это лепет, в котором ребенок воспроизводит многократно целые цепи слогов: аба-ба или ма-ма-ма-ма. По данным Н. А. Менчинской, ее сын (7 мес.) за одно утро повторил: «бе» — 32 раза, «ве» — 14 раз и «ге» — 12 раз. Такие слоги являются как бы заготовками будущих слов, которые ребенок будет произносить позже. В процессе лепета младенец воспроизводит чаще всего ударный слог знакомого слова. Так, он говорит «ко» — молоко, «бок» — грибок, «ку» — кукла.

В конце первого года подражание звукам происходит на другой основе. Если в 10—11 месяцев на предложение сказать «папа» или «мама» ребенок отвечает общим возбуждением и произношением любого звука «па» или «бэ», то к концу года это подражание становится более точным и принимает все более организованный характер. Ребенок слышит «да-да» и точно повторяет «да-да», слышит «да-да-да» и столько же раз воспроизводит эти слоги.

Дальнейшее развитие речи ребенка также обеспечивается слушанием и подражанием речи взрослых. Однако, воспроизводя отдельные слова, ребенок 2—5 лет часто резко искажает их фонетический образ, переставляя или пропуская отдельные звуки. Так, он говорит «чуклы» (чулки), «кабласа» (колбаса), «телижо» (тяжело), «стлавочка» (вставочка), «кочегра» (кочерга). Подобные ошибки встречаются нередко и у детей младшего школьного возраста, особенно часто их можно обнаружить в письме. Они свидетельствуют о недостаточно тонкой и четкой дифференци-ровке ребенком слышимых и произносимых звуков.

Однако овладение языком не сводится к правильному произношению отдельных слов и даже словосочетаний. Каждое слово необходимо отнести к определенному предмету (действию, признаку, отношению), а как показывают наблюдения, ребенку второго года жизни эту задачу решить трудно. Саша (1 г. 1 мес.) позвал маму, сказав «яяня». Мать не обернулась. Когда мальчик сказал «мама», мать повернулась и подошла к нему. Ребенок радостно улыбнулся и после этого много раз повторял слово «мама», относя его к матери.

Наиболее трудно ребенку второго года жизни обобщать, т. е. обозначать одним словом однородные, но разные предметы.

По данным Т. Е. Конниковой, ребенок в начале второго года жизни обобщает предметы по разным признакам:

1. По функциональному назначению. «Апа» — шляпа, косынка, чепчик, кепка, даже таз (если его человек надел на голову). «Ффффу-у» — спички, примус, печка, папироса, лампа. «Адига» — рыбий жир (который ребенок очень любит), конфеты, пирожное, вообще все вкусное.

2. По местонахождению. «Аболя» — яблоко, масло, зеркало (все, что находится обычно на одном столике). «Люк» — морковь, капуста, мясо, лук (все, что в супе), тарелка. «Лад-дя» — часы на стене, громкоговоритель, голос соседки, поющей за стеной, радио.

3. По внешнему сходству. «Га-га» — гуси, ботинки с узкими носами, птицы, вытянутый в виде клюва кусочек глины. «Кх-кх»— мех, кошка, муфта, воротник, пушистые волосы,

4. По звукоподражанию. «Пи-пи» — птичка, мышь. «Ла-ла» — пение, музыка, радио.

Такие слова Т. Е. Конникова назвала многозначными. Слово в этих случаях сигнализирует любые предметы, которые ребенок обобщает на основе выделения какого-нибудь случайного, несущественного признака и ситуативной связанности.[18]

Разновидностью такой ситуативной отнесенности слова являются и однозначные слова. Так, слово «Катя» девочка (2 г. 1 мес.) относит к одной своей кукле, но только тогда, когда игрушка лежит в кроватке. На просьбу принести Катю (когда кукла лежит на полу) девочка относит игрушку в кроватку, а затем подает куклу вместе с кроваткой взрослому. Слово «тина» обозначает картину, но только тогда, когда она висит на стене. Когда же она стоит на полу, прислоненная к стене (ребенок ее видит), на вопрос «где картина?» разводит руками и говорит «ма» (нет). Саша (II мес.) установил связь слов «где мама?» с портретом матери, на этот вопрос поворачивал голову и указывал на фотографию, стоявшую на письменном столе.

У многих маленьких детей появляется так называемая автономная речь. По мнению некоторых представителей идеалистической психологии (Д. Элиасберг, Э. Клапаред, К. Бюлер), развитие речи совершается спонтанно. Неудовлетворенные имеющимся в родном языке словарем, двухлетние дети якобы создают свои собственные слова. Они понятны лишь нескольким близким ребенку людям.[22]

Несостоятельность такой теории была доказана психологами (Ф. И. Фрадкина, Т.Е. Конникова, Г.Л. Розенгарт-Пупко). Их исследования убеждают в том, что единственным механизмом освоения детьми раннего возраста новых слов является подражание, хотя взрослому не всегда удается сразу определить образец, который ребенок пытается копировать. Поэтому термин «автономная речь» должен быть отброшен как неверный по существу.[18]

«Автономные» слова являются на самом деле лишь искаженным воспроизведением слышанных ребенком слов, сказанных взрослыми.

В последующие годы ребенок часто занимается «словообразованием», однако и у дошкольника новые слова появляются на основе слов, которые он слышит в речи окружающих людей.

Освоение словаря Речевое общение со взрослыми очень быстро обогащает словарь ребенка (после 1 г. 6 мес.). Расширение объема понимаемых и произносимых слов непосредственно зависит от (практических действий ребенка с предметами и от его общения со взрослыми — к ним он обращается за помощью, им высказывает свои желания. Отвечая на вопросы старших, ребенок (1 г. 8 мес.— 2 г. 2 мес.) сам начинает спрашивать. Первые его вопросы «что это?» или «это как называется?» воспроизводят аналогичное обращение к нему старших. На каждый свой вопрос ребенок получает ответ — слово, которым обозначена та или другая вещь. Так дети на практике узнают, что у каждого предмета есть свое имя.

После 1 года 8 месяцев — 2 лет словарь ребенка быстро растет. Если к полутора годам запас активно используемых слов составлял 18—25, то к концу третьего года жизни он включает до 1000—1200 слов. При этом основную часть словаря составляют существительные (до 60%), около 25—27% — глаголы и лишь 10—12% —прилагательные.

По данным Н.А. Рыбникова, Н.А. Менчинской, А.Н. Гвоздева, за период от 1 г. 6 мес. до 2 л. 6 мес. количество существительных вырастает в 4 раза, глаголов — в 8 раз, прилагательных— в 5—6 раз. Все авторы отмечают при этом большие индивидуальные различия как в объеме словаря на каждом возрастном этапе, так и в темпе его приобретения и широте использования разными детьми.[9]

Ребенок преддошкольного возраста овладевает элементами грамматического строя родного языка.

По мнению В. Штерна, когда ребенок (1 г. 6 мес.—1 г. 8 мес.) произносит лишь одно какое-нибудь слово, например «стул», «мама», «киса», он выражает в нем целое предложение типа «Мама, посади меня на стул». Поэтому В. Штерн и назвал такие слова однословными предложениями. Однако такое объяснение основано на ошибочном понимании отношений мышления и речи, на предположении, что оба эти процесса развиваются независимо друг от друга. Штерн ошибочно допускает, что маленький ребенок, еще не владея речью, может иметь уже заранее оформленную мысль.[18]

Внимательное изучение ранних слов детей исследователями (Г Л. Розенгарт-Пупко, Ф.И. Фрадкина, Е. Г. Бибанова, А.Н. Гвоздев, Н.А. Менчинская, М.М. Кольцова) показывает, что, воспроизводя запомнившееся слово «стул» и похлопывая рукой по его сидению, ребенок на втором году жизни пытается воспроизвести знакомую и привлекательную для него ситуацию принятия пищи, он хочет сидеть на стуле, держать ложку и есть кашу.

За однословными предложениями появляются двусловные, а затем и многословные: «Моко пить» (молоко пить), «Ляля хеб точит» (Ляля хлеба хочет), «Киса мяу» и др. К концу второго года высказанное ребенком предложение часто представляет собой цепочку слов, грамматически совершенно не связанных между собой, например: «Нян кука геть моко тонька» (няня пошла на кухню греть молоко для Толеньки).

Освоение грамматического строя языка требует изменения окончания слов в предложении и введения соединительных слов (в русском языке). По данным Н.А. Рыбникова, такие предложения появляются у детей в период от 1 г. 3 мес. до 1 г. 9 мес. Специальные исследования этого вопроса (А.Н. Гвоздев, Ф.А: Сохин, Н.П. Серебренникова, М.И. Попова) показали, что процесс освоения ребенком грамматического строя языка имеет определенные закономерности: [9]

1. Внимание ребенка к структуре простого предложения, т.е. к грамматическому строю языка, может быть вызвано после того, как он уже овладел некоторым запасом слов (около 60—70).

2. Освоение ребенком первоначальных грамматических форм, а именно согласования слов в предложении, совершается по общим законам выработки динамического стереотипа. Ребенок усваивает их, слушая и повторяя одни и те же грамматические структуры, которые обозначают однородные отношения, существующие между разными предметами в определенной жизненной ситуации. Ведь в каждой грамматической форме отражены определенные отношения между предметами или отношение человека к предмету. Творительный падеж обозначает «орудийные» отношения, родительный — отношения принадлежности и т. д. Поэтому освоение различных грамматических форм требует от ребенка, прежде всего отвлечения отношений, существующих между разными предметами, и их обобщения. В данном случае «отношение и действует как раздражитель» (И. П. Павлов). Но и в дошкольном возрасте недостаточно лишь многократно воспроизводить согласования слов, слышимые в речи взрослых. В специальных дидактических играх и на речевых занятиях (О.И. Соловьева, М.Я. Покровская, Н.П. Серебренникова) дети осваивают основы грамматического строя родного языка.


Информация о работе «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 59863
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
52195
4
0

... выполнения задания воспитатель поочередно открывает прикрытые листком изображения растений, а дети называют сходные цвета («Незабудки голубые, а сливы синие»). 2.3 Динамика развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности В течение четырех месяцев после первоначальной диагностики с детьми старшей группы проводились развивающие игры на расширение ориентировки в ...

Скачать
45969
0
0

... позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке. Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям. V.         Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и ...

Скачать
15051
0
0

... , цели и принципы развития речи и навыков речевого общения. 2. Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых ванных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным ...

Скачать
33692
0
0

... образования дидактических игр и лексических упражнений способствует развитию словарь детей. Глава I. Психолого-педагогические проблемы развития словаря детей дошкольного возраста   1.1 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, ...

0 комментариев


Наверх