1.4 Признание органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны
Признание органов национального сопротивления (освобождения), а также восставшей (воюющей стороны) - это переходные виды признания, которые на практике встречались значительно реже, нежели признание правительств и тем более признание государств.
Признание органов национального сопротивления (освобождения) - самая «молодая» разновидность международно-правового признания, впервые возникшая в Европе в середине XX в. Как известно, в годы Второй мировой войны территории целого ряда европейских государств были оккупированы фашистской Германией. Органы государственной власти и управления этих стран не могли функционировать должным образом, в том числе представлять свои государства на международной арене. Более того, в целом ряде случаев соответствующие внутригосударственные органы были вообще расформированы. В этих условиях на фоне активизации освободительного движения и с целью оказания сопротивления германским войскам на территориях оккупированных стран стали создаваться структуры, именовавшие себя органами национального сопротивления (освобождения), а за их пределами - правительства в эмиграции. Эти структуры провозглашали и в последующем позиционировали себя в качестве единственного законного представителя своего народа на международной арене, стремясь таким образом получить признание со стороны государств, воевавших против гитлеровской Германии и ее союзников.
Впервые такое признание со стороны СССР и Великобритании в 1942 г. получил Французский комитет национального освобождения. Несколько позднее в качестве единственных органов, представлявших интересы соответственно польского и югославского народов, были признаны Польский комитет национального освобождения и Антифашистское вече Югославии
В послевоенный период география данной разновидности международно-правового признания заметно расширилась. Признание органов национального сопротивления (освобождения) стало довольно распространенным явлением в условиях роста национально-освободительного движения и борьбы колониальных народов за независимость.
Во второй половине XX в. международно-правовое признание со стороны многих государств мира в качестве единственных законных представителей своих народов получили Народная организация Юго-Западной Африки, Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса и др. Признавая органы и организации, возглавлявшие национально-освободительную борьбу, государства получали возможность легально оказывать помощь и содействие населению соответствующей территории, вступать с упомянутыми структурами в договорные и иные отношения. По сути, орган национального сопротивления (освобождения) в результате его международно-правового признания приобретал статус субъекта международного права со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Признание восставшей (воюющей) стороны, традиционно считающееся порождением практики американских государств, возникло в годы Гражданской войны на территории Соединенных Штатов Америки в 60-е гг. XIX в. Представители стороны, объявившей себя восставшей (воюющей) в условиях вооруженного конфликта и признанной в качестве таковой другими его участниками, приобретали особый правовой статус - сражающихся (комбатантов), с автоматическим распространением на них всех правил ведения военных действий.
1.5 Формы признания и их юридические последствия
В международном праве существуют следующие формы признания: de jure (юридическое, де-юре), de facto (фактическое, де-факто) и признание ad hoc (на конкретный случай, в данном контексте, для конкретной цели). Различие между данными формами признания - в объеме и характере правоотношений между признающим и признаваемым субъектами. Основания и случаи предоставления той или иной формы признания нормативно не урегулированы. Исходя из сложившейся практики, предоставление конкретной формы признания обусловлено преимущественно политическими мотивами признающего государства.
В международно-правовой литературе признание de jure и признание de facto относят к официальным формам признания, в то время как признание ad hoc считается неофициальным признанием.
Признание de jure является полным и окончательным. Это наиболее распространенная в практике международных отношений форма признания. Оно предоставляется дестинатору признания, когда у признающего государства нет сомнений в его законности или жизнеспособности, когда признающее государство намерено установить дипломатические отношения с признаваемым государством и осуществлять с ним всестороннее сотрудничество в различных областях. Данная форма признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по различным вопросам, в том числе политическим и экономическим, и в целом посредством осуществления сотрудничества между государствами в полном объеме.
Признание de facto, в отличие от признания de jure, не является полным и окончательным. Более того, оно, как правило, является временным, носит ограниченный характер. Признание de facto предоставляется, когда дестинатор признания считает себя временным образованием либо когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности и стабильности нового правительства или государства. Данная форма признания реализуется, например, посредством участия признаваемых субъектов в международных организациях и международных конференциях, заключения многосторонних договоров. Правовым последствием признания de facto может выступать установление консульских отношений между государствами, в то время как дипломатические отношения в условиях признания de facto, как правило, не устанавливаются. Известным случаем признания государства de facto является признание Израиля Великобританией в 1948 г.
Признание de jure может быть как явно выраженным (когда в соответствующем документе четко закреплено намерение признать de jure), так и подразумеваемым (о чем свидетельствует установление дипломатических отношений, заключение двустороннего договора). Признание de facto же, как правило, всегда явно выражено.
В документах о признании (например, дипломатических нотах государств, заявлениях правительств и др.) нередко прямо указывается форма признания. Так, в ноте Председателя Высшего национального совета Камбоджи от 27 декабря 1991 г., адресованной Председателю Верховного Совета Республики Беларусь, было указано, что «Высший национальный совет Камбоджи заявляет о признании de jure Республики Беларусь суверенным, независимым и территориально целостным государством ».
Четкое различие между признанием de jure и признанием de facto всегда вызывало определенные трудности. Считается, что если заявлено о признании de facto, то во взаимоотношениях между признающим и признаваемым субъектами существуют какие-то проблемы (трудности). Имеющиеся отличия признания de facto и признания de jure носят преимущественно политический характер, поскольку в правовом отношении указанные формы признания во многом весьма схожи.
В международной практике известны случаи, когда признание de facto со временем «перерастало» в признание de jure. Так, в 1919 г. США признали Финляндию de facto, а уже на следующий год заявили, что это признание переросло в признание de jure. В 1921 г. Великобритания признала советское правительство de facto, а спустя три года - в 1924 г. - de jure.
Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание на данный случай, для конкретной цели. Это неофициальная форма признания, которая имеет место, когда, например, государства ведут переговоры по конкретному вопросу или предмету либо периодически встречаются для решения совместных проблем, но при этом не намерены официально признавать друг друга. Иногда последствием данной формы признания выступает заключение международных договоров, на юридическую силу которых отсутствие признания влиять не должно.
Признание имеет важные юридические последствия как для признающего, так и для признаваемого государства, поскольку обеспечивает необходимые условия для развития сотрудничества между ними, дает возможность установить консульские и дипломатические отношения, способствуя, таким образом, реализации новым государством в полной мере своих международных прав и обязанностей во взаимоотношениях с другими государствами. Так, в ноте Президента ФРГ от 31 декабря 1991 г., адресованной Председателю Верховного Совета Республики Беларусь, сообщалось, что «Федеративная Республика Германия признает Республику Беларусь как независимое государство» и «готова установить дипломатические отношения с Республикой Беларусь и вступить в соответствующие переговоры». В ноте МИД Эстонской Республики сообщалось о принятии 20 февраля 1992 г. Правительством Эстонской Республики решения «о признании государственной независимости Республики Беларусь» и готовности «установить с ней дипломатические отношения, а также развивать всесторонние связи».
Установление дипломатических отношений рассматривается в настоящее время в качестве важнейшего последствия признания. При этом сам документ об установлении дипломатических отношений свидетельствует о признании государства, даже если в нем не содержится четкого заявления об официальном признании.
Необходимо подчеркнуть, что такие права, как вступление в международную организацию, участие в международной конференции, заключение многостороннего международного договора, а также осуществление других форм международного сотрудничества, принадлежат новому государству как субъекту международного права. Их реализация не зависит от признания нового государства со стороны уже существующих государств и в свою очередь не означает такого признания и не обязывает существующие государства признать новое государство только на данных основаниях. Таким образом, признание само по себе не порождает для нового государства международные права и обязанности. Они вытекают из международной правосубъектности государства, хотя признание может содействовать их осуществлению.
Признание правительства, как и признание государства, может быть окончательным и полным (de jure) либо временным, предварительным или ограниченным какими-то отдельными правоотношениями (de facto).
Признание de jure нового правительства осуществляется посредством конкретного заявления или следует из факта, четко означающего соответствующее намерение.
Признание de facto нового правительства следует из определенного заявления, подписания отдельных соглашений или поддержания отношений с новым правительством по текущим вопросам. Правовые последствия признания de facto в разных случаях различны и могут быть почти идентичны признанию de jure.
Дискуссионным вплоть до настоящего времени остается вопрос, тесно связанный с юридическими последствиями признания, а именно: можно ли взять обратно (отозвать) предоставленное ранее признание? Мнения специалистов по данному вопросу расходятся: одни считают, что это невозможно ни при каких обстоятельствах. Другие же полагают, что признание de facto, в отличие от признания de jure, может быть аннулировано. Например, известен случай, когда Япония в 1931 г. отобрала признание у Китая, мотивировав это тем, что Китай перестал быть «организованным народом».
Список использованных источников
1. Талалаев, А.Н. Международно-правовое признание // Международное право: учебн. / под ред. Г.И. Тункина. - М.: Юрид. лит., 1994. - С. 96.
2. Каламкарян, Р.Н. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государства / Р.Н. Каламкарян. - М., 1984.
3. Бобров, P.J1. Шаг, продиктованный историей (Международно-правовое признание Советского государства) / P.JI. Бобров. - М., 1982.
4. Казаровец, Е.М. Вопросы признания новых государств и правительств в современном международном праве / Е.М. Казаровец. - М„ 1958.
5. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. / Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
6. Фельдман, Д.И. Современные теории международно-правового признания / Д.И. Фельдман. - Казань, 1963.
7. Признание в современном международном праве. Признание новых государств и правительств / под ред. Д.И. Фельдмана. - М., 1975.
8. Фельдман, Д.И. Признание правительств в международном праве / Д-И. Фельдман. - Казань, 1961.
... принятия компромиссного решения, т.е. к попытке выработать общие нормы правопреемства на базе анализа практических случаев. 1.2 Понятие правопреемства в международных конвенциях Задача кодификации института правопреемства, поставленная перед Комиссией международного права ООН в 1949 г., вызвала много трудностей, связанных с противостоянием между различными блоками государств. Рассмотрение ...
... власти государства; покрываемую государством территорию на суше и море; заселяющее государство население. Государства, обладающее качеством неотъемлемого суверенитета, юридически равнозначны. В рамках современного международного права государства строят свои отношения друг с другом на основе принципа суверенного равенства. «Организация (ООН) основана на принципе суверенного равенства всех ее ...
... основные понятия, связанные с данной проблемой ( «бипатризма», «апатризма», понятие «иностранец», «беженец» и т.д.). Выяснить роль и значение института гражданства в международном праве, а также влияние международной практики по вопросам гражданства на законодательство различных государств и правовых систем в целом. Для более полного понимания проблемы считаю необходимым начать свою работу с ...
... является международный правопорядок, а на самой вершине находится "основная норма"- pacta sunt servanda. 5. Роль дипломатии в проблеме соотношения внешней политики и международного права. Рассматривая проблему соотношения внешней политики и международного права , необходимо обращать внимание на роль дипломатии в этом соотношении. В действительности международное права и дипломатия - это две ...
0 комментариев