3. Междоусобная борьба эмиратов (XVIII в.)

Крах движения Насир ад-Дина наглядно показал арабским вождям необходимость создания надежной государственной организации. Знать племен воинов нуждалась в сильном аппарате подавления, чтобы держать в покорности как собственных соплеменников, так и данников из числа берберов и негроидов. В то же время племенная верхушка была заинтересована в объединении своих усилий перед лицом европейских держав.

В конце XVII в. победа над реформаторами и массовый приток пленных-рабов усилили политические позиции арабских вождей и позволили им перейти к закреплению власти в руках своих кланов. На этой основе в Присахарье начали формироваться государства-эмираты. Их лидеры (эмиры) еще разделяли власть с собранием племенной знати (джама'а), но пост эмира в XVIII в. уже переходил по наследству. Сами же джама'а в эмиратах все реже переизбирались племенем и превращались из племенного «парламента» в совещательный орган при вожде.

Однако власть эмиров оставалась непрочной, а их государства были слабо централизованы. Эмир сохранял скорее военную, чем политическую власть. Его отношения с арабской «аристократией», берберами и негроидами представляли собой своеобразный «вассалитет», основанный не на свободном договоре (как в феодальной Европе), а на военном принуждении, когда подданные вынуждены были платить натуральную дань. Поскольку вожди покоренных племен постоянно стремились к автономии, арабские «сюзерены» вынуждены были постоянно подтверждать свои права карательными походами и набегами для пополнения своих средств к существованию. Покорение подданных осуществляло не постоянное войско, а племя эмира и его союзники, часто имевшие свои собственные интересы. Поэтому эмирам редко удавалось установить мир и порядок в своих владениях.

В XVIII — начале XIX в. племенные союзы приатлантической Сахары легко создавались и распадались, а в правящих группах эмиратов шла непрерывная борьба за привилегии и материальные блага. Обстановка племенной вольницы осложнялась экономическим соперничеством эмиров, которые активно вели обмен местных товаров (особенно камеди) с европейцами, а также обеспечивали «реэкспорт» золота и рабов из междуречья Сенегала и Нигера. Кроме того, вожди эмиратов получали немалые доходы, облагая пошлинами караваны и европейские колонии на своих территориях. В таких условиях возникшие эмираты не имели политического единства и редко действовали совместно, предпочитая междоусобицы.

Первым государством, возникшим у арабов-хасанов, был эмират Бракна, расположенный к северу от реки Сенегал. Он был создан еще в конце XVI в. и достиг наибольшего могущества в конце XVII столетия. Однако в следующем, XVIII в. на его окраинах возникли несколько сепаратистских движений. В 1718 г. вассальное племя трарза подняло восстание против эмира Бракны и отказалось платить дань. Лидер повстанцев Али Шандора, успешно отразив первые атаки Бракны, в 1720 г. заручился поддержкой могущественного султана Марокко Мулай Исмаила (1672—1727 гг.). Али обещал марокканскому двору полное подчинение долины реки Сенегал и получил приказ султана о выделении из племен южного Марокко крупного войска ему в помощь. Хотя Исмаил не смог бы физически осуществлять сюзеренитет над долиной, находящейся по другую сторону Сахары, желание захватить богатые золотом верховья Сенегала подвигло марокканского монарха на это решение.

В 1721 г., вернувшись на родину, Али Шандора разгромил при помощи марокканцев эмират Бракна и укрепился в собственном эмирате Трарза на землях между устьем Сенегала и атлантическим побережьем. Расширяя внешние контакты своего государства, он развернул торговлю с Голландией и Англией. Активность эмира вызвала его конфликт с Францией. Вскоре эмир Бракны Хайба ульд Ногмаш (умер в 1728 г.), подстрекаемый французами, напал на Трарзу при помощи марокканских дружин из потомков завоевателей империи Сонгаи (1591 г.). Трарза, в свою очередь, заключила союз с негрским государством Вало, и стороны развернули длительную войну. Хотя сам Али Шандора погиб в ней (1727 г.), эмират Бракна настолько ослаб за эти годы, что новый эмир Бракны Ахмед (1728—1762 гг.) не смог восстановить сюзеренитет над Трарзой. В 60-х — 70-х годах XVIII в. против Бракны подняли восстание сильные союзы берберских племен. Они основали в глубине Присахарья новые эмираты Тагант и Адрар. Укрепляя свои силы в борьбе с берберами, Трарза окончательно покорила государство Вало, а Бракна в середине XVIII в. навязала вассальную зависимость фульбской династии Фута Торо.

 

4. Соперничество европейских держав на реке Сенегал

Обстановка анархии и усобиц между эмирами Присахарья в немалой степени отражала обострение соперничества европейцев за монополию над атлантической торговлей у берегов Африки. В конце XVII — начале XVIII столетия главными противниками в этом споре по-прежнему были Голландия и Франция. Желая укрепить свое присутствие в регионе, голландцы основали в начале XVIII в. торговую базу Портендик на берегу севернее современного Нуакшота. Портендик обладал тем преимуществом, что был расположен ближе к источникам сбора камеди, чем старый оплот голландцев на острове Арген.

В 1718 г. французская компания «Компани перпетюэлъ дез Энд» скупила большую часть запасов камеди в Европе (около 20 тысяч т), после чего воздержалась от ее продаж, дожидаясь истощения запасов у конкурентов. Сложное положение промышленников Голландии заставило ее правительство прибегнуть к силе с целью разрушения французской монополии. Во время франко-голландской морской войны у берегов Африки остров Арген и база Портендик неоднократно переходили из рук в руки. Наконец, в 1723 г. французский десант окончательно занял Портендик, а в 1724 г. французы смогли осадить голландцев на острове Арген и заставили их капитулировать. По Гаагскому договору 1727 г., завершившему эту войну, Голландия признала сложившееся положение дел и уступила Франции оба своих опорных пункта.

Однако в этот период Голландию в качестве соперника Франции сменил намного более сильный противник — Великобритания. Действовать силой против английского флота было нереально, и в 1740 г. власти Сен-Луи пошли на сделку с английской привилегированной «РойялАфрикен компани»: в обмен на камедь они начали получать рабов из Гамбии. Тем самым французские власти смогли приостановить английскую контрабанду камеди и нанести чувствительный удар по строптивым эмирам Трарзы, не желавшим продавать камедь французам.

Франко-английское согласие в Присахарье продолжалось недолго. После войны за австрийское наследство (1740— 1748 гг.) резко обострилось морское соперничество двух держав, в том числе у берегов Западной Африки. В середине XVIII в. в Европе активно развивалась текстильная промышленность и спрос на камедь резко возрос. Еще в ходе европейских баталий Англия заключила с Трарзой соглашение (1746 г.), по которому эмират соглашался продавать всю камедь «Ройял Африкен компани» в Портендике. Но междоусобицы в Трарзе в 40-х — 50-х годах XVIII в. смягчили трудности французов, поскольку претенденты на пост эмира охотно продавали камедь в Сен-Луи в обмен на огнестрельное оружие и боеприпасы.

В 1751 г. правительство Франции пошло на повторение опыта 1718 г., воздержавшись в течение года от продаж камеди за границу. Когда запасы этого ценного сырья в Англии истощились, английское правительство денонсировало договор 1740 г. и начало силовое вытеснение Франции из Западной Африки. В ходе Семилетней войны в Европе (1756— 1763 гг.) Англия успешно действовала против французского влияния в Присахарье: в 1758 г. английский флот захватил Сен-Луи, а в 1762 г. — Арген. Согласно условиям Парижского мирного договора 1763 г. Англия получила полный контроль над всем западноафриканским побережьем. Британцы ликвидировали фактории и крепости в Портендике и на острове Арген и заставили эмиров Присахарья продавать камедь в Сен-Луи и других факториях на реке Сенегал.

Временный реванш Франции в регионе произошел к концу XVIII столетия. Французское правительство, поддержав освободительную войну американских колоний против метрополии (1775—1783 гг.), вернуло себе по Версальскому мирному договору 1783 г. права на атлантическое побережье Африки. Сен-Луи вновь перешел в распоряжение Парижа. Однако в период Великой французской революции и наполеоновских войн английский флот неоднократно наносил тяжелые поражения французскому (при Абукире в 1798 г., при Трафальгаре в 1805 г.) и обеспечил господство Англии на море. Британцы вновь вытеснили французов из Западной Африки и только согласно Парижскому мирному договору 1814 г. франция подтвердила свой суверенитет над долиной Сенегала, реальное же восстановление власти Франции в ее западноафриканских владениях относится к середине XIX в.

 

5. Колониальная политика Франции в приатлантической Сахаре

Судьбы приатлантической Сахары во второй половине XIX в. были во многом связаны с колониальной экспансией Франции в Сенегале. Активное проникновение в глубь При-сахарья по реке Сенегал началось уже в 1817 г., когда Сен-Луи окончательно перешел под власть Парижа. В 1820-е — 1830-е годы на берегах реки строились французские военные посты и пристани, а в 1847 г. в Париже было объявлено о создании «на месте» колониальной армии — корпуса сенегальских cнaxu (конников-африканцев) под командованием французских офицеров. Опираясь на новую армию, губернатор Сенегала Луи-Леон Федерб в 1855—1858 гг. установил господство над средним течением реки. Стремясь диктовать свои условия вождям эмиратов, он аннексировал у Трарзы вассальное негрское государство Бало, а затем прибег к силовому аннулированию пошлин, выплачиваемых европейцами эмирам Бракны и Трарзы. Умело поддерживая раздоры между верхушкой племен арабов-воинов и берберов-мурабитов, Л. Федерб обеспечил безопасность владений Франции в Сенегале. В 1860 г. он организовал две разведывательные экспедиции в арабо-берберские глубинные территории эмиратов Адрар и Тагант, поскольку считал нагорья Ад papa главным Убежищем и продовольственной базой антифранцузского сопротивления.

Крах Второй империи во франко-прусской войне 1870 г. привел к спаду колониальной активности Франции. В 80-е— 90-е годы французы сознательно отказались от силовой тактики Л. Федерба и всемерно поддерживали мир с маврами (так стали называть в конце XIX в. жителей Присахарья).

Используя междоусобицы в Трарзе и Бракне и выплачивая эмирам натуральные пошлины за право торговли, они ограничивались лишь разведывательными миссиями на побережье и в Адраре.

Планы оккупации приатлантической Сахары и формирования новой колонии возникли в Париже только в конце XIX в. Правительство Франции в эти годы опасалось, что пустынная область между французскими колониями в Сенегале и Марокко может попасть в руки другой державы. 27 декабря 1899 г. министерство колоний Франции приняло решение создать территорию «Западная Мавритания», включив в нее земли от реки Сенегал на юге до границ Алжира и Марокко на севере, от побережья океана на западе до линии Каэс-Том-букту на востоке. Однако утвердить свою власть в новом владении Парижу удалось только через несколько десятилетий.


Информация о работе «Приатлантическая Сахара (Мавритания) в ХVI–XIX вв.»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 26027
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх