1.4 Историческая необходимость и свобода личности. Роль народа и личности в истории

 

Многофакторность и нелинейность общественного развития еще не означают, что в социуме отсутствуют причинно-следственные связи и общая детерминированность. Историческая динамика в конкретных своих проявлениях альтернативна и многовариантна. Если же учитывать общую логику истории, то исторический процесс в целом и основном выступает как необходимость, закономерен.

Современная философия, используя идеи синергетики, подчеркивает, что действие социологических законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, смены общественно-экономических формаций и цивилизаций, возвышения и усложнения потребностей и т.д.) проявляется исподволь, исходя из собственных сил и форм образования, потенций. Вместе с тем, в динамике социума стихийно-спонтанное начало переплетено с целеволевым началом, объективная заданность процессов и состояний соединена с субъективными устремлениями людей. Развитие социума не гарантируется самим по себе ходом истории, а находится в зависимости от усилий и поисков социальных субъектов. Человек отдельным обусловленностям придает дополнительную энергию, к другим относится нейтрально, третьи направления потока пытается пресекать. Человек как субъект среды творит мир и самого себя. До уровня субъекта исторического процесса поднимаются те представители народа, кто осознает свое место в обществе, руководствуется как личными, так и общественно- значимыми целями и участвует в их осуществлении. В народ входят те, кто создают материальные блага и духовные ценности, решают в данную эпоху прогрессивные исторические задачи и обеспечивают удовлетворение личных и общественных потребностей населения, всей совокупности людей, проживающих в определенных пространственно-временных координатах. Условием существования народа является преодоление одноликости общества, вычленение из однородной массы людей индивидов.

Постановка вопроса о субъекте истории не носит характера дилеммы - народ или личность творит историю. Н.А. Бердяев подчеркивал, что народ это не механическая бесформенная масса, а некий организм, обладающий характером, дисциплиной сознания и воли, знающий, чего он хочет. Народ - не обезличенная толпа, масса, а совокупность личностей.

Д. Белл в книге «Конец идеологии» (1960) сформулировал ряд значений понятия «масса»:

а) недифференцированное множество;

б) синоним невежественности;

в) механизированное общество (т.е. человек воспринимается как придаток техники);

г) бюрократизированное общество, где личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности;

д) толпа, которая уничтожает Я, не рассуждает, а подчиняется страстям.

Вероятно, еще одним признаком массы является созерцательная завороженность неким идолом. Словосочетание «народные массы», на наш взгляд, оправданно лишь тогда, когда подчеркивается количественная сторона народа (народ - преобладающая в количественном отношении часть населения).

Во взаимоотношении «народ - личность» действует диалектический принцип «и - и». Возрастание роли народа (общее), выражающееся через деятельность классов, социальных групп, этнических общностей, различного рода коллективов, политических партий (особенное) ведет к увеличению значения как рядовой, так и выдающейся личности (единичное) во всех исторических деяниях. В современных условиях нарастающей интенсификации общественной жизни решающее значение имеет не столько количество людей, участвующих в действиях, сколько их качество: образованность, воспитанность, компетентность, профессионализм, политическая и нравственная зрелость человека, интеллектуальность, творческие потенции у индивидов и т.д.

Вовлечение граждан в состав активных участников преобразования социума происходит по этапам:

1) воспроизводство в деятельности традиций, исторической памяти, знаний и представлений, транслируемых от прошлых поколений;

2) опривычивание неких замыслов и схем деятельности, их типизация;

3) выход за границы стереотипов, овеществление в деятельности творческих устремлений отдельных индивидов;

4) легитимизация модернизаторских настроений элиты, охват ими все увеличивающегося количества людей.

Народ - величина переменная. Выпадают из состава народа эгоцентристы (их интерес чрезмерно направлен на удовлетворение лишь собственных амбиций) и люди, потерявшие свое «лицо», ставшие членами «массы», «толпы», мыслящие и действующие по принципу «я как все». Человек становится членом толпы вследствие безволия, отстраненности от информационных потоков либо некритически воспринимающий информацию.

Каждый человек противоречиво воздействует на исторический процесс и культуру: одними своими «гранями», сторонами деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими - реакционное, на одних этапах жизнедеятельности ускоряет ход истории, а на других замедляет. С изменением общественных условий и качеств «рядового» гражданина его роль в диапазоне прогрессивной, нейтральной и негативной роли по отношению к обществу меняется. Так, в пространстве СНГ некоторые люди (рабочие, инженеры, служащие и т.п.), по тем или иным причинам (неудовлетворенные зарплатой, ставшие безработными и т.д.) занявшиеся куплей-продажей вещей и продуктов, перестали быть создателями материальных благ и духовных ценностей, утратили свои профессиональные навыки и знания и как бы вышли из состава народа. Вместе с тем, у части таких людей развились предприимчивость, психологическая закалка, состязательность как черты характера, рыночно-хозяйственное сознание и поведение и эти граждане вновь стали содействовать прогрессу общества. Итак, более сложной стала динамика ролей человека в функционировании социума, перемены мест представителей народа и ненарода.

Выдающимся личностям принадлежит роль новаторов, зачинателей и в значительной мере организаторов движения. Эти личности не могут изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную логику, но как выразители потребностей и задач своей эпохи на форму движения истории, как отмечал Г.В. Плеханов, в некотором роде оказывают влияние. Когда предложения (запросы) общества созвучны с устремленностью выдающейся личности, то в ней как бы аккумулируется гигантская воля общественной силы и тогда роль такой личности увеличивается многократно. К выдающимся личностям, во многом определяющим колорит эпохи, помимо политических деятелей, относятся гениальные ученые, изобретатели, представители искусства, философы и т.п.

Действия людей лишь в конечном счете сопряжены с объективными законами природы и общества. Каждое поколение людей вступает в независящие от них условия своей жизни и деятельности. Последние во многом определяют круг интересов людей, их стремлений. Однако люди обладают и значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый исторический момент существует не одна, а несколько возможностей развития. Люди также более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Выбор, в широком смысле слова, есть ответная реакция организма на фрагменты — раздражители внешней среды. В ходе естественного отбора биологические преимущества особей передаются их непосредственным потомкам. Благодаря свободе выбора достижения отдельных индивидов - накопление знаний, опыт, изобретения, нравственные и духовные ценности - потенциально могут восприниматься всеми людьми, имеющими к ним доступ. Отсюда - колоссальное ускорение общественного прогресса в сопоставлении с темпами биологической эволюции.

Множество устремлений и воздействий человека на внешний мир порождает массовую статистику — ведущие тенденции развития. Есть одержимые (чрезмерно активные), есть пассивные, существуют своеобразные биороботы, «зомби», лишенные возможностей выбора.

Развитие общества не есть историческое выпрямление диалектики, а представляет собой непрерывную борьбу различных альтернатив. Историческая альтернатива - один из способов реализации назревшей исторической необходимости - предполагает выбор: «или - или», что свидетельствует о динамизме общества. Важное значение имеет движение от узкого выбора из двух или ограниченного числа возможностей к многозначному выбору, учитывающему коренные основания человеческого бытия. Обстоятельства порождают выбор, а выбор углубляет обстоятельства. Выбор есть разрешение назревшего социального противоречия, связан с изменением понимания путей дальнейшего развития общества. Выбор осуществляют активно действующие социальные и политические силы общества. В результате выбора общество выходит то ли на новый вариант формационного развития, осуществляемый в ходе социальной революции, то ли на варианты внутриформационного развития (реформы, перестройки). Названные варианты сочетаются с общецивилизационным развитием.

Скачок человечества из царства необходимости в царство свободы, движение от несвободы к свободе, считал Ф. Энгельс, осуществляется по мере того, как чуждые человеку природные и общественные силы «поступают под контроль самих людей. И только... тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и всевозрастающей мере и те следствия, которые они желают». Однако следует иметь в виду, что сложные системы природы и общества с их коллективными эффектами «не поддаются контролю и не предсказуемы на достаточно большом промежутке времени». Всегда относительное движение к свободе не исключает необходимость.

Необходимость отражает преимущественно нечто относительно устойчивое, сохраняющееся, упорядоченное, отраженное в социальных законах. Свобода же выражает в большей степени появление разнообразного, новых возможностей, но на базе необходимости. Необходимость — развитие производительных сил и производственных отношений, иных общественных отношений, т.е. выступает как овеществление человеческой деятельности. Итак, отношение между необходимостью и свободой коррелятивное: они взаимно превращаются друг в друга. Преодолеть «царство» необходимости и вступить в «царство» только лишь свободы нельзя, так как необходимость и свобода - дополняющие и оппонирующие друг друга стороны единства.

Человек свободен, так как он может самостоятельно распоряжаться собой, осуществлять выбор своего жизненного пути. Одновременно человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом. К тому же, всегда существуют ограничители деятельности — конечность существования каждого человека, ограниченный уровень физических сил и умственных способностей индивидов, технических возможностей и т.д.

Свобода не есть вседозволенность, она - импульс деятельности по изменению бытия, завершающийся воплощением в конкретной форме несвободы. Несвобода характеризует развитие как процесс детерминированный, закономерный. Свободе присуще привнесение в развитие элемента неустойчивости, случайности, вероятности. Любые биологические организмы и социальные объекты-субъекты автономно независимы, свободны и вместе с тем несвободны от среды, которая дает им жизненный потенциал, несвободны от генетических и социальных программ. Самые оригинальные проекты, мысли, идеи содержат в себе элементы несвободы от ранее полученного знания.

В работе «Бегство от свободы» Э. Фромм поставил вопрос: «Может ли свобода стать бременем?» Действительно, далеко не всегда свобода является для человечества благом. Так, безудержная свобода потребления, агрессивного национализма, индивидуализма, свобода от морали, свобода любви, заменяемая животными инстинктами и т.п. пагубны для людей.


Список использованных источников

 

1. В.И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В. И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005

2. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

3. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.

4. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.


Информация о работе «Основы философского анализа общества»
Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 52323
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
33801
0
0

... какой-либо системы от субстрата, ведущий к извращению ее сущности. Наибольшую разработку понятие отчуждения получило у Гегеля, который трактовал его как опредмечивание сущностных сил человека. В философской мысли XX в. отчуждение в основном связывается с процессами дегуманизации современного общества, ведущим к “обесчеловечению” субъекта. Оно является следствием кризиса техногенной цивилизации, ...

Скачать
58784
0
0

... прогрессу духа. У.Дайзард: “Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в целый калейдоскоп определений. Дж.Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе, Р.Дарендорф - посткапиталистическом, А.Этциони - постмодернистском, К.Боулдинг - постцивилизационном, Г.Кан - постэкономическом, С.Алстром - постпротестантском, Р.Сейденберг - постисторическом, Р.Барнет вносит в этот ...

Скачать
58684
0
0

... «в лучшем случае создало бы добавочную частную науку»11, в то время как есть все основания возвысить социологию до статуса «генерализирующей» дисциплины, изучающей не отдельные участки общества, а целостность общественной жизни в системном единстве всех ее компонентов, во взаимосвязи «деятельностной» и «субъектной» логик ее осуществления и т.д. Нетрудно видеть, что при таком понимании социологии ...

Скачать
361000
7
6

... , Шеллинг, Гегель, Фейербах. Их творчество можно назвать вершиной философской мысли: в их трудах, как никогда раньше, да и после, за исключением, пожалуй, Аристоте­ля, были представлены грандиозные системы философского знания, а самих их авторов вполне можно назвать последними из энциклопедистов в истории науки. В XX в. научное знание так стремительно и мощно разрослось, что быть осведомлённым во ...

0 комментариев


Наверх