3. Ограниченность естественных возможностей биосферы
труд человек природа биосфера
В использовании природных ресурсов намечаются перспективы повышения уровня технологии и разработки новых месторождений, бедных содержанием полезных ископаемых, вплоть до получения в будущем всех необходимых веществ из гранита и морской воды. Проблема энергетики решается переходом к широкому использованию возобновимых источников энергии и, прежде всего солнечной во всем ее многообразии.
В использовании территории по мере развития производства также нетрудно проследить прогресс. Так, для поддержания индивидуального существования охотнику и собирателю требовалось 10 кв. км, землепашцу в 100 раз меньше — 1 га, а промышленному рабочему (включая не только рабочие помещения, но и жилье, улицы, склады, магазины, театры и т.д.) — всего 800 кв.м, т.е. в 12,5 раза меньше, чем земледельцу. Под сельскохозяйственные культуры сейчас занято около 1,2 млрд. га, что составляет примерно 10% всей поверхности суши и значительно большую часть той доли суши, на которой могут расти культуры при современной агротехнике.
В то же время повышается КПД сельскохозяйственного производства. Первые земледельцы с трудом могли прокормить свою семью, в которой все, за исключением младенцев, работали. В феодальном обществе огромное количество крестьян ценой полуголодного существования могли прокормить относительно небольшое число феодалов, их челяди и немногочисленное городское население. Крестьянин первой половины XX в. мог уже прокормить (кроме своей семьи) девять человек городских жителей. В конце 50-х годов один земледелец экономически развитой страны мог прокормить 42 человека. Сегодня эта цифра поднялась до 55—60 человек, т.е. непосредственно занятыми в сельскохозяйственном производстве могут быть только 5% населения. Современное сельское хозяйство кормит в 80 раз больше людей, чем их было в каменном веке, а через 30 лет должно будет прокормить в 160 раз больше по сравнению с каменным веком.
Можно не сомневаться, что сельское хозяйство в принципе может прокормить и гораздо большую массу людей, судя по темпам развития агротехники, росту производства удобрений, мастерства селекции, особенно с открытием генетических методов. Например, новые сорта кукурузы с более коротким сроком созревания продвинули эту культуру на 800 км к северу, а высокоурожайный сорт риса JR-8 созревает за 120 дней вместо 150-180 дней.
Подобными данными пестрят все работы демографов, экономистов, социологов, которые показывают богатейшие возможности биосферы, еще не освоенные по-настоящему. Добавим также, что потенциальные возможности Океана используются пока на 2-3%.
Однако все эти расчеты оказываются никак не связанными или связанными очень слабо с главным фактором их реализации — с состоянием биосферы, которая требует для нормального функционирования вполне определенных условий, допускающих изменение в сравнительно узких параметрах. Эти параметры, взятые в их единстве, образуют значение меры такой системы, как биосфера в ее качественно нормальном состоянии.
Биосфера и ее компоненты — биогеоценозы — представляют собой целостные системы со сложившимся соотношением частей и стохастически сформировавшимися механизмами саморегуляции. Поскольку каждый компонент исторически возник и складывался в рамках целого, то его структурное положение в системе и функциональная роль отнюдь не случайны. Они имеют вполне определенное значение меры в пределах системы как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим частям, а также по отношению к системе в целом. Эти три значения меры компонентов биосферы очень важно учитывать, так как в процессе хозяйственной деятельности неизбежно происходит изменение компонентов биосферы вплоть до нарушения предельных значений присущей им меры.
До сих пор задачи охраны природы, восстановления природных ресурсов и т.п. понимаются, как это ни парадоксально, зачастую потребительски. Как в теории, так и на практике все еще сказывается инерция мышления, а также особенности социокультурной обстановки, в силу которых забота о природе несет на себе отпечаток ее потребительского использования. Поднимая экологические проблемы, мы, как правило, сводим их суть к тому, что подсчитываем, какое количество ресурсов (невосполнимых и восполнимых) потреблено, на сколько времени их еще хватит и как рационализировать их потребление. Если рассматриваются проблемы загрязнения, то опять-таки лишь в плане того, как это отразится на людях и прочих организмах планеты. Если, наконец, поднимаются проблемы народонаселения, то анализ сводится к подсчету того, сколько еще можно разместить и прокормить людей на планете, если занять всю пригодную для жизни и обработки площадь. Даже при постановке природоохранных задач саму природу продолжают рассматривать преимущественно как кладовую ресурсов.
Это вполне понятно и важно, но не менее важно и другое: каково состояние кладовой, где вместе с ресурсами находимся и мы сами, А для того чтобы это "помещение" (биосфера) сохранялось в пригодном для жизни состоянии, необходимо знать и соблюдать меру потребления и изменения ее компонентов, за счет которых обеспечивается саморегуляция целостного состояния биосферы.
Для биосферы как целостной саморазвивающейся системы существует мера лесистости, мера прозрачности атмосферы, мера ледовитости, мера болотистости, мера почвенности (естественной), мера насыщенности живым веществом, мера влажности, мера температурного градиента и т.д. Все эти значения меры должны быть хорошо известны не только в глобальном, но и в локальном масштабах. Они должны находиться под постоянным контролем людей, чтобы в нужный момент использовать естественные, а если окажется возможным, и технические средства регуляции. В этом должен состоять смысл мониторинга природной среды.
Поэтому споры о том, существуют ли пределы роста индустрии, населения и потребностей вообще, беспредметны, потому что абстрактны. Они станут гораздо конкретнее, если их вести с учетом концепции меры.
Всякое явление имеет предел своего развития в рамках качественно определенной меры. Промышленный рост и рост населения планеты являются не более чем частным случаем закона меры. Они обязательно имеют свои пределы в качественно определенной социальной и природной системе. Очень важно заранее рассчитать эти предельно допустимые величины с учетом качественных показателей технологии, социального устройства, состояния природной среды.
Определенный интерес в этой связи представляют расчеты предельных значений природных ресурсов, сделанные участниками "Римского клуба" и опубликованные в книге "Пределы роста".
Ни одна система не может развиваться безмерно, даже если располагает такими внутренними возможностями. Темпы, масштабы и качественные особенности развития любой системы должны быть согласованы с целым, хотя бы по таким параметрам, как вещество, энергия, информация. Для каждого качественно определенного состояния системы "природа — общество" существует своя мера насыщенности техникой, жилыми массивами, сетью коммуникаций, обработанными полями и плотностью населения.
Необходимо обеспечить использование биосферы не как суммы компонентов, каждый из которых можно эксплуатировать сколько угодно в отрыве от других, а как суммы органически взаимосвязанных компонентов. Очень важно наладить хорошую службу контроля за параметрами биосферы и регуляции их в случае отклонения от оптимальной нормы. В противном случае в любой момент при выходе даже какого-либо одного (не говоря уже о многих) параметра биосферы за допустимые пределы может пойти цепная реакция необратимых изменений, которые переведут биосферу в качественно иное состояние.
Как всякий компонент материального мира человек должен согласовывать свое развитие не только с собственными нуждами, но и с нуждами развития окружающего мира, с его законами в их естественном состоянии и прежде всего с окружающей его средой существования — биосферой. В поддержании ее целостности, оптимальности для живого, в том числе и самого человека, заключается одна из важных целей существования общества.
Это становится понятным при рассмотрении человеческого общества в единстве с природой, которая всегда будет его матерью и кормилицей.
Заключение
Труд, став основным фактором эволюции человека, превратился постепенно в глобальный фактор преобразовании всей земной поверхности в интересах человека. Тем самым в эволюции биосферы начался техногенный этап, все более приходящий в непримиримое противоречие с ее естественным развитием как системы, обладающей свойством жизнеобеспечения населяющих ее организмов.
Труд возник как дальнейшее развитие общебиологической закономерности борьбы животных предков человека за свое существование, но способом борьбы стало изготовление и применение искусственных приспособлений, которые усиливали естественные возможности человека и более уверенно позволяли ему достичь желаемого успеха.
Характерным признаком труда является изготовление одних предметов (продуктов) с помощью других предметов (орудий). Этим прежде всего труд отличается от широко распространенной в животном мире деятельности по решению различных задач с помощью готовых предметов природы.
Однако труд имманентно включал в себя не только созидательные, но и разрушительные стороны, которые особенно заметно стали проявляться в разрушении и загрязнении природной среды по мере увеличения масштабов производственной деятельности, особенно в связи с начавшейся в середине XX в. научно-технической революцией.
Возникло противоречие между безграничными возможностями человеческой деятельности, преобразующей природу, и ограниченными возможностями биосферы в ресурсном обеспечении этой деятельности. Это противоречие составляет суть современного экологического кризиса, преодоление которого требует экстренной мобилизации научных, технических и нравственных возможностей человеческого общества.
Преодоление экологического кризиса будет означать одновременно формирование людьми новой геологической оболочки планеты — ноосферы.
Литература
1. Агаджанян НА., Торшин В.И. Экология человека. — М., 2004.
2. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. - М, 2006.
3. Введение в социальную экологию. Уч. пособие. Ч. 1,2. — М., 2007.
4. Вернадский В.И. Биосфера. — М., 2007.
5. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. — М., 2009.
6. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. — М., 2006.
7. Колбасов О. С. Международно-правовая охрана природы. — М, 2007.
8. Комаров В.Д. Социальная экология. — Л., 2000.
9. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. — Новосибирск, 2005.
10. Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. — М., 2009.
11. Мазур И.И., Молдованов О.И. Введение в инженерную экологию. - М., 2006.
12. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 кл. - М, 2006.
... так называемой "второй природы", т.е. объектов искусственно созданной человеком предметной среды, взаимодействующей с окружающей природной средой. Увы, именно существование "второй природы" в подавляющем большинстве случаев порождает экологические проблемы, возникающие на стыке экологических и социальных систем, которые и выступают в качестве объекта социально-экологического исследования. ...
... , подобные тем, что Бог продиктовал Моисею. Новое мировоззрение противоречит предыдущей истории. Тысячи лет люди жили с убеждением, что они властелины Природы. Требуется сообщество с ней. 2. Проблемы взаимодействия общества и природы В последние десятилетия XX в. мировая экономика, балансируя на грани самого глубокого и затяжного спада за всю историю, переживает непростые времена. Ее буквально ...
... невозможен в обществе со стихийными механизмами саморегуляции. Обеспечение приоритета общественного интереса над частным может рассматриваться как шестой методологический принцип теории взаимодействия общества и природы. Только на этой основе возможны обеспечение подлинного социального прогресса и систематическое повышение качества жизни, основным критерием которого является здоровье человека, ...
... — центры торговли и мануфактуры. Естественные ландшафты стали приобретать совершенно новые черты. Однако еще в течение многих тысячелетий главной формой взаимодействия общества с природой оставалась сельскохозяйственная деятельность, зависящая от особенностей природной среды. Третий этап данной периодизации связывают с промышленным переворотом на рубеже XVIII — XIX вв., ознаменовавшим переход от ...
0 комментариев