2. Проблемы ценообразования на продукцию отраслей ТЭК (топливно-энергетического комплекса)
Разразившимся летом 1999 г. в России энергетический кризис, охвативший практически всю страну, резкое и неоднократное повышение цен на бензин, начиная с мая 2002 г., снова показали, насколько шатко экономическое равновесие и непрочны результаты реформ в России. В очередной раз подтвердилось, что взаимоотношения государства и субъектов Федерации с ограниченным кругом компаний-монополистов, присваивающих ренту при добыче и экспорте полезных ископаемых, решающим образом влияют на бюджетообеспеченность страны и сохранение социальной стабильности в обществе.
Отечественный топливно-энергетический комплекс на ближайшую перспективу останется основной экономики страны, определяющей ее устойчивость. Здесь есть возможность не только вкладывать средства, но и получать прибыль. Вместе с тем появившаяся у предприятий в рыночных условиях хозяйствования свобода в выборе целей и средств их достижения порождает стохастическую внешнюю среду, при этом предприятие подвергается воздействию различных факторов неопределенность, приводящих к нарушению производственного процесса.
Как известно, нефть и газ дают России основную часть валютной выручки. Вот почему спад производства в ТЭК России за годы реформ составил гораздо меньшую величину, чем в целом по реальному сектору экономики.
Между тем расширение производства в ТЭК наталкивается на целый ряд сложных проблем.
1. Затраты на добычу энергоресурсов в России выше, чем в других странах, причем они весьма быстро растут. В нефтяной отрасли положение усугубляет ситуация, сложившаяся с ее основными фондами. Степень износа основных производственных фондов на конец 2000 г. составляла примерно 53%, а по отдельным компаниям достигла 70%. Из эксплуатационного фонда скважин на июнь 2000 г. почти 24% относились к разряду неработающих.
В такой ситуации рост добычи нефти происходит путем увеличения отдачи от действующих скважин на основе использования традиционных технологий. По оценкам специалистов, в ближайшие годы, в связи с ухудшением условий добычи, себестоимость нефти (без амортизационных затрат) может повыситься в среднем на $ 1 за баррель.
2. Разведанные запасы нефти и газа в России неуклонно сокращаются из-за отставания темпов разведки от темпов добычи. Если в ближайшее время существенно не увеличатся масштабы геологоразведочных работ, стране грозит энергетический голод. Но для разведки и освоения новых месторождений нефти и газа на Севере Сибири требуются огромные капитальные вложения (около $ 6-10 млрд.). Эти инвестиции можно осуществить лишь с помощью иностранных компаний, ибо в российский рынок зарубежных инвестиций наталкивается на ряд экономических т политических трудностей.
3. Запасы нефти на разрабатываемых месторождениях в настоящее время извлечены более чем на 50%. По крупным и уникальным месторождениям, таким, как Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Ромашкинское и др. выработанность составляет от 65 до 90%. Практически все крупные месторождения находятся на завершающей стадии добычи. Более 50% запасов обеспечивают дебит скважин менее 10 т в сутки, тогда как рентабельны для ввода в разработку скважины, дебит нефти на которых превышает 20-30 т в сутки. В России запасов, способных обеспечить такой уровень добычи, не более 20%.
4. В связи с наращиванием геологических запасов углеводородного сырья в основных нефтедобывающих странах (государства ОПЕК, Венесуэла, Иран, Ирак и др.) и снижением обеспеченности запасами в России наша страна не сможет в ближайшие годы поддерживать свои позиции на мировом рынке энергоносителей.
5. Говоря о возможностях расширения экспорта нефти на мировой рынок, следует иметь в виду, что нефть, добытая на отечественных месторождениях, в частности западносибирских, отличается низким качеством из-за повышенного содержания серы, так что цены на нее всегда ниже, чем на арабскую нефть. Исключение составляет сахалинская и эвенкийская нефть. Последняя очень качественная и не требует глубокой переработки. Сахалинской нефти пока еще очень мало. Для увеличения ее добычи надо осваивать морской шельф, а эвенская нефть пока добывается в небольших количествах для местных нужд из-за слабой разведанности и большой удаленности (600 км) месторождений от транссибирской железнодорожной магистрали. Поэтому надежды получить адекватную валютную выручку от увеличения экспортных квот на нефть во многом зависят от возможности увеличения добычи нефти в новых районах и, прежде всего, сахалинского шельфа, что опять-таки связано с необходимостью резкого увеличения инвестиций в разведку новых месторождений и обустройство новых районов.
6. За годы реформ значительно сократились объемы потребления углеводородного сырья внутри страны, что вызвано не только ориентацией ТЭК на экспорт продукции и снижением объемов добычи этого сырья, но и тем, что при застойном состоянии промышленности потребность в энергоресурсах снижается.
Относительно благополучно положение России с запасами угля, но это топливо менее калорийно. К тому же многие шахты выработали свои запасы, технически слабо оснащены и подлежат закрытию. Массового закрытия шахт не произойдет по социальным соображениям, но шаги в этом направлении уже делаются. Однако уголь не сможет спасти страну от энергетического кризиса, ибо в ее топливно-энергетическом балансе он занимает скромное место (около 17%).
Основу для успешной деятельности компании создает устойчивый внутренний спрос на продукцию. Важным фактором в формировании внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты является цены на них. В настоящее время внутренние цены находятся на достаточно низком уровне по сравнению с мировыми, что ставится в заслугу правительству. Но, во-первых, они не так уж и низки – если сравнить их с уровнем покупательной способности основной массы населения (а именно поддержание высокого уровня внутреннего спроса признается основной задачей государственного управления экономикой во всех развитых рыночных странах). Во-вторых, с экономической точки зрения вовсе не очевидно, что низкие цены на энергоресурсы являются благом для страны (особенно, если этот фактор не используется для выпуска конкурентоспособной на мировом рынке готовой продукции) – напротив, чаще особо низкие цены на какой-либо фактор производства либо способствует его неэффективному использованию, либо стимулирует его усиленный вывоз за границу (очевидно, в ущерб его более производительному применению во внутреннем производстве). В-третьих, экономически неоправданные низкие цены на энергоресурсы оказывают искажающее воздействие на цели и задачи внешнеторговой политики государства – например, заставляют его (ориентируясь на существенную разницу между внутренними и мировыми ценами) интенсивно вывозить эти ресурсы (причем невосполнимые) за рубеж даже в тех случаях, когда мировые цены падают до такого уровня, который при рыночном подходе к делу и при прочих равных условиях диктует требование уже не продавать обесценивающийся продукт, а, напротив, покупать его, чтобы затем заработать при неизбежном восстановлении прежнего уровня цен. Именно так поступают крупные игроки на мировых товарных рынках – включая и государства (через их государственные органы и коммерческие структуры).
В условиях России реализация такой меры привела бы к реальному перекладыванию налогового бремени с населения и реального производственного сектора (путем введения экономически обоснованного необлагаемого минимума заработной платы и исключения из налогообложения промышленных прибылей, реинвестируемых обратно в процесс производства) на потребление энергоресурсов. Соответственно, это дало бы старт многим потенциально перспективным программам энергосбережения, что в значительной мере могло бы избавить страну от необходимости изыскивать дополнительные ресурсы для вложения в развитие энергетики.
Удержание внутренних цен на энергоносители на более низком уровне, чем аналогичные цены в США и Западной Европе, обычно обосновывается более низкой себестоимостью их производства. Однако более низкая себестоимость добычи, например, нефти и газа в сравнении с другими развитыми странами объясняется тем, что, во-первых, в России уровень заработной платы далеко отстает от уровня оплаты труда в этих странах; во-вторых, в издержках производства далеко не полностью отражаются амортизационные отчисления (российским компаниям существенно выгоднее «отмывать» свои доходы через экспорт продукции по заниженным ценам, чем накапливать амортизационные фонды, которые в условиях России не защищены ни от риска обесценивания рубля, ни от возможных притязаний криминала и властей различного уровня); в-третьих, в себестоимость добычи не включаются расходы на геологоразведочные работы и скидка на истощение недр, которые для западных компаний составляют весьма значительные суммы. Российские же предприятия не чувствуют необходимость делать такие отчисления, поскольку за них эти работы ранее провело государство и им результаты этих работ достались даром.
Если же полностью учесть все эти три фактора, то себестоимость производства в отраслях ТЭК в России окажется отнюдь не ниже, чем в любой их развитых стран мира (видимо, даже выше – если учесть особенности сурового климата). Таким образом, вывод один- внутренние цены на энергоносители в России ниже потому, что их производители тем или иным образом субсидируются/дотируются государством. Наши предприятия выступают и как фактор снижения среднемировых цен на энергоносители. В итоге от этого мы теряем больше, чем зарабатываем на увеличении объемов экспорта. Кроме того, сохранение низких, отстающих от мирового уровня, цен на энергоносители стимулирует формирование (и сохранение) отраслей структуры российского производственного потенциала (в ущерб освоению новых высокопроизводительных производств и технологий), и стимулирует экспорт сырых материалов или продуктов первого передела, препятствует внедрению эффективных энергосберегающих технологий в производственной сфере и в ЖКХ, дезориентирует рядовых потребителей, усиливает неравномерность и несправедливость в распределении доходов (от пониженных цен на энергоносители в значительн6о большей степени выигрывают получатели особо крупных доходов, чем малообеспеченные слои населения), поощряют развитие коррупции и ориентацию предпринимательской инициативы на спекулятивную деятельность и на откровенно мошеннические схемы – поскольку игра на разнице внутренних и мировых цен приносит быстрые и высокие прибыли, несравнимые с применением капитала в производственном секторе.
Рынок нефти и нефтепродуктов относится к рынку жесткого типа, т. е. характеризуется достаточно долговременным отсутствием альтернативных продуктов и, следовательно, не слишком большой эластичность спроса от цены. В условиях отсутствия альтернативы определяющую долгосрочную роль в ценообразовании на подобных рынках играют не издержки производства, а комплекс экономических и политических факторов, воздействующих в конечном счете как на краткосрочное, так и на долгосрочное соотношение спроса и предложения нефти. В условиях высокой цены в качестве такого регулирующего уровня выступают издержки наиболее худших условий производства или еще более высокие издержки альтернативных энергоресурсов, что порождает абсолютную и дифференциальную ренту. При низких ценах, в качестве регулирующих выступают издержки лучших условий. Средние и тем более худшие условия добычи нефти делают производство малорентабельным и даже убыточным, что требует либо исключения их из производства, любо компенсации их потерь теми или иными формами дотации.
К числу факторов, воздействующих на уровень цен нефтяных компаний, относятся, прежде всего, структура и динамика производства и издержек. Для отдельных кампаний наряду с этими факторами существуют и другие: особенности географического положения компании, доступность для нее зарубежных рынков, степень обеспеченности собственными запасами и т. д. Конечно, самообеспеченность оказывает существенное воздействие на уровень цен и норму прибыли нефтяных компаний. Однако основная роль этого фактора заключается не столько в достижении владеющими собственной сырой нефтью компаниями более высокого уровня нормы прибыли, сколько в обеспечении большей гарантии устойчивости ее динамики. При такой гарантии сохраняется устойчивое положение на рынке, ради которого компания может согласиться и с меньшей нормой прибыли.
3. Задача № 17
Себестоимость равна 200 руб.; приемлемая рентабельность составляет 20%; ставка акциза – 30%; торговая надбавка – 15%. Каков уровень розничной цены?
I Производство | II Розница |
1) Себестоимость (полная) – 200 руб. Это затраты на производство и реализацию товара. 2) Прибыль. Норматив рентабельности, равен 20% (200*20% = 40руб.). 3) Ставка акциза – 30%. (200+40)*30% = 72 руб. 4) НДС - 18%. 18%*(200+40+72) = 56,16 руб. 5) Отпускная цена - сумма всех вышеперечисленных: 200+40+72+56,16 = 368,16 руб. | 1) Калькуляционная цена (цена, приобретенная без НДС) – 312 руб. 2) Торговая надбавка (1. Прибыль; 2. Издержки обращения ) – 15%. (15%*312) = 46,8 руб. 3) НДС – 18%. 18%*(312+46,8) = 64,58 руб. 4) Цена розничная. 312+46,8+64,58 = 423,38 руб. 5) Сумма НДС в бюджет. 64,58-56,16 = 8,42 руб. |
1) Акциз начисляется только один раз у производителя.
2) Цена надбавки начисляется на цену приобретения без НДС.
3) Сумма в бюджет – разница между НДС.
Литература
1. Цены и ценообразование: учеб. Пособие, Баздилин А.С., Юрайт –Издат, 2006
2. Ценообразование: учеб. Пособие, Герасименко В. В., ИНФА-М, 2007
3. Цены и ценообразование: Учебник – 4-е изд., Под ред. Есипова В.С., Питер, 2005
... интересующее нас понятие эластичности. Далее мы обратимся к методам непосредственного определения показателя эластичности, используемым на практике. 2. Методы изучения эластичности спроса и предложения На практике вопросами изучения эластичности спроса и предложения занимается отдел маркетинга. В общем, для определения искомых показателей могут применяться методы:[11] 1. Обработка и ...
... и проверка которого ведется на протяжении всего времени исследования РАЗДЕЛ 2 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ХОЛОДИЛЬНИКИ В Г.ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ 2.1 Программа маркетингового исследования цен предложений на холодильники Маркетинговое исследование эластичности спроса на холодильники в г.Днепропетровске разбивается на 2 этапа: - на 1 этапе - разведывательное маркетинговое ...
... целей, спроса, издержек, цен конкурентов, оказывают влияние и другие факторы. Рассмотрим наиболее значимые из них. Позиция компании на рынке. Она определяет степень свободы компании в выборе ценовой политики. Наибольшую свободу имеет лидер рынка. Он либо обладает преимуществами в издержках либо в качестве продукции либо специалист в своем узком сегменте. Этап жизненного цикла продукции. Стадия ...
... еще более высокого уровня продаж. Следовательно, по таким товарам эффективно с самого начала выхода на рынок использовать политику высоких цен и поддержания имиджа сверхвысокого класса. Также в рамках престижного ценообразования установление цен на продаваемые товары на более высоком уровне в сравнении с товарами конкурирующих фирм посредством использования престижа товарной марки и высокого ...
0 комментариев