2. Акцепт оферты вступает в силу в момент, когда указанное согласие получено оферентом.
3. В мировой практике существуют и применяются две теории определения момента заключения договора: теория отправления акцепта на полученную оферту ("теория почтового ящика") и теория получения акцепта оферентом. Согласно первой договор признается заключенным с момента, когда содержащее акцепт послание оференту сдано на почту (телеграф, либо отправлено иным способом коммуникаций); согласно второй - с момента прибытия акцепта к оференту (теория получения).
4. В зависимости от момента, к которому приурочивается заключение договора, должен решаться и вопрос о том, до какого момента оферент вправе отозвать отправленную оферту. В кодексе имеется указание на то, что если извещение об отзыве оферты поступило к адресату ранее или даже одновременно с самой офертой, то оферта считается неполученной (п.2 ст.435 ГК РФ).
Само по себе указание о том, что отзыв оферты может быть произведен оферентом в любой момент времени, предшествующий отправлению акцепта на нее, может послужить основанием для неверного вывода о том, что в кодексе получила закрепление теория отправления. В действительности кодекс исходит из теории получения, подчеркивая, что моментом заключения договора считается момент получения акцепта оферентом (п. 1 ст.433 ГК РФ).
5. Положения Гражданского кодекса закрепляют классическое представление об акцепте как о согласии принять предложение о заключении договора (п.1 ст.438 ГК РФ). Одновременно они уточняют, что поведение стороны, которое в иных случаях могло бы учитываться при определении содержания установленных договором обязанностей (молчание), не принимается во внимание в ходе процедуры заключения договора.
Действительно, закон может предусматривать случаи, когда молчание лица рассматривается как способ выражения его воли, направленной на приобретение прав или возложение обязанностей.
6. Однако молчание как способ выражения воли на акцептование сделанной оферты следует признать недействительным. Поэтому направление адресату текста оферты с добавлением, например, того, что: "если я не получу от вас отклонения моей оферты в течение месяца со дня ее получения, то буду считать вас принявшим мое предложение" - не будет иметь правовых последствий для адресата, если он оставит такое послание без ответа.
7. Адресат, желающий акцептовать полученную оферту, связан указанным в ней сроком. Отправление акцепта после указанного в оферте срока ее действия не производит юридических последствий для оферента. Такое положение вытекает из п.З ст.438 ГК РФ, предусматривающего, что акцептом считаются конклюдентные действия (отгрузка товаров, выполнение работ и т.д.), если они совершены в пределах срока, установленного для акцепта.
Получение акцепта с опозданием оценивается с учетом того, своевременно ли отправлено извещение об акцепте. Своевременность определяется на основе сопоставления момента отправления акцепта и момента получения оферты.
Моментом отправления акцепта следует считать дату, указанную на почтовом штемпеле, если речь идет о почтовой пересылке, дату и время, указанные в телеграмме, если применялась телеграфная связь, либо дату и время, объективно, то есть независимо от отправителя, обозначенные в сообщениях, полученных посредством использования иных средств связи.
Акцепт, направленный своевременно, но полученный с опозданием, не признается опоздавшим, если оферент не уведомит немедленно акцептанта о получении акцепта с опозданием (ст.442 ГК РФ). Другими словами, молчание оферента, получившего акцепт с опозданием, понимается как принятие акцепта. Если оферент, с опозданием получивший извещение об акцепте, немедленно известит акцептанта о принятии акцепта, то договор считается заключенным (ст.442 ГК РФ).
8. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК РФ).
Ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, но содержит дополнения, ограничения или иные изменения предложенных условий, считается отказом от акцепта и новой офертой (ст.443 ГК РФ). Это значит, что если оферент, получивший на свою оферту акцепт с оговорками, не выразит в четкой форме своего согласия на такие оговорки, то договора нет. С другой стороны, в кодексе нет положений, обязывающих оферента отвечать на акцепт, изменивший условия оферты хотя само по себе молчание после получения изменившего оферту акцепта плохо согласуется с хорошей деловой практикой.
Изменение и расторжение договора
Основанием изменения или расторжения договора признается, по общему правилу, соглашение сторон (п.1 ст.450 ГК РФ). Такое соглашение подлежит облечению в ту же форму, что и расторгаемый договор, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота (п. 1 ст.452 ГК РФ).
В порядке исключения основанием расторжения договора может выступать решение суда. Главным поводом расторжения договора по этому основанию служит существенное нарушение договора другой стороной. Основной критерий такого нарушения содержится в п. 2 ст. 450 ГК РФ: существенным признается такое нарушение договора другой стороной, которое влечет для другой стороны ущерб, в значительной степени лишающий ее того, на что она вправе была рассчитывать при заключении договора.
Односторонний отказ от договора может иметь место лишь в случаях, когда он допускается законом или соглашением сторон.
Изменение договора сохраняет обязательства сторон, хотя и в измененном виде; расторжение договора прекращает такие обязательства (ст.453 ГК РФ). Стороны не вправе требовать возвращения того, что было предоставлено ими друг другу по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон (п.4 ст.453 ГК РФ).
Если изменение или расторжение договора обусловлено существенным нарушением его одной из сторон, другая вправе требовать возмещения убытков, вызванных таким изменением или расторжением (п.5ст.453ГКРФ).
Таким образом, общий подход кодекса к договорам сводится к тому, что они жестко связывают стороны порождаемыми ими обязательствами. Однако жесткость этого подхода смягчается правилом о допустимости изменения или даже расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, существовавших при заключении договора.
Речь идет о закреплении в ст.451 ГК РФ правила, воплощаемого в оговорке, известной в праве зарубежных стран под латинским обозначением "clausula rebus sic stantibus". Суть правила состоит в том, что существенное изменение обстоятельств, при которых заключался договор, служит основанием для изменения или расторжения договора.
Существенным, впрочем, признается лишь такое изменение обстоятельств, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, они вообще не стали бы заключать договор или заключили бы его на значительно иных условиях.
Толкование договора
Общие правила, подлежащие применению для выявления воли сторон, выраженной в заключенном ими договоре, содержатся в ст.431 ГК РФ. Согласно ее положениям, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальным значением считается то, которое установлено путем сопоставления неясно сформулированного условия с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если толкование по буквальному смыслу употребленных в договоре слов и выражений не позволяет определить содержание договора, то действительная общая воля сторон выясняется с учетом цели договора. Внимание при этом должно уделяться всей совокупности обстоятельств, имевших место при заключении договора или способствовавших этому, - переговоры, предшествовавшие договору, переписка, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон, а также практика, установившаяся во взаимных отношениях сторон.
Одно из этих обстоятельств заслуживает особого внимания. Речь идет о практике, установленной сторонами в своих взаимных отношениях.
При определенных условиях такая практика связывает стороны не менее сильно, чем заключенный ими договор и позволяет тем самым ставить вопрос: признавать ли такую практику источником регулирования договорных отношений?
Ответ на такой вопрос зависит от того, что признается содержанием договора. Нельзя сводить его только к пунктам, содержащимся в его тексте. Это не только лишит места вопрос о значении практики, установленной сторонами в своих взаимоотношениях и войдет тем самым в противоречие с предписаниями комментируемой статьи. Это будет противоречить также и положению, закрепленному ст.431 ГК РФ, в соответствии с которым толкование договора может производиться с учетом такой практики.
Таким образом, кодекс признает достаточно очевидное - договоры не существуют в абсолютном вакууме, их толкование и исполнение требует учета не только того, что в них написано, но и того, что вытекает из хода ведения дел между данными сторонами.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/
... . Вещи же, созданные по договору подряда, до момента их передачи заказчику принадлежат на граве собственности подрядчику. Таким образом, конститутивные признаки обязательства, устанавливаемого договором подряда, таковы: 1. Подрядчик выполняет работу по заданию заказчика с целью удовлетворения тех или иных индивидуальных запросов и требований заказчика. 2. Подрядчик обязуется выполнить ...
... части убытков. В пункте 2 ст. 612 ГК перечисляются условия, являющиеся исключением из общих положений об ответственности арендодателя за недостатки сданного в аренду имущества. Так, арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время ...
... норм, за исключением положений об обеспечении исполнения обязательств, содержащих немало новелл, а также нового для российского законодательства подраздела, посвященного общим положениям о договорах. В зависимости от основания возникновения все обязательства делятся на два типа: договорные обязательства; внедоговорные обязательства[4]. 1.3 Классификация обязательств По основанию ...
... быть выделенным особо,— это права и обязанности сторон, связанные с осуществлением заказчиком контроля и надзора за выполнением работ. Хотя подобный вопрос затрагивается и в общих положениях о подряде (ст. 715 ГК), для строительного подряда он имеет особое значение ввиду сложности выполняемых работ, возможности осуществления эффективного надзора лишь при наличии специальных познаний в области ...
0 комментариев