1.3 Преобразования классовой структуры общества

Коренные экономические и политические изменения неиз­бежно влекли за собой и кардинальную перестройку клас­совой структуры общества.

Идея ликвидации частной собственности способствовала упразднению эксплуататорских классов. Это не означало их физического уничтожения, а понималось лишь как эксп­роприация, т.е. лишение собственности на средства произ­водства. Декрет о земле, отобравший имущество у помещиков, юридически ликвидировал и сам класс. Поэтап­ная национализация промышленности влекла за собой по­спешное отмирание класса капиталистов. По-иному сложилась судьба купечества, сельской буржуазии. Купе­чество было лишь потеснено, но не ликвидировано. Ликви­дация кулачества как класса была осуществлена через полтора десятка лет.

Непросто сложилась судьба интеллигенции. Большая ее часть заняла выжидательную позицию, а ее элита, тесно связанная с бывшей властью, проявила открытую враж­дебность и посчитала для себя наилучшим выходом эмиг­рацию.

Советская власть, которая, как и любая другая, конечно не могла обойтись без интеллигенции, скоро стала прини­мать меры к тому, чтобы привлечь ее на свою сторону. Впрочем, и сама жизнь заставила интеллигенцию идти на службу новой власти.

Октябрьская революция не только сломала старую социальную структуру, но и внесла принципиальные изменения в нее, нашедшие отражение в праве. Новая власть уже г. ноябре 1917 г. издала декрет о ликвидации всех прежни сословий и введении единого наименования россиян — гражданин Российской республики. Ликвидация сословий не привела, однако, к полному равенству и равноправию граждан нового государства. На смену прежнему делению пришло новое. Так, были лишены политических прав эксплуататоры и некоторые другие категории нетрудящихся. К этой кате­гории было отнесено и духовенство, не только «черное», но и «белое». Сложилось определенное неравноправие, прав­да, только в избирательных правах, между городским и сельским населением, т.е. практически между рабочими и, крестьянами.

Что же касается деления общества в национальном раз­резе, то здесь уже в первые дни советской власти был решительно проведен принцип полного равноправия граж­дан, ничем не ограничиваемого. 2 ноября 1917 г. была подписана Декларация прав народов России, провозгла­сившая наряду с другими и этот принцип.

Наконец, Советское государство установило и равнопра­вие полов. Хотя новая власть не издала какой-либо общей нормы, провозглашающей равноправие женщины с муж­чиной, этот принцип стал последовательно проводиться во всей системе законодательства — в избирательном, семей­ном, земельном и других отраслях права.

1.4 Государственная монополия ВСНХ

Централизованная система управления промышленнос­тью, сосредоточенная в ВСНХ, сложилась к концу 1918 г. и получила название «главкизм». Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабже­нию, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков рас­пространялась даже на кустарную промышленность (через Главкустпром ВСНХ). Составной частью «главкизма» ста­ла трудовая повинность как специфическая форма привле­чения к труду. Широко использовались трудовые армий, комплектующиеся из резервистов и «нетрудовых элемен­тов». С ноября 1918 г. на военное положение был переведен весь транспорт страны.

1.5 Продовольственная разверстка

В области сельского хозяйства экономическая политика вылилась в форму продовольственной разверстки, введенной декретом ВЦИК в январе 1919 г. Эта мера води­лась на фоне полной государственной хлебной монополии и запрета частной торговли продовольственными товарами. Размеры и пропорции продразверстки между производящими губерниями планировались централизованно. Внутри губерний разверстка осуществлялась по социальному прин­ципу, с учетом экономического положения крестьянского двора. Продразверстка оставляла необлагаемыми потребительскую норму и семенной фонд двора, вовсе остальное в качестве «излишков» изымалось по номинальным ценам, под расписку или безвозмездно и принудительно (в случае отказа сдать продукцию). Наркомпрод, возглавлявший си­стему продразверстки, мог использовать в необходимых случаях вооруженные продотряды.

1.6 Политика «военного коммунизма»

Состоявшийся в марте 1919 г. VIII съезд PKП(б) сфор­мулировал основные принципы системы, позже получившей наименование «военный коммунизма». Выдвигалась идея «военно-политического союза рабочих и крестьян». Экономическая политика военного времени была вызвана необходимостью мобилизовать все силы на борьбу с вра­гом. Однако и в коммунистической партии, и входящих кругах Советского государства существовали мнения, что «военный коммунизм» и есть нормальный путь обоб­ществления средств производства, путь как социализму. В истории страны «военный коммунизм» явился крайней формой полного отрицания товарно-денежных, рыночных отношений.

Максимальная централизация экономической политики (главкизм, продразверстка, трудовая повинность) сочеталась с рядом мер социального характера: в октябре 1920 г. СНК отменил плату за топливо, жилые помещения, воду, элект­ричество, за пользование почтой, телеграфом, телефоном.

1.7 Программа построения социалистического общества

В ноябре 1918 г. СНК принял декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами личного потреб­ления и домашнего хозяйства». При ликвидации частной торговли «мешочники» и «черный рынок» продолжали фун­кционировать. Наркомпрод становился главным распределителем продуктов, используя для этой цели кооперативный аппарат. Все население было приписано к единым потре­бительским обществам (ЕПО), от которых оно получало продовольствие и товарные пайки. Заработная плата выдавалась преимущественно в натуральной форме. Происходившая натурализация распределения предполагала замену товарно-денежных отношений натуральным продуктообме­ном. Деньги должны были исчезнуть.

Программа построения социалистического общества включала и Государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), строительство ряда электростанций и реконструкцию сельского хозяйства. В феврале 1919 г. ВЦИК принял «Положение о социалистическом землеустройстве», закрепившее единый земельный государственный фонд. В качестве стратегической линии развития сельского хозяйства провозглашался переход от единоличных форм землепользования к товарищеским (совхозам, коммунам, элективным хозяйствам). «В основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство». В программу построения социализма входили также просветительско-культурные преобразования, в том числе система «ликбеза» (ликвидация безграмотности).


Информация о работе «Становлние советского права в 1917-1920 гг.»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 38903
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх