2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

РАЗВИТИЯ НАУКОВЕДЕНИЯ В 1960 - 80-е ГОДЫ

Для четкого определения места концепции вероятностного науковедения в современ-ных поисках философов и науковедов важно разобраться в общих тенденциях и осо-бенностях их развития в 1960 - 80-е годы ХХ века. За это время было сделано очень много. Появились исследования нового характера. Опубликованы десятки тысяч работ. Изучение науки превратилось в мощную индустрию познания. Естественно при анали-зе такого массива публикаций можно выделить лишь самые общие черты.

Характерной чертой стало появление и интенсивное развитие новых науковедческих дисциплин /психологии науки, наукометрии и т.п./. Пик активности пришелся на ко-нец 1960-х и 1970-е годы. Позднее процесс стабилизировался.

Появление новых науковедческих дисциплин первоначально сопровождалось интен-сивной рефлексией. Были сформулированы основные точки зрения. К середине 1970-х годов значимость рефлексии резко упала. Не удалось создать теорию объясняющую фе-номен развития науковедения как единой науки о науке. Формирования такой версии науковедения на строгой теоретической основе не произошло. Новые дисциплины су-ществуют сами по себе. Связи между ними не играют жизненно важной роли.

Появление новых науковедческих дисциплин не привело к существенным изменениям исследований науки в рамках философии. Дистанция между науковедением и филосо-фией науки осталась значительной и поддерживается, в основном, благодаря усилиям философов. С их стороны оппозиция развитию науковедения довольно сильна. Фило-софия науки осталась примерно на тех же позициях, что и до радикальных изменений в науковедении.

Развитие науковедения в 1960 - 80-е годы дало ряд важных теоретических и методоло-гических результатов. К их числу можно отнести анализ развития идей в контексте на-учного сообщества. Это важный шаг в отказе от постоянного пересмотра эволюции науки в свете последних научных достижений.

Важное место в работах 1960 - 80-х годов занимают феноменологические модели раз-вития науки. Они выступают одним из основных итогов научного исследования. Су-щественно, что всесторонне, с детерминистических позиций, была обсуждена динами-ка развития науки.

Детерминистическая интерпретация вероятностных понятий, характеризующих разви-тие науки, стала фиксированной установкой. Даже мода на идеи И. Пригожина не привела к сдвигам в этой области. Табу на вероятностную проблематику остается в си-ле.

Экстенсивное развитие науковедения привело к тому, что его представители не уло-вили глобальную тенденцию перехода к вероятностному типу сознания. В то время как все более актуальной становится задача вероятностного анализа сложных обществен-ных систем ввиду накопления громадного негативного опыта и пограничной ситуации в современном человечестве, науковеды глухи к этим тенденциям.

В науковедческом познании не нашли отражения изменения, произошедшие в функ-ционировании и развитии науки как системы. С конца 60-х годов идет резкое нараста-ние интенсивности вероятностного процесса. Наука стала функционировать как веро-ятностная система. Соответствующие изменения требуются в организации науки. Этот качественный скачок не получил должной оценки. Динамика образов науки не понята.

Несмотря на большое количество публикаций, принципиальных точек зрения в науко-ведении мало, но много различного рода модификаций основных подходов. Теорети-ческая мысль развивается, главным образом в этом направлении. Для науковедения конца 1970 - начала 80-х годов характерна потеря оригинальной авторской позиции. Идет чрезмерное увлечение критическим анализом, пересказами известных точек зре-ния, характерен отказ от построения новых принципиальных концепций. Началась, по словам П. Фейерабенда, “война мышей и лягушек” /167/. Без специального волевого и интеллектуального напряжения трудно заметить разницу между конкурирующими взглядами.

Теория развития науки создается на примере отдельных наук-лидеров. Не осознана ка-чественная специфика наук различного типа. Разрабатываются “универсальные” нау-коведческие положения, выведенные при исследовании физики, математики и т.п.

К середине 1970-х годов развитие науковедения перешло на уровень решения голово-ломок /по терминологии Т. Куна/, то есть задач, имеющих заведомое решение и цели-ком лежащих в рамках сформулированных программ. Работ, ставящих вопросы созда-ния новых программ, мало. Они теряются в общем потоке науковедческой литературы.

С конца 1970-х годов происходит зацикливание науковедов на определенных темах. Выделился руг вопросов, по которым пишется громадное количество работ. Даже со-ставление их библиографии без современной информационной техники стало слож-ной задачей. К числу таких проблем можно отнести, например, определение факторов развития науки в рамках альтернативы интернализм - экстернализм. Используется практически один и тот же историко-научный материал. Источником вдохновения служит научная революция XVII века, развитие физики в начале XX века и некоторые другие периоды эволюции наук-лидеров. Историко-научная информация не попавшая в круг особого интереса не освоена. Узость историко-научной базы ведет к узости тео-ретических построений, бурному развитию комментаторства, обильному появлению науковедческой литературы, не несущей ничего нового. В частности, появилась боль-шая литература о Т. Куне и других лидерах исторического направления. Ценность та-ких исследований вызывает сомнения. Они ничего не добавляют к критикуемым взглядам и целиком лежат в русле второй волны осмысления науки. Результатом по-добного положения стала громадная “провинциальная” наука о науке, которая процве-тает и в столицах.

Выдвигаемые концепции развития науки, как правило, слабо обоснованы теоретиче-ски. Достаточно привести графическую модель, краткое описание и можно переходить к конкретным примерам. Они выручают, когда нечего сказать по теории. Обоснование часто сводится к пререканиям с коллегами не разделяющими взгляд автора и, опять же, примерам, подтверждающим, с точки зрения автора, его тезисы.

Осталась неизученной и не поставленной проблема специфики развития науки в раз-личных типах культур. Европоцентристский взгляд остается доминирующим при ис-следовании развития науки в самых различных социо-культурных условиях.

За 20-летний период развития науковедения не решена проблема его профессионали-зации. Большую часть тех, кто специализируется в этой области, составляют либо фи-лософы, либо представители частных наук, по различным причинам пришедшие в нау-коведение. Профессиональная подготовка и тех, и других не отвечает требованиям, предъявляемым к современному науковеду. Дилетантизм приводит к низкому качеству исследований, неадекватной рефлексии. Проблема профессионализации не решена не только практически, но и теоретически.

Тяжесть современного положения науковедения осложняется тем, что кризисная си-туация не осознана в полной мере. Это связано с недостатками рефлексии. Отсутству-ют руководящие идеи, которые способны объединить развитие науковедения и повес-ти его к новым рубежам.

Детерминистическая трактовка развития науки существует длительное время. Она ста-ла столь привычной, что кажется немыслимым иной подход. Между тем это не более как привычка. Детерминизм сыграл важную роль в развитии науки. Он дитя своего времени. Но пришла пора перейти к новому образу в науковедении и общественных науках в целом.

С позиций привычного детерминистического подхода в развитии науки объясняется многое такое, что, собственно говоря, прямо противоречит ему. Ничто не убеждает его сторонников в том, что аргументы говорят не против, а за альтернативные подходы. Сформировалась жесткая социально-психологическая фиксированная установка. Бо-роться с ней при помощи логики нельзя. У нее своя логика, за пределы которой она не выходит.

Положение подобно тому, какое сложилось в ряде культур. Например, в Китае дейст-вуют исключительно жесткие фиксированные установки, позволяющие абсолютно все видеть в желаемом свете. К примеру, молодой Сунь-Ят-Сен так объяснял отставание Китая от Европы: “С древних времен самая совершенная система образования и вос-питания была в Китае, но, к прискорбию, мы уже давно отошли от нее и ныне от ста-рых школ осталось одно название. Возвысившиеся в новую эпоху государства Запада глубоко прониклись пониманием духа Трех династий, там повсеместно учреждены подлинные школы-училища...” /159/.

Позиция очень характерна для китайской культуры в целом. Все хорошее было в про-шлом. Иностранцы, проникшись идеями трех династий Ся, Шань и Чжоу, существо-вавших в период с III по I тысячелетие до рождества Христова, сумели достичь боль-ших успехов в XVIII и XIX веках. Изложение облекается в традиционную форму. Это нужно делать обязательно.

Со сторонниками различного рода фиксированных установок сложно дискутировать. Установки - неотъемлемая часть духового мира этих людей, пересмотреть которую они патологически не в состоянии. Подобное положение - с детерминистическим подхо-дом в науковедении. За длительный период существования детерминистический образ мало что добавив к своему обоснованию, приобрел статус непреложности. Главным образом, сыграл роль возраст. Сложилась очень жесткая установка, которая на свой манер перерабатывает абсолютно всю науковедческую информацию.

 

Нацумо Сосэки иронизировал: “В мире существует много непонятных вещей, но нет ничего, в чем нельзя было бы найти какой-то смысл. Пусть фраза будет необычайно трудна - сделайте вид, что вы ее поняли, и она легко поддастся толкованию” /149/. И далее замечает, что “с древних времен принято делать вид, что понимаешь непонят-ное” /149/. Развитие детерминистического науковедения не стало исключением. Дума-ется, что подобное может случиться и с вероятностным науковедением после того как оно станет доминирующим. Чтобы подобное не происходило, выходить на новый уро-вень культуры, последовательно реализовывать тот образ науки, который развивается в вероятностном науковедении.

* * *

Есть оптимистическая идея существования “Америки знания” /167/. За счет экстенсив-ного развития открыть ее на современном уровне невозможно. Реальный путь - в по-явлении новых фундаментальных точек зрения, которые позволят иначе взглянуть на известные предметы познания.

Нам представляется, что точкой зрения, открывающей путь в “Америку знания”, явля-ется вероятностный качественный анализ общественных систем. Неизвестное начина-ется уже с того, имеет ли смысл сама проблема. Есть ли возможность решить ее на на-учном уровне, какая методология позволит реализовать этот подход? Вопросов много, и каждый из них имеет свои сложности.

Создание вероятностного науковедения и вероятностный анализ общественных сис-тем являются проблемой альфа. Это высшая степень сложности. Ее разработка пред-ставляет большой интерес для современной науки. Это одна из проблем, с которыми наука войдет в XXI век.

Список литературы

1.        К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. сочинений. т.23.

2.        Алгоритмизация анализа данных социально-экономических исследований. Новосибирск. Наука. 1982.

3.        Алешин А.И., Аршинов В.И., Величковский Б.М., Городецкий Б.Ю. Философско-методологические проблемы специальных наук - Вопросы философии, 1988, 6, с. 48 - 67.

4.        Алтухов В.Л. Проблемы перестройки философской науки - Вопросы философии, 1987, 6, с. 19 - 32.

5.        Анализ нечисловой информации в социологических исследования. М. Наука. 1985. 223 с.

6.        Антипов Г.А., Донских О.А. Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии - В сб. Проблемы рефлексии. Новосибирск. Наука. 1987. с. 176 - 196.

7.        Аршинов В.И., Климонтович Ю.Л., Сачков Ю.В. Послесловие. - В кн. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М. Прогресс. 1986. с. 408 - 423.

8.        Афанасьев Ю. Воспитание истиной - Комсомольская правда. 1987, 1 сентября.

9.        Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М. Наука. 1984. 345 с.

10.      Барг М.А. Эпохи и идеи. М. Мысль. 1987. 348 с.

11.      Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М. Финансы и статистика. 1985. 295 с.


Информация о работе «Вероятностный подход в современном науковедении»
Раздел: Наука и техника
Количество знаков с пробелами: 55075
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
508393
2
1

... инерциальных системах отсчета. Пространственно-временной континуум – неразрывная связь пространства и времени и их зависимость от системы отсчета. Тема 11. Основные концепции химии   1. Химия как наука, ее предмет и проблемы Важнейшим разделом современного естествознания является химия. Она играет большую роль в решении наиболее актуальных и перспективных проблем современного общества. К ...

Скачать
40861
0
0

... характер. Современная наука прошла пороговую величину и развивается на вероятностной основе. Отсутствие методологии ее исследования ни о чем не говорит, ведь она не разрабатывалась. 5.24. Детерминистический образ науки проводит фаталистический подход. Он формирует соответствующие модели поведения. В результате неэффективно используется научный потенциал. Фаталистическая установка приводит к ...

Скачать
314299
0
0

... поведения ученых в стрессовой ситуации. 2. Провести типологию стрессовых ситуаций и проанализировать их генезис. 3. Разработать курс аутотренинга для ученых, становящихся объектом социального прессинга малой научной группы. Курс направлен на сохранение работоспособности ученого, стабилизацию деятельности научного коллектива. 4. Апробировать подготовленный курс. Проанализировать результаты ...

Скачать
576416
0
0

... определить весь мыслимый набор вариантов интерпретации работ Райта. Еще раз отметим, что столь подробно на работах Райта мы остановились, чтобы показать сложность и неоднозначность исследования философско-методологических оснований западной географической науки в целом. Пример интересен тем, что представляет две последовательные и противоположные реализованные точки зрения на одну книгу. В ...

0 комментариев


Наверх