4.2. Наука как основной фактор ноосферы
В ноосферной концепции Вернадского вопрос о роли науки логически вытекает из диалектики соотношения человечества с биосферой, из объективной необходимости перехода к новым формам связи. Вернадский исходил из того, что наука с самого начала была ориентирована на овладение силами природы.
“Сформировавшаяся как целостность, наука становиться мощной исторической и геологической силой, которая коренным образом изменяет биосферу. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества”[9, стр.43].
Именно в XX в. наблюдается небывалый расцвет науки, своего рода взрыв научного творчества. Наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей всю планету.
Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют актуальное значение для нашего времени.
История всей научной мысли - суть история создания в биосфере новой геологической силы - научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не случаен, он закономерен как всякое природное явление. “Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества” [1, стр.44]. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии.
Значение происходящих на планете в XX веке изменений настолько велико, что равные по роли процессы можно найти разве только в далеком прошлом. В настоящий момент вряд ли возможно оценить всю научную и социальную важность этого явления, потому что научно понять - значит поставить явление в рамки реальной космической реальности. Но то, что мы можем увидеть - это то, что наука перестраивается на наших глазах. Биогенный эффект работы научной мысли реально смогут увидеть только наши отдаленные потомки: он проявится ярко и ясно только через сотни лет.
Еще более резкое изменение происходит сейчас в основной методике науки. Здесь вследствие вновь открытых областей научных фактов вызвали одновременное изменение самых основ нашего научного познания, понимания окружающего. Такими совершенно неожиданными и новыми основными следствиями новых областей научных фактов являются вскрывшиеся перед нами неоднородность Космоса, всей реальности и неоднородность нашего познания. Вернадский писал, что сейчас надо различать три реальности: реальность в области жизни человека, то есть наблюдаемую реальность; микроскопическую реальность атомных явлений, не наблюдаемую человеческим глазом; реальность в глобальном космическом масштабе. “Различение трех реальностей имеет неоценимое значение как для понимания связи человечества с биосферой, так и для анализа закономерностей развития науки”. [1, стр.74]
Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее, и ее объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств. “За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества...” [1, стр.128] Таким образом, научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывая ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Научное творчество человека - сила, изменяющая биосферу.
Это изменение биосферы - неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.
Но это изменение биосферы - стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли.
Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения - человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.
Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды.
Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере.
Перспективы развития человечества и задачи сознательного регулирование процесса созидания ноосферы.
Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского.
Некрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:
Человечество стоит на пути создания ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.
Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.
Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.
Ставится задача распространения научного знания на все человечество.
Вернадский писал: “Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания”. [1, стр.50]
Его уверенность в будущем основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.
Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.
Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере, и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это - “вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы” [1, стр.78]; идея о государственном объединении усилий человечества.
Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс.
Заключение
История науки знает немало выдающихся исследователей отдельных направлений естествознания, но значительно более редко встречались ученые, которые своей мыслью охватывали все знания о природе своей эпохи, и пытались дать их синтез. Таковыми были во второй половине XV и начале XVI в. Леонардо Да Винчи (1452-1519), в XVII столетии М.В. Ломоносов (1711-1765), в конце XVIII и первой половине XIX в. А. Гумбольдт (1769-1859).
Наш крупнейший естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) по строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими корифеями научной мысли.
В.И. Вернадский устремил главное внимание на изучение живого вещества земли - совокупности обитающих на ней организмов, на процессы их питания, дыхания и размножения, на эволюцию этих процессов в истории Земли и роль человеческой деятельности в преобразовании природных условий.
Среди великих естествоиспытателей сравнительно немногие предпринимали попытки философски проанализировать и изложить свое мировоззрение, свое понимание процессов развития природы и человеческого общества. В.И. Вернадский принадлежал к числу таких счастливых исключений. При знакомстве с его трудами бросается в глаза то обстоятельство, что в них постоянно присутствует, кроме основного научного текста, еще подтексты - эстетический и философский.
“Философская тенденция в научном творчестве В.И. Вернадского была настолько сильна, что, пытаясь бороться с ней, стремясь не дать возможности стать доминирующей, ученому приходилось сознательно идти по пути жесткого ограничения философского полета своей мысли. Его философская мысль часто опереживала развитие его научной мысли в области естествознания. Благодаря этому она освещала последней дорогу вперед. Он понимал, что здесь таится большая опасность, прежде всего для самих философских обобщений, их глубины и обоснованности. И он боролся против этого, как он сам говорил, “великого соблазна” заняться философскими проблемами ранее, чем будут получены необходимые для этого точные и неоспоримые эмпирические данные”[4, стр.7].
В этих внутренних противоречиях типичных для всякого крупного натуралиста - мыслителя, лежит причина известной отрывочности многих философских экскурсов В.И. Вернадского, мозаичность его отдельных философских мыслей, как бы вкрапленных в основной научный текст, но отнюдь не чужеродных ему.
Кроме того, не следует забывать о том, что взгляды В.И. Вернадского, как действительно великого ученого, который был в постоянном творческом горении, развивались, эволюционировали. Поэтому, если сравнивать ранние и поздние работы ученого, нередко можно заметить не только разные оттенки, но иногда и различие в трактовке тех или иных философских, социальных и других вопросов.
Взаимосвязь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского носила постоянный и твердый характер. Она никогда не была только внешним украшением его научных исследований, а составляла их стержень и всегда носила внутренний характер. Его философские выводы вытекали из его конкретных естественно научных изысканий, давая в свою очередь толчок к постановке новых научных проблем и намечая пути их возможного решения.
Наконец, связь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского всегда была связью глубоко творческой, приводившей к новым философским выводам и обобщениям.
Интерес В.И. Вернадского к философии, философским вопросам и произведениям носил чрезвычайно постоянный характер. Он сопровождал ученого всю его сознательную жизнь - с юношеских лет и до последних дней.
... качества. Патриот своей Родины. Честный и высокогуманный гражданин. Следил за работами своих учеников, поддерживал их всесторонне, радовался их успехам. Много работая теоретически, не был кабинетным ученым: организатор и участник многих экспедиций. Участник прогрессивных социальных преобразований в жизни нашего общества. Свидетель величайших мировых событий его времени: русско-турецкая война 1877 ...
... человека могуществом, но не делает его ни счастливым, ни нравственным, то «культура воспитания» освобождает человека от «детерминизма вожделений» и делает восприимчивым к «высшим целям». Надо сказать, что и Кант, и Вернадский устремляют свои взоры в будущее, они выходят за рамки данности и формируют в своих трудах образ потребного, с их точки зрения, будущего, которое должно наступить. Это не что ...
... геологическое состояние - ноосферу, то есть область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно своим целям и потребностям, возвышающим его как активно действующую, творческую личность. Главные движущие силы этого перехода - широкие народные массы, в своих действиях опирающиеся на достижения научного знания и всей общечеловеческой культуры. У Вернадского встречается различное толкова
... кто вывел симметрию за границы отдельных наук, был П. Кюри, который сформулировал свой знаменитый 2-ой принцип симметрии. Сейчас этот принцип носит его имя. В. И. Вернадский был одним из очень немногих, кто сразу понял огромное значение для естествознания в целом этого 2-го принципа симметрии Кюри. Он говорил “новым в науке явилось не выявление принципа симметрии, а выявление его всеобщности” [5. ...
0 комментариев