3. Солнцепоклоннический переворот.
Новое в искусстве: стиль Амарна.
Фараон Эх-не-йот правил 17 лет (1367-1350 гг. до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амуна-Рэ, "царя богов". Следует отметить, что при видимом благорасположении нового фараона к столице и храму (при воцарении 2-ое, 3-е и 5-ое имена будущего реформатора были посвящены Амуну, его городу и столичному храму) не было практически никакой строительной деятельности во славу Амуна (хотя солнечный бог еще не выдвинут на 1-ое место)[4, c.38]. Вообще, изменение отношения к старым богам шло в течение царствования Амен-хотпа IV «последовательно и неизменимо от терпимости к нетерпимости». Хотя уже ко 2-ому году царствования фараон провозглашает себя Ва-н-рэ (Единственный для Рэ), а к 3-ему году правления он бесспорно ревностный солнцепоклонник, но главенствующим богом по-прежнему является Амун. Единственное, что можно было истолковать в смысле потери Амуном своего положения государственного бога вскоре после воцарения солнца, как отмечает Перепелкин Ю.Я., это «изменение правовой клятвы». В сделке от «года царствования 3» клянутся: «(Как) благосостоит Амун, как благосостоит властитель». В приговоре от «года царствования 4, месяца 2 половодья, числа 7» клянутся иначе: «(Как) [благосостоит] властитель, (как) [благосостоит] властитель» [4, c.39-41]. Т.е. в конце 4-ого года правления Амен-хотпа IV уже не клянутся Амуном, предпочитая подразумевать его под «властителем», хотя не клянутся и Йотом. Позднее клятва примет вид: «(Как) благосостоит властитель, (как) благосостоит Йот».
Таким образом, пока Амен-хотп IV носил имя «Амун умиротворен» (предположительно он принял имя Эх-не-йот на 5-ом году царствования), и речи быть не могло о лишении этого бога служения, храмов, хозяйства, жречества. Но тенденции, приведшие постепенно к разрыву с Амуном-Рэ, богом-покровителем Египта, Фив и царского дома, проявляются и в это внешне благополучное время. Кроме изменения клятвы, отмечают следующее: уже в некоторых текстах времен Амен-хотпа III, отца Эх-не-йота, встречается слово "Йот", обозначающее "Солнечный Диск". Трудно сказать, чем объясняется участившееся употребление этого слова, но, вероятно, еще при Амен-хотпе III в Фивах появился культ Йота как солнечного божества. В пользу такого предположения говорят два обстоятельства: во-первых, прогулочное судно царицы Тэйе, в котором она плавала в специально выкопанном для нее пруду, называлось "Сияние Йота"; во-вторых, в неизданных текстах гробницы № 46 в Фивах времен Амен-хотпа III упоминается титул того, кто в ней погребен, - "управляющий дворцом Йота"[1, c.31]. Имеются и другие указания на появление в Фивах культа нового солнечного божества Йота. Иначе говоря, культ Йота в Фивах возник уже при Амен-хотпе III. Некоторые источники [2, Атон] относят появление культа Йота к еще более раннему периоду – ко времени правления Тхут-мосе III, приурочивая персонификацию солнечного диска как собственно бога Солнца (Йот изначально олицетворял Солнце как звезду, затем на видимый диск солнца смотрели как на форму проявления бога Рэ, говоря о Йоте как о теле бога Солнца) к правлению этого фараона, т.е. ко времени за полвека до реформ Амен-хотпа IV. Так или иначе, Йот, по-видимому, был одной из ипостасей солнечного бога Гелиополя Ра-Харахти или как-то тесно с ним связан. Неслучайно в первые пять лет правления Амен-хотпа IV Йот изображался в виде человека с головой сокола, т.е. именно так, как до тех пор изображался Ра-Хорахти города Гелиополя. Коростовцев М.А. в своей обобщающей работе «Религия Древнего Египта» [1, c.31] выделяет несколько безусловно общих черт культов гелиопольского Рэ и нового Йота:
1) И Йот, и Рэ – боги солнца
2) Оба божества почитаются создателями всего сущего
3) В обоих случаях солнце – прообраз фараона
4) фараон был сыном и подобием Йота так же, как раньше сыном и подобием Рэ.
Иначе говоря, Эх-не-йот выбросил из гелиопольского учения о боге Рэ элементы мифологии, символики и политеизма, сохранив лишь все непосредственно "солнцепоклонническое" в рационализированном виде. Таким образом, «солнцепоклонническая связь учения об Атоне (Йоте) с гелиопольским
Йот.[2, Атон] воззрением совершенно очевидна», но интересно проследить различия в этих учениях. Авторы статьи “The new religion” в Britannica CD2000 Deluxe, например, отмечают гуманистическую направленность этой веры, противопоставляя ее прежним культам: «The Aton religion was a happy nature worship, without an ethical code. Men were asked only to be grateful to the sun for life and warmth. It was unlike the awful austerity of the great gods of former Egypt, who might punish man for disobedience… In the Aton religion there was no «Thou shalt» . . . and no «Thou shalt not». О человечности культа говорят и русские исследователи: «Храм Атона был открыт для всех, никаких недоступных для верующих мест в нем не было» [1, c.31]. Впрочем, гуманизм новой веры не более чем современная гипотеза. Но в связи с новым культом были и неоспоримые изменения, которые в настоящее время все чаще оценивают как положительные. Так, с запрещением любых культов, кроме культа Йота, появляется и запрет на изображение и любое упоминание старых богов. Для культуры Древнего Египта это означало отказ от традиционного письма, использовавшего рисунки-символы. Запрет был гениальным толчком к возникновению невиданного миром письма - словесного. Появился первый алфавит. Финикийцы - самый практичный народ - быстро подхватили новую идею и распространили, торгуя, на севере материка и пограничных землях письмо, получившее название финикийского. Финикийское письмо - предок арамейского, квадратного и греческого письма - вытеснило не только иероглифику Древнего Египта, но и находившееся в развитии так называемое линейное письмо минойцев-критян, письмо геометрических фигур и знаков (ветвь этого письма коротка: Крит-Кипр, возраст 3 тысячи лет до н.э. - II век до н.э.), вероятно, линейное письмо. А также письмо ханаан. Религиозная реформа Эх-не-йота обернулась глобальной перестройкой здания человеческой культуры: в слове знак отделился от значения [7]. Запрет на упоминание богов, как предполагает М. Черносвитова, способствовал зарождению фармацевтики как отрасли медицины, т.к. при Эх-не-йоте «доктором считался лишь тот, кто мог оперировать, принимать тяжелые роды или лечить лекарствами»[7].
Как уже было отмечено выше, Амен-хотп IV еще в Фивах стал заметно отходить от традиций культа Амуна. Это постепенно проявляется в искусстве, появляется новый стиль, названный впоследствии «амарна». В изображениях исчезает символика Амуна-Рэ и других древних богов и появляется новый образ - Солнечный Диск, лучи которого оканчиваются кистями человеческих рук с символами жизни и власти. Официальная традиционная неподвижность, отрешенность в изображениях царя и его семьи сменяются динамичностью, натурализмом, приобщенностью к земной жизни. Очень точно, а может быть несколько утрированно, воспроизводятся непривлекательные особенности царского телосложения (удлиненный череп, женственные полные бедра), причем образ царя практически канонизируется и становится примером для подражания. Некоторые авторы [9, Amarna style] называют этот стиль секуляризацией искусства (secularization of art), т.к. именно с этого времени изображения царской семьи приобретают «демократический» характер (сохранились изображения, например, скорбящих по умершей дочери Нефр-эт и Амен-хотпа IV) и резко уменьшается число изображений различных богов. Но стоит отметить, что изображение преимущественно фараона в кругу семьи имеет объективные причины: прежний предмет искусства, огромный пантеон богов, Амен-хотпом IV был «упразднен», остался единственный Йот, не имеющий ни четкого образа, ни мифологической «биографии», и его сын – сам Амен-хотп IV. Вполне естественно, что именно они – Йот, его сын-фараон и царская семья – и получили право быть увековеченными в искусстве как боги Египта, а изображение богов для египетского искусства традиционно.
Другим спорным моментом в стиле амарна для ученых является определение его сущности. До сих пор нет единого мнения относительно того, было ли искусство амарна основано на гротеске или стоит считать его максимально приближенным к реализму.
Большинство памятников в стиле амарна были найдены в Ай-Йот (традиционное чтение: Ахетатон; современное название: Эль-Амарна), новой столице, куда Амен-хотп IV перенес свою резиденцию на 6-ом году правления.
... зарождению фармацевтики как отрасли медицины, т.к. при Эх-не-йоте «доктором считался лишь тот, кто мог оперировать, принимать тяжелые роды или лечить лекарствами»[7]. 3. Предпосылки реформы Амен-хотпа IV и причины быстрого забвения культа Йота. Но, опять же, интересно то, что грандиозные изменения и само имя Эх-не-йота предаются забвению почти сразу после его смерти. Он объявляется ...
... периоде, оставившем столь значительный след в истории древнеегипетского общества. Материалы исследования могут быть использованы при преподавании курса истории древнего мира, на факультативных занятиях. 1. Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона 1.1 Внешняя политика Египта периода Нового царства Борьбу с гиксосами возглавили правители прежней столицы Египта - города Фивы, где ...
... итоги второй главы, можно сделать вывод, что в своей деятельности Эхнатон концентрировал усилия, в основном, на внутренней политике, основой которой являлась религиозная реформа. ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ ЭХНАТОНА Эхнатон не имел сыновей от Нефертити. Старшая из дочерей, Меритатон еще в годы правления отца вышла замуж за Семнех-ке-ре, а третья дочь Анхсенпаатон в ...
0 комментариев