1.1. Аграрные реформы 60-х гг. XIX в.


Общественная дискуссия по поводу отмены крепостного права. Подготовка и проведение реформ. Содержание общественных изменений. Последствия преобразований 60-х гг. Итоги.


В первой половине XIX в. состояние общественного мнения можно охарактеризовать как почти единодушное признание необходимости отмены крепостного права. Настолько резкое его изменение по сравнению со 2-й по­ловиной XVIII в. свидетельствовало о том, что Россия запаздывала с решением этого вопроса. Почти такое же единодушие отмечалось в обществе по поводу необходимости реформирования системы землевладения и землепользования. Однако чрезвычайно дифференцированным представлялось общественное мнение по поводу условий владения и пользования землей.

Бурная общественная дискуссия привела к тому, что внимание власти сконцентрировалось на двух вариантах. Первый – освобождение крестьян без земли и ставка на крупное помещичье хозяйство. Второй, компромиссный либеральный вариант, подразумевал собою сохранение и крупного помещичьего землевладения, и общинного землевладения с индивидуальным крестьянским землепользованием.

Поражение России в Крымской войне явилось одним из факторов, ускоривших начало проведения реформ. В марте 1856 г. Александр II заявил о намерении и необходимости реформировать Россию. Одним из первых решался вопрос о сроках проведения реформ и учете различного положения трех категорий крестьян: частновладельческих, удельных и государственных. В 1857 году дворянам предложили образовать дворянские комитеты для обсуждения конкретных условий освобождения крестьян и устройства их пореформенного быта. К 1858 году выявились две принципиальные позиции участников дискуссий: а) сохранить всю землю в собственность дворян и на ней развивать крупное хозяйство; б) отдать полевую землю крестьянам за выкуп, тем самым допустив развитие двух типов хозяйства: крупного помещичьего и мелкого крестьянского. В апреле 1858 г. Александр II пресек дебаты и высказался за второй, поддерживаемый меньшинством Государственного совета, высшего законосовещательного органа Российской империи, вариант. В 1859 году были образованы Редакционные комиссии для составления общих проектов о новом устройстве крестьянского быта на основе проектов губернских комитетов. В конце 1860 г. проекты положений Редакционных комиссий поступили в Государственный совет, от членов которого царь потребовал действовать не как помещики, а как государственные чиновники. А 19 февраля 1861 г. в России были опубликованы «Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»1. Они положили начало реальному реформированию, которое прошло в три этапа: в 1861 г. от крепостной зависимости освобождались 10,5 млн. ревизских душ частновладельческих крестьян, которых по ревизии ( переписи ) 1858 г. насчитывалось 20,2 млн. человек, или 39% всего населения, относимого к крестьянскому сословию1; в 1863 г. – 1,5 млн. ревизских душ удельных крестьян, т.е. сидевших на землях, которые принадлежали лично членам царской фамилии (2 млн., или 4%, по переписи); а в 1866г. – 10 млн. ревизских душ государственных, или казенных, крестьян (16,5 млн, или 32%, по ревизии)2 вместе с их семьями.

Крестьяне получали личную свободу без всяких условий и формально не платили ничего за свою личность. Но система оплаты крестьянами выделяемой им земли была построена таким образом, что фактически они платили «не за землю только, но и за в все выгоды крепостного права, т.е. главным образом, за потерю права облагать крестьян произвольными оброками»3.

В основе реформы лежал принцип, что вся земля – собственность помещиков. Поэтому были определены условия получения крестьянами наделов. Закон устанавливал размер барщины, которую крестьяне должны были обрабатывать в тех имениях, где до освобождения применялась барщина, в размере «40 дней мужских» и «30 дней женских» и размеры денежного оброка для остальных крестьян.

Не позже чем через три года барщина заменялась оброком. Крестьяне, привязанные обработками и выплатами к своим прежним хозяевам назывались временнообязанными. Завершением реформы считалась выкупная операция. Либо по согласию между крестьянами и помещиками, либо по воле последних крестьяне выкупали свою землю. Размер выкупа устанавливался путем капитализации оброка из расчета 6% годовых, иначе говоря, путем умножения годовой суммы оброка на 16 2/3. При этом 80% суммы помещикам выплачивало государство, а остальное – крестьяне. Крестьяне становились должниками государства и погашали долг в течение 49 лет со дня ее выдачи с выплатой относительно высокого процента – 6,5 годовых. К тому же крестьяне, кроме уплаты выкупа, должны были еще платить государству традиционный личный налог – подушную подать, что подчас ложилось на них тяжелым бременем. После завершения выкупной операции прекращались обязательные отношения между помещиками и крепостными и последние становились свободными крестьянами-собственниками.

Для содействия процессу выкупных платежей российское правительство использовало два банка: Крестьянский и Дворянский, выступая посредником и гарантом платежных отношений. Дворянский банк был основан в 1885 г. и предоставлял помещикам дешевый кредит. Крестьянский банк был основан в 1882 г. для предоставления дешевого долгосрочного кредита сельским жителям. За 20 лет банк помог крестьянам купить свыше 7 млн. десятин сверхнадельной земли.

В то же время была сохранена община как гарант крестьянских платежей. После завершения выкупных платежей крестьянин становился не частным собственником земли, а ее владельцем. Каждый крестьянин был приписан к своей общине, без согласия мирского схода ( общего собрания членов общины ) не мог из нее выйти, сохранялась круговая порука, т.е. мир обязан был платить за своих несостоятельных должников, члены сельской общины сообща пользовались сельскохозяйственными угодьями и т.д. Община принимала на себя также и обязанность разверстки земли между крестьянскими семьями. А в остальном, общинное самоуправление было лишь фикцией. Сельский сход избирал «исполнительную власть» – старосту, но подчинялся он не сходу, а местным государственным чиновникам.

За 1861-91 гг. в частновладельческом секторе из 10,5 млн. ревизских душ выкупили землю 9,2 млн. человек ( 39 млн. десятин земли ). За это время, в 1881 г., был принят закон об обязательном выкупе крестьянских земель во всех внутренних губерниях России, а с 1883 г. были прекращены «обязательные отношения крестьян к помещикам»1. К 1881 г. лишь 15% освобожденных крестьян оставались на положении временнообязанных.

Реформы 60-х гг. высвободили такую огромную глубинную энергию, что за два десятилетия страна совершила гигантский скачок в своем экономическом развитии. Например, объем промышленного производства вырос в 7 раз, увеличиваясь темпами более быстрыми, чем в целом у развитых стран. Но затем начинается нарастание

аграрного кризиса, гигантского по своей глубине, масштабам и историческому значе-

нию.

К концу 80-х гг. данные о распределении земли показали появление, а в последующем и развитие ряда важных экономических тенденций.

Во-первых, после реформ сохранилось крупное помещичье землевладение, основанное на частной поземельной собственности.

Во-вторых, глубокое расслоение крестьянства, его социальная дифференциация.55% частновладельческой земли принадлежало 10 млн. крестьянских дворов (в ср. 13 десятин на двор). Но из них 6,5 млн. дворов, или почти 2/3 общего числа, представляли собой однолошадные или даже безлошадные крестьянские хозяйства. Зато 1,5 млн. дворов обладали половиной общего количества лошадей.

В-третьих, земля стала уходить из пользования основной массы крестьянства, концентрируясь в руках небольшой зажиточной верхушки.

В-четвертых, в пореформенный период сохранилось общинное землевладение и индивидуальное крестьянское землепользование с уравнительным распределением земли и периодическими переделами. В общине сохранилась круговая порука, т.е. коллективная ответственность за выкупные платежи и выплату различных податей.

В-пятых, в российском земледелии сохранялась низкая эффективность значительной части форм хозяйствования. Средняя урожайность зерновых составляла 39 пудов с десятины, что было лишь на 10 пудов выше, чем до реформы.

Вопреки надеждам правительства, помещичье хозяйство не получило в результате реформы стимулов к развитию выкупные суммы пошли на погашение старых долгов дворянства, расходовались помещиками не по назначению.

Временнообязанные крестьяне же оставались полукрепостными, неполноправными гражданами Российской империи. А также они не получили равных со всеми сословиями гражданских прав: их могли подвергать телесному наказанию.


.



Информация о работе «Россия на пути экономических реформ»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 87601
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 3

Похожие работы

Скачать
53011
4
0

... г., область занимала более высокое место от общего числа регионов России. Доля импортных продуктов питания достигала 50-60% от общего их потребления в области. С 1991 года снижается роль Калининградского региона в России по уровню производства, промышленной и сельскохозяйственной продукции, кроме выпуска целлюлозы, а также улова рыбы и морепродуктов. По количеству легковых автомобилей в ...

Скачать
26945
1
2

... " выступает именно перераспределение произведенного дохода. Другой важной функцией такого государства является осуществление тех или иных форм национального планирования. Условия перехода к рыночному хозяйству в России Россия в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Время, которое займет этот переход зависит от многих причин. ...

Скачать
38136
4
0

... национальные деньги и реальная денежная масса начинают расти (см. таблицу 3 приложения). В России, когда происходило ослабление денежной политики и правительство пыталось поддержать производство, наращивая денежную массу, процесс дезинфляции оказывался более растянутым. Шоковая терапия в Польше После разгрома начала 1980-ых и последовавших нерешительных реформ польское правительство начало ...

Скачать
51922
1
0

... и всех остальных преобразований. В Литве же эта опасность ощущалась в 90-е годы как гораздо меньшая и потому общество скорее достигало уровня социальной комфортности, характерного для более экономически развитых государств. Такой быстрый выход на уровень комфортности, с моей точки зрения, чрезвычайно опасен для судьбы преобразований. "Ничто не угрожает политической системе, достигнут некий ...

0 комментариев


Наверх