3. Права городов, пользовавшихся правом.
В грамотах польских королей, которыми даровалось Магдебургское право отдельным городам, говорилось, что король отменяет “все иные Права польские, литовские и русские и все иные обычаи, которые были бы несогласные с Правом немецким магдебургским”. Город освобождался от власти воевод, панов, старост, судей и подсудков, наместников и других урядников; горожане не обязаны были отвечать перед ними в чем-либо и кто бы на них не сослался. В городах устанавливался свой собственный суд. Жители городов были освобождены от обязанности нести воинскую повинность, являться на посполитное решение. Мещане так же освобождались от толок и гвалтов, от подворной повинности, задерживания гонцов и послов. Правда, на деле ни кто не мог дать ни каких гарантий от вмешательства городских “мужей”. Однако мещане приобрели право на свободную торговлю, значительную площадь земли вокруг города (например, Несвиж получил 100 валок), а так же право на “вход” в хозяйские лесные просторы и воды (для выпаса животных, пользования дерева для строительства и отопления, охоты и рыбной ловли). Они обязаны были поставлять только обоз для войска. Города получают право владеть поземельною собственностью, тогда как раньше этим правом пользовалось только шляхетство.
Крупные города с Магдебургским правом, размещенные на важных торговых путях, строили для иностранных купцов гостиные дворы (в Полоцке, например, их было 4). Обязанности же “вольных” городов были небольшими. Фактически, они сводились до выплаты пошлин в государственную казну (магистрат распределял его по всем мещанам), в том числе и необычные налоги на военные нужды. Исходя из этого, можно сказать, что мещане городов с Магдебургским правом являлись, в прямом смысле, тоже привилегированной социальной прослойкой населения Беларуси того времени.
Ряд городов и местечек получили не полное Магдебургское право, а только некоторые элементы самоуправления. Например, Сураж, Ула, Вялиж и другие маленькие города имели только собственный войтовский суд.
В админинстративно-правовом плане самоуправление благодаря Магдебургскому праву окончательно отделило город от волости. Дав мещанам юридические гарантии частной собственности, точный экономический стимул, оно создавало благоприятные условия для хозяйственного развития города. Это ускорило развитие общества и формирование социальных слоев. “Хотя форма муниципального управления - говорит профессор М.Ф.Владимирский-Буданов - принесена была в Польшу, Литву и Русь готовой, сложившись окончательно в Силезии, хотя история городского устройства в Польше чрезвычайно бедна движением, тем не менее можно открыть в ней три последовательных ступени:
1) В самом начале власть войта не принадлежит городской общине
2)Потом при усвоении городской общиной власти войта, она управляется замкнутой радой
3)Власть рады ограничивается представительными общинными учреждениями”
Но такой исторический путь города проходили не вместе: один начал его в 14 веке, другой в 17 веке. Войтовская власть составляла существеннейшую и важнейшую часть муниципального управления. Все живущие в городах должны были повиноваться войту; ему же принадлежала и судебная власть, хотя он не мог приговаривать без совещания с присяжными. Войт, по мнению некоторых исследователей, стоял отдельно, ему подчинялся магистрат. Другие ученые предполагают, что войт входил в магистрат. Органы городского самоуправления являлись также и апелляционной инстанцией на решения суда магистрата. В сравнении с нормами Магдебургского права, войты городов Великого Княжества Литовского имели более широкие полномочия. Более широкими были и их источники доходов. В грамоте на магдебургское право Пинску (1581) указывалось, что мещане должны из своей среды избирать войта.Такая административная должность, как войт, упоминается еще в княжение Марии Семеновой (1481). Он председательствовал на заседаниях городского управления и выполнял полицейско-дисциплинарные функции. В качестве содержания войт получал долю из суммы денежных штрафов и судебных издержек, солидный земельный надел в городе право содержания мясной лавки на городском рынке и др.
Решения войта, принятые без участия рады, считались недействительными. Войты не беспокоили себя выполнением наложенных на них обязанностей. Поэтому они назначали себе наместника-лентвойта, на которого ложилась ежедневная работа по наблюдению за деятельностью магистрата.
Рада должна была собираться в ратуше не менее одного раза в неделю, или столько, сколько для этого требуют дела. Предметом обсуждения на ее заседаниях были вопросы, которые касались общих интересов города. Так, например, рада Могилева в 1626 году в противодействие самовольству великокняжеских сборщиков налогов, добивалась права самим собирать налоги и сдавать их в казну. В некоторых случаях для обороны прав горожан рада принимала свой статут, как это было, например, в Орше в 1621 году.
Раде подчинялись ремесленники города, и она определяла наказания для нарушения цехового устройства. Для обороны интересов ремесленников и торговцев рады некоторых городов запрещают деятельность тех особ, которые не подчинялись городским властям. Особенностью Магдебургского права в городах Великого Княжества Литовского было сохранение роли схода горожан, особенно в выборе служебных особ.
Благодаря тому ,что государственные должности в Польше, в том числе и войтовство, могли отчуждаться посредством дара или купли, многие богатые города воспользовались этим и рано скупили войтовство. Все права таким образом переходили к городской общине. В таких городах, которым это удалось, на первый план выступает рада. Рада в польских и в литовско-русских городах не имела такого значения, как в силезких. Она не была строга разграничена от лавы, то есть коллегии присяжных (лавников). Обычно та и другая была под именем магистрата, причем лаве поручалось судебная власть, раде - заведование текущими делами и управлением городом. Члены лавы (лавники), заседали в суде, вели следствие и выносили приговоры. Число лавников в разных городах было не одинаково: в Магдебурге было 12 вместе с войтом, по числу апостолов (кроме Иуды) - 11. В других городах - 7,6 и даже 3 человека. Сначала они избирались общиной и приносили присягу; потом по мере выбывания членов лава пополняла уже сама себя. Было несколько родов муниципального суда на восемь пространств, где действовало Магдебургское право: 1)суд великий бургробский 2)солтысский 3)выложенный 4)поточный или potrzebny.
А так же был гостиный суд и “горячее право”, то есть суд над преступниками, пойманных на месте преступления. Первые три рода судов действовали в известные сроки, все прочие по мере необходимости. Во всех судах присяжными были одни и те же городские лавники.
Вместе с серьезными происшествиями (убийства, грабежи, и т.д.) в судах рассматривались бытовые дела, так как в Магдебургском праве были детально разработаны разнообразные вопросы. Был там и один очень интересный артикул, который предусматривал лишение ремесленника права заниматься ремеслом за убийство собаки или кота.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в судебных разбирательствах обе стороны пользовались услугами адвокатов. Например, при решении Полоцкой ратушей (1638) дела о неспособности Яна Каськевича к семейному сожительству, ее слушание было отложено на четыре недели пока Ян Каськевич не найдет себе адвоката. Для сравнения отметим, что в России адвокатство было создано только в 1864 году. (Отсюда видно, что наша страна опережала в некоторых важных вопросах Россию более чем на 200 лет!!!) К тому же городское сословие России никогда не имело прав на самоуправление по типу магдебургского!!!
Рада первоначально состояла из бурмистров и коллегии радцев, избираемая войтом из представленных ему общиной кандидатов. Основной обязанностью бурмистра было ведение заседания магистрата в качестве старшины. В его компетенции были также вопросы контроля за деятельностью коммунальных служб, расходы городской казны, наблюдение за общественным порядком и т.д. Как войт, так и бурмистры, обязаны были принимать решения только после согласия всех радцев. Но войт и бурмистры часто нарушали нормы городского самоуправления, о чем говорят многочисленные жалобы горожан Великому Князю, а затем и королю “на свавольства мужоу, якiя крыуды i уцiскi мяшчанам чыняць”.
В соответствии с нормами Магдебургского права члены магистрата, войт и бурмистры охранялись от посягательств на их жизнь, честь и достоинство. Уставы городов предусматривали самые суровые наказания за их нарушение. Членами рады могли быть выбраны только законнорожденные, зажиточные мещане, которые были “при состоянии” не менее 3-5 лет. Рядовые мещане редко попадали в число “электов” или “ратманов”.
Рада заботилась об увеличении общественного добра, смотрела, чтобы не было дороговизны на пищевые продукты. Рада наказывала перекупщиков, если бы они, вопреки распоряжениям рады, начинали продажу ранее определенного срока. Рада так же следила за тем, чтобы меры и весы были в надлежащем состоянии. Она обязана была не допускать раздоров в городе, оборонять вдов, сирот, не позволять распространения азартных игр. Постановленное в ратуше, с ведома и позволения старших из поспольства, все горожане обязаны были исполнять под страхом наказания. Радцы ежегодно обязаны были отдавать отчет во всех городских суммах перед старшими из поспольства. Когда городское общество приобретало войтовство, всеми выгодами этого пользовалась рада. К ней переходило право представителя - бурмистров (прежде они назначались из радцев старостою и войтом. Число бурмистров было 4,6 и более; правили они по очереди). В конце концов рада совершенно уничтожило выбор бурмистров и установило представительство своих членов по очереди. Рада установила себе право выбирать своих сочленов на место выбывающих, а так же лавников (городская община потеряла даже право представлять кандидатов, чем она пользовалась при войтах). Рада издает городские постановления - вилькеры, которые имели такую же обязательную силу, как и государственные законы. “Во всех городах Речи Посполитой, - по словам проф. М.Ф.Владимирского-Буданого - рада поставляет общественную самодеятельность корыстно сосредотачивая власть и богатство городское в руках своих членов, и в большей части городов Литвы и Руси стремится к подавлению русской национальности и православной веры”.Первоначально обе национальности в раде пользовались равноправностью, и жалованные грамоты русским городам на Магдебургское право приказывали непременно составлять раду города из двух национальностей. Но постепенно в некоторых городах польская национальность вытеснила русскую и нередко принимала меры ,оскорбляя религиозное чувство православной части населения. Эти злоупотребления иногда вели к учреждению в городах нескольких рад. В некоторых (немногих) городах были учреждены особые коллегии для поспольства из 7,20,30,большею частью из 40 представителей. Эта коллегия получала законодательную власть, собиралась в известные времена года, имела своего регента и посылала своего представителя на сейм. С радой она вела постоянные споры, внося еще большую путаницу в муниципальное устройства города. В конце концов правительство решило уничтожить в Литве во всех городах кроме 11 больших и старейших (Вильни, Лиды, Трока, Ковна, Новогрудка, Волковыска, Брест-Литовска и Гродно).
На Беларуси Магдебургское право было отменено по приказу Екате-рины_2 в Могилевской губернии в ноябре 1775 года, в Минской - в мае 1795, в Западной губернии Беларуси - в декабре 1795 года.
... . Они поделились на: славян, германцев, балтов, кельтов и италиков. Прародина балтов – среднее течение Днепра (Киевщина). 7. Виды этнических процессов. Славянский этап этнической истории Беларуси Виды этнических процессов: 1.миграция, 2.консалидация, 3.миксация, 4.ассимиляция, 5.аккультурация, 6.геноцид Славянский этап - дунайская версия прородины славян – верховье реки Дунай. Монарх ...
0 комментариев