2.3. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

 

Согласно Священному Писанию и Церковному Преданию, Иисус Христос не дал апостолам никакой заповеди о времени и месте Крещения.

В I – II веках время Крещения строго не устанавливалось. Так, Тертуллиан, говоря о времени совершения Таинства Крещения, указывает: «Всякий день – Господень есть; всякий час, всякое время удобно для Крещения: правда есть разница относительно торжественности, но благодать одна и та же» [11; 1, с. 524].

Из последних слов Тертуллиана следует, что, как минимум, во II веке уже имели место определенные дни для совершения Таинства Крещения.

Введение во II веке в церковную практику определенного времени для совершения Таинства Крещения объективно диктовалось следующими обстоятельствами:

1.    С началом гонения на христиан увеличилось число вероотступников (люди по слабости своей не выдерживали пыток), а как известно – кто отречется перед людьми от Господа, тот не войдет в Царствие Небесное (Мф. 10, 32, 33; Лук. 12, 8, 9). По любви Господа к своему созданию – человеку и благодати Промысла Божьего, предстоятели церквей откладывали Крещение к определенным датам, давая тем самым обращавшимся необходимое время как для научения основам веры, так и, самое главное, для испытания самих себя в истинности своей веры в Господа нашего Иисуса Христа.

2.    Желание крещаемых сделать этот день более торжественным, следовательно, по возможности отнести его ко дню христианского праздника.

О конкретных торжественных днях, когда совершается Крещение указывает Тертуллиан: «Торжественный день Крещения представляет Пасха; ибо в этот день и страдания Господа, в которые мы крестимся, исполнились … Потом Пятидесятица есть весьма продолжительное время Крещения» [11; 1, с. 525].

После прекращения гонений на христиан, начиная с IV века крещальная практика тяготеет к совершению Таинства Крещения в строго определенные дни. Так, Василий Великий указывает: «Какое время более прилично для Крещения, как не день Пасхи. Ибо в этот день есть некоторое воспоминание Воскресения; Крещение же есть некоторый образ Воскресения. И так, благодать Воскресения мы получаем в Воскресение» [1, с. 527].

В Апостольских Постановлениях указывается на совершение Таинства Крещения в Великую Субботу [1, с. 528].

В практике Западной Церкви обычай Крещения был более употребим в Пятидесятицу.

Ко дням совершения Таинства Крещения также относились [1, с. 528 – 530]:

-   день Рождества Христова (Галльская Церковь);

-   день Рождества Иоанна Крестителя (Галльская Церковь);

-   день храмового праздника (Иерусалимская Церковь);

-   апостольские праздники (Галльская и Испанская Церковь);

-   дни посвященные памяти мучеников (Галльская и Испанская Церковь).

Начиная с VII – VIII веков время Крещения в Восточной Церкви становится все менее и менее привязанным ко времени совершения церковных праздников, а начиная с IX века принято Крестить, когда бы ни случилось.

Одним из оснований для этого послужило 124-е правило Карфагенского Собора (419 г.), подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора, Константинопольского (680 г.), которое гласит: «Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякого недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».

В Западной Церкви Крещение перестали совершать в строго определенные дни только начиная с XII века.

В практике Крещения в древней русской церкви имели место элементы древней церковной традиции – совершали Таинство Крещения в определенные дни. Так, в правилах митрополита Георгия указывалось: «в пост ни человек, ни детина не крестится, ни страстная неделя, но в вербную и в субботу Лазареву и в великую субботу … аще ли болен, да крестите» [1, с. 537]. Затем в истории русской церкви наступает период безразличного отношения ко времени совершения Таинства Крещения – его совершают по мере необходимости – для младенцев, но все же, по возможности, в торжественные дни – для взрослых. Так, признанный авторитет в области истории чинопоследования Таинства Крещения А. Алмазов пишет во второй половине XIX века: «В настоящее время при Крещении взрослых, как было впрочем и всегда, принято наблюдать, чтобы оно по возможности для большей торжественности совершалось в какой–либо праздничный день» [1, с. 538].

2.4. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ

ПЕРСПЕКТИВЕ.

Св. Иустин, как отмечает архиепископ Филарет (Гумилевский), занимает первое место после мужей Апостольских, являясь учителем Церкви с ревностью и духом Апостольским [12, с. 62]. Именно по этому нам важно его свидетельство о чинопоследовании Крещения, приведенное Митрополитом Московским и Коломенским Макарием: «Кто убедится и поверит, что учение наше и слова истинны, и кто обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся и постимся; потом проводятся они нами туда, где есть вода, и возрождаются тем же образом, каким сами мы возродились, т.е. омываются они тогда водою во имя Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого» [7, с. 323]. Митрополит Московский и Коломенский Макарий наряду с этим приводит и другие аналогичные свидетельства пастырей и учителей Церкви о совершении Таинства Крещения в первые века.

В I – II в.в. в чинопоследование Таинства Крещения входило:

-   оглашение (наставление в истинах веры);

-   покаяние с отречением от прежних грехов;

-   открытое исповедание веры во Христа;

-   само духовное рождение при погружении в воду Крещения с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»;

-   молитва самого крещаемого.

Однако с позиции упорядочения его составных элементов в I – II в.в., как указывает А. Алмазов [1], до единообразия в крещальном чине еще было далеко.

Начиная со второй половины II века и, главным образом, в III веке внешнее развитие чина Крещения становится заметным [1; 8; 11] – появляются нововедения:

-   введение в крещальный чин заклинательных молитв;

-   после Крещения облачение новокрещенного в белые одежды, надевание венца, торжественное введение его в собрание верующих, соединенным с произнесением за него молитв.

Согласно свидетельству «Апостольских Постановлений» (IV век) и частным свидетельствам, особенно в творении Тертуллиана [11], в приготовительной части Крещения существенное место занимают заклинательные молитвы; совершительная часть Крещения начинается отречением от сатаны, за которым следует сочетание Христу, помазание елеем, крещение воды. Само Крещение осуществляется троекратным погружением крещаемого в воду с произнесением крещающим слов «во имя Отца и Сына, и святого Духа». После принятия Крещения новопросвященный произносит молитву Господню – «Отче наш» и другую, в которой испрашивает себе покровительство Божие. В след за этим актом, по всей вероятности, следовало участие новопросвященного в Литургии.

Начиная с III века крещальный чин в различных Церквах представляет собой чин более или менее одного порядка, причем главные элементы чинопоследования Таинства Крещения располагаются более или менее в одной и той же последовательности, а элементы второстепенные – довольно целесообразно группируются вокруг первых.

Таким образом, к концу III века в крещальный чин входят почти все современные обряды, только в более в простой форме.

А. Алмазов [1] указывает, что условия усложнения чина Крещения в III веке были довольно сложными, они состояли как во внешнем положении Церкви, так и во внутреннем ее состоянии:

-   развитие христианского сознания (внесение в чин таких действий как освящение воды, заклинание елея и заклинательных молитв вообще);

-   направление действующих сил Церкви этого периода – свет христианского учения уже проник всюду и наступало время обратить силы на деятельность внутри Церкви и, прежде всего, на устройство и развитие богослужебно – ритуальной стороны христианства.

Однако главным условием было отношение между язычеством и Церковью. Множество гонений, казней опустошали ряды членов Церкви. Церковь в тяжелые дни своего существования подкрепляла своих членов молитвами, в нашем случае – оглашенных, как также нуждавшихся в подкреплении молитвою допускала к участию в общих молитвах верных в общественном богослужении христиан, т.к. общественные моления скорее достигают своей цели. С другой стороны, усложнение приготовительной части чина Крещения было следствием желания Церкви оградить свои ряды от предателей. Само оглашение могло длиться несколько лет, в истории известны отдельные случаи, когда оно длилось 7 лет [1] .

На наш взгляд, удлинение и усложнение чина Крещения во времена массовых гонений на христиан было заботой Господа нашего Иисуса Христа о духовно – нравственном возрождении человека, Его любовью к человеку, ибо: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими» (Лук. 12, 8). Сломавшийся же под пытками язычников – вероотступник, его ждал только один путь – в Ад, ибо сказано Спасителем: «А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими» (Лук. 12, 9). По промыслу Божьему удлинялась подготовительная часть крещального чина – дабы оглашенный, укрепляясь в вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал истинным христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю заповедь блаженства, данную нам Господом: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мтф. 5, 11).

IV – V веках устанавливаются более или менее прочные формы совершения чина Крещения, продолжается наполнение крещального чина новыми элементами, но акцент постепенно смещаться от привнесения новых элементов, к большему усложнению уже имеющихся. Причиной этому также послужило отношение христианской Церкви к язычеству [1]. В IV веке язычество предприняло последнюю попытку поколебать веру христианскую через торжественность, богатство и пышность своих обрядов, которыми само христианство того времени было бедно. Как ответ на это в IV – V веках чин Крещения представляет собою в высшей степени торжественный и вместе с тем весьма обширный и многосложный акт. А. Алмазов приводит замечательное высказывание Рубцова, одного из исследователей Таинства Крещения, объясняющее такое чинопоследование следующим образом: «чтобы выразить все величие Таинства Крещения, приблизить его к пониманию человека и яснее представить ему те блага, какие сообщаются через Крещение, пастыри Церкви, как приемники апостольского служения, облекли его в благолепную одежду обрядов, знаменующих возрождение внутреннего человека» [1, с. 648].

На наш взгляд, такое торжественное совершение Таинства Крещения в IV – V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии – является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои ряды новообращенных.

С падением язычества, в V веке, устранилось одно из важных побуждений к развитию великолепия обстановки в чинопоследовании Крещения. Вместе с тем остановилось и само развитие литургической стороны Крещения. Именно в этот период, в IV – V века, главным образом завершается упорядочение составных элементов крещального чина.

Начиная VI с века постепенно начинается суживание внешнего объема чина Крещения (он рассчитался на взрослого человека). Основанием для этого послужило повсеместное вхождение в практику крещения младенцев [1]. Так, чин принятия в оглашенные нередко годами отделялся от самого оглашения как обрядового акта, но с началом массового Крещения младенцев эти акты сплотились в один, почти неразрывный акт, практически совершавшийся в один день.

Несмотря на постепенное сужение чина Крещения, он, хотя и крайне медленно, но продолжал пополняться новыми элементами. Так, примерно в XVI веке в связи с тем, что Божественная Литургия стала совершаться от Крещения отдельно (без привязки ко времени совершения Таинства Крещения) Церковь нашлась вынужденной привнести в крещальный чин чтение апостола и Евангелия.

И так, исходя из сказанного:

1.    Полного развития своей внешней стороны чин Крещения достигает в IV – V веках.

Главными внешними факторами его развития явились:

-   противодействие в системе «христианство – язычество»;

-   результаты процесса развития теоретической христианской мысли.

2.    С VI века чин Крещения сужается и делается проще.

Главный фактор – введение во всеобщую церковную практику Крещения младенцев.

3.    Внутреннее развитие чина Крещения совершилось позднее внешнего – окончательное внутреннее развитие в VI веке, но отсутствие полного единообразия до XVII века (надо помнить, что до XVI века Богослужебные книги были рукописными и в них, по различным причинам, писцами вносились изменения).


Информация о работе «Сравнение таинства крещения в исторической перспективе»
Раздел: Религия и мифология
Количество знаков с пробелами: 29676
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
39430
0
0

... Павел считает общество коринфских христиан больным. Они не живы как Тело Христово, какими они должна быть. То, что Апостол в ст.30,8 Проф. архим Ианнуарий (Ивлиев) "Новозаветные корни православного учения о Таинствах" кажется, рассматривает индивидуальные случаи болезней и смертей в церкви как следствия инаказания за недостойное поведение, представляет для нас некоторую трудность, те м более что ...

Скачать
70023
0
0

... — а особый "хлеб заклинания" (гл. 26). Трехлетний срок проходил и для оглашенных начинался еще один период, теперь уже непосредственной подготовки ко крещению. Критерием для выбора достойных являлся образ их жизни, точнее, его изменение к лучшему за период катехумената. Решение о допуске ко крещению принималось за несколько недель до этого дня, а ответственными за это были проводившие катехизацию ...

Скачать
81693
0
0

... показаниям "Памяти и похвалы" исключительную источниковедческую ценность. Помимо летописи и "Памяти...", до нас дошли и другие русские сочинения XI — начала XII века, в которых рассказывается о крещении князя Владимира Святославича. Это выдающиеся произведения древнерусской литературы — "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона (40-е годы XI века) и уже упомянутое "Чтение о святых Борисе ...

Скачать
135032
0
0

... . 5 В истории Церкви поздне-византийский период называется еще «эпохой разделения Церквей» к такое название соответствует, конечно, всему значению этой величайшей трагедии на историческом пути христианства. В некотором смысле вся жизнь Византии действительно проходит под знаком этого события и тогда сложившееся «переживание» разделения до сего времени окрашивает в свои тона отношения между ...

0 комментариев


Наверх