2. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ РАЗБОЯ

(ЧАСТЬ 2 СТАТЬИ 162 УК РФ)

В части 2 статьи 162 предусматривается ответственность за квалифицированный разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия.

Понятие группы лиц по предварительному сговору дано в статье 35 УК РФ. Такой признается группа лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления. Во-первых, она должна обладать общими признаками соучастия: в нее входит не менее двух лиц, являющихся субъектами уголовного права, действующих совместно, умышлено и согласовано. Так называемое «объективно групповое совершение преступления», когда признаками субъекта уголовного права обладает лишь одно лицо (остальные невменяемые либо не достигли возраста уголовной ответственности) не образует групповой разбой. Причем по форме это должно быть только соисполнительство, когда не менее двух участников группы выполняют объективную сторону разбоя. Сложное соучастие с юридическим распределением ролей не образует квалифицирующий признак. При разбое возможны обе разновидности соисполнительства. При параллельном соисполнительстве все участники группы параллельно во времени и пространстве выполняют объективную сторону хищения полностью или частично. При последовательном (что более распространено) объективная сторона разбоя делится участниками группы на несколько этапов, и каждый из соучастников выполняет свой этап. Исходя из смысла части второй статьи 35 УК РФ уголовная ответственность за разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, наступает и в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное изъятие имущества осуществляет один из них. Если другие участники в соответствии с распределением ролей совершили согласованные действия, направленные на оказание непосредственного содействия исполнителю в совершении преступления (например, лицо не проникло в жилище, но участвовало во взломе дверей, запоров, решеток, по заранее состоявшейся договоренности вывозили похищенное, подстраховывало других соучастников от возможного обнаружения совершаемого преступления), содеянное ими является соисполнительством и в силу части второй статьи 34 УК РФ не требует дополнительной квалификации по статье 33 УК РФ[23].

Действия лица, непосредственно не участвовавшего в хищении чужого имущества, но содействовавшего совершению этого преступления советами, указаниями либо заранее обещавшего скрыть следы преступления, устранить препятствия, не связанные с оказанием помощи непосредственным исполнителям преступления, сбыть похищенное и т.п., надлежит квалифицировать как соучастие в содеянном в форме пособничества со ссылкой на часть пятую статьи 33 УК РФ.

Сговор следует признать предварительным во всех случаях, когда он достигнут до начала выполнения объективной стороны. По форме сговор может быть письменным, устным, с помощью конклюдентных жестов, мимики, молчаливого согласия.

При вменении такого признака, как группа лиц по предварительному сговору, необходимо иметь в виду, что исполнителями при разбое являются не только те лица, которые непосредственно завладевают имуществом, но и те лица, которые применяют физическое или психическое насилие к потерпевшим[24].

В группе лиц по предварительному сговору общее согласие о совершении преступления достигается заранее, до его реального совершения. Сговор на совершение преступления отличается от простого согласия, решения на совершение преступления именно тем, что носит предварительный характер, т.е. существует временной промежуток между принятием решения о совершении группового преступления и его реальным выполнением.

При квалификации действий виновных как совершение разбоя группой лиц по предварительному сговору следует выяснить, имел ли место такой сговор соучастников до начала действий, непосредственно направленных на хищения чужого имущества, состоялась ли договоренность о распределении ролей в целях осуществления преступного умысла, а также какие конкретно действия совершены каждым исполнителем и другими соучастниками преступления[25].

Даная группа организована, состав ее в определенной степени стабилизирован, ярко выражена антиобщественная установка, группа переходит к совершению серии часто однородных преступлений, однако пока нет еще четких планов совместной деятельности.

В этой группе нет лидера, но сформировалось, как правило, руководящее ядро из наиболее активных и авторитетных членов. Обычно его составляют самые деморализованные ее члены, с явно выраженной антиобщественной установкой. Деловые отношения по поводу совершения групповых преступлений приобретают все большее значение. Но в тоже время межличностные отношения продолжают играть главную роль.

 При совершении разбоя группой лиц без предварительного сговора содеянное ими следует квалифицировать (при отсутствии других квалифицирующих признаков, указанных в диспозиции данной статьи) по части второй статьи 162 УК РФ.

В целом группа лиц по предварительному сговору является как бы промежуточной между группой лиц и организованной группой, поэтому по конкретным уголовным делам в группах этого вида могут быть обнаружены отдельные признаки, как группы лиц, так и организованной группы.

Группа лиц по предварительному сговору достаточно устойчива, поскольку между сговором ее членов до совершения преступления существует определенный промежуток времени, в течении которого группа не распалась. Но в то же время формирование преступной группы еще не завершено, состав ее не стабилизировался, члены группы свободно выходят из нее, так же легко появляются новые члены. Изучение уголовных дел показывает, что очень редки случаи, когда группа совершает преступление в полном составе. Однако всегда участвуют в преступлениях лица, составляющие активное и руководящее ядро преступной группы.

Если организатор, подстрекатель или пособник непосредственно не участвовали в совершении хищения чужого имущества, содеянное исполнителем преступления не может квалифицироваться как совершенное группой лиц по предварительному сговору. В этих случаях в силу части третьей статьи 34 УК РФ действия организатора, подстрекателя или пособника следует квалифицировать со ссылкой на статью 33 УК РФ[26].

Если группа лиц по предварительному сговору имела намерение совершить грабеж (или кражу), а один из участников применил или угрожал применить насилие, опасное для жизни и здоровья потерпевшего, то его действия следует квалифицировать как разбой, а действия других лиц – соответственно как грабеж (или кражу) при условии, что они непосредственно не способствовали применению насилия либо не воспользовались им для завладения имуществом потерпевшего, гласит постановление (п. 7 Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» от 5 сентября 1986 г.)[27].

Рассмотрим квалифицирующий разбой, совершенный с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Большое значение в последние годы приобрела совокупность насильственных преступлений, совершаемых с применением оружия. Такой разбой существенно повышает опасность деяния, поскольку резко усиливает агрессивность и силу нападения, способен причинить потерпевшему более значимый (тяжкий) вред здоровью и, даже, жизни, придает самому преступнику уверенность в достижении цели хищения чужого имущества, в его неуязвимости со стороны лиц, которые могут оказать сопротивление или воспрепятствовать преступному посягательству на собственность и личность. Все это вместе взятое свидетельствует об особой дерзости и преступника, и его деяния.

Если умыслом виновных, совершивших разбойное нападение группой лиц по предварительному сговору, охватывалось применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, все участники совершенного преступления несут ответственность по части второй статьи 162 УК РФ как соисполнители и в том случае, когда оружие и другие предметы были применены одним из них[28].

Понятие оружия дано в Федеральном законе об оружии: предметы и устройства, специально предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Оружие по своим конструктивным признакам делится на: огнестрельное, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; холодное оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, метательное оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства; пневматическое оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получившим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа; газовое оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ; сигнальное оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов.

В соответствии с данным законом к оружию не относится предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно схожие с оружием.

Приведем классификацию оружия по целям использования и основным характеристикам.

1.         Гражданское оружие предназначено для использования гражданами в целях самообороны, для занятия спортом и охоты. Оно исключает ведение огня очередями и имеет емкость магазина не более 10 патронов.

К гражданскому оружию относятся: а) оружие самообороны, к которому относится огнестрельное гладкоствольное оружие, огнестрельное бесствольное, газовое оружие и электрошоковые устройства, и искровые разрядники; б) спортивное оружие – огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное, холодное клинковое, метательное и пневматическое; в) охотничье оружие в виде огнестрельного с нарезным стволом, огнестрельного гладкоствольного, огнестрельного комбинированного, пневматического, холодного клинкового; г) сигнальное оружие; д) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой и иными национальными костюмами.

2.         К служебному относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических фирм, которым разрешено ношение, хранение и применение оружия в целях самообороны и для защиты граждан и иных объектов.

3.         Боевое ручное стрелковое и холодное оружие предназначено для решения боевых и оперативно-служебных задач, находящееся на вооружении министерства обороны и иных силовых министерств. Применение в процессе разбойного нападения любого их числа перечисленных выше предметов, подпадающих под действие Закона об оружии, образует анализируемый квалифицирующий признак.

Однако следует более подробно остановиться на двух видах оружия, использование которых порождает некоторые трудности при квалификации. Прежде всего, речь идет о газовом оружии. По Закону об оружии к нему относятся газовые пистолеты и револьверы, механические распылители, аэрозоли и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения России. С одной стороны, любое газовое оружие попадает под действие Закона об оружии, поэтому его использование следует квалифицировать как разбой с применением оружия. С другой стороны, судебная практика зачастую не рассматривает его использование даже как разбой, не говоря уже о вооруженном разбое. Так, президиум Санкт-Петербургского городского суда отменил решение районного народного суда, вынесенное по делу о разбойном нападении с использованием газового баллончика, поскольку следственные и судебные органы, по мнению вышестоящей судебной инстанции, не изучили вопрос о характере отравляющего вещества, содержащегося в баллончике, его воздействие на организм человека, степень тяжести телесных повреждений, могущих возникнуть при применении данного газа.

Закон под газовым оружием понимает только устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению министерством здравоохранения России. Таким образом, использование газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими и другими веществами, не разрешенными к применению Министерством здравоохранения, создает опасность для жизни и здоровья потерпевшего, поэтому указанные действия следует квалифицировать как разбой, причем вооруженный. В соответствии с Законом об оружии, на территории Российской Федерации запрещен оборот в качестве гражданского и служебного газового оружия, снаряженного веществами, разрешенными к применению министерством здравоохранения, которое способно причинить вред средней тяжести здоровью человека, находящегося на расстоянии более 1 м. Использование такого оружия в процессе разбойного нападения также следует квалифицировать как вооруженный разбой. Следовательно, что разрешенное к обороту газовое оружие, начиненное веществами, допускаемыми Министерством здравоохранения, способно даже на расстоянии 1 м причинить легкий вред здоровью человека, не говоря о более близких дистанциях. Причинение легкого вреда свидетельствует о насилии, опасном для жизни и здоровья потерпевшего. Кроме того, по закону газовое оружие – это оружие, предназначенное хотя и для временного, но поражения живой цели. Стало быть, применение газового оружия и в данном случае должно расцениваться как вооруженный разбой. Кроме того, использование газового оружия должно квалифицироваться как разбой с применением оружия, а не предметов, используемых в качестве оружия, как это иногда делается в судебной практике.

Применение сигнального оружия тоже способно порождать споры на практике. Во-первых, данные предметы не зря попали под действие Закона об оружии, а в силу их достаточной опасности. Во-вторых, использование сигнального оружия для психического насилия вполне способно выполнить свои цели, ибо оно очень похоже на огнестрельное оружие. В-третьих, применение их на достаточно близком расстоянии создает опасность не только для здоровья, но и при определенных обстоятельствах для жизни потерпевшего. В судебной практике имеются случаи, когда в результате выстрела из ракетницы в голову потерпевший был убит (в другом случае – потерял зрение, в третьем – получил серьезные ожоги от возгорания одежды). Таким образом, применение сигнального оружия также должно расцениваться как вооруженный разбой.

Орудия, в отличие от средств, используются в процессе непосредственного осуществления преступления.[29]

Под иными предметами, используемыми в качестве оружия, понимаются любые предметы, с помощью которых может быть причинен вред здоровью человека. В качестве таковых могут быть признаны любые предметы, кроме тех, которые подпадают под понятие «оружие». Не имеет значения, были ли они специально приспособлены, обработаны, видоизменены преступником, заранее приготовлены или подобраны на месте преступления. Главное – установить, что данные предметы применялись, в качестве оружия и их применение, создавало угрозу для жизни или здоровья потерпевшего. Обычно это всевозможные инструменты, легко воспламеняющиеся жидкости, иные предметы хозяйственно-бытового обихода, которые по своим физическим свойствам позволяют причинять телесные повреждения и смерть.

Использование подручных предметов характерно для спонтанно-ситуативных преступлений. Они, как правило, не подготавливаются заранее, совершающие их лица не обладают специфическими навыками и умениями в обращении с оружием. Тем не менее, целенаправленное использование обладающих поражающими свойствами орудий для воздействия на окружающую действительность включается этими лицами в план достижения преступного результата и помогает добиваться поставленной цели. Объективно эти преступления опаснее тех, которые совершаются без использования каких-либо орудий, однако они менее опасны, чем вооруженные преступления[30].

Под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, следует понимать: а) причинение с их помощью легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью либо лишение жизни человека; б) использование их поражающих свойств, когда по причинам, не зависящим от воли виновного, реальный вред здоровью или жизни для потерпевшего не наступает; в) использование указанных предметов для психического насилия (демонстрация оружия). Применение в процессе разбойного нападения негодного оружия или имитации оружия либо изделий, конструктивно схожих с оружием, не образует данный квалифицирующий признак. Поскольку потерпевший при разбое реально воспринимает негодное оружие либо его имитацию как насилие, опасное для жизни и здоровья, действия виновного следует квалифицировать как разбой, а не грабеж. Но этот разбой нельзя признать вооруженным. В то же время если данными предметами причиняется вред, опасный для жизни или здоровья (удар в висок рукояткой неисправного пистолета), то это можно рассматривать как разбой, соединенный с применением иных предметов используемых, в качестве оружия.

Вооруженный способ насилия является определяющим для рассматриваемого вида преступлений. Их стержневой признак - использование виновным особых предметов материального мира – оружия в качестве орудия преступления для причинения вреда (или угрозы причинить вред) потерпевшему и иным лицам и обеспечения, таким образом, преимущества над ними, позволяющего достигнуть поставленной цели. Использование оружия для достижения преступного результата закладывается преступником в план совершения преступления с самого начала подготовки к нему, т.е. преимущественно над жертвой является авансированным[31]. «Уличные» разбои, как правило, имеют самую примитивную подготовку и совершаются с помощью холодного оружия, обрезов и т.п.

 О характере общественной опасности деяния можно судить не только по последствию, но прежде всего по способу, ибо последствие может не наступить, а способ деяния проявляется уже в стадиях преступной предварительной деятельности.


Информация о работе «Уголовно-правовая квалификация разбоя (статья 162 УК РФ)»
Раздел: Уголовное право и процесс
Количество знаков с пробелами: 87924
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
43923
0
0

... к числу наиболее опасных преступлений против собственности относились те, которые были сопряжены с проникновением в жилые дома, нападением на другие обитаемые здания, селения.[11] С точки зрения уголовно-правовой характеристики хищение с незаконным проникновением в жилище представляет собой особый состав, включающий в себя два непосредственных объекта, что отличает данный вид преступления и ...

Скачать
140947
2
2

... 3. Юридическая характеристика квалифицированного состава кражи § 1. Квалифицированные и особо квалифицированные признаки кражи Приоритетным направлением уголовной политики Российского государства является дифференциация уголовной ответственности за преступления. Эффективность уголовно-правовой нормы определяется не только совершенством диспозиции, правильно отражающей социальные реалии, но ...

Скачать
185709
7
0

... профилактический учет, помощь и паспортизация предприятий, учреждений и организаций, криминологическая экспертиза, профилактическое предписание. Заключение В процессе изучения темы - "Ответственность за разбой по российскому уголовному праву" исследованы теоретические и практические аспекты данной проблемы в современном ракурсе. Разбой на протяжении всего периода развития общества являлся ...

Скачать
52105
0
0

... и практика). СПб., 2004. 10.  Бойцов А.И. Преступления против собственности. Санкт-Петербург, 2002. 11.  Галимов И.Х. Ответственность за разбой: вопросы теории и практики// Российский следователь, 2003, N 10 12.  Власов В.П. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с хищением оружия с заводов изготовителей: исторические и современные аспекты// Проблемы борьбы с незаконным ...

0 комментариев


Наверх