2. Донору причиняется менее значительный вред, чем предотвращенный вред больному.— реципиенту, т.е. польза от
пересадки реципиенту должна быть большей, чем вред здоровью донора.
Если даже одно из этих условий не может быть соблюдено, донорство не должно иметь места. При этом необходимо учитывать и возможные в будущем последствия для донора. Сегодня, например, его почка спасла жизнь больному— реципиенту и, следовательно сохранено более ценное - жизнь реципиента за счет менее ценного — причинения вреда здоровью донора. Однако в дальнейшем положение может изменит "я. Обязательным условием для добровольного донорства является вменяемость донора, т.е. он должен быть психически здоровым и отдавать отчет в своих действиях.
Из сказанного видно, как много вопросов причем очень сложных для разрешения, выдвигает жизнь по проблеме донор — реципиент при пересадке органов и тканей.
Взятие органов и тканей от трупов для пересадки больному.
Сложность решения вопросов о взятии органов и тканей от живого человека заставила обратиться к другой возможности — использованию с целью трансплантации органов и тканей от трупа умершего- человека.
Не следует, однако, думать, что в этих случаях не возникает каких-либо морально — этических или правовых вопросов. Они существуют и представляются достаточно сложными.
Дело в том, что органы и ткани для пересадки должны быть взяты от. трупа как можно быстрее сразу же после .наступления биологический смерти. И вот здесь возникает один из самых основных и сложных вопросов: что считать моментом смерти и как установить его? Этот вопрос до возникновения реаниматологии и развития трансплантации считался довольно простым. За момент наступления' смерти принималась остановка сердца. Теперь мы знаем о клинической смерти, т.е. периоде, пусть исчисляемом несколькими (5-6) минутами, но в течение которого в ряде случаев можно вернуть человека к жизни с полным восстановлением функций всех органов. Последнее следует особо подчеркнуть, т.к. при помощи реанимационных мероприятий можно вернуть человека к жизни и э более поздние сроки, но при этом выпадает функция корн головного- мозга — сознание. Такие больные иногда живут в течение многих месяцев.
Исходя из сказанного, следует принять, как обязательное условие, что брать органы и ткани можно только при наступившей биологической смерти — необратимом прекращении жизненных функций организма, когда исчерпаны все возможности возвращения человека к жизни.
При изъятии от трупа органов ли тканей нужно быть уверенным в наступлении биологической смерти. Отсюда очень важное значение приобретает ее констатация.
Перед хирургом появляется дилемма: с одной стороны, необходима пересадка жизнеспособного органа, с другой стороны, недопустимо брать орган даже у тяжело больного или перенесшего травму, но еще живого человека, у которого не погасли функции сердца, легких, мозга и имеется надежда на оживление.
Достоверные признаки биологической смерти — ранние трупные явления: трупные пятна и трупное окоченение. Поздняя регистрация - через 30— 40 минут и позднее — делает их непригодными для установления факта смерти с целью взятия органов для пересадки : за это время в органах и тканях развиваются аутолитические и гипоксические процессы, что делает органы непригодными для пересадки.
С этой целью более пригодны инструментальные методы исследования, прежде всего электроэнцефалография для констатации прекращение жизнедеятельности головного
Биологическая смерть удостоверяется несколькими врачами с составлением протокола.
Поскольку чаще всего для пересадки используются органы и ткани трупов лиц, погибших от насильственных воздействий и бывших до травмы практически здоровыми, то при изъятии необходимых объектов обязательно должен присутствовать судебно-медицинский эксперт, который, в последующем, будет проводить исследование трупа,
В соответствии с приказом Министра здравоохранения СССР N 166 от 10.04.62 г. в исследовательской части акта
(заключения) эксперт указывает, какие органы или ткани и для какой цели изъяты из трупа.
В настоящее время подготавливаются законодательные положения и вытекающие из них ведомственные инструкции, регламентирующие порядок изъятия из трупа органов и тканей для целей трансплантации.
Следует согласиться с мнением М.И. Авдеева (1968) о том, что вследствие исключительной сложности и общественной значимости проблемы пересадки органов и тканей, ее специфические правовые и медицинские аспекты требуют самого осторожного подхода к разрешению и строгой регламентации. В этом плане операции по пересадке органов и тканей Могут производиться лишь в определенных лечебных учреждениях, располагающих высококвалифицированными специалистами и соответствующим оборудованием.
Академик АМН СССР В.В. Кованов (1969) писал, что "В наших условиях решение всех ответственных вопросов, связанных с пересадкой органов, может быть, мне думается, доверено не одному хирургу, а компетентному консилиуму. Это исключит всякие недоразумения". Сказанное полностью относится и к вопросу об определений показаний для пересадки органов и тканей.
Состояние и перспективы развития отечественной трансплантологии.
Вторая половина XX столетия ознаменовалась становлением новой комплексной медико — биологической научной медицины — трансплантологии, объединяющей такие крупные разделы науки, как иммуногенетика, трансплантационная иммунология, консервация донорских органов, экспериментальная и клиническая хирургия, биомеханика и др. ,
Последние два десятилетия операции по пересадке органов — сердце, сердечко — легочного комплекса, печени, почки, поджелудочной, железы — во всем мире вышли из стадии эксперимента и являются целесообразным и эффективным методом лечения, спасающим жизнь и приводящим, в большинстве случаев, к полной физической, психологической и социальной реабилитации. Во многом это стало возможным благодаря признанию обществом диагноза "смерть мозга" как эквивалента "биологическая смерть" человека, что представляется, несомненно, чрезвычайным событием не только в медицинском мире, но в истории человечества в целом, в развитии его этики, философии, религии. Проблема пересадки органов в клинической практике в каждом случае связана с решением судеб двух людей, донора к реципиента, и поэтому является одной из наиболее драматичных в медицине. Этим объясняется тот факт, что трансплантология поставила перед обществом принципиально новые морально- этические, правовые, социально — экономические проблемы.
Развитие клинической трансплантологии в нашей стране сопряжено со значительно большими трудностями! чем в других государствах. Длительное время отсутствовало правовое регулирование в данной области, в том числе в отношении заготовки донорских органов. Так, официальное разрешение на постановку диагноза смерти мозга у нас появилось примерно на двадцать лет позже, чем в большинстве экономически развитых стран, что обусловило значительное отставание отечественной трансплантологии.
Ее правовая база была заложена в России лишь в 1992 г. с принятием Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека". Введенный в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г. N 4181 — 1 он полностью отражает все основополагающие принципы, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения в области трансплантации человеческих органов, опирается на современные достижения науки и медицинской практики и является основной правовой базой для дальнейшего развития и совершенствования клинической трансплантологии в России, гарантирующей права как донора, так и реципиента, определяющей невозможность неэтических поступков в этой области медицины. Изданный на основании Закона приказ Минздрава N 189 от 1008.1993 I7, регламентирует порядок установления диагноза смерти мозга и изъятия донорских органов для клинической трансплантации, что делает возможным решение основной задачи трансплантационных центров - оказания высококвалифицированной медицинской помощи больным, нуждающимся в пересадке органов.
Однако на сегодняшний день количество операций по трансплантации органов в России крайне мало: за год-7 ортотопических трансплантаций сердца, 3 ортотопических трансплантации печени, не более 450 аллотрансплантаций почек. примем 4/5 общего числа операций выполняется в Москве (по существу, квалифицированная трансплантологическая помощь организована только в Москве). Потребность же в сотни раз выше.
Как указывает академик В.И. Шумаков, сложившаяся ситуация объясняется целым рядом объективных и субъективных причин.
Во — первых, это явно недостаточное количество транс— плантационных центров, их неравномерное расположение на территории Российской Федерации (трансплантации сердца и печени в России выполняют только два центра, расположенные в Москве, - НИИТ и ИО МЗМП и НЦХ РАМН) и крайне слабая материальная база, полное отсутствие служб, координирующих взаимодействие лечебно — профилактических учреждений и трансплантационных центров в регионах (функционирует только Московский координационный центр органного донорства).
Во — вторых, неготовность из-за низкой технической оснащенности реанимационных, нейрореанимационных отделений, отделений интенсивной терапии ЛПУ к констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга. Отсутствует диагностическая, лабораторная, следящая аппаратура, недостаточна кадровая подготовка, что, в значительной степени, ограничивает возможности донорских служб по заготовке органов.
Кроме того, имеет место непонимание общественностью всей значимости работы трансплантационных служб, что, как это ни парадоксально, наблюдается даже в среде медицинских работников, со стороны которых трансплантологии часто встречают прямое противодействие. Это говорит о низком уровне пропаганды гуманистической сути донорства как акта дарения".
Благодаря длительной целенаправленной разъяснительной работе через средства массовой информации в экономически развитых зарубежных странах в различных слоях общества сформировалось правильное представление о донорстве. Результатом этого стало возможным появление в широких масштабах "акта дарения" — документа размером с водительские нрава, где его владелец подписываете под тем, что если с ним произойдет несчастный случай и его органы будут пригодны для пересадки другому человеку, он заранее дает согласие на эту процедуру.
В ближайшее время планируется создание единой сети трансплантационных центров, равномерно распределенных по всей России во главе с Координационным центром, представ--ленным головным учреждением (НИИ трансплантологии и искусственных органов Минздрава РФ) В этих центрах будут работать квалифицированные кедры, прошедшие постдипломную специализацию на кафедре, которая' практически уже организована при НИИ трансплантологии и искусственных органов Минздрава РФ. Все существующие и вновь открываемые трансплантационные центры будут лицензированы для того, чтобы качество обслуживания -поступающих' к ним профильных больных было приблизительно на одном уровне, отвечающем всем современным требованиям.
С точки зрения развития трансплантологии как науки, будут продолжены исследования по разработке новых методов консервации органов, совершенствованию методов тканевого типирования, мониторинга иммуносупрессивнной терапии после операции пересадки того или иного органа, созданию эффективных отечественных иммуносупрассупрессантов. Нужно отметить, что уже разработаны такие отечественные аналоги препаратов, как циклоспорин — А, эритропоэтин, моноклональные антитела ОКТ—3. Проверка их в клинике на ограниченном контингенте больных показали эффективность этих препаратов. Сейчас решается вопрос о налаживании их промышленного выпуска для нужд отечественной трансплантологии.
• Очень перспективной является проблема пересадки органов от животных человеку. Ее решение позволит поднять трансплантологию на качественно более высокий уровень, превратить операции по пересадке органов в плановые, а не экстренные вмешательства, ликвидировать постоянный дефицит донорских органов, который существует сейчас во всем мире. Кроме того, это позволит уйти от всех волнующих .общество морально -этических проблем связанных с пересадкой органов,
Наиболее перспективным животным для пересадки от него органов человеку является свинья. Свиньи по размеру своих органов подходят человеку. Можно вырастить практически стерильных животных, что предотвратит опасность заноса в организм реципиента инфекций от донора.
НИИТиИО МЗ РФ, как и другие учреждения этого профиля в экономически развитых зарубежных странах, работает над этой проблемой в комплексе с рядом научных учреждений, занимающихся генной инженерией. Предстоит создать трансгенное животное, которое в генетическом отношений будет промежуточным между человеком и свиньей.
Хочется верить, что ,несмотря на все сложности, отечественная трансплантология, основанная на прочных традициях, будет успешно развиваться и займет достойное место в мире.
Правовое регулирование реанимации
По мнению многих ученых, остается открытым сам вопрос: вправе ли в принципе медики и законодатели предписывать людям, кого следует считать живым, а кого – мертвым?
Различают смерть клиническую и биологическую. Клиническая смерть является обратимой, так как предполагает возможность восстановления жизнедеятельности, но в строго ограниченный период. Биологическая смерть необратима, и никакие медицинские манипуляции не могут привести к оживлению человека. В состоянии клинической смерти гражданин является субъектом права. Это означает, что за медицинскими работниками сохраняется обязанность оказания ему медицинской помощи.
На протяжении всей истории человечества синонимом смерти считалось обнаруживаемое прекращение работы сердца и самопроизвольного дыхания. В наши дни, когда появилась возможность поддержания кардиореспираторной функции, указанный критерий во многих странах стал недействительным.
Если после реанимационных мероприятий восстановить функции головного мозга не удается, но аппаратом искусственно поддерживается дыхание и кровообращение, то создается только видимость жизни. По мнению академика В.Наговского (а теперь и в соответствии с законом) оживленный таким способом больной уже не личность, а лишь её иллюзия в прежнем телесном облике, своеобразный сердечно- легочный аппарат, который не может мыслить, не может воспринимать ни себя, ни внешнюю среду.
Теперь заключение о смерти даётся на основе констатации гибели всего головного мозга (регистрируется даже при работающем сердце и ИВЛ), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной Минздравмедпромом РФ.
Отдельно надо упомянуть лиц, которые находятся в летаргическом сне или состоянии, близком к нему. Люди «засыпают» в результате травмы, стресса, воздействия наркоза во время операции. Если приборы показывают, что мозг жив, то права людей, находящихся в летаргическом сне, должны быть защищены. Такой пациент не находится даже в состоянии клинической смерти, и использоваться в качестве донора не может.
Во избежание злоупотреблений в отношении предполагаемого донора закон запрещает участие в диагнозе смерти трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею.
Изъятие органов и тканей у трупа производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения, а если требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, необходимо дополнительно разрешение на изъятие судебно-медицинского эксперта и уведомление об этом прокурора.
Нельзя забывать, что российским законодательством разрешено возмездное донорство крови и спермы. И хотя возможно отчуждение этих тканей, коммерчески эти сделки не признаются.
Заключение
В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан допускается изъятие органов и тканей человека для трансплантации (ст. 47). Более подробно порядок трансплантации определен в Законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г. и в Законе «О донорстве крови и ее компонентов» 1993 г.
Наибольшее распространение в настоящее время приобрела трансплантационная система «Евротрансплант». Данная система «возникла в 1967 г., когда многие трансплантологии Европы пришли к выводу, что подбор пар донора и реципиента с наилучшей гистосовместимостью может быть осуществлен быстро и точно при наличии большого пула реципиентов, ожидающих трансплантацию почки, находясь на лечении диализом, и зарегистрированных в специальном листе ожидания».
Интегративные направления Российской Федерации в области медицины и здравоохранения должны быть отражены и в трансплантации органов и тканей. Дополнительным аргументом в пользу взаимодействия с подобными транснациональными организациями является тот факт, что «существующий порядок и правила деятельности этих организаций не дают возможности врачу-трансплантологу использовать донорский орган в пользу конкретного лица вместо передачи его в единый фонд реципиентов для последующего централизованного распределения по «листу ожидания» или обмена между центрами трансплантации».
Таким образом, интеграция нашей трансплантационной службы в международные организации по обмену информацией, органами и тканями, консультационной помощью представляется необходимой и оправданной.
Список литературы:
1. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993. № 2. ст. 62.
2. Мельников В.С. Социальные и правовые аспекты медицинской деятельности. Киров: Кировский государственный медицинский институт. 1997
3. Розенталь Р.Л., Соболев В.В., Сондоре А.А. Донорство в трансплантации органов. Рига, 1987.
4. Трансплантология. Руководство / Под ред. акад. В.И.Шумакова. М., 1995.
5. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. – М.: БЕК, 1995.
6. Янгст Э. Некоторые проблемы научной этики. М. 1960.
... донора. А если к этому добавить риск, угрожающий живущему донору регенеративного трансплантата, то становится ясно, почему современная медицина предпочитает производить изъятия тканей и органов ex mortuo. Но вопрос об изъятии трансплантатов ex mortuo имеет и юридическую сторону.Компенсация за донорство трансплантата Вопрос о вознаграждении за донорство трансплантата неоднократно дискутировался ...
... ин-та МВД. 1996. – 298 с. 41. Красновский Г.Н. Биоэтические и уголовно-правовые проблемы в Законе РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Государство и право. – 1993. – № 12. – С. 72-73. 42. Красновский Г.Н., Иванов Д.Н. Актуальные вопросы правового регулирования трансплантации органов и тканей в Российской Федерации // Вестник Московского ун-та. Сер. 11 «Право». – ...
... тема критериев отбора реципиентов, которую можно назвать проблемой «права на орган». Кроме этого, перед клинической трансплантологией встаёт целый ряд других этических проблем, среди которых прослеживается тема отношения медицинских работников к жизни и смерти в недопустимости купли-продажи донорских органов, что может привести к тому, что человеческое тело превратится в товар. В связи со ...
... исследования приходят к справедливому выводу о смене ценностных установоки профессионального сознания медиков, которые, с одной стороны, сталкиваются с тупиковыми ситуациями на границе между жизнью и смертью, а с другой - являются соучастниками общих цивилизационных социальных процессов. Эвтаназия - неодназначное действие. Прежде всего различают активную и пассивную эвтаназию. Активная - это ...
0 комментариев