6. ПОНЯТИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОМ ДИАГНОЗЕ .

Умение расспросить больного, собрать его анамнез дается не сразу. Если больному самому предоставить возможность излагать жалобы и историю заболевания, то получаются неполные и неточные данные. Часто больные забывают о некоторых фактах своей болезни или долго останав­ливаются на таких симптомах, которые не имеют большого значения, или рассказывают о событиях, маловажных для настоящего заболевания. При этом следует учитывать, что некоторые больные не решаются сооб­щить врачу или даже скрывают какие-либо заболевания (например, вене­рические) или вредные привычки (алкоголизм).

Для того чтобы собрать ценные для диагноза данные, следует знать симптомы и развитие заболеваний, которые изучают в частной патологии и терапии внутренних болезней, и хорошо владеть методикой расспроса больного. Диагностика учит, как нужно правильно и систематически со­бирать данные анамнеза.

Сначала выясняют общие сведения о больном — фамилию, имя, отче­ство, возраст, место рождения, профессию. Возраст имеет значение в раз­витии только некоторых заболеваний, например, атеросклероз, злокаче­ственные новообразования чаще появляются у пожилых. Если больной выглядит значительно старше своих лет, можно предположить, что он перенес серьезные заболевания или находился в тяжелых условиях, или в настоящее время тяжело болен. Знание профессии больного и социаль­но-бытовых условий его жизни нередко позволяет выяснить причину и условия, способствовавшие заболеванию (например, отравление, про­студа).

Далее приступают к систематическому и возможно полному расспро­су больного, задавая ему вопросы в определенном порядке.

Во врачебной практике применяются два типа диагностического ис­следования больного. Один из них заключается в том, что врач, исходя из какого-либо основного или наиболее очевидного симптома, например бо­ли в области сердца, желтухи, кашля, рвоты и т. п., исследует соответст­вующие органы и функции, которые могут иметь отношение к обнаружен­ному симптому, т. е. от симптома через краткое дополнительное иссле­дование переходит к диагнозу болезни. Так, в случае болей в правой подвздошной области при обнаружении пальпаторной болезненности и других признаков ставится диагноз аппендицита. Способ этот применяет­ся нередко, особенно при необходимости быстрого распознавания в слу­чаях, требующих неотложной помощи. Однако такой путь применим толь­ко в наиболее простых случаях и таит возможности диагностических оши­бок, так как при этом недостаточно внимания уделяется общему состоянию и всем системам организма. Кроме того, при этом отсутству­ет определенный план и метод изучения больного, и в лучшем случае диа­гноз болезни оказывается неполным, абстрактным.

Другой тип диагностического исследования можно назвать методи­ческим. Этот путь более сложен. Во-первых, кроме учета основных жалоб, изучается история жизни больного и его заболевания, т. е. все то, что можно получить при методическом расспросе или собирании анамнеза, нередко — из рассказов окружающих. При этом выясняются также кон­ституциональные, бытовые и профессиональные особенности жизни боль­ного. Это ведет к переходу от простого биологического распознавания к социально-биологическому диагнозу болезни. Во-вторых, у больного ис­следуются все органы или системы в определенном порядке. Если этого не придерживаться, а обращать преимущественное внимание на тот или иной орган, руководствуясь каким-либо одним симптомом, сильнее дру­гих выступающим в анамнезе, то это очень часто отражается на правиль­ности диагноза, так как исследование остальных частей организма не­вольно производится поверхностнее, чем это требуется в интересах рас­познавания, диагностика уже с самого начала легко попадает на ложный путь и с предвзятой точки зрения нередко истолковываются все симп­томы. Далее изучается морфологический статус больного в широком смысле слова (клиническая анатомия), т. е. индивидуальные особеннос­ти строения тела, телосложения и морфология органов больного (величи­на, форма, положение). Особенно важный раздел — определение пато­логической анатомии органов больного, т. е. их морфологических изме­нений в ходе развития болезни, которое может быть достигнуто методами клинического исследования.

Параллельно изучаются функциональные особенности больного по системам и в целом (клиническая физиология), т. е. производится опре­деление врожденных и приобретенных индивидуальных особенностей функций различных систем (дыхания, кровообращения, эндокринного ап­парата, нервной системы и т. д.) и патологических отклонений функций (например, секреции, терморегуляции, дыхания и т. д.).

Клиническая анатомия и физиология больного человека изучаются одновременно путем применения методов физической и функциональной диагностики физиологических систем организма. В результате этого вы­ясняется структура и функция органов и всех систем данного больного. Наконец, изучают особенности нервной системы и реактивности больного: силу и подвижность основных нервных процессов, типологиче­ские особенности высшей нервной деятельности и т. д. (на основании анамнеза, проявлений болезни, изменений реакции органов и тканей на обычные и патологические раздражители). В ходе выполнения общего плана диагностического исследования больного определяется его конституция, которая связывает в единое целое телосложение, функциональные особенности, тип нервной системы и реактивность организма, что дает ос­нования для индивидуального диагноза.

В ходе диагностического исследования изучаются отдельные прояв­ления заболеваний человека, т. е. производится анализ, конечной целью которого является познание состояния единого целостного организма, что достигается путем синтеза обнаруженных явлений. Однако на этом изу­чение больного не заканчивается; исходя из обнаруженного симптома или синдрома, для уточнения места поражения или заинтересованного органа, выяснения сущности патологического процесса производят дополнитель­ные исследования, сравниваются и сопоставляются симптомы, устанавли­вается связь между ними и все данные объединяются в понятие опреде­ленной болезни.

Даже в случаях, когда диагноз устанавливается при первом взгляде (например, базедова болезнь, ранение, рожа, порок сердца и т. п.), ме­тодическое изучение больного также необходимо для правильного ле­чения. Весь этот сложный путь исследований больного должен завер­шиться в каждом случае диагнозом болезни, не только возможно точным, но и настолько подробным, чтобы служить основанием для выбора тера­певтических мероприятий.

Следует подчеркнуть, что диагноз болезни и больного не представ­ляет законченной, застывшей формулы, а изменяется вместе с развитием болезни. Под влиянием лечения или возникновения осложнений в состоя­нии больного могут более или менее быстро наступить резкие измене­ния, соответственно которым изменяются диагностика и прогностическая оценка, поэтому диагноз всегда динамичен. Таким образом, диагности­ческое изучение состояния больного не прекращается в течение всего периода клинического наблюдения и лечения, что составляет диагности­ку течения болезни, а также обеспечивает проверку первоначального диагноза.

Схематически процесс диагностирования разделяется на период рас­познавания болезни и период изучения больного на протяжении лечения. Диагностическое заключение, охватывающее весь период наблюдения и лечения, представляется в виде эпикриза.

Дифференциальный диагноз. Диагноз, поставленный по аналогии, имеет одно только доказательство —большее или меньшее сход­ство наблюдаемых явлений с описанными симптомами определенной бо­лезни. Значительно большую достоверность диагноз приобретает, если в данном случае исключена возможность какого-либо другого заболевания. Поэтому более доказательным считается метод дифференциального диа­гноза, основанный на поисках различия между данным случаем и всеми возможными случаями с исключением предположений, не выдержавших этой проверки.

Необходимость такой проверки диагноза составляет принцип клини­ческого распознавания не только в неясных и сложных случаях, но и при тех заболеваниях, при которых наличные симптомы позволяют сделать вполне определенный вывод, однако безусловно необходимо иметь в ви­ду все возможности. С другой стороны, учет всех возможностей способ­ствует более полному обнаружению симптомов; лишь тому врачу удается правильно, своевременно и точно обнаружить все симптомы, который уже осведомлен о том, что их можно ожидать в данном случае, и поэтому со­средоточивает внимание на поисках этих симптомов.

Обычно исходным пунктом дифференциального диагноза служит вы­бор наиболее показательного, ведущего симптома. Затем вспоминают, пе­речисляют и приводят все те заболевания, при которых встречается этот симптом, для которых он является общим. Сравнивают последовательно наблюдающуюся картину заболевания с описанием тех болезней, с кото­рыми она имеет сходство в этом симптоме; ищут различия между данным случаем и сходными заболеваниями. На основании обнаруженных разли­чий или противоречий исключают все заболевания, о которых можно бы­ло думать в данном конкретном случае. Наконец, если при произведенном сравнении картина болезни у исследуемого больного обнаружила наи­большее сходство и наименьшее различие с какой-либо из возможных при данном симптоме болезней и удалось исключить остальные, то за­ключают, что у данного больного имеется это заболевание.

Фазы дифференциального диагноза. Первая фаза. Ведущий симптом, которым руководствуются при дифференцировании, не должен быть слишком общим, ибо в таком случае довольно много забо­леваний должно быть привлечено для дифференциации (например, лихо­радка, взятая вне особенностей ее проявлений); чем специфичнее симп­том, тем меньше круг болезней для дифференциации. Наименьшая затра­та труда и более быстрая дифференциация возможны только тогда, когда в основу дифференциации кладется не один изолированный симптом, а сочетание симптомов— симптомокомплекс.

Вторая фаза. Крайне важным условием является привлечение для дифференциации всех возможных симптомов для данного случая за­болевания, так как пропуск хотя бы одного уменьшает достоверность вы­вода. Из возможных заболеваний в первую очередь следует иметь в ви­ду наиболее вероятные по частоте.

Третья фаза. Сравнение изучаемого случая с рядом возможных заболеваний. Во-первых, отмечают сходство как по числу совпадающих симптомов, так и по их характеру. Во-вторых, следует достаточно четко установить различия как по отсутствию симптомов, свойственных забо­леванию, с которым сравнивается данный случай, так и по наличию симп­томов, мало свойственных предполагаемому заболеванию.

Четвертая фаза. Первоначально предполагавшееся заболева­ние исключают при нахождении различий или противоречий на основании одного из трех принципов дифференциации. Первый из них — так назы­ваемый принцип существенного различия. Наблюдаемый случай болезни не принадлежит к сравниваемому виду заболеваний, так как в нем от­сутствует тот симптом, который является постоянным признаком этого вида. Так, например, отсутствие альбуминурии исключает брайтову бо­лезнь почек или отсутствие повышенного основного обмена исключает ба­зедову болезнь. Но так как при большинстве заболеваний мы имеем дело-с непостоянными симптомами, то в клинике следует придерживаться бо­лее осторожного принципа. Отсутствие симптома еще не исключает забо­левания. Часто ранний период заболевания сопровождается настолько незначительными, непостоянными и нехарактерными признаками, что лю­бой из них может отсутствовать, не говоря уже о сложных случаях забо­леваний, когда эти симптомы могут исчезнуть либо маскируются ослож­нениями или другими заболеваниями. Например, в редких случаях диф­фузных заболеваний почек может иногда отсутствовать даже такой существенный признак, как альбуминурия, при пневмонии — повышение температуры тела и т. п.

Другая формулировка первого принципа дифференциации гласит: наблюдаемый случай заболевания не принадлежит к виду, с которым мы его сравниваем, так как в данном случае мы находим симптом, который в сравниваемом виде заболевания никогда не встречается. Это положение имеет еще более относительное значение, чем первое, поскольку оно не­применимо к случаям сложных заболеваний и поэтому не всегда исклю­чает предполагаемую болезнь.

Второй принцип дифференциации — исключение через противопо­ложность — выражается так: наблюдаемый случай не есть то заболева­ние, с которым мы его сравниваем, так как при заболевании, с которым сравнивается данный случай, постоянно встречается симптом, прямо про­тивоположный. Например, при ахилии вряд ли может быть язва двенад­цатиперстной кишки, так как при ней наблюдается противоположный симптом — гиперсекреции. Все сказанное о первом принципе относится также и ко второму. К тому же следует добавить, что в различные периоды заболеваний некоторые симптомы переходят в свою про­тивоположность: возбуждение — в торможение и т. п., поэтому антагонизм симптомов имеет значение не менее относительное, чем их отсутствие.

Третий принцип дифференциального метода можно назвать принци­пом несовпадения признаков. Сравнивая качество, интенсивность и осо­бенности наблюдающегося симптома с симптомом того же порядка в сравниваемом заболевании, можно убедиться в их несовпадении, различ­ном характере и разном происхождении, что заставляет сомневаться и исключить предполагаемое заболевание. По такому принципу составля­ются дифференциально-диагностические таблицы.

Необходимо иметь в виду, что сравнение данного заболевания с кар­тиной предполагаемой болезни обеспечивает больший успех, чем уста­новление сходств или различия по одному или даже нескольким симпто­мам. Понятно, что метод дифференциального диагноза предполагает и требует дальнейшего исследования больного в тех направлениях, которые диктуются возможностями наличия тех или иных заболеваний с целью поисков симптомов, соответствующих предполагаемому заболеванию. В повторном дополнительном исследовании больного состоит преимуще­ство этого метода, которым достигается более полное наблюдение и от­крываются новые, до того не обнаруженные симптомы. С другой сторо­ны, применение метода дифференциальной диагностики способствует сравнению, пониманию и изучению дифференциально-диагностического значения отдельных симптомов и их особенностей.

Пятая фаза. На основе установленного сходства данного случая с определенным заболеванием и отличия его от всех остальных возмож­ных болезней выводится заключение о диагнозе.

Таким образом, дифференциальный метод диагностики путем исклю­чения по существу не столько прямо способствует постановке диагноза, сколько ведет к доказательству того, что наиболее сходное заболевание является более вероятным, чем другие, т. е. доказывает правильность диа­гноза путем исключения всех остальных возможностей.

Диагноз, который ставится путем прямого исключения всех остальных диагнозов, называется diagnosis per exclusionem, и в сущности не позволяет сделать вполне достоверного утверждения.

Дифференциальная диагностика играет в рассуждениях врача боль­шую или меньшую роль. Основная черта этого метода — широкая провер­ка всех перечисленных возможностей, что является последним этапом наиболее общего по форме пути всякого исследования. Проверка диагно­за идет параллельно продолжающемуся наблюдению, так как проверка осуществляется также на основании наблюдения тех следствий, которые выводят из высказанного предположения. Нужно отметить, что метод дифференциальной диагностики служит для проверки диагноза, но не объясняет особенностей состояния больного.

Распознаванием заболевания диагностика практически не заканчи­вается, так как изменяющееся состояние больного вызывает соответству­ющие изменения в распознавании, поэтому диагноз не может быть не ди­намичным, он должен развиваться и дополняться соответственно колеба­нием в состоянии больного. Изучение этих изменений служит также проверкой правильности первоначального диагноза.


Информация о работе «Пропедевтика внутренних болезней»
Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 49465
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
9447
1
0

... Больной женат с 86 года, имеет двух сыновей. Мать жива, отец умер в 78 лет от сахарного диабета. Других заболеваний у родственников не отмечает. Из перенесенных заболеваний: в 6 лет –желтуха (болезнь Боткина). После армии у пациента развилась выраженная экстрасистолия (вплоть до пароксизма), которую лечил настойкой боярышника; заболевание прошло после окончания института. В 2000 году лечился в ...

Скачать
20414
0
0

... [I]. Выбор терапии осуществляется в зависимости от клинической картины заболевания, возраста, показателей плотности костной ткани и особенностей нарушений костного метаболизма и гомеостаза кальция. Для лечения остеопороза, как правило, применяют комбинацию препаратов с разным механизмом действия. Соли кальция не используются как монотерапия при лечении остеопороза, но их применение является ...

Скачать
22580
6
0

... , что мать и отец больного страдали гипертонической болезнью; на основании данных объективного осмотра: расширение границ сердца влево, - можно поставить предварительный диагноз основного заболевания: гипертоническая болезнь III ст., тяжёлая артериальная гипертензия. На основании жалоб больного на высокую утомляемость в последнее время на работе, на основании данных анамнеза жизни, в котором ...

Скачать
178223
0
0

... бы обеспечить тот же кровоток по сосудам. В норме среднее давление равно 80-90 мм рт.ст. и относится к ряду важнейших физиологических констант._Академик Н.Н.Савицкий ., руководивший кафедрой пропедевтики внутренних болезней ВМедА с 1936 по 1962 гг., усовершенствовал метод артериальной осциллографии. С помощью созданного им механокардиографа стало возможным определять все виды АД (диастолическое, ...

0 комментариев


Наверх