СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1.   Экономическое положение в послевоенной Германии 4

2.   Программа национального спасения  6

3.   Старт экономических реформ 8

4.   Основные понятия и противоречия концепции, реализованной

Эрхардом, и периоды ее реализации  12

Заключение 20

Список литературы  21


ВВЕДЕНИЕ

Старшему поколению Бывшей Западной Германии есть чем гордиться. Это именно его трудом и потом поверженная и разрушенная страна за сравнитель­но короткий срок сумела после войны подняться на ноги и превратиться в одну из самых благополучных и про­цветающих в Европе. Сегодня для любого немца "дойче марк" не про­сто денежная единица, но некий сим­вол национального трудолюбия и экономической стабильности, позво­ляющий в глубине души свысока относиться не только к рублям и леям, но и к лирам, драхмам и прочим эскудо.

Восстановление Германии было не просто экономиче­ской победой. Это было прежде всего демонстрацией воли большинства населения вырваться из плена прошло­го, вновь обрести нацио­нальное достоинство.

Можно любить или не любить ненцев, можно иро­низировать над их страстью к порядку, дисциплине и при­вычкой «считать копейку», но надо признать, это была заслуженная победа трудо­любивого и мужественного народа, «Никакая экономи­ческая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля н честный труд всего народа не смогли справиться с ней» - эти слова Л. Эрхарда, произ­несенные им в декабре 1945 года, когда Германия еще лежала в руинах, можно было бы поставить эпигра­фом к любой книге, посвя­щенной экономической исто­рии Германии послевоенного периода.


1.           ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ

 

В чем же все-таки «секрет» быстрого возрож­дения германской экономики, ее необычной устойчивости и жизнеспособности? Трудо­любие трудолюбием, но каждый человек должен знать, зачем и во имя чего он трудится, быть уверенным, что трудится он не на­прасно. Если же этого нет, если экономический курс политического руководства ведет в никуда, если само правительство постоянно ша­рахается из стороны в сторону и руководит народом по принципу «иди туда - не знаю куда, ищи то - не знаю что», то всякий труд скоро превращается в сизифов, а затем у людей и вовсе пропадает желание работать.

Все эти, в общем-то, нехитрые ис­тины хорошо понимал и максимально учитывал в своей практической поли­тике Эрхард, под руководством которого в 1948 году в Германии началось осуществление денежной и экономической реформ. Старт был трудным и мучитель­ным. Промышленное производство составляло всего 40 процентов от уровня 1936 года. Катастрофически не хватало самых элементарных това­ров. Неимоверно разбухшая денежная масса не оставляла шансов для прове­дения сколько-нибудь разумной де­нежно-финансовой политики. Про­цветали спекуляция и черный рынок. Подлинной валютной единицей стала пачка американских сигарет.

«Господ­ствовали голод, нужда и экономический хаос. Люди были переполнены сомнениями, деморализированы и без какой-либо надежды на улучше­ние в будущем».

«Было рассчитано, что в среднем на одного немца только каждые пять лет производилась одна тарелка, каждые двенадцать — пара обу­ви, что только каждый пятый младенец мог лечь в собственную кровать и лишь каждый третий немец имел шансы лечь в собственный гроб».

Политика оккупационных властей тогда строилась на идеях возмез­дия, наказания и опекунства. При этом они переняли от нацизма команд­ную экономику с ее тотальным рационированием, дефицитом, контро­лем над ценами, финансами, экспортом и импортом.

«Против введения рыночного хозяйства были в то время СДПГ и ХДС (то есть обе главные партии Западной Германии), а так­же профсоюзы. СДПГ требовала «социалистическое хозяйство путем планомерного управления»... ХДС заявлял в своей Аденской программе:

«Планирование и регулирование экономики являются необходимыми в значительном объеме еще длительное время»... и предлагал обобщест­вить горное дело и металлургию. Профсоюзы хотели введения общест­венной собственности в ключевых отраслях...».

Первоначально экономическая политика ХДС как правящей в то время партии была изменена по политическим мотивам — из-за жестко­го противостояния с Восточной Германией, где началось строительство командной экономики. Одновременно союзники осознавали, что после­военное возрождение Европы невозможно без Германии (в Америке был принят план Маршалла, где была предусмотрена значительная по­мощь также и Западной Германии, кроме того, западные союзники от­казались от получения репараций), а что последнее невозможно без предоставления немцам определенной самостоятельности. Так в запад­ных оккупационных зонах был избран Экономический совет, который играл роль ограниченного парламента. В марте 1948 г. Л. Эрхард из­бран экономическим директором этого совета. С какими же проблема­ми он сразу столкнулся и как он собирался их решать, то есть какова была его программа?


2.           Программа национального спасения

По своим экономическим взглядам Эрхард был убеж­денный «рыночник». Высо­коквалифицированный уче­ный-экономист, он еще в годы войны убедился в па­губности методов финансо­вой и хозяйственной полити­ки национал-социализма, включавшей в себя все ос­новные атрибуты командной системы: планирование «сверху», административное распределение ресурсов, жесткий контроль над цена­ми, диктат крупнейших про­изводителей-монополистов, разросшийся до гигантских размеров военный сектор в промышленности. Эрхард называл такую экономику "принудительной".

Ключевые положения экономической философии самого Эрхарда сводились к следующему:

1. «Принудительная» эко­номика не может быть эф­фективной никогда, нигде и ни в какой форме. Альтерна­тива командной системе одна, и другой в природе не существует. Это рыночная экономика, основанная на свободе, конкуренции н взаимной ответствен­ности граждан и государства.

2. Демонтаж командной системы и замена ее рыночной не могут быть растянуты во времени, поскольку законы функционирования обеих систем являются взаимоисключаю­щими, а попытки сидеть между двумя стульями - худшая политика, которая может привести только к окончатель­ному хаосу и полной дезорганизации экономики. «Критическую массу» рыночных преобразований надо про­водить быстро, решительно и после­довательно.

3. Восстановление жизнеспособ­ной денежной единицы - не законо­мерный итог заключительного этапа реформ, а отправная точка и необхо­димая предпосылка успешного про­движения к цели. Инфляционная «накачка» экономики, какими бы благими целями она ни оправдыва­лась, всегда контрпродуктивна по своим конечным результатам.

4. Государство обязано активно вмешиваться в экономический про­цесс. Но направление, характер и способы такого вмешательства долж­ны ориентироваться на поддержку свободного рынка, на защиту рынка от социального популизма и ижди­венчества.

5. Социальная функция государства заключается не в том, чтобы «поровну распределять нищету», а прежде всего в том, чтобы обеспечить условия для эффективного производства. Прежде чем что-то распределять, надо это «что-то» произвести. Что же касается самого распределения, то здесь главная задача государства - забота о слабых. Для тех же, кто в силах позаботиться о себе сам, оно обязано создать необходимые усло­вия.

Убедить немцев в том, что единствен­ное спасение от нищеты и голода, от засилья спекулянтов и бюрократов - это отказ от карточной системы, «отпуск» цен, замена старой обесце­ненной рейхсмарки на новую и быст­рый запуск всех рыночных механиз­мов, оказалось непросто. За двена­дцать лет господства нацистской разновидности «социализма» и три года послевоенной разрухи люди отвыкли работать без кнута, отвыкли от мысли, что за свою работу можно получить полновесные деньги, отвы­кли от инициативы, свободы и нераз­рывно связанной с ней ответственно­сти за самих себя. Все боялись: как бы не стало еще хуже. В условиях не­хватки самых элементарных товаров распределительная система под кон­тролем оккупационных властей мно­гим представлялась наименьшим злом.

Не было единодушия и среди за­падных оккупационных властей. В Англии пришедшее после окончания войны к власти лейбористское прави­тельство увлеченно занималось экс­периментированием с широкомас­штабной национализацией промыш­ленности. Соответственно в британ­ской зоне больше сочувствия вызывали взгляды и позиции социал-демократов, чем либеральные проек­ты Эрхарда.

Наибольшее понимание Эрхард встретил у американцев, хотя и здесь было немало сторонников кейнсианских рецептов выхода из «великих депрессий». И тем не менее именно американцы в конечном счете наибо­лее решительно поддержали ту глав­ную цель, к которой стремился Эр­хард, - освободить германскую эко­номику от пут командно-­административных методов ведения хозяйства н вернуть ее на рыночные рельсы.



Информация о работе «Экономическое чудо в Германии»
Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 36782
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
41697
0
0

... кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. «Экономическое чудо» закончилось, но благодаря нему Япония достигла западных стандартов благосостояния. 2. «Южно-Корейское» экономическое чудо О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962- ...

Скачать
45024
0
0

... развития как постепенной эволюции, учет факторов экономической истории, понимание необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Западногерманский неолиберализм как важнейшее звено европейской и мировой экономической мысли и теоретическая основа социального рыночного хозяйства окончательно сформировался в первое десятилетие после второй мировой войны. Практическое осуществление ...

Скачать
39984
2
1

... помощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются частными инвестициями, то отраслевые - государственными. 4.2. Результаты «японского экономического чуда» Вступив в после военный период с разрушенной и дезорганизованной экономикой, пережив затяжное и длительное восстановление, Япония в 50 - 60-х годах продемонстрировала быстрый рост, по своим темпам опережающий развитие других крупных ...

Скачать
39968
0
0

... за 1951 – 1968гг. среднегодовой темп роста промышленной продукции составил 14,6% против 5,5% всего капиталистического мира, в том числе 4,5% для США, что позволило заговорить о «японском экономическом чуде». Экономический бум, особенно усилившийся в 60-е гг., в основном прошел за счет интенсивных факторов роста, активного включения Японии в НТР. Наряду с усовершенствованием прежней номенклатуры ...

0 комментариев


Наверх