Е. Ю. Акимова
За последние десятилетия педагогическая система претерпела значительные преобразования. В практику введены измененные формы и методы обучения, обновлено содержание образования, пересмотрены его цели и критерии успешности. Это повлекло разработку широкого спектра разнообразных систем обучения, педагогических технологий, учебных программ, учебников и пособий, типов и видов образовательных учреждений. Многообразие указанных элементов, соответствующих основным идеям государственной образовательной практики, составляет вариативность современного образования.
Но было бы неправильно определять вариативность содержания и организации характерной чертой лишь современной педагогической практики. Мы убеждены, что вариативность определяет ее на всем протяжении существования. Рассмотрим высказанное предположение на примере становления начального образования.
Анализ трудов Н. А. Константинова, А. И. Пискунова, В. Рихтера, В. Я. Струминского, Г. Фальборка, В. Чарно-лусского позволил определить основные этапы развития вариативности отечественного начального образования.
1 этап связан с зарождением системы начального образования. У ее истоков стоят древнерусские школы, созданные с целью распространения просвещения при взаимодействии языческой и христианской культур, содержащих в себе элементы народной педагогики восточных славян и культурного наследия Византии, в том числе опыта античного воспитания и образования. В течение достаточно длительного периода (IX-XVII вв.) не только накапливался педагогический опыт, но и развивалась отечественная педагогическая мысль, и совершенствовалась методология обучения. Его содержание и формы, отвечая целям христианско-этического просвещения, на данном этапе были лишены единообразия.
О распространении просвещения свидетельствуют факты появления первых образцов учебной ("Поучение детям" Владимира Мономаха, "Грамматика" И. Дамаскина, "Изборники", букварь В. Бурцева, букварь "словено-российских письмен" К. Истомина и др.) и методической ("Степенная книга" митрополитов московских Макария и Киприяна, Устав Луцкой братской школы, "Гражданство обычаев детских" Е. Славенецкого, "Обед душевный" и "Вечеря душевная" С. Полоцкого и др.) литературы; возникновения двух типов школ: государственной школы повышенного типа и школы для подготовки образованного духовенства [5]. На протяжении веков были выработаны методические принципы (последовательность в обучении, достижение прочности знаний посредством повторения) и приемы, облегчающие процесс учения.
2 этап (XVIII в.) характеризуется пересмотром общественного отношения к проблемам образования, трансформацией его целей от приведения человека к Богу до подготовки полезных государству на любом поприще людей. Его начало ознаменовано открытием первой государственной общеобразовательной школы математических и навигационных наук. Необходимость подготовки к обучению в ней обусловила создание двух типов начальных школ: двухклассной русской − с обучением чтению и письму и цифирной − с обучением счету и началам арифметики, хотя в методике обучения разновозрастного контингента учащихся 12-20 лет изменений не наблюдалось [2].
Для развития начального образования наибольшее значение имело постановление 1714 г. об организации в провинции цифирных школ с обучением детей 10-15-летнего возраста чтению, письму, арифметике, началам геометрии. Позднее, в 1721 г., в соответствии с "Духовным регламентом" были открыты начальные духовные школы и приходские школы грамотности при домах епархиальных архиереев, обучавшие чтению, письму, молитвам, основам церковных служб.
Наряду с новыми типами школ, широкое распространение сохраняло обучение у «мастеров грамоты».
Наблюдаемая альтернативность целей светского и религиозного образования сочеталась с вариативностью форм его организации в каждой из них в виде различных типов и уровней учебных заведений. Вариативность содержания заключалась в направленности программ обучения, предметных курсах, объеме учебного материала, различных принципах и дидактических методах.
Широкая организационная, содержательная, методологическая дифферен-цированность к середине XVIII века поставила острую задачу разработки единой общегосударственной системы народного образования. На ее создание большое влияние оказали взгляды И. Г. Посошкова, В. Н. Татищева. Качественные показатели изменения начального образования заключались в уменьшении числа школ старого типа, сокращении количества обучающихся у "мастеров грамоты", дьяконов и дьячков, поскольку более состоятельные ученики стремились обучаться в привилегированных школах и пансионах в городах.
Историческая ситуация и общий ход развития государства в конце XVIII века предъявляли новые требования к школьной системе, готовящей образованных людей и верных подданных. Организация единой общегосударственной системы образования, построенной на новых педагогических принципах, была возложена на "Комиссию об учреждении училищ" (1782 г.) во главе с П. В. Зава-довским и Ф. И. Янковичем, в качестве идейного консультанта. В ее организации приняли участие Барсов, Поповский, Светлов, Струговщиков, а также научно-учебные центры страны - Академия наук и Московский университет, сочетавшие в своей работе национально-педагогические традиции России и основные положения педагогической концепции Я. А. Коменского. В итоге школа объединила две преемственные ступени в виде 2-классных малых и 4-классных главных народных училищ. Курс малых училищ соответствовал двум классам главных училищ. Была регламентирована организационная сторона обучения, усовершенствована содержательная и методологическая.
В первом классе дети обучались азбуке, чтению, письму, сокращенному катехизису, священной истории, цифрам. Во втором классе должны были изучаться грамматика, письмо, чистописание, первая часть арифметики (в малых училищах - сокращенно: и первая, и вторая части), рисование и "предметы христианского закона и добродетелей". Следовательно, малые училища должны были готовить грамотных (умеющих хорошо читать, писать, считать) людей, знающих основы православной веры и правила поведения в обществе.
В третьем классе предполагалось изучение Евангелия, пространного катехизиса с доказательствами, второй части арифметики, всеобщей истории, землеописания Российского государства, русской грамматики, рисования. Факультативно, для желающих поступить в гимназию или университет, вводилось изучение латинского и иностранных языков [4].
Четвертый класс предполагал повторение пройденной русской грамматики, упражнение в сочинениях практического характера, изучение российской истории, всеобщей и математической географии, основ геометрии, механики, физики, естественной истории, гражданской архитектуры. Главные училища должны были давать более широкую подготовку, приближенную к средней школе с многопредметной программой и реально-практическим уклоном.
Согласно разработанному Уставу новых школ (1786 г.), впервые за всю историю начального образования устанавливались точные сроки приема учеников в училище, регламентировалось учебное время в течение дня, вводилась классно-урочная система. Изменения в организационной стороне обучения вызвали необходимость поиска новых, более эффективных в сложившихся условиях методов обучения: совокупное наставление, совокупное чтение, изображение через начальные буквы (мнемонический прием), составление и использование таблиц на уроках, вопрошение (катехизация). Были сформулированы и новые принципы обучения: учет возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, сознательность и наглядность в обучении, связь теоретических знаний с упражнениями в их практическом применении.
Введение новой школьной системы по Уставу 1786 г. и совокупность мероприятий, связанных с этим, изменили облик русской школы.
Согласно Н. А. Константинову, В. Я Струминскому, за период с 1785 по 1800 гг. количество школ возросло в 26 раз, учителей - в 20 раз, учеников - в 13 раз [4. С. 78]. Народные училища стали всесословными, в них были введены новые, более совершенные учебники и учебные пособия, обновлена методика преподавания. Но в селах, как правило, школ не существовало. Поэтому разработанная общегосударственная система начального образования по сути затронула лишь городскую систему учебных заведений. Необходимость общей реформы просвещения сохранялась.
... поиск в осуществлении этой задачи. Выводы по Главе I. Рассмотрев в первой главе современные тенденции развития начального образования, возрастные особенности личности младших школьников, сущность и условия оказания педагогической поддержки, мы пришли к выводам: Ø сейчас для концепции образования наступили переломные времена: происходит переход в сторону развивающего обучения, ...
... : регуляции внимания, динамической организации движения, моторной активности, общего эмоционального фона организации деятельности и т.д. 3. Разработка МОДЕЛИ вариативной системы дошкольного образования в условиях города 3.1 Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том ...
... для развития творческого потенциала (и, прежде всего, творческого мышления) для подрастающего поколения. Именно поэтому вопрос о проектировании познавательной среды для выпускников общеобразовательных школ в системе дополнительного образования является актуальным. С учетом выше изложенного, при проектировании познавательной среды необходимо учитывать и социокультурный контекст. Именно поэтому ...
... и личностная готовность ребенка к школьному обучению углубленно исследуется в работах Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгера, Е.Е. Кравцовой, Н.Г. Салминой и др. 1.3 Необходимость разработки и внедрения вариативных форм подготовки детей к школе Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и ...
0 комментариев