Герцен Александр Иванович, псевдоним - Искандер (1812 - 1870)
Прозаик, публицист, критик, философ
Родился 25 марта (6 апреля н.с.) в Москве. Он был внебрачным сыном богатого русского помещика И. Яковлева и молоденькой немецкой мещанки Луизы Гааг из Штутгарта. Мальчик получил вымышленную фамилию Герцен (от немецкого Herz - сердце). Воспитывался в доме Яковлева, получил хорошее образование, знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Глубокое влияние на Герцена оказала дружба с талантливым сверстником, будущим поэтом Н. Огаревым, которая продолжалась всю их жизнь.
Событием, определившим всю дальнейшую судьбу Герцена, было восстание декабристов, которые навсегда стали для него героями-патриотами, пошедшими "сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение". Он поклялся отомстить за казненных и продолжить дело декабристов. Летом 1828 он со своим другом Огаревым на Воробьевых горах, при виде всей Москвы, присягнул великому делу борьбы за освобождение народа. Этой клятве они остались верны до конца жизни.
Юношеское свободолюбие укрепилось в годы учения в Московском университете, куда он поступил в 1829 на физико-математический факультет, окончив его со степенью кандидата в 1833. В стенах университета вокруг Герцена и Огарева сгруппировался кружок передовой молодежи, серьезно занимавшейся политикой и социологией. Идеи свободы, равенства, братства, просвещения, идеи равноправия, в том числе женского, занимали внимание Герцена. В глазах начальства Герцен прослыл смелым вольнодумцем, весьма опасным для общества.
Летом 1834 был арестован и сослан в глухую провинцию: сначала в Пермь, потом в Вятку и во Владимир. Первый год в Вятке считал свою жизнь "пустой", поддержку находил только в переписке с Огаревым и своей невестой Н. Захарьиной, на которой женился, отбывая ссылку во Владимире. Эти годы (1838 - 40) были счастливыми и его личной жизни. Своеобразным художественным итогом первой ссылки явилась повесть "Записки одного молодого человека" (1840 - 41).
В 1840 вернулся в Москву, но вскоре (за "распространение необоснованных слухов" - резкий отзыв в письме к отцу о царской полиции) был отправлен в ссылку в Новгород, откуда вернулся в 1842. В 1842 - 47 публикует в "Отечественных записках" начатый еще в Новгороде цикл статей "Дилетантизм в науке" (1842 - 43). Второй философский цикл Герцена, "Письма об изучении природы" (1844 - 46), занимает выдающееся место в истории не только русской, но и мировой философской мысли.
В 1845 был завершен начатый еще в Новгороде роман "Кто виноват?" В 1846 написаны повести "Сорока-воровка" и "Доктор Крупов". В январе 1847 уезжает с семьей за границу, не предполагая, что покидает Россию навсегда.
Осенью 1847 в Риме он участвует в народных шествиях, манифестациях, посещает революционные клубы, знакомится с видными деятелями итальянского национально-освободительного движения. В мае 1848 возвратился в революционный Париж. Позже об этих событиях напишет книгу "Письма из Франции и Италии" (1847 - 52). В июньские дни 1848 стал свидетелем поражения революции во Франции и разгула реакции, что привело его к идейному кризису, выразившемуся в книге "С того берега" (1847 - 50). Осенью 1851 пережил личную трагедию: во время кораблекрушения погибли его мать и сын. В мае 1852 умерла жена. "Все рухнуло - общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье".
В 1852 переезжает в Лондон, где начинает работу над книгой-исповедью, книгой воспоминаний "Былое и думы" (1852 - 68).
В 1853 Герцен основывает Вольную русскую типографию в Лондоне. (Примеяательно, что именно в эти годы Лондон и Париж готовят и в марте 1854 года заключают военный союз совместно с Турцией против России, а в сентябре 1854 года высаживают военный десант в Крыму. Таким образом полученная Герценым возможность вести пропагандисткую работу именно из Лондона не была случайной. - Прим. ред.) В 1855 начал издавать альманах "Полярная звезда", летом 1857 вместе с Огаревым приступил к выпуску газеты "Колокол". Это была трибуна, с которой он мог обратиться с вольным словом к народу. Герцен объявил, что "Колокол" будет звонить обо всем, чем бы ни был затронут: нелепым указом, воровством сановников или невежеством Сената. Напечатанные на тонкой бумаге листы "Колокола" перевозились через границу и получили широкое распространение в России.
Последние годы жизни Герцена прошли преимущественно в Женеве, становившейся центром революционной эмиграции. В 1865 сюда было перенесено издание "Колокола". В 1867 он прекращает издание, полагая, что газета сыграла свою роль в истории освободительного движения в России. Своей главной задачей теперь Герцен считал разработку революционной теории. Весной 1869 он решил обосноваться в Париже. Здесь 9 января (21 н.с.) 1870 Герцей умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
Похожие работы
... . Одним из самых ярких явлений издательского дела XIX века стали бесцензурные издания А.И. Герцена и Н.П. Огарева, которые они готовили в Лондоне. 2. Вольная русская типография: создание и первые цели 2.1 Открытие первой свободной типографии Герцен прибыл в Англию в 1852 году, здесь он собирался провести немного времени, и изначально основным направлением деятельности не было открытие ...
... должно быть обязательно увязано с нравственным, в пределе религиозным воспитанием. "Школа, - писал Киреевский, - должна быть не заменою, но необходимым преддверием церкви". Но почему же тогда Герцен и другие радикально настроенные интеллигенты сами не занимались научными исследованиями, не преподавали в университетах, а предпочитали превращаться в "кающихся дворян", социалистов и революционеров? ...
... , что она с ней в обратном соотношении: чем больше сознания, тем больше самобытности; чем меньше сознания <...> тем больше среда поглощает лицо» (VI, 120). Достоевский, как и Герцен (хоть и позже — по особенностям судьбы), остро ощущает необходимость всеобъемлюще осмыслить духовную катастрофу раздавленной в Европе идеи свободы. Прочувствовав лично торжество «стоглавой гидры мещанства» на ...
... достоянием молвы, Герцену нужно было, чтобы третейский суд европейской демократии разобрался в его отношениях с Гервегом и признал правоту Герцена. Но успокоение Герцен нашел не в таком «суде» (его и не было), а в работе: он «принялся […] за „Былое и думы“ и за устройство русской типографии». Автор пишет о благотворном одиночестве в его тогдашней лондонской жизни («одиноко бродя по Лондону, по ...
0 комментариев